СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка мастер - класса по русскому языку "Деловое письмо. Заявление.". Заявление

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деловое письмо является одной из самых сложных тем для детей с нарушением интеллекта, так как возможности  школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка мастер - класса по русскому языку "Деловое письмо. Заявление.". Заявление»


ГКОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Варгашинская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»








Методическая разработка урока

по теме:


«Деловое письмо. Заявление»

8 класс
















Составитель: С.В. Южакова,

учитель русского языка и чтения







2015 год







Актуальность.

"Деловое письмо" является одной из самых сложных тем для детей с нарушением интеллекта, так как возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. А ведь знания и умения, полученные учащимися при работе с деловыми бумагами, очень важны для адаптации и интеграции детей в обществе. Учащиеся должны не просто автоматически заучить образцы заполнения деловых бумаг, а осознанно и с пониманием работать над текстом. Тогда их не будут пугать новые формы документов.

На практике мне пришлось столкнуться с тем, что, даже владея формами верного оформления документов, ребенок зачастую не может применить их в реальной жизни. Отсутствие умения проанализировать и правильно заполнить деловые бумаги вызывает негативную социальную реакцию, которая выражается в боязни обратиться к руководителю учреждения, работнику одной из служб быта и т.д. Поэтому в свои уроки по данной теме я включаю специальные коррекционные задания, направленные на практическую подготовку детей, способствующую социальной адаптации и повышению уровня общего развития учащихся.

Знакомясь с каждым новым видом деловой бумаги, ученик должен учесть сферу ее применения, верность отбора и использования необходимых языковых средств.

Тема учебного занятия: «Деловое письмо. Заявление». 8 класс.

Цель урока: формирование знаний и умений, обучающихся по составлению заявления о приёме на работу.

Задачи урока:

образовательные:

вспомнить требования к составлению заявления, рассказать о необходимости умения писать заявления о приёме на работу, учить составлять текст заявления о приёме на работу;

коррекционно-развивающие:

способствовать развитию познавательных способностей, корригировать и развивать мыслительные процессы через соотнесение понятий с их определениями, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать связную устную и письменную речь через ответы на вопросы учителя;

воспитательные:

формировать положительную учебную мотивацию при составлении заявления, прививать культуру оформления документа.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки.

Продолжительность учебного занятия: 45 минут.

Планируемые результаты:

расширить сведения об официально-деловом стиле;

познакомиться с образцами деловых бумаг;

научиться составлять заявление.

личностные: 

формировать  способность к саморазвитию;

воспитывать ответственность;

воспитывать  наблюдательность, аккуратность.













«Деловое письмо. Заявление»


Ход урока



  1. Организационный момент, проверка готовности к уроку,

психологический настрой.



Мы рады приветствовать вас в классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.


– Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей хорошее, и будет ещё лучше. Итак, начинаем наш урок.

- Сядьте удобно и повторяйте за мной хором: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю».


2. Введение в тему.

Ребята, мы живем в достаточно сложном, но очень интересном мире, в очень интересное время. И я хочу пожелать, чтобы вы нашли себя, свое место, свое основное занятие и были лучшими на своем месте и в своем деле.

На сегодняшнем занятии мы продолжим знакомство с правильным заполнением деловых бумаг.

- Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам.

Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку или заполнять бланк доверенности. Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов.

Вспомним, какие виды деловых бумаг мы с вами уже научились заполнять?

(автобиография, расписка, объяснительная записка, объявление, доверенность).

- А сейчас вы прочитаете тексты деловых бумаг и определите их назначение.



Я, Светлана Александровна Сметанина родилась 07.10.1985 года в городе Екатеринбурге. В 2003 г. поступила в МГУ (Автобиография)



28 декабря 2014 г. в 16.00 в школе состоится НОВОГОДНИЙ БАЛ МАСКАРАД. (Объявление)



Я, Иван Юрьевич Сидоров, взял 12.12.2014г. напрокат коньки у Алексея Викторовича Попова и обязуюсь вернуть их 14.12.2014г. (Расписка)



Я, Дружинин Данил, опоздал на урок русского языка, потому что находился на улице и не слышал звонка…(Объяснительная)



- Молодцы, с заданием вы справились, хорошо.

- И сегодня на уроке мы научимся правильно составлять и заполнять заявление.

Разберём, как правильно нужно располагать на листе текст заявления.



3. Работа в тетрадях

Откройте рабочие тетради. Запишите дату, тему урока.

Тема урока: Деловое письмо. Заявление.



4. Словарная работа

Сейчас мы с вами проведем небольшой словарный диктант.

Задание: по толкованию лексического значения угадать слово, записать его в тетрадь.

  1. Описание своей жизни. (Автобиография)

  2. Описание чьей-то жизни. (Биография)

  1. Документ, которым доверяется кому-нибудь действовать от имени

выдавшего этот документ. (Доверенность)

  1. Деловая бумага, служащая доказательством чего-либо,

подтверждающая право на что-либо. (Документ)

  1. Обязательное правило, постановление, установленное верховной

государственной властью. (Закон)

  1. Сообщение, донесение до всеобщего сведения. (Объявление)

  2. Письменная просьба о чем-либо (Заявление)

Задание: разобрать слово «заявление» по составу (найти окончание, корень, суффикс, приставку).

5. Сообщение нового материала



Учитель: - Ребята, кто ни будь из вас, уже писал заявление?

- Что такое заявление?



Ученик: Заявление – это вид деловой бумаги. В нем кратко и точно излагается просьба о чем-либо:

  • о приеме на работу, в техникум;

  • об увольнении;

  • о предоставлении отпуска;

  • о восстановлении утерянного документа;

  • о материальной помощи.

Учитель: Как вы думаете, к кому может быть адресовано заявление?

Ученик: Заявление может быть адресовано - должностному лицу

(руководителю)

Учитель: Кого мы называем руководителем?

Ученик — Руководитель - тот человек, кто руководит кем-либо, чем-либо; 

начальник,  глава.

- Директор - руководитель предприятия, учреждения или среднего учебного заведения.



6. Знакомство с образцами заявлений на поступление в учебное заведение.

Директору Варгашинского

профессионального техникума

Туйчиевой Г. К.

выпускницы 9 класса

Лобовой Светланы


заявление.
Прошу принять меня на обучение в Варгашинский профессиональный техникум по профессии повара.
Приложение:

  1. Копия свидетельства об образовании.

  2. Копия паспорта.

  3. Автобиография.

  4. Медицинская справка.

    30.07.2015 г. Лобова С.А.



7. Беседа по содержанию образцов заявления


Разберём, как правильно составлять и располагать на листе текст заявления.

    1. Заявление состоит из трёх частей:

- первая часть к кому обращаемся,

- вторая часть – кто обращается,

- третья - непосредственно, сама просьба.

2. Эти части имеют свои места. В верхней правой части листа располагаются первая и вторая части заявления, ниже и по центру листа заполняется основная часть заявления, если требуется, то прилагается приложение.

3. После написания заявления ставится число и подпись писавшего.


- Где указывается, к кому адресовано заявление? (В правом верхнем углу листка). Определите падеж. (Д.П.)
- Что еще указывается в правом верхнем углу листка? (От имени кого написано заявление). Определите падеж. (Р.П.)
- О чем говорится в тексте заявления?
(Излагается просьба,
кратко, в стиле литературной грамотной речи)

- Что указывается в приложении? (Перечень документов, которые прилагаются к заявлению, если это требуется)
- Что пишется под текстом заявления? (Дата, подпись)


НАГЛЯДНАЯ ОПОРА-ПАМЯТКА (находится на партах учеников)

Работа с планом составления заявления.

Название адресата, к которому обращаются с просьбой.

Должность, фамилия, имя заявителя (в родительном падеже).

Название документа.

Просьба. Приложение.

Дата.

Подпись.

Изучение правил написания заявления.

Место в верхнем левом углу остается для подписи директора, руководителя «Разрешаю» или «Не разрешаю».

Слева оставляются поля, чтобы подшить заявление к другим документам.

Первую точку ставим после слова заявление

Слово заявление пишется с маленькой буквы посередине листа.

Изложение просьбы пишется с красной строки.

Дата написания заявления ставится внизу слева.

Подпись автора заявления ставится внизу справа.



  1. Физминутка.



9. Закрепление нового материала



Упражнение на освоение словаря

доверить                         

 предоставить

 оказать

принять 

освободить



Учитель: Какие из этих глаголов могут быть использованы в текстах заявлений?

Учитель: Почему вы исключили слово «доверить»?



10. Упражнение на отработку построения и грамматического оформления предложения. Работа в тетрадях.



1. НА ДОСКЕ КАРТОЧКИ С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ (либо на проекторе):



 Прошу предоставить … .

 Прошу оказать … .

Прошу освободить … .



Учитель: Прочитайте предложения на карточках, какие это предложения?

(незаконченные предложения).

Учитель: Как вы думаете, что нужно сделать?

Ученик: Продолжить эти предложения.

Учитель: Выполните задание (при проверке каждый вариант зачитывают

1-2 учащихся, выбирается более удачный).



2. Карточка № 1

  Отредактируйте текст заявления:

 Очень прошу Вас предоставить мне путёвку в санаторий

с 03 июля 2015г. Убедительно прошу в просьбе не отказать. Председателю профсоюзного комитета школы - интерната Зеленцовой А.А. от воспитателя школы Сергеевой Л.И. 

Учитель: Измените данные предложения так, чтобы получился текст заявления. Запишите.



Карточка № 2 



Прочитайте текст. Сформулируйте устно просьбу, изложенную в тексте. Каких реквизитов не хватает в этом заявлении для того, чтобы оно стало документом? Отредактируйте текст заявления.



 Начальнику почты. Прошу Вас принять временно на работу разносчиком телеграмм. С 23 марта по 14 мая 2013 года. Прошу не отказывать в моей просьбе. Я буду очень стараться Ребров.

11. Закрепление.

Задание:

Найди и исправь ошибки в документе,


Директору Варгашинского

завода ППСиО

Казакову В.В.

от слесаря сборочного цеха

Филиппова В.И.


Заявление.


Прошу уволить меня по собственному желанию с 13.10.2014 года, в связи со сменой места жительства


2014 г. Филиппов В.И



(Учащиеся ищут и исправляют ошибки в написании заявления.)



Директору Варгашинского завода ППСиО

Казакову В.В.

слесаря сборочного цеха

Филиппова В.И.


заявление.


Прошу уволить меня по собственному желанию с 13.10.2014 года, в связи со сменой места жительства


01.10. 2014 г. Филиппов В.И


2. Найдите и прочитайте в заявлении следующие пункты:

- название адресата, к которому обращаются с просьбой;

- фамилия, имя, отчество заявителя;

- название документа;

- просьба;

- дата;

- подпись.

3. Задание: По карточкам самостоятельно составьте заявление.


12. Подведение итогов:

- Над какой темой мы работали сегодня?

Что нового узнали на уроке?

Я узнал…. Я вспомнил… Я должен знать…. (у каждого на карточке).


13. Выставление оценок.

14. Домашнее задание: Напишите заявление руководителю кружка (спортивной секции), попросите принять вас в кружок (секцию).




Литература

1. Андреев В. Деловая риторика: Практический курс общения, делового и ораторского мастерства. – М.,1995

2. Ахбарова Г.Х., Спиригайло Т.О. Деловое письмо: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2005.-103с.

3. А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя. Допущено Министерством образования Российской Федерации. Москва «Просвещение» 2002

4. Н.Н.Бебешина, В.П.Свириденков. Развитие речи на уроках русского языка в 5-7 классах вспомогательной школы. Из опыта работы. Под редакцией З.Н.Смирновой. Москва «Просвещение 1978.

5. Н.Н.Бебешина, Ф.Н.Самсонова. Уроки русского языка во вспомогательной школе 5-8 классы. Пособие для учителя. Издательство «Просвещение». Москва. 1970.

6. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Рекомендовано Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» Москва «Просвещение» 2006.