СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока на тему: «Демократические выборы. Избирательное право»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

Закрепить и расширить у учащихся знания об избирательном праве, создать представление о демократических выборах и принципах участия граждан в выборах различных уровней.

Задачи урока:

Образовательные:

продолжить знакомство учащихся с основами избирательного права и процесса в РФ, принципах участия граждан в выборах;

Развивающие:

-продолжить развитие навыков самостоятельной работы, работы в группах, навыков получения новых знаний из различных источников (документы, схемы, первоисточники);

-продолжить обучение учащихся вести дискуссию, аргументировать собственную точку зрения, обобщать, анализировать, систематизировать и творчески перерабатывать полученные знания.

Воспитательные:

-формировать у учащихся активную жизненную позицию, донести до их сознания необходимость участия каждого гражданина в выборах органов власти.

- способствовать воспитанию уважение к правам другого человека;

- содействовать воспитанию ответственности, законопослушания и патриотического отношения к судьбе своей страны.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока на тему: «Демократические выборы. Избирательное право»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шыргайтинская СОШ»














Методическая разработка открытого урока

на тему: «Демократические выборы. Избирательное право»





















Автор: Каланакова Валентина Михайловна, учитель обществознания












с. Шыргайта

2017 год


Пояснительная записка



В каждом государстве к настоящему времени сложились свои правила, которые регулируют порядок выборов и предоставления избирательных прав гражданам. Выборы позволяют людям выразить свою волю и сформировать такую государственную власть, которая могла бы отражать их интересы.

 Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. 

В России сложился особый порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы, должностных лиц федеральных государственных органов, органов местного самоуправления, который закрепляется соответствующими федеральными законами. Они образуют избирательное законодательство.

Необходимо, чтобы учащиеся со школьной скамьи знали основные положения Избирательного права, его нормы и принципы, определяющие законные основы жизнедеятельности граждан.  

Эффективность представляемого урока заключается в том, что используемые методы и формы работы на уроке способствуют пробуждению  познавательного интереса к предмету (теме), достигается высокая степень усвоения материала на основе эмоционального воздействия в процессе урока.

 К.Д.Ушинский отмечал, что «В памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы восприняли сами посредством созерцания … к такой врезавшейся в нас картинке мы легко и прочно привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы быстро».

Учитывая сложность изучаемого материала, его значение, учитель стремится сделать урок, как можно более запоминающимся, выразительным.

Урок-беседа позволяет значительно эффективнее решать задачи формирования у десятиклассников умений обобщать и оценивать основные положения по избирательному праву и избирательному процессу, применять полученные знания, готовить доклады, рефераты, выступать с ними, анализировать факты при сравнении систем.

На таком нестандартном уроке создаются условия для формирования творческих начал личности ученика, атмосферы раскованности, свободы  мышления. Там, где назидание сменяется коллективной работой, когда равнодушие сменяется заинтересованностью, а учитель становится зрителем или равноправным участником действия. Мнения учащихся и учителя становятся  равнозначимыми.  Боязнь учебника со всеми его научными выкладками, боязнь карающего, всезамечающего учителя сменяются доброжелательным соучастием в деятельности  учащихся и учителя.

 В ходе подготовки и на самом уроке складывается новый, демократичный тип отношений, когда учитель передает учащимся не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрывается перед ними как личность.

 В сложившихся условиях высокая эффективность достигается при реализации деятельного подхода к обучению основам  избирательного права и избирательного процесса, когда изучение материала организуется таким образом, чтобы школьник совершал полный цикл познавательных действий – восприятие материала, его осмысление, повторение, углубление и более прочное усвоение. В целях экономии времени и создания условий для осуществления требований деятельного подхода учитель применяет «блочный метод» обучения, когда на одном уроке изучаются наиболее важные вопросы двух тем, а оставшееся время используется для повторения, закрепления, применения знаний на практике и т.д. Такой прием требует значительных усилий по разработке различных заданий, упражнений, задач, схем, таблиц, обеспечивающих деятельность учащихся по  повторению, углублению, закреплению знаний. Решение этой задачи значительно упрощается при широком использовании технических средств обучения, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, увеличить диапазон средств воздействия на учащихся. Большие возможности представляет компьютер, позволяющий организовывать выполнение различных заданий, тренировку на запоминание, словарную работу, самопроверку, заполнение схем. Следует отметить, что «блочный метод» выгодно отличается от  традиционных форм обучения. Он позволяет учителю поработать с учащимися индивидуально, повторить те вопросы, которые слабо усвоены школьниками. Учитель должен стремиться к тому, чтоб уроки были интересны, многообразны по формам, чтобы ученик сам тянулся к знаниям, сам искал, работал. Чрезвычайно важным является также формирование у школьников навыков и приемов самостоятельной работы, активизация их деятельности на уроке, разыгрывание учебной правовой ситуации. Это дает возможность влиять на правовые ориентации учащихся по избирательному праву и процессу, обеспечивает не только интеллектуальное, но и эмоциональное условие правовых понятий и идей, создает условия для развития правовых чувств. Исходным материалом для построения учебных ситуаций служат конкретные поведенческие ситуации с правовым содержанием. 



Цели и задачи занятия


Цель урока:

Закрепить и расширить у учащихся знания об избирательном праве, создать представление о демократических выборах и принципах участия граждан в выборах различных уровней.

Задачи урока:

Образовательные:

продолжить знакомство учащихся с основами избирательного права и процесса в РФ, принципах участия граждан в выборах;

Развивающие:

-продолжить развитие навыков самостоятельной работы, работы в группах, навыков получения новых знаний из различных источников (документы, схемы, первоисточники);

-продолжить обучение учащихся вести дискуссию, аргументировать собственную точку зрения, обобщать, анализировать, систематизировать и творчески перерабатывать полученные знания.

Воспитательные:

-формировать у учащихся активную жизненную позицию, донести до их сознания необходимость участия каждого гражданина в выборах органов власти.

- способствовать воспитанию уважение к правам другого человека;

- содействовать воспитанию ответственности, законопослушания и патриотического отношения к судьбе своей страны.

Цели развития образовательного процесса

Диагностические: в процессе урока увидеть, что ребятами усвоено хорошо, где знания стали уже умениями и навыками, а где остались ещё пока просто знаниями.

Познавательные: познать и раскрыть роль правовых норм в организации выборов в РФ.

Исследовательские: цели развития образовательного процесса достигаются на этапе работы детей с текстом.

Методика проведения занятия


Формы работы: групповая

В ходе объяснения нового материала используются методы:

Объяснительно-иллюстративный

Проблемный

Частично-поисковый

Метод исследования


План урока: 

I. Мотивационно-целевой этап

1)Организационный момент

II. Встреча с проблемой

1) актуализация опыта

2) создание проблемной ситуации

3) осознание и формулирование проблемы

4) постановка цели

III Построение знаний

1) выбор методов исследования

2) сбор информации

3) организация информации

4) построение объяснения

5) сопоставление с культурным аналогом

6) формулирование выводов

7) применение новых знаний

IV. Рефлексивно-оценочный блок

V. Домашнее задание

Содержание занятия «Демократические выборы.

Избирательное право»

Оборудование:

учебник Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, Н.И. Городецкой «Обществознание 10 класс» М. «Просвещение» 2011 г.;

учебник Дмитриева Ю.А., Исраеляна В.Б. «Избирательное право» М. «Просвещение», 2009г;

раздаточный материал.

Основные понятия: избирательная система, избирательное право, избирательный процесс, активное избирательное право, пассивное избирательное право, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, электорат, имидж.


Ход урока

Мотивационно-целевой этап

I Организационный момент: учащиеся заходят в класс, занимают места, учитель приветствует учащихся: «Добрый день. Присаживайтесь поудобнее, пожалуйста, начнем наш урок. Ученики приветствуют учителя, присаживаются.

Учитель: выглядите вы сегодня отлично, так же думаю, и будете сегодня работать.

Встреча с проблемой

1. Актуализация опыта

Учитель: Всем нам хорошо известны такие понятия как кандидаты, депутаты, Госсовет, ГосДума, президент, голосование. Скажите, пожалуйста, что объединяет все эти понятия?

Ученик: Все эти понятия связаны с процессом выборов.

Учитель: С каким правом можно связать выборы?

Ученик: Избирательным правом.

Учитель: Итак, ребята как вы думаете. Какова же тема нашего сегодняшнего урока?

Ученик: Выборы

Учитель: Конечно, же, вы догадались правильно. Тема сегодняшнего урока «Избирательное право. Демократические выборы», запишем ее в тетрадь.

 

2. Создание проблемной ситуации

Учитель: В жизни человеку всегда приходится что-то выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор всегда очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о вашей будущей судьбе, будущем ваших родителей, детей, целого государства. Сегодня мы будем говорить об избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. Наша задача – выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов.

Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается, все меньше количество населения «горит желанием» пойти на выборы и воспользоваться, своим правом избирать. Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Одному из учеников нашего класса было дано задание, провести исследование в виде социологического опроса, предметом изучения которого являлось решение проблемных ситуаций в сфере участия граждан в выборах, давайте заслушаем, что же у него получилось.

Обучающийся предлагает вниманию свою работу и объясняет результат.

Обучающийся: Я провел небольшое исследование, участниками организованного мною опроса стали родители и взрослые, были предложены жизненные ситуации, в которых нужно было принять собственное решение.

1) Почему Вы участвуете в выборах

2) Довольны ли тем как проводятся выборы в Российской Федерации?

3) Кто не может участвовать в выборах

4) Вы когда-нибудь пользовались открепительным удостоверением

5) Состоите ли в какой-нибудь партии? В какой?

6) Пропускали ли вы когда-нибудь выборы?

Ученики: В результате ответов на вопросы был сделан вывод о том, что в процессе и процедуре выборов все опрошенные хорошо осведомлены. Все прекрасно понимают о роли и значении участия каждого в выборах. К партиям, существующим в РФ, относятся по-разному большинство из опрошенных не являются членами партии. Кроме того не все опрошенные верят в справедливости избирательного процесса.

Все полученные данные мы отразили в диаграмме (она вывешивается на доске для ознакомления

Учитель: Благодарю за ценную работу. Присаживайтесь.

3. Осознание и формулирование проблемы

Учитель задает вопрос классу: как вы думаете, все ли граждане занимают правильную позицию в отношении выборов? (Ученики строят предположения и догадки). Знаете ли вы, в каких случаях, и в какой орган можно обращаться для получения открепительного удостоверения? В каких случаях можно голосовать на дому? Какой информацией для этого необходимо обладать? Учащиеся отвечают, что не знают, для этого необходимо знать процедуру избирательного процесса, принципы участия в выборах, тем самым формулируют цель урока. Возникает ситуация затруднения в интерпретации известного факта. Вопрос записывается на доске как главная проблема урока

 

4.Постановка цели:

Учитель: Молодцы ребята! Сформулировав проблему, вопрос, на который мы с вами попытаемся ответить на уроке, вы самостоятельно сформулировали цель.

Учитель озвучивает цель урока: нам с вами действительно предстоит расширить знания об избирательном праве, создать представление о демократических выборах и принципах участия граждан в выборах различных уровней.

Построение знаний

1. Выбор методов исследования

Учитель обращается к детям с вопросом: как вы можете получить ответы на интересующие вас вопросы?

Учащиеся говорят о необходимости обратиться к учебнику, документам, чтобы собрать факты, затем эти факты проанализировать, обобщить и самостоятельно ответить на вопрос. Учитель соглашается с предложенным планом.

2. Сбор информации

Учитель: для того чтобы собрать нужную информацию давайте сформируем три группы, каждой группе будет дано задание, связанное с самостоятельным изучением материала, ваша задача изучить текст учебника и источники, и ответить на поставленные вопросы в карточках. Затем заслушаем выступление каждой группы и закрепим материал.

3. Организация информации

В ходе групповой работы ученики обмениваются информацией, читают текст учебника и документы, отвечают на вопросы, содержащиеся в карточках

4. Построение объяснения

Учитель предлагает каждой группе представить свою работу, объяснить материал по своей теме. В то время когда одна группа защищается, другие очень внимательно слушают новый материал.

После выступления каждой группы все ученики отвечают на вопросы, закрепляющие полученные сведения.

ЗАДАНИЕ: Прочитайте материал учебника и выдержки из документов, ответьте на следующие вопросы:

1) Какие компоненты включает в себя избирательная система, раскройте их содержание (Избирательная система включает в себя 2 компонента: избирательное право и избирательный процесс. Избирательное право-право человека избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Избирательный процесс – определенный порядок реализации избирательного права)

2) Что такое активное и пассивное избирательное право (Активное - право человека быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, пассивное - право человека избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления)

3) Расскажите об истории развития института выборов в нашей стране из предложенного вам документа.

4) творческое задание

а. Выбираете кандидата в президенты класса из своей группы от демократической партии «Движение»

б. Готовите представление своего кандидата в любой форме: рекламный ролик, презентация в виде рисунков, сценки + печатную рекламу своего кандидата

в. Группа представляет своего кандидата

г. Кандидат участвует в дебатах по вопросу: «Представьте себе, что в России функционирует прямая интернет-демократия, т.е. голосование осуществляется средствами интернета. Как Вы полагаете, увеличится ли при этом число голосующих?

д. После выступления каждого кандидата в Президенты избиратели задают вопросы, касающиеся представленных программ.

После выступления первой группы всеми учениками рассматриваются ситуации:

1)Можно ли назвать выборы элементом демократии? (Да, потому что через выборы реализуется избирательное право граждан, выборы альтернативны)

2) Чем активное избирательное право отличается от пассивного? (активное – избирать, а пассивное – быть избранным)

3) Кем была создана первая Государственная Дума в России? (Николаем 2)

ЗАДАНИЕ: прочитайте материал учебника и выдержки из Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», ответьте на следующие вопросы:

1. Какой существует возрастной ценз для участия в выборах.

2. Заполните таблицу (Приложение 2)

Этапы выборов

Ответственные

Сроки

 

 Заполняем дома

 

3. В каких случаях можно получить открепительное удостоверение и голосовать на дому? Какие сведения содержаться в открепительном удостоверении? (Приложение 3)

4. Творческое задание

а. Выбирает кандидата в президенты класса из своей группы от партии «Молодая Россия»

б. Готовит представление своего кандидата в любой форме: рекламный ролик, презентация в виде рисунков, сценки + печатную рекламу своего кандидата

в. Группа представляет своего кандидата

г. Кандидат участвует в дебатах по вопросу: «Представьте себе, что в России функционирует прямая интернет-демократия, т.е. голосование осуществляется средствами интернета. Как Вы полагаете, увеличится ли при этом число голосующих?

д. После выступления каждого кандидата в Президенты избиратели задают вопросы, касающиеся представленных программ.

После выступления второй группы всеми учениками рассматривается ситуация:

1. Назовите время начала и окончания голосования (20.00)

2. Какие требования предъявляются к кандидату в Президенты? (возраст, гражданство, оседлость)

3. Что такое открепительное удостоверение (документ, дающий право на голосование на другом участке в другом городе)

Учитель организует проведение физкультминутки. Наша работа продолжается довольно долго и вы, наверное, уже успели устать.

Самолёт. 

Полетели, полетели,
Вперёд руками завертели.
А потом наоборот —
Назад помчался самолёт. (Вращение прямыми руками вперёд и назад.)

ЗАДАНИЕ: Прочитайте материал учебника и выдержки из Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое мажоритарная избирательная система?

2. Что такое пропорциональная избирательная система?

3. Что такое смешанная избирательная система?

4. Раскройте значение выборов в нашей стране.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ

Голосование проходит по партийным спискам, места в парламенте распределяются пропорционально количеству набранных голосов.

Избирательный барьер обычно 5%.

МАЖОРИТАРНАЯ

Голосование за конкретного кандидата. Победа:

а) большинство голосов,

б) 50%+1 голос,

в) большинство голосов, 2/3.

СМЕШАННАЯ

Часть депутатов избирается по пропорциональной системе,

часть — по мажоритарной.

Принципы участия граждан в выборах:

1). Всеобщее избирательное право – избирать могут все, кроме лиц, указанных в Законе. Не должно устанавливаться ограничений для участия в выборах за исключением лиц, не достигших нужного возраста, недееспособных, совершивших преступления.

2). Равное избирательное право – один человек – один голос.

3). Прямое избирательное право – избиратель голосует «за» или «против» кандидатов непосредственно и лично.

4). Тайное голосование – без контроля со стороны.

3. Кто может быть лишен избирательного права?

4. Творческое задание

а. Выбирает кандидата в президенты класса из своей группы от либеральной партии «Свои люди».

б. Готовит представление своего кандидата в любой форме: рекламный ролик, презентация в виде рисунков, сценки + печатную рекламу своего кандидата

в. Группа представляет своего кандидата

г. Кандидат участвует в дебатах по вопросу: «Представьте себе, что в России функционирует прямая интернет-демократия, т.е. голосование осуществляется средствами интернета. Как Вы полагаете, увеличится ли при этом число голосующих?

д. После выступления каждого кандидата в Президенты избиратели задают вопросы, касающиеся представленных программ.

После выступления третьей группы всем ученикам раздаются бюллетени, (приложение 4). Ученики голосуют за понравившегося кандидата, подводятся итоги голосования.

5. Сопоставление с культурным аналогом

Учитель: Молодцы поработали хорошо, а поняли ли вы теперь куда нужно обращаться в тех или иных случаях? (Да). Помог вам в этом разобраться учебник и документы?

6. Формулирование выводов

Учащиеся приходят к выводу, что выборы выполняют важные функции в обществе.

Учитель возвращается к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: как вы думаете, все ли граждане занимают правильную позицию в отношении выборов? (Нет). Знаете ли вы, в каких случаях, и в какой орган можно обращаться для получения открепительного удостоверения? (Да в территориальную избирательную комиссию). В каких случаях можно голосовать на дому? (Можно в случаях предусмотренных законом)

7. Применение новых знаний

Давайте разберем определенные ситуации для закрепления изученного материала, пишите ответы в своей тетради, потом проверим.

Работа учащихся с тестом. Знаком «+» отметьте верное и знаком « - » неверное утверждение:

1). Граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, вправе избирать. (+)

2). Мужчины на выборах имеют два голоса, женщины один. (-)

3). Выборы Президента РФ проводятся открытым голосованием (-)

4). Избиратель, может заполнить избирательный бюллетень дома, а в день выборов принести его на избирательный участок. (-)

5). Только представители русской национальности могут принимать участие в парламентских выборах. (-)

6). Граждане, участвующие в выборах могут проголосовать на избирательном участке, отдав свой голос за всех понравившихся им кандидатов.(-)

7). Гражданин Р., проголосовав утром на избирательном участке, вечером вновь явился и, сделав вид, что он здесь впервые, еще раз взял бюллетень и проголосовал; а члены избирательной комиссии, т.к. не знают всех избирателей в лицо, позволили ему это сделать (-)

8). Гражданин В. с супругой пришли на избирательный участок, и, взяв бюллетени, вместе зашли в кабину для голосования (-)

9). Голосование на выборах было назначено на 23 февраля, воскресенье (-)

10) Голосование начинается в 08.00 утра (+)

Учитель организует взаимопроверку. Предлагаю обменяться друг с другом тетрадями и проверить работы и поставить оценки на основании приложения 5. Давайте выясним, как уяснили материал, поднимите руки, кто написал на «2», «3», «4», «5» - на доске вывешивается смайлики количественно соответствующие каждой оценке. Какой вывод можно сделать? (Приложение 5).

Рефлексивно-оценочный этап

Учитель предлагает оценить факт достижения цели урока.

1. Познакомились ли вы с институтом выборов и избирательной системой, принципами и особенностями избирательного права. Ученики отвечают – да.

2. Усвоили ли вы теперь, что выборы выполняют важные функции? Какие?

3. Легко ли вам было работать на уроке? Ученики отвечают.

3. На все ли вопросы совместно составленного плана найдены ответы.

Каждый ученик получает в начале урока три жетона со своими фамилиями, которые он должен разместить в колонке с выбранным утверждением. Например, я познакомилась с основами избирательного права, значит, располагаю свой жетон напротив этого утверждения. Так необходимо разместить три жетона. (приложение №6)

Учитель организует комментирование работы учеников за урок, оценивание.

Домашнее задание

Учитель организует запись домашнего задания

-прочитать параграф,

-закончить заполнение таблицы.

- выучить термины.

Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.

Используемая литература:

Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. Обществознание 10 класс.

Конституция Российской Федерации, глава II.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации».

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 9 класса М., «Русское слово», 2008 г.

Никитин А.Ф. Право и политика, рабочая тетрадь. М., «Просвещение», 2002 г.

Певцова Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой «Обществознание. 9 класс». М., «Русское слово», 2008 г.

Приложение 1

Анкетирование родителей, учителей, взрослых по проблемам института выборов

1) Почему Вы участвуете в выборах (из 32 опрошенных: 15 - потому что так надо, 7 - я реализую свое право участвовать в политической жизни страны, 10 - потому что от меня зависит будущее страны и детей)

2) Довольны ли тем как проводятся выборы в Российской Федерации? (из 32 опрошенных: 17 – да, 15 – нет)

3) Кто не может участвовать в выборах (из 32 опрошенных: 30 –несовершеннолетние, 2 – осужденные)

4) Вы когда-нибудь пользовались открепительным удостоверением (из 32 опрошенных: 4 да, 28-нет)

5) Состоите ли в какой-нибудь партии? В какой? (из 32 опрошенных: 21- нет, 11-да, 3 – КПРФ, 8 – Единая Россия)

6) Пропускали ли вы когда-нибудь выборы? (из 32 опрошенных: 3-Да 29-нет)

7) Вы считаете выборы справедливыми в нашей стране? (из 32 опрошенных: 17-да, 15-нет).

1. Почему я участвую в выборах

Довольны ли вы как проводятся выборы в РФ?

3. Кто не может голосовать

4. Вы когда-нибудь пользовались открепительным удостоверением

5. Состоите ли в какой-нибудь партии?

6. Пропускали ли вы когда-нибудь выборы?









Приложение 2  


Этапы выборов

Ответственные

Сроки

Назначение дня выборов

Президент РФ, Совет Федерации или другие уполномоченные на это органы или должностные лица.

Не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который избраны соответствующие органы или часть депутатов.

Образование избирательных округов

Представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления.

Не позднее чем за 60 дней до голосования.

Создание избирательных комиссий

Центризбирком РФ – действует на постоянной основе в течение 4 лет.

Избирком субъекта РФ - ? членов назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, ? назначается исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Территориальные избиркомы – представительный орган местного самоуправления.

Не позднее чем за 20 дней до голосования.

Выдвижение и регистрация кандидатов

Политические партии.

Общественные движения.

Самовыдвиженцы.

 

Предвыборная агитация

СМИ, массовые мероприятия (митинги, демонстрации, дебаты и т. д.), выпуск печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов, иные формы (не запрещённые законом)

Со дня регистрации до ноля часов за сутки до дня голосования.

Голосование

Территориальная избирательная комиссия

8.00 – 20.00

 

 

















Приложение 3

Ст. 63 Закона РФ о выборах и референдумах

Избиратель, который не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 45 - 20 дней до дня голосования) либо в участковой избирательной комиссии (за 19 и менее дней до дня голосования) открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.

6. Открепительное удостоверение выдается соответствующей избирательной комиссией на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение выдается лично избирателю либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения (если избиратель находится в этом учреждении на излечении), администрацией учреждения, где содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений (если избиратель содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого).

7. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член избирательной комиссии с правом решающего голоса, осуществляющий выдачу открепительного удостоверения, вносит в него фамилию, имя и отчество избирателя, серию и номер его паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, номер избирательного участка, где избиратель включен в список избирателей, адрес участковой избирательной комиссии, наименования муниципального образования и субъекта Российской Федерации, на территории которых образован избирательный участок, наименование избирательной комиссии, выдавшей открепительное удостоверение, а также указывает свои фамилию и инициалы, дату выдачи открепительного удостоверения, расписывается и ставит печать соответствующей избирательной комиссии.

8. Территориальная избирательная комиссия выдает избирателю либо его представителю открепительное удостоверение на основании сведений об избирателях, представленных в территориальную избирательную комиссию в соответствии с частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона. Территориальная избирательная комиссия составляет реестр выдачи открепительных удостоверений, в котором указываются фамилия, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдавший избирателю открепительное удостоверение, в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений указывает номер выданного открепительного удостоверения и расписывается.

9. Территориальная избирательная комиссия за 20 дней до дня голосования направляет в участковые избирательные комиссии вместе с первым экземпляром списка избирателей заверенные выписки из реестра выдачи открепительных удостоверений, в которых указываются сведения о получивших открепительные удостоверения избирателях, зарегистрированных на территориях соответствующих избирательных участков. На основании соответствующей выписки член участковой избирательной комиссии в графе "Особые отметки" списка избирателей делает отметку: "Получил в территориальной избирательной комиссии открепительное удостоверение N" с указанием номера выданного открепительного удостоверения и расписывается.

11. При получении открепительного удостоверения избиратель в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений (в территориальной избирательной комиссии) или списка избирателей (в участковой избирательной комиссии) указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается.

12. Избиратель, которому выдано открепительное удостоверение (в том числе через его представителя на основании доверенности), исключается участковой избирательной комиссией из списка избирателей на соответствующем избирательном участке на данных выборах депутатов Государственной Думы и не учитывается при подсчете числа зарегистрированных избирателей при составлении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования.

13. Повторная выдача открепительного удостоверения не допускается. В случае утраты открепительного удостоверения его дубликат не выдается.


Приложение 4


ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

Для голосования на выборах

ПРЕЗИДЕНТА КЛАССА 2015/2016 гг.

Разъяснение порядка заполнения избирательного бюллетеня

Если Вы определились с выбором, поставьте знак (галочку, крестик) в пустом квадрате напротив выбранного Вами кандидата.

 

Шагаев Алтайчы

Тужалов Чындык

Абакова Таня


Против всех



Приложение 5

Оценивание работы по применению новых знаний

9-10 правильных из 10 –«5»

8-7 – «4»

5-6 – «3»

меньше 5 – «2»






Приложение 6

Оценивание учениками полученных знаний на уроке

Вопросы

Разместить жетоны

Я смогу объяснить основы Избирательного права другим ученикам в школе

 

Я смогу убедить родителей в необходимости идти на выборы

 

Я знаю и могу поговорить о политических событиях в стране

 

Я хорошо понял учебный материал и потому активно работал на уроке

 

Я знаю, что такое выборы

 


Приложение 7


Вспомогательный материал для учащихся

Памятка голосующему в первый раз.

1 шаг

Перед выборами, самое главное ознакомиться с кандидатами. Изучите каждого из них, взвесьте все плюсы и минусы. Ознакомьтесь с историей каждого из них. Узнайте их планы и обещания. Это всё позволит вам не ошибиться с выбором кандидата и проголосовать именно за того, кто вам подходит.

2 шаг

Наверняка у каждого есть друзья, которые не интересуются политикой или им некогда изучать предвыборную гонку. Они не определились с выбором кандидата, а потому это ваш шанс повысить процент голосов за того, кого вы будете голосовать. Расскажите ему о вашем выборе, опишите ему своего кандидата и если вашему другу понравиться, то он точно проголосует именно за него, а возможно расскажет своим друзьям, что повысит шанс на выбор именно вашего кандидата!

3 шаг

Далее нам нужно узнать место вашего голосования. За несколько дней до голосования, к вам почтовый ящик придет приглашение на выборы. В нем будет указано место и дата голосования. Если приглашение не пришло, то вы можете узнать информацию у соседей из вашего подъезда, обычно для одного дома место голосование одно и тоже. Либо зайдите на сайт Центральной Избирательной Комиссии и в верхней части сайта будет кнопка УЗНАТЬ СВОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, нажав на которую вы найдете свое место голосования.

ВНИМАНИЕ: Голосовать вы должны по адресу прописки указанному в вашем паспорте! Если вы находитесь в больнице или вы военнослужащий и находитесь далеко от вашего избирательного участка, то вы можете проголосовать на специально отведенных временных местах голосования. Чтобы узнать где они находятся, спросите местный персонал.

4 шаг

В назначенный день явитесь на избирательный участок. При себе необходимо иметь только паспорт.

5 шаг

Подойдите к столику избирательной комиссии и предъявите свой паспорт. После того как вас найдут в списках, вы должны будете расписаться, после чего вам выдадут один или несколько бюллетеней для голосования.

6 шаг

С бюллетенями проследуйте в кабинку для голосования. Поставьте знак в поле напротив вашего кандидата, которого вы выбрали. Несколько отметок в одном бюллетене делать нельзя, это делает ваш бюллетень недействительным.

ВНИМАНИЕ: Если в кабинке не обнаружилось письменных принадлежностей или они вызывают у вас подозрения (например ручка которую можно стереть), тогда подойдите к наблюдателям и попросите выдать вам новую ручку. Не стесняйтесь, это входит в их обязанности.

7 шаг

Далее пройдите к избирательной урне и поместите бюллетень в специальное отверстие.

8 шаг

Все, на этом вы закончили процесс голосования и ваш голос теперь будет обязательно учтен. За процессом подсчета голосов вы можете следить по вашему местному телеканалу.

9 шаг

ДЛЯ ТЕХ КТО В КОМАНДИРОВКЕ или уезжает в другой город необходимо получить открепительное удостоверение

10 шаг

Голосование вне помещения для голосования проводится, только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) в специальном реестре

В заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель, участник референдума не может прибыть в помещение для голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, участника референдума, адрес его места жительства.

Избиратель (участник референдума) имеет право проголосовать вне помещения для голосования при следующих обстоятельствах:

а) если данные об избирателе, внесены в список на соответствующем избирательном участке, участке референдума.

б) при наличии уважительных причин для голосования вне помещения для голосования (состояние здоровья, инвалидность);

 в) избиратель, который получил открепительное удостоверение, но по уважительной причине не может прибыть в помещение для голосования.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!