Қазақстан Республикасының білім және ғылым министрлігі
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Қостанай облысы әкімдігінің білім басқармасы
Управления образования акимата Костанайской области
«Қазақстан агротехникалық колледжі» КМҚК
КГКП «Казахстанский агротехнический колледж»
Ашық сабақтың әдістемелік әзірлемесі
Методическая разработка открытого урока
Предметы: Финансы и кредит, Основы бухгалтерского учета, Основы экономической теории, Экономическая информатика
Тема: День рождения тенге
Мамандық: 0518000 «Есеп және аудит салалар бойынша»
Специальность: 0518000 «Учет и аудит по отраслям»
Біліктілік: 0518023 «Есепші-ревизияшы»
Квалификация: 0518023 «Бухгалтер-ревизор»
Дайындаған окытушылар: Кечко Г.В.,
Подгаец С.В.
Разработали преподаватели: Кечко Г.В.,
Подгаец С.В.
Әдістемелік әзірлеме ЦК мәжілісінде беккітілді
Методическая разработка утверждена на заседании ЦМК
Хаттама № ____ «____» ________________2015 ж.
Протокол № ____ от «____» _____________2015 г.
Председатель ЦМК: _____________________
Қарабалық 2015 ж.
Карабалык 2015 г.
Кабинет № 312
Куні / дата 19.11.2015
Курсы/ курс: 2
Топ/группа: 271
Мамандығы / специальность: 0518000 «Есеп және аудит» (салалар бойынша) 0518000 «Учет и аудит» (по отраслям)
Сабақтың тақырыбы / Тема урока: День рождения тенге
Сабақтың мақсаты / Цели урока:
Шолу/Образовательная: Закрепить знания учащихся о назначении и сущности денег, о роли финансов в экономической деятельности государства и предприятия, о порядке отражения хозяйственной деятельности предприятия в финансовой документации; отработать навыки работы в текстовом процессоре MS Word.
Дамыту/Развивающая: Развитие у обучающихся умений и навыков составления и заполнения бухгалтерских документов, используя ПК
Тәрбиелік/Воспитательная: Воспитывать сознательное отношение к процессу обучения, дисциплинированность, ответственность, аккуратность, внимательность.
Сабақтың түрі / Тип урока: Обобщение, систематизация и закрепление изученного материала
Сабақтың түрі / Вид урока: урок «Брейн-ринг»
Оқыту әдісі / Методы обучения:
методы организации учебно-познавательной деятельности – словесные (устное повторение теоретического материала), наглядные (карточки с заданиями, слайды на интерактивной доске), практические (выполнение заданий).
методы стимулирования интереса к учению – брейн-ринг.
методы контроля – устный контроль, взаимоконтроль.
Пәнаралык байланыс / Межпредметная связь: основы бухгалтерского учета, финансы и кредит, основы экономической теории, экономическая информатика.
Материалдық-техникалық жабдық / Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска, персональные компьютеры, раздаточный материал.
Оқушылар білуі керек / Обучающиеся должны знать: порядок оформления и заполнения бухгалтерского баланса, классификацию хозяйственных средств предприятия, типы балансовых изменений, структуру доходов и расходов государственного бюджета, правила использования текстового процессора MS Word.
Оқушылар істей білуі керек / Обучающиеся должны уметь: составлять бухгалтерский баланс, распределять хозяйственныесредства, определять типы балансовых изменений, определять состояние гос.бюджета, составлять и оформлять таблицы в MS Word, распечатывать бухгалтерские документы.
План урока.
Этапы занятия | Содержание учебного материала | Методы обучения | Средства обучения | Дозировка времени |
1 | Организационный момент | словесные | | 3 мин |
2 | Мотивация и целеполагание | словесные, наглядные | интерактивная доска | 3 мин |
3 | Повторение теоретического материала | словесные, наглядные | интерактивная доска | 12 мин |
4 | Закрепление изученного материала | игра «Брейн-ринг» | Персональные компьютеры, карточки с заданиями, методические указания | 50 мин |
5 | Подведение итогов урока | словесные | | 5 мин |
6 | Рефлексия | словесные, наглядные | | 5 мин |
7 | Информация о домашнем задании | словесные | | 2 мин |
Сабақтың барысы / Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности группы.
Мотивация и целеполагание:
Тема нашего занятия – «День рождения тенге». Казахстан –это наша Родина. Невозможно назвать все слова, которые входят в это емкое понятие. Это степь, Астана, Президент, флаг, герб, гимн – это наша история. 15 ноября в нашей стране отмечался праздник – День национальной валюты. Тенге - такой же атрибут государственности, как флаг, герб и гимн. Каждая страна стремится подчеркнуть, выразить в собственном денежном знаке символ суверенитета. И сегодня мы с вами поговорим о нашей валюте.
Мы хотим предложить вам принять участие в нашем уроке, который будет для вас не совсем обычен, и попытаемся совместить сразу несколько дисциплин, которые вы изучаете.
Целью деятельности на нашем уроке будет повторение и закрепление пройденного материала по темам «Сущность и функции денег», «Государственный бюджет», «Бухгалтерский баланс», «Классификация хозяйственных средств предприятия», «Типы балансовых изменений», а также «Текстовый процессор MS Word».
Сегодня на уроке мы должны закрепить знания
о назначении и сущности денег,
о роли финансов в экономической деятельности государства и предприятия,
о порядке отражения хозяйственной деятельности предприятия в финансовой документации;
о правилах работы в текстовом процессоре MS Word
Повторение теоретического материала:
Домашним заданием для вас было составление презентации по теме «Тенге – национальная валюта Казахстана». Заранее вы разделились на подгруппы, каждая подгруппа должна была подготовить презентацию продолжительностью 2-3 минуты. Представителей каждой подгруппы просим показать подготовленный материал.
Закрепление изученного материала:
Спасибо за ваши презентации. А теперь мы переходим к основной части нашего урока – игре «Брейн-ринг».
Условия нашей игры таковы:
В брейн-ринге несколько раундов, каждый из которых содержит задания по одному из предметов – основы экономической теории, финансы и кредит, основы бухгалтерского учета. При выполнении заданий вы должны будете воспользоваться компьютерами и программой MS Word.
При оценивании выполненных заданий жюри будет учитывать не только качество, но и скорость их выполнения. Роль жюри на нашей игре мы просим исполнить присутствующих гостей.
Итак, начинаем первый раунд – Разминка. Вам будет задано несколько вопросов о нашей национальной валюте. Отвечает та команда, которая первой поднимет штандарт, и только после того, как жюри предоставит ей слово. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. За ответы с места команды будут оштрафованы на 1 балл за каждое нарушение.
Вопросы:
1. Преобладающий цвет 10-тысячной банкноты (фиолетово синий)
2. Какое изображение присутствует на всех банкнотах в центральной части (монумент «Астана-Байтерек»)
3. Скажите по-казахски дату рождения тенге (15 ноября 1993 г – бір мын тоғыз жұз тоқсан үшінші жылы, он бесінші қараша)
4. Преобладающий цвет 5-тысячной банкноты (темно-коричнево-красный)
5. Что изображено в нижней части на лицевой стороне (открытая рука)
6. Скажите по-казахски все номиналы банкнот тенге (200, 500, 1000, 2000, 5000, 10000)
7. Где расположено буквенное обозначение номинала 200 и 500 тенге на государственном языке (по горизонтали в нижнем левом углу)
8. Преобладающий цвет 2-тысячной банкноты (зеленый)
9. Скажите по-казахски все номиналы металлических тенге (1, 2, 5, 10, 20, 50, 100)
10. Где расположен герб РК (на лицевой стороне слева от монумента Байтерек)
Просим жюри подвести итоги.
Второй раунд – «Прояви смекалку»
В распоряжение каждой команды предоставляется 2 компьютера. На рабочем столе компьютера в папке «Брейн-ринг» найдите файл «История тенге». Создайте документ MS Word и в нем вы должны составить кроссворд, используя предложенный материал. На одном листе у вас должна быть сетка кроссворда, на втором – вопросы к нему. Время на выполнение задания – 10 минут. По истечении указанного времени вы должны сохранить кроссворд на Рабочем столе, скинуть его на флешку, распечатать на принтере и предоставить жюри. Жюри будет оценивать количество составленных вопросов и качество оформления кроссворда.
Третий раунд – «Мегамозг»
Третий раунд состоит из трех заданий. На одном компьютере в папке «Брейн-ринг» откройте папку «Основы бухгалтерского учета» и найдите файлы с заданиями. Выполните все три задания на втором компьютере в программе MS Word, сохраните их все на флешке, распечатайте и отнесите на проверку жюри. Будет оцениваться скорость и правильность выполнения каждого задания по 5-балльной шкале.
Задание 1. На основании следующих данных сгруппируйте хозяйственные средства по видам и источникам их образования.
Данные на начало отчетного периода:
№ п/п | Наименование хозяйственных средств | Сумма, тенге |
1 | 2 | 3 |
1 | Здания и сооружения | 1654000 |
2 | Износ зданий и сооружений | 378000 |
3 | Расчеты с персоналом по оплате труда | 150000 |
4 | Отчисления по социальному налогу | 16000 |
5 | Незавершенное производство | 290000 |
6 | Уставный капитал | 1593000 |
7 | Резервный капитал | 487000 |
8 | Деньги на расчетном счете | 638520 |
9 | Наличность в кассе в национальной валюте | 3500 |
10 | Долгосрочные кредиты банка | 1500000 |
11 | Запасные части | 110300 |
12 | Топливо | 158000 |
13 | Расчеты с прочими дебиторами | 210000 |
14 | Расчеты с прочими кредиторами | 23600 |
15 | Готовая продукция | 560600 |
16 | Расчеты с поставщиками и подрядчиками | 154300 |
17 | Нераспределенный доход | 420500 |
18 | Расчеты с бюджетом по индивидуальному подоходному налогу | 120000 |
19 | Программное обеспечение | 858600 |
20 | Материалы | 358880 |
Решение задачи оформить в таблице следующей формы:
Виды имущества | Сумма, тенге | Источники формирования хозяйственных средств | Сумма, тенге |
Здания и сооружения | 1654000 | Износ зданий и сооружений | 378000 |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
ИТОГО: | | ИТОГО: | |
Задание 2. Составить бухгалтерский баланс предприятия на 01 ноября:
Хозяйственные операции | Сумма (тыс. тенге) |
Уставный капитал Товары Инвестиции в зависимые организации Банковские займы Нематериальные активы Нераспределенный доход Износ нематериальных активов Основные средства Задолженность поставщикам Резервный капитал Денежные средства в кассе Расходы будущих периодов Износ основных средств Расчеты с персоналом по оплате труда Расчеты с бюджетом по налогам Дебиторская задолженность | 12500 6000 9000 5000 10000 9000 4000 12000 3500 2000 3000 1000 5000 3000 2000 5000 |
Решение задачи оформить в таблице следующей формы:
АКТИВ | Сумма, тыс. тенге | ПАССИВ | Сумма, тыс. тенге |
Товары | 6000 | Уставный капитал | 12500 |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Валюта баланса: | | Валюта баланса: | |
Задание 3. Определить тип балансовых изменений.
Поступили основные средства от поставщиков 56000.
В кассу поступили деньги с текущего банковского счета 160000.
Из кассы выдана заработная плата рабочим и служащим 58000.
Поступили товары от поставщиков 96000.
Часть дохода зачислена в уставный капитал 30000.
С текущего банковского счета оплачена задолженность поставщикам 43000.
С текущего банковского счета перечислен земельный налог в бюджет 21000.
Из заработной платы удержали подоходный налог с физических лиц 9400.
На текущий банковский счет поступила оплата за готовую продукцию от покупателей 89200.
Начислена заработная плата работникам, занятым в животноводстве 210600.
Решение задачи оформить в таблице следующей формы:
Хозяйственная операция | Сумма, тенге | Статьи | Тип балансовых изменений |
Поступили основные средства от поставщиков | 56000 | Основные средства А + | Задолженность поставщикам П + | 3 |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Четвертый раунд – «Финансовая считалочка»
На первом компьютере откройте файл «Госбюджет», на втором - в той же программе выполните задание и распечатайте его для жюри. Оценивается скорость и правильность выполнения задания по 5-балльной шкале.
Определить состояние государственного бюджета.
При условии:
Затраты на социальные услуги – 136 млрд. тенге
Доходы от государственной собственности и государственной торговли – 3 млрд. тенге
Затраты на хозяйственные нужды – 16 млрд. тенге
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики – 10 млрд. тенге
Налоговые поступления – 154 млрд. тенге
Взносы в государственные фонды социального страхования – 9 млрд. тенге
Административно-управленческие расходы – 6 млрд. тенге
Платежи по государственному долгу – 5 млрд. тенге.
Решение задачи оформить в таблице следующей формы:
Доходная часть бюджета | Сумма | Расходная часть бюджета | Сумма |
| | | |
| | | |
| | | |
Итого | | Итого | |
Сделайте вывод о состоянии бюджета и предложите соответствующие меры.
Рефлексия.
Пока жюри подводит итоги, мы хотели бы узнать, насколько вам понравился урок в форме брейн-ринга. Мы вам раздали конверты, в которых находятся смайлики разного цвета, обозначающие:
красный - «Урок не понравился, ничего нового не узнал»
желтый - «Урок ничем не отличается от остальных, оставил равнодушным»
зеленый - «Урок интересный, проводите такие уроки чаще!»
Подведение итогов урока.
Просим жюри озвучить итоги нашей игры.
Информация о домашнем задании.
Повторить изученный материал, подготовиться к самостоятельной работе.