СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока "Древнее Двуречье"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока в 5  классе  на русском языке "Древнее Двуречье"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока "Древнее Двуречье"»

Р азработка открытого урока в 5 классе

Предметная область: Всеобщая история.

Тема: «Древнее Двуречье».

Базовый учебник: А.А Вигасин, Г.И Годер, И.С Свенцицкая «История Древнего мира» 5 класс.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: формирования представлений о природных и климатических условий Древнего Двуречья, о занятиях его жителей.

Задачи урока:

Образовательные: дать представление о жизни древних шумер (быт, религия, письменность.)

Развивающие: формировать умения анализировать прочитанный текст, работать с текстом учебника, делать выводы; развивать навыки умения работать с исторической картой.

Воспитательные: воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний, самовоспитанию и самоконтролю.

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Уважать культуру других народов, выстраивать конструктивные взаимоотношения в группе. Аргументировано оценивать свои и чужие поступки.

Определять цель..

Выдвигать версии.

Планировать деятельность.

Оценивать степень и способы достижения цели.


Находить информацию в разных источниках.

Выделять главное . Определять понятия. Анализировать , доказывать, владеть смысловым чтением. Делать выводы.


Уметь вести диалог. Самостоятельно организовывать деятельность в группе.

Работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; овладевать целостными представлениями об историческом пути жителей Двуречья;

Устанавливать причинно-следственные связи между географическими условиями обитания шумеров и их экономическим развитием.



Педагогический инструментарий достижения планируемых результатов (технологии, формы, методы и приемы):

Образовательные технологии :

  1. ИКТ-информационно- коммуникационные технологии

  2. ТРКМ – технология развития критического мышления

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы и приемы: диалог, критическое мышление, частично-поисковые, наглядные и словесные методы.

Средства обучения:

Оборудование учителя

Оборудование учащихся

настенная карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия» атласы, мультимедийная установка, видео фильм «Древнее Двуречье», кроссворд, презентация.

Учебник А.А Вигасин, Г.И Годер, И.С Свенцицкая «История Древнего мира» 5 класс. Тетрадь. Атласы



Межпредметные связи: работа с картой, работа с текстом и составление рассказа.


Этапы

Время


Цели этапа

Содержание


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УДД

Организационный момент (1 мин) 1.Приветствие учителя


1.Актуализация полученных знаний.


5 мин

Закрепление пройденного материала

Предлагает вспомнить, где и когда возникли первые государства.

Задает вопрос: «Историю какого государства Вы завершили изучать?

Когда и где она возникла? Предложить показать на ленте времени.

А теперь давайте проверим ваши знания по истории Др. Египта.»

(Заранее дается задание одному ученику составить кроссворд по теме «Древний Египет». Желательно что бы он же руководил решением кроссворда- читает вслух вопросы)

«Все молодцы!»

Примерные ответы: Историю Древнего Египта. Первые государства возникли в Африке и Азии 5000 лет назад.


(Вопросы раздаются)

Отгадывание кроссворда.

Регулятивные УУД:

1.Целеполагние

 2.Планировать с помощью учителя  учебную деятельность.


2.Мотивационно – целевой этап. Формулирование проблемы.

(5 мин)



«Сегодня мы начнем знакомиться с историей еще одной страны, а какой вы узнаете, если мы повторим поход воинов Тутмоса в Азию и посмотрим, как далеко стали простираться при нем границы Египетского государства.»

Работа с картой. Задача: используя карту, проследить путь воинов Тутмоса в Азию. Демонстрируется слайд с изображением карты «Древний Египет. Походы Тутмоса»



«Египтянин, побывав в Двуречье, рассказывал дома: «Там вода течёт

наоборот, а лодки по ней плывут только в одну сторону». Подумайте, почему ?


организация работы в парах с атласами, один показывает у доски, на настенной карте.

Примерные ответы:

«Воинам фараона нужно было переплыть на Синайский п-ов, чтобы попасть в Азию.

«Границы Египта при фараоне Тутмосе достигли р. Евфрат.»

« Обе реки текут с севера на юг с гор Закавказья в Персидский залив.»


Познавательные УУД:

1.извлечение необходимой информации.







П римерный ответ:

Регулятивные УУД:

1. Определять цель – проблему.

2.Выдвигать версии

3.Планировать деятельность

4.Работать по плану

5.Оценивать степень и способы достижения цели

 


4.Открытие новых знаний.

15 мин

Поиск информации для достижения поставленной цели урока.

Учитель предлагает просмотреть видео урок «Древнее Двуречье»

«Мы постараемся самостоятельно познакомиться с историей Древнего Двуречья. Поможет нам в этом ЭЙ АР ГАЙД. На вашем столе находятся листочки, на которых составлены 5 утверждений.

Если вы согласны с утверждением, пожалуйста, поставьте «+» в колонке ДО. Если вы не согласны с утверждением, то поставьте «-». У вас есть минута, чтобы ответить на все 5 утверждений. Вам хватило времени, если нет, то у вас еще есть дополнительная минута.

-Давайте посмотрим видео. Используйте утверждения, чтобы сфокусироваться на основной идее видео.

-Теперь по завершению просмотра видео, еще раз прочтите все утверждения.

-В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением.

-Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши убеждения? Почему?

-Если ваши ответы не изменились, то вы отвечаете на вопрос №8

-Если ваши ответы изменились, то вы отвечаете на вопрос №7, у вас есть 1 минута, чтобы ответить на эти вопросы. У вас была возможность подумать и записать ваши ответы. Вам хватило времени, если нет, то у вас еще есть дополнительная минута.

-Теперь мы будем делиться нашими мыслями, используя РАУНД РОБИН (обсуди в команде)

-Мы начинаем наш РАУНД РОБИН с участника №2, а затем по часовой стороне, каждый участник команды в течение 30 секунд должен поделиться ответами на один из вопросов (7-8)-Участник №2 если вы готовы, ваши 30 секунд начались, затем участник №3, №4, №1

-Прошу вас поделиться своими мыслями Участник №3, за 1 столом: Вы поменяли, какой либо из ваших ответов? Если да, то какое утверждение? Почему?

-Прошу также поделиться участника №2, за столом №4: Какие из этих утверждений наиболее важны для вас? Почему? -Всем большое спасибо.



Работа со словарем. «Давайте откроем словарные тетради и запишем новые понятия»


Раздать листочки «ЭЙ АР ГАЙД»
































Клинопись, шумеры.

 Познавательные УУД:

1.Находить информацию в разных источниках.

2.Выделять главное

3. Определять понятия

4. нализировать , доказывать


Регулятивные УУД:

1.Выдвигать версии.

2.Работать по плану.



5.Физминутка

6.Этап включения изученного в систему знаний.


15 мин


Работа в группах. Работа с учебником. Предлагает для осмысления рассмотреть карту, иллюстрации слайдов, исторический документ и попытаться сравнить Древний Египет и Двуречье

Основным источником для групп станет текст параграфа. П.13.(С.65-68)

Цель: выяснить линии для сравнения.

«Несмотря на их схожесть, они отличались друг от друга. По каким линиям будем сравнивать? Какие черты общие и какие черты отличаются. Сравним с помощью работы групп и составим общую таблицу.»

1 группа - черты сходства и различия в климате, строительстве ( 1 раздел параграфа)

2 группа - черты сходства и различия в религии и (2 раздел параграфа)

Организует обсуждение по вопросу, предлагает сделать вывод (вывод-таблица на слайде).

Работа над историческим документом «Миф о потопе». (Стр 70)

Вопросы к документу (на слайде): «Какие сведения из жизни людей можно узнать из этого мифа? Как в нем отразилась природа страны? Что в нем правда, а что вымысел?»


Разливы Тигр и Ефрат не такие, как разлив Нила, бурные и неожиданные, смывая всё на своём пути, поэтому жители Двуречья жили в постоянном страхе. Поэтому именно в Двуречье возник миф о всемирном потопе, который погубил почти всех людей.




Работают на листах бумаги :форма- таблица для сравнения.

Самостоятельно в группе работают с учебником и составляют пишут у себя

Обсуждение и вывод.

  • Называют общие черты: разливы рек, плодородная почва, теплый климат, основные занятия: земледелие, ремесло, строительство каналов.

  • Черты различия: разливы рек очень бурные - в Двуречье, строили дома там из глины.

Вывод по документу: «Очевидно, люди в Двуречье также зависели от природы, как и в Египте. Земля была плодородной. Почва была в Двуречье глинистой, поэтому вода не впитывалась и затопляла поля. Таким образом, мифы были тесно связаны с природой, особенностями жизни.»


Познавательные УУД:

1.смысловое чтение как осмысление цели чтения, 2.извлечение необходимой информации.


 Коммуникативные УУД:

1. Умение вести диалог;

2..Высказывать свое мнение;

3.Формулировать главную мысль;

4.Объяснять значение понятий.


Познавательные УУД:

1. Находить информацию в разных источниках.

2.Выделять главное

3. Сравнивать

4.Делать выводы










На ленте времени предлагается одному ученику показать время образования Древнего Двуречья.(5 тыс. лет назад)



Ученики по одному называют, ответы появляются на слайде. В то же время записывают в тетрадях.

Регулятивные УУД:

1.Выдвигать версии.

2.Работать по плану.



2 мин


Игра «Да» или «Нет».

Если ответ на вопрос положительный – встать, если отрицательный – остаются на местах. слайд

Я утверждаю, что…

1. Междуречье иначе называется Двуречье. (Да).

2. Двери у бедняков были деревянные. (Нет).

3. Ур и Урук это название рек. (Нет).

4. Бога солнца звали Шамаш. (Да).

5. К богине Иштар ходили за урожаем и детьми. (Да).

6. Религия жителей Двуречья - языческая. (Да).

7. Клинопись - это узоры на посуде. (Нет).

8. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да).

«Все молодцы. Ребята, с историей какой страны вы познакомились сегодня на уроке? Что вы узнали о ней? Как вы думаете мы достигли цели, которую поставили в начале урока?»













Примерный ответ:

«Да. Цель –изучение историю Древнего Двуречья мы достигли.»

Регулятивные УУД:

1.Оценивать степень и способы достижения цели

 


8.Итоги урока. Информация о д/з, инструктаж по его выполнению

2 мин


Выставление оценок.

Д/З. слайд Параграф 13 с.65-68 учебника, ответить на вопросы на с.69 , составить рассказ от лица шумерского школьника( картинка на стр.68 ), или рассказ по картинке «Посёлок шумеров» стр 66. Работа на контурной карте.

Предлагается узнать, в современности какое государство расположено на месте Древнего Двуречья? И какими открытиями народов Древнего Двуречья человечество пользуется до сих пор?


Записи в дневниках

Познавательные УУД:

1.Находить информацию в разных источниках.

2.Выделять главное

3.Предоставлять информацию в сжатом виде.

Личностные УУД:

1.Оценивать отношения между учеником и учителем в Древнем Двуречье с т.з нравственных позиций.

Учитель заранее готовит «глиняные таблички» и палочки для письма и предлагает попробовать писать(Картон, пластилин, зубочистки или старые карандаши).