ВВЕДЕНИЕ
Хореография является действенным методом эстетического и физического воспитания. В процессе изучения образовательной программы танцевального коллектива “Фиеста” учащиеся приобретают навыки музыкальности, пластичности, координации , у них формируется красивая осанка, подтягивается фигура, развивается художественный вкус. Занятия включают в себя игровой стретчинг (оздоровительно-коррекционную гимнастику), предупреждающий развитие сколиоза и сутулости. Кроме гимнастики во всех возрастных группах предусмотрены занятия классическим танцем (у балетного станка и в середине зала). В обучающую программу входят танцы эстрадного репертуара.
С детьми первого года обучения в образовательном процессе студии широко используются игровые технологии. В процессе игры учащиеся быстрее осваивают требования образовательной программы. Периодически, в установленные сроки, проводится оценка успехов обучающихся. Такую оценку удобно делать на контрольных обобщающих занятиях, которые проводятся в середине и в конце учебного года. Оцениваются не только профессиональные успехи, но и активность ребенка в коллективе, его самореализация. Хорошим показателем являются выступления на концертах и участие в конкурсах. Кроме отчётных выступлений хореографического коллектива отслеживается развитие каждого воспитанника, используя индивидуальную диагностику.
Вниманию педагогов дополнительного образования, хореографам, работающим в современном и эстрадном направлении, предлагается методическая разработка обобщающего занятия с использованием игровых технологий “Путешествие на ромашковый луг” для детей младшего и среднего школьного возраста.
Конспект учебного занятия
Цель: выявление уровня освоения образовательной программы путем повторения и отработки изученных движений.
Форма занятия: занятие -игра по выполнению комплексных упражнений и игр.
Тип занятия: закрепление знаний, выработка умений и навыков.
Задачи:
Актуализировать знания, умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях;
Укреплять опорно-двигательный аппарат;
Развивать координацию движений, выносливость и постановку дыхания;
Развивать эмоционально-эстетическую сферу, образное мышление ребят, фантазию и умение творчески взаимодействовать на занятиях с педагогом;
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, любознательность, оптимистический взгляд на жизнь и собственную деятельность;
Мотивировать на дальнейшие занятия в студии эстрадного танца.
Возраст: 7-8 лет, 1-й год обучения.
Методы, технологии и приёмы подачи материала
Методы мотивации: поощрение и эмоциональное стимулирование (игра, поддержка, подбадривание, доброжелательность, открытость).
Методы организации познавательной деятельности: словесный (объяснение, беседа), наглядный (показ педагога, музыкальное сопровождение, наглядность), репродуктивный (повторение за педагогом, имитация, идентификация).
Методы практической работы: показ приёмов исполнения, метод упражнения, элементы импровизации.
Методы контроля и коррекции: наблюдение, коррекция, беседа, самоанализ, рефлексия, самоконтроль.
Педагогические технологии, использованные в занятии: игровая, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.
Межпредметные связи: партерная гимнастика, слушание музыки.
Техническое оборудование для педагога: фортепиано, музыкальный центр с пультом управления, аудиозаписи, график “Прогноза погоды” с температурной шкалой от -10 до +10 С, фломастеры.
Оборудование для детей: коврики, воздушные шары.
Наглядно-дидактические пособия: цветочки-ромашки с лепестками-заданиями.
Продолжительность занятия: 90 минут.
Место проведения занятия: танцевальный класс.
Форма одежды детей: носочки, чешки, футболки, лосины, либо шорты, лёгкие юбки для девочек, обязательное отсутствие колющих предметов, булавок, волосы у девочек собраны на резинку или зашпилены в гульку.
План-конспект занятия
Вводная часть занятия:
-вход в танцевальный зал;
-поклон педагогу и концертмейстеру;
-обозначение темы и цели занятия;
-техника безопасности на занятии.
Основная часть занятия:
- упражнения классического танца (на середине зала);
- игра - упражнение на развитие внимания и чувства ритма;
- танцевально-тренировочные упражнения по диагонали;
- игровой стретчинг (партерная гимнастика, растяжки);
- повторение изученного танцевального материала: танец “Сапожник”, танец “Золотая рыбка”.
Заключительная часть занятия:
- творческая игра-импровизация (игровая технология);
- рефлексия занятия;
-основное построение для выхода из зала;
-поклон педагогу и концертмейстеру;
-выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение.
Ход занятия
1.Организационный этап занятия.
Вход учащихся в танцевальный зал. Учащиеся выстраиваются в две линии в шахматном порядке. Музыкальное сопровождение - аудиозапись (звуки леса, пение птиц).
1.1.Приветствие.
Педагог: Здравствуйте дети! Вы уже знаете, как вместо привычного "Здравствуйте!", принято приветствовать друг друга в мире танца – традиционное приветствие. Это поклон.
Итак, все подтянулись. Пятки вместе, носки врозь. Поклон педагогу и концертмейстеру. Музыкальное сопровождение вальс, музыкальный размер ¾.
1.2.Обозначение темы и цели занятия.
Педагог: Сегодня у нас необычное занятие, во время которого мы повторим и закрепим элементы классического танца, партерную гимнастику и технику исполнения пройденного танцевального материала за второе полугодие.
2. Основной этап занятия
2.1. Вводная беседа с целью активизации и создания благоприятной атмосферы на занятии.
Педагог: Скоро весна! Солнышко светит все ярче, оно улыбается, а это значит, что настроение у нас весеннее. Предлагаю приблизить эту чудесную пору года и подарить друг другу улыбку. Посмотрите вокруг! Как ваши улыбки распустились ромашки! И мы отправляемся в путешествие, на ромашковый луг, где нам предстоит собрать букет из необыкновенных ромашек-заданий. В дороге нам пригодятся ваши знания и умения, фантазия и творчество. Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, давайте составим прогноз погоды. Сейчас на температурной шкале вы сделаете свой прогноз. Для этого каждому предлагаю выбрать фломастер определенного цвета (на выбор), которым я напишу ваше имя, объявленную вами температуру и состояние погоды (солнышко, облака, идёт дождь или снег).
Оформление игры: танцевальный класс украшен изображениями пяти пронумерованных в кругах-сердцевинах ромашек с закрепленными к ним лепестками, на которых написаны задания (см. Приложение № 1). Для ромашки № 5 прикреплена только сердцевина.
Ромашка № 1 - упражнения классического танца.
Ромашка № 2 - игра-упражнение на развитие внимания и чувства
ритма.
Ромашка № 3 - танцевально-тренировочные упражнения по
диагонали.
Ромашка № 4 - игровой стретчинг (партерная гимнастика, растяжки).
Ромашка № 5 - ромашка настроения (рефлексия в заключительной части занятия).
Условия проведения игры: педагог подходит к закрепленным на стене ромашкам по порядку(№ 1, № 2 и т.д.) и поочередно зачитывает задания, написанные на лепестках (группа выполняет упражнения).
РОМАШКА № 1
Педагог: А сейчас самое время собрать букет из необычных ромашек, но прежде чем мы сорвем ромашку № 1, напоминаю о технике безопасности на занятии. Прошу всех быть внимательными друг к другу и при выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать интервалы.
Условия задания. Обучающиеся должны выполнить упражнения классического танца, прописанные на 9 лепестках ромашки.
1 лепесток | Пор де бра (простое) по 1-ой позиции. Деми плие (полуприсед) и плие (присед) по 1 и 2 позициям. Музыкальное сопровождение - ¾ вальс. |
2 лепесток | Батман тандю (отведение и приведение вытянутой ноги, не отрывая, носка от пола) по 5-ой позиции. Музыкальное сопровождение - 2/4 полька. |
3 лепесток | Жете (бросок ноги на 45°) по 5-ой позиции. Музыкальное сопровождение 2/4 полька. |
4 лепесток | Ронд де жамб пар тер (круг ногой по полу). Музыкальное сопровождение - 4/4 адажио. |
5 лепесток | Батман фондю (отведение и приведение ноги в танцевальном движении) по 1-ой позиции (в сторону). Музыкальное сопровождение - 4/4 адажио. |
РОМАШКА № 2
Условия проведения игр на расслабление и внимание: педагог проговаривает строчки стихотворения-игры, прописанные на 13 лепестках ромашки, дети выполняют движения, разученные на предыдущих занятиях.
“Девочка Маша”
1 лепесток Жила была девочка Маша | исполняется поклон. |
2 лепесток И была у нее большая тарелочка | руки идут в первую позицию. |
3 лепесток Вот такая | руки открываются во вторую позицию. |
4 лепесток Нет, не каши, нет, не каши, | приседаем на корточки. |
5 лепесток И не угадали, и не угадали | грозим пальчиком. |
6 лепесток Села Маша, съела кашу | присели и как будто едим. |
7 лепесток Всю, сколько дали! | топаем ногой и разводим руки в стороны, локти вытянуты, ладонями вверх. |
“Любопытная Варвара”
1 лепесток Любопытная Варвара | качаем в такт головой. |
2 лепесток Смотрит влево, смотрит вправо | поворачиваем голову вправо, влево. |
3 лепесток Смотрит вверх и смотрит вниз | переводим голову вверх вниз. |
4 лепесток Ой, упала на карниз | руки прикладываем к голове и приседаем. |
5 лепесток Посмотрела снова вниз | проходка на руках вперед по полу, ноги на месте. |
Перерыв 10 мин.
Условия задания: на 7 лепестках ромашки, поочередно педагог зачитывает задания - танцевально-тренировочных упражнений по диагонали.
РОМАШКА № 3
1 лепесток | танцевальный шаг с носка. |
2 лепесток | легкий бег на полупальцах. |
3 лепесток – “Лошадки” | бег с поднятием ног вперед, согнутых в коленях. |
4 лепесток | бег с отбрасыванием ног назад, согнутых в коленях. |
5 лепесток – “Зайцы” | прыжки на двух ногах. |
6 лепесток | галоп с поворотом. |
7 лепесток | народная крутка с подскоком (с остановкой). |
РОМАШКА № 4
Условия проведения игры: педагог, поочередно, озвучивает упражнения игрового стретчинга на 15 лепестках ромашки (партерная гимнастика, растяжки см. Методическое пособие).
1 лепесток | Упражнение 1.Для работы стоп. |
2 лепесток | Упражнение 2. Развивает чувство ритма, такта, шага. |
3 лепесток | Упражнение 3. Для укрепления мышц пресса. |
4 лепесток | Упражнение 4. “Складочка”. Для растяжки ног и спины. |
5 лепесток | Упражнение 5. “Книжка”. На развитие выворотности и растяжки ног. |
6 лепесток | Упражнение 6. “Паучок”. Для растяжки мышц ног и спины. |
7 лепесток | Упражнение 7. “Телефончик”. Это упражнение прекрасно растягивает твердые связки голеностопного сустава. |
8 лепесток | Упражнение 8. “Кошечки”.Для гибкости спины. |
9 лепесток | Упражнение 9. Для укрепления мышц спины и ног. |
10 лепесток | Упражнение 10. “Лодочка”. Для укрепления мышц спины. |
11 лепесток | Упражнение 11. “Лягушка”. Развивает выворотность в тазобедренном суставе. |
12 лепесток | Упражнение 12. “Куколки”. Для гибкости и растяжки боковой поверхности корпуса. |
13 лепесток | Упражнение 13. “Корзиночка”. Для развития гибкости мышц спины. |
14 лепесток | Упражнение 14. “Березка”. Для укрепления мышц спины и живота |
15 лепесток | Упражнение 15. Для развития мышц пресса и спины. |
Повторение танцевального материала
Педагог: Ребята, вы уже многому научились и показали неплохие результаты. Давайте повторим танцевальные композиции, которые вы разучили в этом году (исполнение танцев “Золотая рыбка” и “Сапожник”).
Подведение итогов занятия
Заключительная часть занятия
Педагог: Молодцы! Все справились с заданиями, работали дружно, активно и нам удалось собрать замечательный букет из наших необычных ромашек. Но наше путешествие ещё не закончилось, и я предлагаю вам игру-импровизацию «Лучший весенний танец».
Условия проведения игры: дети становятся в круг, «солист» находится в середине круга. У него в руках мягкая игрушка
«мартовский кот». Под песенку «Весенняя капель» каждый, кто находится в кругу (кому солист передает игрушку) импровизирует, а остальные делают приставные шаги с хлопками.
РОМАШКА № 5 Рефлексия
Педагог: Остались ли вы довольны своей работой на занятии? И сейчас в наш букет мы добавим ромашку нашего настроения.
На столе лежат лепестки красного, белого, и оранжевого цвета. Подойдите к нему. Если у вас всё получилось и вы довольны своей работой, то прикрепите к сердцевине нашей ромашки № 5 белый лепесток. Если у вас не всё получилось, но вы всё равно довольны занятием, то к сердцевине прикрепите оранжевый лепесток. Если же вы считаете, что занятие для вас прошло не совсем удачно – прикрепите красный лепесток.
Анализ рефлексии
Педагог: Большинству учащихся понравилось занятие и их работа на нём, и я вами очень довольна. Погладили себя по головке, “Вот какие мы молодцы!”, и похлопали себе.
Основное построение для выхода из зала (две линии в шахматном порядке).
Поклон-прощание педагогу и концертмейстеру. Музыкальное сопровождение вальс ¾. Выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение (пение птиц).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методическая разработка обобщающего занятия была представлена по теме: «Путешествие на ромашковый луг», в ходе которого учащиеся 1 года обучения закрепили пройденный материал образовательной программы за второе полугодие по темам: “Упражнения классического танца”, “Танцевально-тренировочные упражнения”, “Партерная гимнастика”, повторение пройденного танцевального материала.
В занятии принимали участие: 15 учащихся в возрасте 7-8 лет. Для успешной реализации занятия использовалось календарно-тематическое планирование к образовательной программе базового уровня танцевального коллектива «Фиеста», которая предназначена для занятий в хореографическом объединении с детьми, имеющими склонность к танцевальной деятельности, и предусматривает комплексное использование методик Вагановой А.Я., Горбина Е.В., Михайлова М.А.
В ходе занятия проведена диагностика уровня освоения образовательной программы, согласно которой к концу учебного года учащиеся должны:
уметь определять и передавать в движении характер музыки;
уметь свободно и легко исполнять упражнения на координацию корпуса, рук, ног, головы;
знать позиции рук и ног, уметь выполнять упражнения классического танца возле станка и на середине зала;
уметь строиться в колонну: по одному, по два, в шеренгу, в круг;
уметь выполнять боковые приставные шаги, подскоки, бег с высоким подниманием ноги, притопы, галоп;
владеть простейшими правилами поведения на сцене.
Практическая значимость данной методической разработки заключается в том, что в первый год обучения использование в учебном процессе игровых технологий, способствует эффективному освоению образовательной программы не только на этапе получения новых знаний, но и на этапе обобщения, закрепления знаний и умений детьми младшего и среднего школьного возраста.
Приложение 1
Тема: “Путешествие на ромашковый луг”
Технологическая карта занятия
№ | Этапы образовательной деятельности | Содержание этапа | Ожидаемый результат |
Деятельность педагога | Деятельность учащегося |
1 | Подготовка к занятию | Украшение танцевального класса цветками-ромашками с заданиями на лепестках. | | |
2 | Организационный момент (вводная часть занятия) 5 мин. | Вступительное слово педагога (создание рабочей атмосферы). Обозначение темы и цели занятия. Вводная беседа с целью активизации внимания учащихся и создания благоприятной атмосферы на занятии. Техника безопасности на занятии. | Поклон-приветствие педагогу и концертмейстеру. | Подготовка к восприятию |
3 | Основная часть занятия Ромашка №1 30 мин. | Педагог подходит к закрепленной на стене ромашке № 1 и зачитывает на лепестках задания (в дальнейшем поочередно подходит к остальным 3 ромашкам). | Обучающиеся должны выполнить упражнения, написанные на лепестках. “Упражнения классического танца”. | Знание терминологии классического танца. Начинать и заканчивать движения одновременно с музыкой. Правильная постановка рук, ног и головы. Грамотное исполнение движений. |
Ромашка №2 10 мин | Обращаясь к детям, педагог проговаривает строчки стихотворения-игры прописанные на лепестках. Дети выполняют движения, разученные на предыдущих занятиях. | “Игра-упражнение на развитие внимания и чувства ритма”. | Выразительно, правильно, на слух, учащиеся должны выполнять движения согласованно с коллективом. |
Ромашка №3 10 мин | Поочередно на 8 лепестках ромашки, педагог зачитывает задания - танцевально-тренировочных упражнений по диагонали | “Танцевально-тренировочные упражнения по диагонали” | Ритмично под музыку выполнение танцевально-тренировочных движений по диагонали. Умение хорошо ориентироваться в пространстве. |
. | Ромашка №4 15 мин | Здоровьесберегающие технологии: “Профилактика хрупкости костей” | Игровой стретчинг (партерная гимнастика, растяжки). | Посредством упражнений развитие хорошей техники исполнительского мастерства. Развитие определенных групп мышц. Повышение подвижности суставов. Развитие воображения в процессе освоения двигательных действий. |
4 | Повторение пройденного танцевального материала. 5 мин. | Оценка уровня усвоения танцевального материала. | Танцы “Золотая рыбка”, “Сапожник” | Закрепление изученных за учебный год знаний, умений и навыков. Умение самостоятельно исполнить комбинацию по заданию педагога. Развитие выразительности исполнения пройденного танцевального материала. |
5 | Заключительная часть. 5 мин. | Подведение итогов занятия. Переход к игре-импровизации “Лучший весенний танец”. | Учащиеся становятся в круг, один из них находится в середине круга “солист”. У него в руках мягкая игрушка “мартовский кот”. Под песенку “Весенняя капель” каждый, кто находится в кругу (кому солист передает игрушку) импровизирует, а остальные делают приставные шаги с хлопками. | Развитие коммуникативных качеств, снятие эмоциональных блоков, развитие воображения и навыка импровизации. |
6 | Рефлексия 5 мин. | Педагог предлагает добавить в букет ромашку “настроения”. Взять на столе (заранее приготовленные) лепестки: - красного (неудачное занятие и мало что получилось) -оранжевого (не все получилось, но все равно доволен занятием) -белый (все получилось и очень доволен занятием). | Дети берут лепестки и прикрепляют их к желтой сердцевине. | Оценка работы на занятии. |
7 | Окончание занятия 5 мин. | Педагог приглашает построиться в шахматном порядке для поклона-прощания. | Дети исполняют поклон-прощание и выходят из танцевального зала под звуки весеннего леса. | |
Приложение 2
Шаблон
для изготовления ромашки
Приложения 3
Диагностический материал
Цель диагностики: выявление уровня освоения образовательной программы путем повторение и отработки изученных движений.
Тестовые задания разработаны с учетом возрастных особенностей детей и дают представление об уровне общего музыкально-ритмического развития, внимания и трудолюбия ребенка.
Задание №1
Оценка музыкально-ритмической координации, умения координировать (согласовывать) движения частей тела под музыку путем повторения показанных педагогом комбинаций.
Повторяет с первого раза без ошибок – 3 балла.
Повторяет после нескольких показов – 2 балла.
Затрудняется повторить – 1 балл.
Задание №2
Оценка знания позиций рук и ног:
- знает 1,2,3,5,6 позиции ног, знает 1,2 3 и подготовительную позицию рук - 3 балла.
- путает позиции рук и ног – 2 балла.
- не знает некоторых позиций – 1 балл.
Задание №3
Оценка направлена на выявление знания терминов и последовательность выполнения упражнений классического танца:
- знает названия и последовательность выполнения – 3 балла.
- путает названия и последовательность движений – 2 балла.
- испытывает затруднения в запоминании – 1 балл.
Задание №4
Проверка знаний комплекса партерной гимнастики и точного названия каждого упражнения:
- знает название упражнений и теорию выполнения – 3 балла.
- допускает ошибки в названиях и теории выполнения – 2 балла.
- затрудняется назвать упражнение и теорию – 1 балл.
Задание №5
Оценка основных элементов разминки на середине зала и танцевально-тренировочных упражнений по диагонали:
- знает основные элементы разминки на середине зала – 3 балла.
- допускает ошибки в элементах разминки – 2 балла.
- не может исполнить – 1 балл.
Задание №6
Оценка коллективно-порядковых движений:
- имеет понятие круг, линия, колонна – 3 балла.
- путает понятия круг, линия, колонна – 2 балла.
- затрудняется ответить – 1 балл.
Задание №7
Позволяет выявить уровень артистичности ребенка, возможность к импровизации. Дети стоят по кругу, педагог задает определенное движение, все повторяют. Педагог выводит в круг следующего ведущего, который будет задавать свои движения:
- с легкостью импровизирует, артистичен – 3 балла.
- импровизирует, но чувствует себя скованно – 2 балла.
- испытывает затруднения – 1 балл.
Группа №1 первого года обучения
№ | Ф.И. | Входящий контроль | Итоговый контроль |
| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Уровень развития | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Уровень развития |
1 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
11 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
12 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
13 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
14 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
15 | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Обработка результатов уровня ЗУН:
15-18 баллов – высокий уровень ВУ
11-14 баллов – средний уровень СУ
До 10 баллов соответствует низкому уровню НУ.
Список литературы
1. Боголюбская, М. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах: учеб.-метод. пособие / М. Боголюбская. – М., 1982.
2. Ваганова, А. Основы классического танца: учеб. для вузов и сред. учеб. заведений / А. Ваганова. – Л.: Искусство, 1980.
3. Горбина, Е.В. Поём, играем, танцуем дома и в саду: популярное пособие для родителей и педагогов / Горбина, Е.В., Михайлова, М.А. -Яр.: Академия развития, 1998. – 240с.
4. Горшкова, Е.В. От жеста к танцу / Е.В.Горшкова. – М., 2002.
5. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром: практико-ориентированная монография / О.В. Дыбина. - М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128с.
6. Михайлов, М. М. Музыка и хореография современного балета / М.М. Михайлов. – М., 1974.
7. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256с.
8. Фирилева, Ж.Е. Танцевально-игровая гимнастика для детей: учеб.-метод. пособие / Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
Интернет-ресурсы:
1. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] Клуб хореографов.- Режим доступа: http:// www. horeograf.com .-Дата