ГКОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Варгашинская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Методическая разработка урока
по теме:
«Деловое письмо. Заявление»
8 класс
Составитель: С.В. Южакова,
учитель русского языка и чтения
2015 год
Актуальность.
"Деловое письмо" является одной из самых сложных тем для детей с нарушением интеллекта, так как возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. А ведь знания и умения, полученные учащимися при работе с деловыми бумагами, очень важны для адаптации и интеграции детей в обществе. Учащиеся должны не просто автоматически заучить образцы заполнения деловых бумаг, а осознанно и с пониманием работать над текстом. Тогда их не будут пугать новые формы документов.
На практике мне пришлось столкнуться с тем, что, даже владея формами верного оформления документов, ребенок зачастую не может применить их в реальной жизни. Отсутствие умения проанализировать и правильно заполнить деловые бумаги вызывает негативную социальную реакцию, которая выражается в боязни обратиться к руководителю учреждения, работнику одной из служб быта и т.д. Поэтому в свои уроки по данной теме я включаю специальные коррекционные задания, направленные на практическую подготовку детей, способствующую социальной адаптации и повышению уровня общего развития учащихся.
Знакомясь с каждым новым видом деловой бумаги, ученик должен учесть сферу ее применения, верность отбора и использования необходимых языковых средств.
Тема учебного занятия: «Деловое письмо. Заявление». 8 класс.
Цель урока: формирование знаний и умений, обучающихся по составлению заявления о приёме на работу.
Задачи урока:
образовательные:
вспомнить требования к составлению заявления, рассказать о необходимости умения писать заявления о приёме на работу, учить составлять текст заявления о приёме на работу;
коррекционно-развивающие:
способствовать развитию познавательных способностей, корригировать и развивать мыслительные процессы через соотнесение понятий с их определениями, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать связную устную и письменную речь через ответы на вопросы учителя;
воспитательные:
формировать положительную учебную мотивацию при составлении заявления, прививать культуру оформления документа.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки.
Продолжительность учебного занятия: 45 минут.
Планируемые результаты:
расширить сведения об официально-деловом стиле;
познакомиться с образцами деловых бумаг;
научиться составлять заявление.
личностные:
формировать способность к саморазвитию;
воспитывать ответственность;
воспитывать наблюдательность, аккуратность.
«Деловое письмо. Заявление»
Ход урока
Организационный момент, проверка готовности к уроку,
психологический настрой.
Мы рады приветствовать вас в классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.
– Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей хорошее, и будет ещё лучше. Итак, начинаем наш урок.
- Сядьте удобно и повторяйте за мной хором: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю».
2. Введение в тему.
Ребята, мы живем в достаточно сложном, но очень интересном мире, в очень интересное время. И я хочу пожелать, чтобы вы нашли себя, свое место, свое основное занятие и были лучшими на своем месте и в своем деле.
На сегодняшнем занятии мы продолжим знакомство с правильным заполнением деловых бумаг.
- Деловые бумаги занимают все большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам.
Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку или заполнять бланк доверенности. Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении простейших деловых документов.
Вспомним, какие виды деловых бумаг мы с вами уже научились заполнять?
(автобиография, расписка, объяснительная записка, объявление, доверенность).
- А сейчас вы прочитаете тексты деловых бумаг и определите их назначение.
Я, Светлана Александровна Сметанина родилась 07.10.1985 года в городе Екатеринбурге. В 2003 г. поступила в МГУ (Автобиография)
28 декабря 2014 г. в 16.00 в школе состоится НОВОГОДНИЙ БАЛ МАСКАРАД. (Объявление)
Я, Иван Юрьевич Сидоров, взял 12.12.2014г. напрокат коньки у Алексея Викторовича Попова и обязуюсь вернуть их 14.12.2014г. (Расписка)
Я, Дружинин Данил, опоздал на урок русского языка, потому что находился на улице и не слышал звонка…(Объяснительная)
- Молодцы, с заданием вы справились, хорошо.
- И сегодня на уроке мы научимся правильно составлять и заполнять заявление.
Разберём, как правильно нужно располагать на листе текст заявления.
3. Работа в тетрадях
Откройте рабочие тетради. Запишите дату, тему урока.
Тема урока: Деловое письмо. Заявление.
4. Словарная работа
Сейчас мы с вами проведем небольшой словарный диктант.
Задание: по толкованию лексического значения угадать слово, записать его в тетрадь.
Описание своей жизни. (Автобиография)
Описание чьей-то жизни. (Биография)
Документ, которым доверяется кому-нибудь действовать от имени
выдавшего этот документ. (Доверенность)
Деловая бумага, служащая доказательством чего-либо,
подтверждающая право на что-либо. (Документ)
Обязательное правило, постановление, установленное верховной
государственной властью. (Закон)
Сообщение, донесение до всеобщего сведения. (Объявление)
Письменная просьба о чем-либо (Заявление)
Задание: разобрать слово «заявление» по составу (найти окончание, корень, суффикс, приставку).
5. Сообщение нового материала
Учитель: - Ребята, кто ни будь из вас, уже писал заявление?
- Что такое заявление?
Ученик: Заявление – это вид деловой бумаги. В нем кратко и точно излагается просьба о чем-либо:
о приеме на работу, в техникум;
об увольнении;
о предоставлении отпуска;
о восстановлении утерянного документа;
о материальной помощи.
Учитель: Как вы думаете, к кому может быть адресовано заявление?
Ученик: Заявление может быть адресовано - должностному лицу
(руководителю)
Учитель: Кого мы называем руководителем?
Ученик — Руководитель - тот человек, кто руководит кем-либо, чем-либо;
начальник, глава.
- Директор - руководитель предприятия, учреждения или среднего учебного заведения.
6. Знакомство с образцами заявлений на поступление в учебное заведение.
Директору Варгашинского
профессионального техникума
Туйчиевой Г. К.
выпускницы 9 класса
Лобовой Светланы
заявление.
Прошу принять меня на обучение в Варгашинский профессиональный техникум по профессии повара.
Приложение:
Копия свидетельства об образовании.
Копия паспорта.
Автобиография.
Медицинская справка.
30.07.2015 г. Лобова С.А.
7. Беседа по содержанию образцов заявления
Разберём, как правильно составлять и располагать на листе текст заявления.
Заявление состоит из трёх частей:
- первая часть к кому обращаемся,
- вторая часть – кто обращается,
- третья - непосредственно, сама просьба.
2. Эти части имеют свои места. В верхней правой части листа располагаются первая и вторая части заявления, ниже и по центру листа заполняется основная часть заявления, если требуется, то прилагается приложение.
3. После написания заявления ставится число и подпись писавшего.
- Где указывается, к кому адресовано заявление? (В правом верхнем углу листка). Определите падеж. (Д.П.)
- Что еще указывается в правом верхнем углу листка? (От имени кого написано заявление). Определите падеж. (Р.П.)
- О чем говорится в тексте заявления? (Излагается просьба,
кратко, в стиле литературной грамотной речи)
- Что указывается в приложении? (Перечень документов, которые прилагаются к заявлению, если это требуется)
- Что пишется под текстом заявления? (Дата, подпись)
НАГЛЯДНАЯ ОПОРА-ПАМЯТКА (находится на партах учеников)
Работа с планом составления заявления.
Название адресата, к которому обращаются с просьбой.
Должность, фамилия, имя заявителя (в родительном падеже).
Название документа.
Просьба. Приложение.
Дата.
Подпись.
Изучение правил написания заявления.
Место в верхнем левом углу остается для подписи директора, руководителя «Разрешаю» или «Не разрешаю».
Слева оставляются поля, чтобы подшить заявление к другим документам.
Первую точку ставим после слова заявление
Слово заявление пишется с маленькой буквы посередине листа.
Изложение просьбы пишется с красной строки.
Дата написания заявления ставится внизу слева.
Подпись автора заявления ставится внизу справа.
Физминутка.
9. Закрепление нового материала
Упражнение на освоение словаря
доверить
предоставить
оказать
принять
освободить
Учитель: Какие из этих глаголов могут быть использованы в текстах заявлений?
Учитель: Почему вы исключили слово «доверить»?
10. Упражнение на отработку построения и грамматического оформления предложения. Работа в тетрадях.
1. НА ДОСКЕ КАРТОЧКИ С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ (либо на проекторе):
Прошу предоставить … .
Прошу оказать … .
Прошу освободить … .
Учитель: Прочитайте предложения на карточках, какие это предложения?
(незаконченные предложения).
Учитель: Как вы думаете, что нужно сделать?
Ученик: Продолжить эти предложения.
Учитель: Выполните задание (при проверке каждый вариант зачитывают
1-2 учащихся, выбирается более удачный).
2. Карточка № 1
Отредактируйте текст заявления:
Очень прошу Вас предоставить мне путёвку в санаторий
с 03 июля 2015г. Убедительно прошу в просьбе не отказать. Председателю профсоюзного комитета школы - интерната Зеленцовой А.А. от воспитателя школы Сергеевой Л.И.
Учитель: Измените данные предложения так, чтобы получился текст заявления. Запишите.
Карточка № 2
Прочитайте текст. Сформулируйте устно просьбу, изложенную в тексте. Каких реквизитов не хватает в этом заявлении для того, чтобы оно стало документом? Отредактируйте текст заявления.
Начальнику почты. Прошу Вас принять временно на работу разносчиком телеграмм. С 23 марта по 14 мая 2013 года. Прошу не отказывать в моей просьбе. Я буду очень стараться Ребров.
11. Закрепление.
Задание:
Найди и исправь ошибки в документе,
Директору Варгашинского
завода ППСиО
Казакову В.В.
от слесаря сборочного цеха
Филиппова В.И.
Заявление.
Прошу уволить меня по собственному желанию с 13.10.2014 года, в связи со сменой места жительства
2014 г. Филиппов В.И
(Учащиеся ищут и исправляют ошибки в написании заявления.)
Директору Варгашинского завода ППСиО
Казакову В.В.
слесаря сборочного цеха
Филиппова В.И.
заявление.
Прошу уволить меня по собственному желанию с 13.10.2014 года, в связи со сменой места жительства
01.10. 2014 г. Филиппов В.И
2. Найдите и прочитайте в заявлении следующие пункты:
- название адресата, к которому обращаются с просьбой;
- фамилия, имя, отчество заявителя;
- название документа;
- просьба;
- дата;
- подпись.
3. Задание: По карточкам самостоятельно составьте заявление.
12. Подведение итогов:
- Над какой темой мы работали сегодня?
Что нового узнали на уроке?
Я узнал…. Я вспомнил… Я должен знать…. (у каждого на карточке).
13. Выставление оценок.
14. Домашнее задание: Напишите заявление руководителю кружка (спортивной секции), попросите принять вас в кружок (секцию).
Литература
1. Андреев В. Деловая риторика: Практический курс общения, делового и ораторского мастерства. – М.,1995
2. Ахбарова Г.Х., Спиригайло Т.О. Деловое письмо: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2005.-103с.
3. А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя. Допущено Министерством образования Российской Федерации. Москва «Просвещение» 2002
4. Н.Н.Бебешина, В.П.Свириденков. Развитие речи на уроках русского языка в 5-7 классах вспомогательной школы. Из опыта работы. Под редакцией З.Н.Смирновой. Москва «Просвещение 1978.
5. Н.Н.Бебешина, Ф.Н.Самсонова. Уроки русского языка во вспомогательной школе 5-8 классы. Пособие для учителя. Издательство «Просвещение». Москва. 1970.
6. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Рекомендовано Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» Москва «Просвещение» 2006.