СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Нетрадиционные техники рисования в работе по здоровьесбережению».

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Данная разработка будет полезна педагогам, которые готовят консультацию к родительскому собранию по теме о здоровьесбережении, отвечая на следующие вопросы: оказывает ли занятие изобразительной деятельностью положительное воздействие на здоровье ребенка? Являются ли современные техники и технологии изобразительной деятельности здоровьесберегающими?

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Нетрадиционные техники рисования в работе по здоровьесбережению».»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Камбарский Дом детства и юношества»







Методическая разработка

«Нетрадиционные техники рисования

в работе по здоровьесбережению».





Разработала: Силейкина Татьяна Валентиновна

Педагог дополнительного образования



Я, педагог дополнительного образования по изобразительному искусству. Мне очень нравится моя работа. Я считаю, что школа – самая удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее. Именно учитель открывает ребенку дверь в мир, и от того, как он это сделает, зависит будущее ребенка.

Я всегда с восторгом смотрю на детские рисунки. Сколько в них фантазии, находчивости, как непредсказуем взгляд ребенка на мир, окружающую жизнь. Детское творчество несет печать безудержной энергии – колористической, цветовой, пластической…

Но почему – то с возрастом у многих детей падает интерес создавать прекрасное, творить чудеса своими руками. В подтверждении этому есть у поэта Валентина Берестова замечательное стихотворение:

У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:

«А кто умеет рисовать?» -

Рук поднялось – не сосчитать.

Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

«Ну, кто умеет рисовать?»

Рук поднялось примерно пять.

В десятых классах Токмаков

Опять спросил учеников:

«Так кто ж умеет рисовать?»

Рук поднятых не видать.

А ведь ребята в самом деле

Когда – то рисовать умели.

И солнце на листках смеялось!

Куда все это подевалось?



И чтобы не случилось так, как написал поэт в условиях современной практики преподавания важно наличие у педагога личностно – ориентированной направленности. На уроках изобразительного искусства я подбираю методы, приемы и формы работы с учетом индивидуальных способностей детей, их возрастных особенностей, а также интеграции на различных этапах урока.



И.В. Гете «Учатся у того, кого любят».

"Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. Пабло Пикассо



Многие годы моей приоритетной работой является изобразительная деятельность. Значение ее велико. Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.

Работая с дошкольниками, педагоги направляют свои усилия на оздоровление детей посредством разных видов деятельности. Одной из главных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых не мыслим педагогический процесс современного детского сада.

Оказывает ли занятие изобразительной деятельностью положительное воздействие на здоровье ребенка?

Являются ли современные техники и технологии изобразительной деятельности здоровьесберегающими?


Здоровье – это целостное понятие, которое включает не отсутствие болезни,

а состояние физического, и социального благополучия.


Психическое благополучие – это полное соответствие паспортного возраста с развитием по всем умениям, необходимым для осуществления различных видов деятельности и развитием психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения). Занятия изобразительной деятельностью проводятся в соответствии с возрастными показаниями, решаются задачи по обучению соответствующих умений (вырезывания, лепки, наклеивания и т. д.) и решаются все задачи по развитию психических процессов.

Организация изобразительно – художественной деятельности и здоровьесберегающие технологии тесно взаимосвязаны. Если рассмотреть этот момент внимательно, то можно сказать, что здоровьесберегающий процесс в ДОУ – в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, социального и эстетического благополучия ребёнка.

Многие педагоги думают, что здоровьесберегающие технологии никак не связаны с изобразительной деятельностью, к сожалению, они глубоко заблуждаются. Если подойти к этой проблеме поближе, то можно сказать, что важнейшей характеристикой педагогических технологий является воспроизводимость.

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.

На занятиях по изобразительно – художественной деятельности осуществляются здоровьесберегающие подходы в работе с детьми:


1. Рациональная организация учебных занятий по изобразительно – художественной деятельности.

2. Проведения занятий по изобразительно – художественной деятельности с детьми.

3. Двигательные и эмоционально – психологические разгрузки на занятиях, выполнение требований СанПина к созданию условий для проведения интегрированных занятий по изобразительно – художественной деятельности.

4. Соблюдение требований к оптимальной сложности занятий.

5. Гуманный стиль общения детей и взрослых.

6. Эмоционально – положительный микроклимат.

7. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников.


Творчество не может существовать под давлением и насилием, оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с изобразительными материалами, как традиционными, так и с нетрадиционными, ребенок незаметно для себя, учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.

Из практики замечено, что дети, которые хоть раз поработали с нетрадиционными приёмами рисования, никогда уже не расстаются с ними.


В работе с детьми по нетрадиционному рисованию

рекомендуется использовать следующие изобразительные и бросовые материалы:


• поролон;

• зубная щетка;

• деревянные палочки;

• целлофан;

• листья деревьев;

• овощные штампы;

• пряжа;

• парафин;

• песок, соль, крупы;

• бумага, разная по структуре (гофрированная, глянцевая, бархатная, самоклеящаяся, цветная ксероксная и многие другие).

  • гуашевые и акварельные краски;

  • кисти № 2,3,5; кисти из щетины;

  • восковые и цветные мелки;

  • маркеры, фломастеры;

  • простые и цветные карандаши;

  • графитный карандаш или уголь, свеча;

  • глина, пластилин, соленое тесто.


Рекомендуется использовать разные техники и приемы

нетрадиционного рисования:

1.«Пальцеграфия» (рисование пальцами руки);

2.«Ладоневая живопись» (рисование ладошками);

3. Рисование ножками;

4. Рисование водой (с помощью пластиковой бутылочки);

5.«Эстамп – оттиск» (штампик из веревочки, из картона, из овощей, из бусин, катушки, из листочков любых других доступных бросовых материалов);

6. Рисование пластилином сухим способом и горячим (только показ взрослого);

7. Пластилиновый налеп;

8. Рисование поролоном как использование для фона, так и самостоятельного изображения;

9.«Набрызг» (разбрызгивание краски с помощью зубной щетки или жесткой кистью на бумаге);

10.«Тонировка» (рисование солью, песком, текстурой);

11.«Точкография» (рисование ватными палочками, корректором);

12.«Кляксография» (рисование цветной тушью);

13.«Штрихография» (рисование штрихами);

14.«Граттаж» (процарапывание рисунка с помощью деревянной палочки или пера);

15.«Абстракция» (мозаика);

16.«Монотипия» (двойная печать на бумаге);

17.«Диатипия» (сквозная печать на бумаге);

18. Клеевой рисунок (рельефно-выпуклое рисование клеем ПВА или канцелярским клеем);

19.«Выдувание» (рисование лёгкими с помощью трубочки от сока);

20.«Мыльные пузырьки» (рисование мыльными пузырями);

21.«Коллаж» (сочетание рисования, лепки и аппликации из разных материалов);

22.«Батик» (рисование на ткани);

23.«Резерв» (рисование парафином, восковыми мелками);

24.«Нитевая графика» (рисование нитками);

25. Рисование бусинками, шариками, камешками;

26.«Мокрая живопись» (рисование на мокрой бумаге);

27. Рисование по мятой бумаге;

28.«Гелевая графика» (рисование гелем на бумаге, картоне, фанере, пластике);

29.«Корректорная графика» (рисование корректором на темном фоне).

Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ:

  • развивает мелкую моторику руки;

  • вызывает целый комплекс положительных эмоций;

  • проявляет характер ребенка, его индивидуальность;

  • многообразие способов рисования;

  • многообразие средств рисования;

  • прививает любовь к изобразительному искусству;

  • непринужденно развивает творческие, креативные, художественные способности;

  • развивает сенсорное восприятие;

  • развивает речь;

  • развивает органы дыхательной системы;

  • интеллектуальное развитие ребенка;

  • происходит коррекция психических процессов и личностной сферы дошкольников;

  • развивает уверенность в своих силах;

  • развивает пространственное мышление;

  • дети учатся свободно выражать свой замысел.

Во время рисования пальцами рук и ног ребенок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой, что благотворно влияет на нервную систему, укрепляет и развивает её. А вот работа с креповой бумагой (гофре) и оракалом (самоклейкой), положительно влияет на психику ребенка, носит терапевтический характер и развивает мелкую моторику руки.

Малышам интересно рисовать – играть, тем более, эти приёмы положительно влияют на их здоровье. Творчество для них – это отражение душевной, эмоциональной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души и эмоций. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности и его здоровья: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификации в творческой деятельности, целенаправленность деятельности в целом, укрепление здоровья детей.



Во врачебной  практике существует лечение рисованием, живописью - изотерапия. На детей изотерапия действует особенно успешно, потому что рисование – естественная потребность ребёнка. У него нет «комплекса неумения».

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.

Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний.

Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт – терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеяно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений.

Главное, чтобы рисование приносило детям только положительные эмоции. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

Таким образом, можно сказать, что нетрадиционные технологии изобразительной деятельности являются здоровьесберегающими. А изобразительная деятельность, в основе которой заложено использование инновационных методик, традиционных и нетрадиционных приемов, техник и технологий оказывает положительное влияние на здоровье ребенка.





Рекомендации:

Художественное творчество – один из любимых видов детской деятельности.

  • Важным условием развития детского творчества является создание эмоционально – благополучной творческой атмосферы на занятиях по нетрадиционному рисованию.

  • Следует избегать дисциплинарных замечаний, излишней регламентации, упреков в адрес детей, у которых что-то не получается.

  • Необходимо ненавязчиво помогать детям, добиться результатов в работе.

  • Занятия по нетрадиционному рисованию должны вызывать у детей положительные эмоции, хорошее настроение, желание заниматься творчеством.

  • Для того, чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, можно использовать  детскую  литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Это позволит сделать  рисование доступными, содержательными и познавательными.


Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность  в рисовании, лепке, аппликации. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил.



Маленькие школьники часто отказываются рисовать, объясняя свое настроение простой фразой: «Я плохо рисую». Взрослым стоит задуматься, почему 7-8-летний ребенок уже вынес самому себе такой приговор. Виной всему правила обучения, которые с раннего возраста сопровождают ребенка, и сравнения с другими, лучшими работами сверстников. «Держи карандаш правильно», «Не размазывай краски», «Почему ты вылез за черту», «Посмотри, как у Алеши хорошо, а у тебя плохо» – так формируется комплекс неполноценности и неуверенность в себе.

Но рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать ребенку простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисовать. А как полезно взрослым вернуться в детство, и вместе с ребенком творить чудо, не поддающееся никаким правилам.



Альтернативное рисование – отличное средство от стресса и усталости.

Оживите свои будни – порисуйте вместе с детьми!

Веревочки, пуговички, листочки с дерева, ладошки и пальчики становятся прекрасными инструментами для создания творческих композиций. Потребность детей в передаче своих чувств удовлетворяется в рисовании не только красками. Любой красящий пигмент дает свои, особенные оттенки, которые дети тонко чувствуют. В ход идет и песок, и соль, и кофе. Удовольствию нет предела, когда нужно раскрасить пластик, гипс, стекло, ткань и другие, нетрадиционные материалы.

То есть, существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий только удовольствие.


Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно!


Рисование  нетрадиционными  техниками    раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование  необычными  материалами  и  оригинальными  техниками  позволяет  детям  ощутить  незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат  практической  деятельности -  художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют  осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.


Детям нравятся их собственные рисунки, они видят, что способны сотворить интересное, и это дает стимул для дальнейшей творческой деятельности. Дети пробуют свои силы, фантазируют на бумаге, страх и чувство, что «ничего не получится», уходят. Важно сберечь и развить лучшее в ребенке во благо ему. Интерес, удовольствие от уроков – залог дальнейшего увлечения творчеством и развития ребенка. Задача взрослого – с любовью зажечь творческий огонек в ребенке, поддержать его и умело направить. Педагог должен всегда знать, чем можно заинтересовать и удивить на занятиях своих детей.

Успехов в рисовании!

Классификация нетрадиционных техник рисования.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями детей, поэтому мною была разработана классификация нетрадиционных техник рисования, так как, правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно, от занятия к занятию.

Все используемые мною в процессе обучения детей нетрадиционные техники рисования были разделены на три уровня: простой, средний, сложный.

В первый уровень (или легкий) вошли техники, которые просты в применении, как по технике, так и по исполнению. Например, рисование в технике «Прижми и отпечатай» позволяет использовать детям все те доступные материалы, с помощью которых можно сделать оттиск на листе бумаге (пробки, фигуры из поролона, картона или картофеля, сухие листья и много другое). А также оттиск ладошками или пальчиками, комочками салфеток, оттиски в технике «Монотипия» и «Диатипия», где с помощью цветных пятен получаются замысловатые фигуры. Также просты в обращении такие материалы как восковые свечи, цветные мелки и даже зубная паста, используемая вместо обычной белой гуаши к тому же с приятным запахом клубники или банана. Для всех этих средств используется цветная бумага, благодаря чему образы в рисунках получаются лёгкими и воздушными. То есть, на первых этапах обучения, дети испытывают радость, эмоциональный всплеск, уверенность в своих возможностях.

Ко второй группе я отнесла такие техники, которые усложняются по своему использованию и направлены на усвоение изобразительных, технических навыков и умение комбинировать их с ранее знакомыми техниками, а также усложняется и тем, что многие материалы детям приходится изготовлять самостоятельно. Например, чтобы использовать технику «Рисование ребром картона», детям необходимо приготовить и нарезать картон, разный по величине и структуре, в зависимости от того, что будет изображаться. Для использования техники «Ниткопись», также необходимо приготовить все необходимые материалы, в том числе и нитки, разных по длине и толщине. Немало усилий требуется для выполнения рисунков в технике «наката», где необходимо изготовить валик из под ручных средств. А для техник «Набрызг по шаблону или по трафарету» - надо нарисовать и вырезать шаблоны для дальнейшего применения с использованием зубной щётки. Таким образом, у детей проявляется самостоятельность, активность, усидчивость, аккуратность, и самое главное, творчество.

Третий уровень выделяется тем, что техники не только усложняются по своему применению, но и требует комбинирования трёх видов деятельности: рисование + лепка + аппликация, а также применение бросового материала (перья, пенопласт, яичную скорлупу, вату, крупу и многое другое). Техника «Пластилиновый налеп», сложна тем, что детям необходимо активно раскатывать пальчиками маленькие кусочки пластилина и прижимать их плотно друг к другу. Результат превосходит все ожидания: работа получается объёмной и раскрывает внутренний мир замысла. Не менее сложна работа с применением манной крупы или соли, используемые в аппликации для изображения снега, метели, которые в свою очередь, придают образу живой смысл и объём. В несколько этапов изготовляется техника «Граттаж»: фон, слой воска, грунтовка тёмного цвета и рисование (процарапывание) тонким предметом. Очень привлекает внимание техника «Мыльные пузыри», так как дети сами готовят мыльный раствор, добавляют в него цветные краски и радуются от того, что пузыри опускаются на лист бумаги и лопаются, оставляя полупрозрачные следы, после чего получаются интересные образы.

Данная классификация разрабатывалась на основании собственного опыта работы, в течение пяти лет. В течение этого времени техники апробировались, происходили изменения в составе каждого уровня и, в итоге сложилась трехуровневая классификация. В неё могут вноситься изменения, а техники преобразовываться или пополняться.

Подготовленный материал рекомендуется использовать воспитателям, методистам, учителям начальных классов, руководителям ИЗОдеятельности, педагогам дополнительного образования.









Литература:




1. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. –М. 2007.

2. Дубровская Н. В. Витражи из цветной бумаги. – С-Пб. 2009.

3. Дубровская Н. В. Чудесные тарелочки. – С-Пб. 2009.

4. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. - Москва. 2006.

5. Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство - Ярославль. 1997.

6. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль. 2004.

7. Павлова. М. А., Лысогорская. М. В. Здоровьесберегающая система дошкольного

образовательного учреждения: модели программ, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2009. С 34.

8. Румянцева. Е. А, Необычное рисование. – М. : Дрофа, 2006. С. 4 – 12

9. Книгопечатные издания: «Управление дошкольным образовательным учреждением»

№5 20012г. «Практика управления ДОУ», №3 2011г.