Образовательные: дать представление о жизни древних шумер (быт, религия, письменность.)
Развивающие: формировать умения анализировать прочитанный текст, работать с текстом учебника, делать выводы; развивать навыки умения работать с исторической картой.
Воспитательные: воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, самовоспитанию и самоконтролю.
Этапы | Время | Цели этапа | Содержание | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УДД |
Организационный момент (1 мин) 1.Приветствие учителя | |
1.Актуализация полученных знаний. | 5 мин | Закрепление пройденного материала | Предлагает вспомнить, где и когда возникли первые государства. Задает вопрос: «Историю какого государства Вы завершили изучать? Когда и где она возникла? Предложить показать на ленте времени. А теперь давайте проверим ваши знания по истории Др. Египта.» (Заранее дается задание одному ученику составить кроссворд по теме «Древний Египет». Желательно что бы он же руководил решением кроссворда- читает вслух вопросы) «Все молодцы!» | Примерные ответы: Историю Древнего Египта. Первые государства возникли в Африке и Азии 5000 лет назад. (Вопросы раздаются) Отгадывание кроссворда. | Регулятивные УУД: 1.Целеполагние 2.Планировать с помощью учителя учебную деятельность. |
2.Мотивационно – целевой этап. Формулирование проблемы. | (5 мин) | | «Сегодня мы начнем знакомиться с историей еще одной страны, а какой вы узнаете, если мы повторим поход воинов Тутмоса в Азию и посмотрим, как далеко стали простираться при нем границы Египетского государства.» Работа с картой. Задача: используя карту, проследить путь воинов Тутмоса в Азию. Демонстрируется слайд с изображением карты «Древний Египет. Походы Тутмоса» «Египтянин, побывав в Двуречье, рассказывал дома: «Там вода течёт наоборот, а лодки по ней плывут только в одну сторону». Подумайте, почему ? | организация работы в парах с атласами, один показывает у доски, на настенной карте. Примерные ответы: «Воинам фараона нужно было переплыть на Синайский п-ов, чтобы попасть в Азию. «Границы Египта при фараоне Тутмосе достигли р. Евфрат.» « Обе реки текут с севера на юг с гор Закавказья в Персидский залив.» | Познавательные УУД: 1.извлечение необходимой информации. |
П римерный ответ: | Регулятивные УУД: 1. Определять цель – проблему. 2.Выдвигать версии 3.Планировать деятельность 4.Работать по плану 5.Оценивать степень и способы достижения цели |
4.Открытие новых знаний. | 15 мин | Поиск информации для достижения поставленной цели урока. | Учитель предлагает просмотреть видео урок «Древнее Двуречье» «Мы постараемся самостоятельно познакомиться с историей Древнего Двуречья. Поможет нам в этом ЭЙ АР ГАЙД. На вашем столе находятся листочки, на которых составлены 5 утверждений. Если вы согласны с утверждением, пожалуйста, поставьте «+» в колонке ДО. Если вы не согласны с утверждением, то поставьте «-». У вас есть минута, чтобы ответить на все 5 утверждений. Вам хватило времени, если нет, то у вас еще есть дополнительная минута. -Давайте посмотрим видео. Используйте утверждения, чтобы сфокусироваться на основной идее видео. -Теперь по завершению просмотра видео, еще раз прочтите все утверждения. -В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением. -Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши убеждения? Почему? -Если ваши ответы не изменились, то вы отвечаете на вопрос №8 -Если ваши ответы изменились, то вы отвечаете на вопрос №7, у вас есть 1 минута, чтобы ответить на эти вопросы. У вас была возможность подумать и записать ваши ответы. Вам хватило времени, если нет, то у вас еще есть дополнительная минута. -Теперь мы будем делиться нашими мыслями, используя РАУНД РОБИН (обсуди в команде) -Мы начинаем наш РАУНД РОБИН с участника №2, а затем по часовой стороне, каждый участник команды в течение 30 секунд должен поделиться ответами на один из вопросов (7-8)-Участник №2 если вы готовы, ваши 30 секунд начались, затем участник №3, №4, №1 -Прошу вас поделиться своими мыслями Участник №3, за 1 столом: Вы поменяли, какой либо из ваших ответов? Если да, то какое утверждение? Почему? -Прошу также поделиться участника №2, за столом №4: Какие из этих утверждений наиболее важны для вас? Почему? -Всем большое спасибо. Работа со словарем. «Давайте откроем словарные тетради и запишем новые понятия» | Раздать листочки «ЭЙ АР ГАЙД» Клинопись, шумеры. | Познавательные УУД: 1.Находить информацию в разных источниках. 2.Выделять главное 3. Определять понятия 4. нализировать , доказывать Регулятивные УУД: 1.Выдвигать версии. 2.Работать по плану. |
5.Физминутка |
6.Этап включения изученного в систему знаний. | 15 мин | | Работа в группах. Работа с учебником. Предлагает для осмысления рассмотреть карту, иллюстрации слайдов, исторический документ и попытаться сравнить Древний Египет и Двуречье Основным источником для групп станет текст параграфа. П.13.(С.65-68) Цель: выяснить линии для сравнения. «Несмотря на их схожесть, они отличались друг от друга. По каким линиям будем сравнивать? Какие черты общие и какие черты отличаются. Сравним с помощью работы групп и составим общую таблицу.» 1 группа - черты сходства и различия в климате, строительстве ( 1 раздел параграфа) 2 группа - черты сходства и различия в религии и (2 раздел параграфа) Организует обсуждение по вопросу, предлагает сделать вывод (вывод-таблица на слайде). Работа над историческим документом «Миф о потопе». (Стр 70) Вопросы к документу (на слайде): «Какие сведения из жизни людей можно узнать из этого мифа? Как в нем отразилась природа страны? Что в нем правда, а что вымысел?» Разливы Тигр и Ефрат не такие, как разлив Нила, бурные и неожиданные, смывая всё на своём пути, поэтому жители Двуречья жили в постоянном страхе. Поэтому именно в Двуречье возник миф о всемирном потопе, который погубил почти всех людей. | Работают на листах бумаги :форма- таблица для сравнения. Самостоятельно в группе работают с учебником и составляют пишут у себя Обсуждение и вывод. Называют общие черты: разливы рек, плодородная почва, теплый климат, основные занятия: земледелие, ремесло, строительство каналов. Черты различия: разливы рек очень бурные - в Двуречье, строили дома там из глины. Вывод по документу: «Очевидно, люди в Двуречье также зависели от природы, как и в Египте. Земля была плодородной. Почва была в Двуречье глинистой, поэтому вода не впитывалась и затопляла поля. Таким образом, мифы были тесно связаны с природой, особенностями жизни.» | Познавательные УУД: 1.смысловое чтение как осмысление цели чтения, 2.извлечение необходимой информации. Коммуникативные УУД: 1. Умение вести диалог; 2..Высказывать свое мнение; 3.Формулировать главную мысль; 4.Объяснять значение понятий. Познавательные УУД: 1. Находить информацию в разных источниках. 2.Выделять главное 3. Сравнивать 4.Делать выводы |
На ленте времени предлагается одному ученику показать время образования Древнего Двуречья.(5 тыс. лет назад) | Ученики по одному называют, ответы появляются на слайде. В то же время записывают в тетрадях. | Регулятивные УУД: 1.Выдвигать версии. 2.Работать по плану. |
| 2 мин | | Игра «Да» или «Нет». Если ответ на вопрос положительный – встать, если отрицательный – остаются на местах. слайд Я утверждаю, что… 1. Междуречье иначе называется Двуречье. (Да). 2. Двери у бедняков были деревянные. (Нет). 3. Ур и Урук это название рек. (Нет). 4. Бога солнца звали Шамаш. (Да). 5. К богине Иштар ходили за урожаем и детьми. (Да). 6. Религия жителей Двуречья - языческая. (Да). 7. Клинопись - это узоры на посуде. (Нет). 8. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да). «Все молодцы. Ребята, с историей какой страны вы познакомились сегодня на уроке? Что вы узнали о ней? Как вы думаете мы достигли цели, которую поставили в начале урока?» | Примерный ответ: «Да. Цель –изучение историю Древнего Двуречья мы достигли.» | Регулятивные УУД: 1.Оценивать степень и способы достижения цели |
8.Итоги урока. Информация о д/з, инструктаж по его выполнению | 2 мин | | Выставление оценок. Д/З. слайд Параграф 13 с.65-68 учебника, ответить на вопросы на с.69 , составить рассказ от лица шумерского школьника( картинка на стр.68 ), или рассказ по картинке «Посёлок шумеров» стр 66. Работа на контурной карте. Предлагается узнать, в современности какое государство расположено на месте Древнего Двуречья? И какими открытиями народов Древнего Двуречья человечество пользуется до сих пор? | Записи в дневниках | Познавательные УУД: 1.Находить информацию в разных источниках. 2.Выделять главное 3.Предоставлять информацию в сжатом виде. Личностные УУД: 1.Оценивать отношения между учеником и учителем в Древнем Двуречье с т.з нравственных позиций. |
Учитель заранее готовит «глиняные таблички» и палочки для письма и предлагает попробовать писать(Картон, пластилин, зубочистки или старые карандаши). |