Мяликова Елена Анатольевна
педагог-психолог
Методическая разработка
«Неделя психологии»
Цель - приобщение к психологической культуре всех участников образовательного процесса через активизацию навыков сотрудничества, развитие чувства единения, создание положительного эмоционального настроя, повышение психологической компетенции, создание предпосылок для формирования активной жизненной позиции, а также укрепления физического и психического здоровья.
План работы недели психологии
Дата | День недели | Название мероприятия | Участники | Ответственные |
| Понедельник «День психологического здоровья» | - Открытие недели психологии. - Акция «Радуга настроений» . - Игры на перемене "Ролевая гимнастика". -Клуб для родителей «Заботливый мир» или «Радость общения». | Все участники ОУ 1-5 классы Родители уч-ся 1-4 классов | Психолог Классные руководители Психолог |
| Вторник «День откровений» | - Единый классный час «Я выбираю дружбу», «Толерантность и я». - Оформление стенда по результатам акции «Радуга настроений». - «Психологический забор». - «Лучший учитель - здоровый учитель». Релаксационное консультирование. - Акция «Гирлянда добрых дел». | 1-11 классы 5-11 классы Педагоги школы 1-4 классы | Классные руководители Психолог Психолог |
| Среда «День вежливости» | - Стенд для родителей "Добрые советы". - Акция «ТАЙНЫЙ ДРУГ» (комплименты). - Конкурс рисунков «Школа будущего». - Спектакль «Сказка о счастье». | Родители уч-ся 5-11 к. Все уч-ки ОУ 1-11 классы Уч-ся 6-7 кл. | Психолог Педагог – организатор |
| Четверг «День эмоций и чувств» | - Тренинг для учителей «Я глазами других». - Акция «Ларец радости». - Дебаты «Здоровье человека- сфера личной ответственности». | Педагоги нач.школы Все участ-ки ОУ 9-11 классы | Психолог Психолог Соц.педагог |
| Пятница "Тайный друг" | - Для педагогов акция: «Волшебный сад». - Психологический КВН для старшеклассников "Психология — это серьезно!" - Деловая игра «Пересадка сердца». | Педагоги школы 9-11 классы 8 классы | Психолог Соц.педагог |
| Суббота «Самопрезентация» | - Фестиваль презентаций «Портрет класса». - Отчет- презентация «По следам недели Психологии». | 5-11 классы | Психолог, классные руководители, педагог-организатор |
Акция «Радуга настроений» (На основе методики А.Н. Лутошкина.)
Цель: сравнительная оценка эмоциональной атмосферы в школе (в начале и в конце рабочего дня).
У входа в школу ставится два ящика Настроений: «Для учеников» и «Для учителей». В них всем входящим предлагается опустить квадрат, соответствующий текущему настроению. То же самое предлагается сделать перед уходом домой. Для определения эмоционального состояния с помощью цвета испытуемым предъявляется шкала цветового диапазона настроений:
красный - восторженное
желтый - приятное
зеленый - спокойное
голубой – грустное
Игры на перемене "РОЛЕВАЯ ГИМНАСТИКА"
Учащимся необходимо продемонстрировать, как они могут выразительно проговорить стихотворение с разными интонациями, в разных ролях.
Задания на карточках. Рассказать стихотворение А.Барто "Смотрит солнышко в окошко"
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку;
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку!
С ПУЛЕМЕТНОЙ ОЧЕРЕДЬЮ | СО СКОРОСТЬЮ УЛИТКИ |
КАК РОБОТ | КАК ИНОСТРАНЕЦ |
СО ЗЛОСТЬЮ | С ГОРДОСТЬЮ |
С РАДОСТЬЮ | С РАДОСТЬЮ |
черный - неудовлетворенное.
Клуб для родителей «Заботливый мир» или «Радость общения» - круглый стол с участием родителей по вопросу воспитания детей в атмосфере понимания, дружбы, заботы, искренности и доверия.
«Психологический забор» - способствует умению учащихся выражать своё мнение. Здесь предлагается написать свои высказывания, мнения, впечатления о наболевшем на заборе и пожелания – на дереве.
«Лучший учитель - здоровый учитель». Релаксационное консультирование. Цель: донести до педагогов необходимость понимания постоянной работы над своим внутренним психологическим состоянием ради собственного здоровья и благополучия. Личность учителя – это «инструмент» его педагогической профессии, и как всякий рабочий инструмент, она должна быть «в порядке» - ухоженной, отлаженной и сбалансированной.
Акция «Гирлянда добрых дел», где каждый из учащихся прикреплял в ввиде гирлянды сообщение о том, какое доброе дело он совершил. Эти записи велись на специальных разноцветных заранее приготовленных жетонах.
Акция «Тайный друг» - с целью активизации навыков сотрудничества, формирования у учащихся активной жизненной позиции, развития чувства успешности проводится игра с участием учащихся начальных и пятых классов. Накануне дня «Тайного друга» в классах размещаются афиши с подробной инструкцией к игре. В назначенный день классный руководитель напоминает об игре и призывает к активному участию в ней. В конце учебного дня классные руководители подводят итоги акции, обсуждают, что понравилось: получать или делать подарки, что мешало активному участию в акции, что они чувствовали в роли тайных друзей, какой подарок был наиболее удачен, стоит ли проводить такие акции?
Афиша:
«Всем, кто это видит
Только сегодня вы можете стать участником игры «Тайный друг».
Внимательно читайте правила игры.
Согласитесь, у нас в школе много симпатичных и приятных нам людей. Но не всегда мы выражаем свое доброе отношение к нему. Иногда этому мешает занятость, иногда забывчивость, иногда стеснительность. А сегодня мы можем проявить свои истинные чувства, а именно- выбрать того человека, который тебе нравится и стать его тайным другом, постараться сделать что-нибудь приятное своему избраннику. Это может быть подарочек, помощь, добрая шутка, приятная записка. Главное, чтобы избранник почувствовал ваше внимание и хорошее отношение. При этом не забывай, что ты – Тайный друг. Поэтому все добрые дела должны быть неожиданными и приятными.
Для педагогов акция: «Волшебный сад». Предлагаются несколько рубрик для советов коллегам:
- «Последняя неделя перед зарплатой» - как накормить семью дёшево, вкусно, питательно;
- «Сторожка с запасами»: Советы молодым специалистам: как минимум год продержаться или помогите выжить «новичкам»!;
- «Я беру с собой в дорогу» Когда иду в школу - беру с собой…Когда иду домой – беру с собой…
-«Как сохранить мир и любовь в семье педагога».
- «Как провести выходной день с пользой для здоровья?»
Акция «Ларец радости» направлена на создание благоприятного эмоционального климата в школе, на получение положительных эмоций. В специальный ящик собраны самые лучшие выражения и фразы. Каждый, кто подходит к ларцу, может вытащить фразу, предназначенную именно ему. «Ларец радости» работал только на переменах и имел большой успех среди учащихся.
Дебаты «Здоровье человека- сфера личной ответственности» - отработка навыков социального проектирования по пропаганде ЗОЖ. Рефлексивное обсуждение, выставка проектов.
Школа будущего – дети рисуют по теме «Какой я вижу школу через 100 лет?». Рисунки оцениваются индивидуально, оформляется стенд.
Спектакль «Сказка о счастье» (в актовом зале идет постановка импровизированного спектакля)
Рассказчик На свете жил один король, Богатый и могучий. Всегда грустил он. И порой Бывал мрачнее тучи. Гулял он, спал, обедал, А счастья он не ведал! Но вечно хныкать и тужить Бедняге надоело. Вскричал король: | Король «Нельзя так жить!» И с трона спрыгнул смело. Да вмиг порушить свой удел Не в королевской власти! |
Рассказчик И вот король в карету сел — И покатил за счастьем. Король в окошечко глядит, Карета быстро катится. Постой-ка, кто там на пути? Девчонка в драном платьице. | Девчонка — О, всемогущий мой король, Подать хоть грошик мне изволь. |
Король — Эй, попрошайка, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! — | Рассказчик Сказал король и укатил. А в синем небе месяц стыл… Карета мчится наугад Бог весть в какую сторону. Вдруг на пути стоит солдат, Израненный, оборванный. |
Солдат — О, мой король, — вскричал солдат, — Тебя я видеть очень рад! Прошу покорнейше: устрой Меня ты в услуженье, Я за тебя стоял горой, Я, право, бился, как герой, Я выиграл сраженье. | Король — А ну, служивый, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! — |
Рассказчик Сказал король и укатил. А в синем небе месяц стыл… Карета мчит во весь опор, Конь скачет, что есть духу. Вдруг на дорогу вышла с гор Сутулая старуха. | Старуха — Прости, любезный мой король, Старуху одинокую. Мой дом — вон, видишь, за горой, С утра ушла далёко я. Ношу из леса я дрова — Тяжелая работа. Гляжу вокруг, едва жива: А вдруг поможет кто-то… |
Король — А ну, старуха, пропусти Скорей мою карету Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! — | Рассказчик Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл… Вот лето кончилось. Жара Сменяется ненастьем. Король торопит: |
Король — В путь пора, Еще немного — и ура! Свое настигну счастье! | Рассказчик И все бы кончилось бедой — Сомненья в этом нету, Да старец с белой бородой Остановил карету. Перекрестившись, не спеша, Торжественно и строго Сказал: |
Старец — Заблудшая душа, Король, побойся Бога! Ты ищешь счастья для себя, Ты странствуешь по свету. Но, только ближнего любя, Найдешь ты счастье это. Скорей послушайся меня: Обратно разверни коня, Дитя согрей и накорми, Солдата в сторожа найми, Все это сделай, но сперва Старушке ты поможешь: Из дома довезешь дрова, Распилишь и уложишь… | Рассказчик Тут вышла полная луна. И осветила путь она. Нелегкий путь, обратный путь. Путь к счастью, не куда-нибудь. Король поныне во дворце Всем людям помогает. И счастье на его лице, Как ясный день, сияет! |
Психологический КВН — одна из форм массовых командных игр. Мотив веселого соперничества высвобождает энергетику, а содержание игровых заданий способствует развитию внимания, фантазии, сплоченности. Используемые формы работы делают общение с окружающими приятным, и способствуют развитию эмпатии и самосознания, формированию навыков взаимодействия друг с другом, навыков совместной деятельности, социальной адаптации. Для учащихся 9,10 и 11 классов с целью оптимизация внутригрупповых взаимоотношений, развития навыков группового взаимодействия, умения считаться со взглядами других, чувствовать группу и отдельных ее участников был проведён психологический КВН.
Деловая игра «Пересадка сердца» - с целью развития толерантности проводится игра для учащихся 8 классов. Работа ведется в подгруппах по 4-5 человек. Ребятам предоставляется возможность превратиться в хирургов и принять важное решение- кому пересадить одно донорское сердце. Решение должно быть единогласным. Каждая подгруппа получает список кандидатов на операцию. По окончанию обсуждения проводится рефлексия.
Фестиваль презентаций «Портрет класса» - проводится с целью сплочения классных коллективов, формирования навыков самопрезентации. Актив класса представляет всеобщему вниманию подборку из фотографий и видеоматериалов жизнедеятельности класса. Самые яркие и оригинальные презентации будут использованы в качестве заставки на общешкольных мероприятиях.
Отчет- презентация «По следам недели Психологии»- работа психологов по подведению итогов недели, выражение слов благодарности коллективу школы за активное участие в мероприятиях, анализ акций в виде фоторепортажа.
Педагог-психолог МБОУ СШ №6
г.Димитровграда _________________/Бакшутова В.Н.