Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым
«Симферопольский профессиональный строительный техникум»
СОГЛАСОВАНО Председатель Методического Совета ________________ Т.И.Акимова Протокол от № ___ от «___»___2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ РК «СПСТ» ___________ Н.Н.Наседкин «___»____________2016 г. |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока по дисциплине «Русский язык и литература»
Тема: Энциклопедии, словари, справочники, учебники.
Преподаватель первой категории
Кобылкин Андрей Олегович
| Рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии по социально-гуманитарным дисциплин Протокол от № ___ от «___»___2016 г. Председатель ЦМК ________________ Н.Н.Рудяк |
г. Симферополь, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
| Стр. |
Введение. Методическое обоснование урока | 3 |
Подробный план урока | 5 |
Заключение | 11 |
Список использованных источников | 12 |
Приложение (дидактические материалы) | 13 |
ВВЕДЕНИЕ.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА
Методическая разработка представляет собой подробное описание открытого урока для студентов 1 курса, изучающих учебную дисциплину «Русский язык и литература» в системе СПО по учебнику Власенкова А. И. и Рыбченковой Л. М. «Русский язык и литература. Русский язык. 10 – 11 классы».
Данный урок по теме «Энциклопедии, словари, справочники, учебники» – это восьмое занятие в разделе «Язык и речь. Формы существования русского языка. Функциональные стили речи» и второй урок по теме 1.3. «Формы существования русского языка. Функциональные стили. Научный стиль».
Данная тема является актуальной, так как основная цель среднего профессионального образования – формирование разносторонней личности, готовой к профессиональной деятельности в качестве руководителя. Эта цель может быть достигнута при условии владения студентами речевой коммуникативной культурой, которая приобретается и утверждается в учебной среде, в среде профессионального образования, на уроках русского языка и литературы.
В процессе занятия студенты с помощью теоретического материала и практических упражнений знакомятся с приемами использования научно-справочной и научно-учебной литературы, а именно: энциклопедиями, словарями, справочниками, учебниками.
На этом уроке у них формируются навыки работы с вышеназванной литературой, что способствует появлению умений работать с литературой научного стиля.
На уроке используются такие педагогические технологии, как: работа в малых группах (4-5 человек), умение выбрать нужную литературу для выполнения конкретных заданий (выбор нужного словаря или энциклопедии на представленной выставке научно-справочной и научно-учебной литературы).
Урок способствует развитию у студентов культуры речи, мышления; расширению словарного запаса; появлению навыков работы в группе и пробуждает любознательность к работе со словарями; прививает любовь к русскому языку, его словарному богатству.
На уроке используются карточки с заданиями – на каждую группу свой определенный вариант.
Описанные в методической разработке методы и приемы обучения позволяют повторить, обобщить и углубить знания по русскому языку, а также способствуют формированию культурно-ценностной компетенции у студентов.
Методическая разработка может быть использована преподавателями русского языка и литературы в системе СПО.
ПОДРОБНЫЙ ПЛАН УРОКА
Тема программы:
3. Формы существования русского языка.
Функциональные стили. Научный стиль.
Тема урока:
Энциклопедии, словари, справочники, учебники.
Цели урока.
Образовательные:
на теоретическом и практическом материале познакомить студентов с приемами использования научно-справочной и научно-учебной литературы, а именно: энциклопедиями, словарями, справочниками, учебниками.
Развивающие:
развивать у студентов навыки работы в группах, умения работать со словарями; развивать культуру речи, мышление; расширять словарный запас.
Воспитательные:
пробудить у студентов любознательность к работе со словарями; привить любовь к русскому языку, его словарному богатству.
Методическая цель урока: показать методику формирования мотивации к учебной деятельности студентов на базе теоретического и практического материала, связанного с научно-справочной и научно-учебной литературой научного стиля: энциклопедиями, словарями, справочниками, учебниками.
Тип урока: комбинированный.
Методическое обеспечение урока:
учебник (Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык и литература. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2014. –287 с.);
раздаточный материал (карточки с заданиями);
словари (орфографический, орфоэпический, толковый, иностранных слов, синонимов, антонимов, омонимов, словообразовательный, двуязычный);
энциклопедии, справочники.
Межпредметные связи: с литературой, основами делопроизводства.
Ход урока
- Организационный момент:
Преподаватель сообщает тему, цели урока и ставит перед студентами задачу. Преподаватель:
Перед нами стоит задача: научиться пользоваться словарями, энциклопедиями и другой справочной литературой в своей повседневной и профессиональной деятельности. Все, что вы видите на нашей выставке, вы сегодня будете использовать при выполнении упражнений.
- Актуализация опорных знаний
Проверка д/з: упр. № 165 (Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык и литература. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2014. –287 с.);
Вопросы к студентам по пройденному материалу о функциональных стилях русского языка и об основных характеристиках научного стиля.
Преподаватель:
Какие функциональные стили русского языка вы знаете?
(Предполагаемый ответ: художественный, официально-деловой, публицистический, разговорный, научный);
Назовите основные характеристики научного стиля?
(Предполагаемый ответ: точность, логичность, объективность, однозначность высказываний, прямой порядок слов в предложении, использование научной терминологии).
- Изложение нового материла
Преподаватель:
В научном стиле выделяют научно-справочные и научно-учебные жанры. К научно-справочному жанру относят: энциклопедии, словари, справочники, учебники, к научно-учебному – учебники, словари, методические пособия, лекции, конспекты. Мы с вами подробно рассмотрим: энциклопедии, словари, справочники, учебники.
Итак, энциклопедия – это научно-справочное издание – обычно в форме словаря – по всем или отдельным отраслям знания.
Энциклопедии по специфике охвата материала бывают:
- универсальные (например, Большая советская энциклопедия (БСЭ – 51 том);
- отраслевые (посвящены отдельным отраслям знаний, например, энциклопедия для школьников);
- региональные (посвящены тому или иному региону, государству, городу, например, энциклопедия Республики Крым);
- тематические (например, энциклопедия по домашнему хозяйству);
- персональные (например, «Лермонтовская энциклопедия).
Справочник – это книга, содержащая комплекс сведений, охватывающих определенную отрасль знания, построенная таким образом, чтобы обеспечить удобство поиска необходимых сведений.
Виды справочников:
- научный;
- производственно-практический;
- учебный;
- популярный;
- массово-политический;
- бытовой.
Учебник – это книга, содержащая систематическое изложение знаний в определенной области и используемая как в системе образования, так и для самостоятельного обучения.
Виды учебников:
- учебник-практикум;
- учебник-справочник;
- учебник-хрестоматия.
Учебник и учебное пособие – это разные вещи.
Словарь – научно-справочная или научно-учебная книга, информация в которой упорядочена с помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике.
Виды словарей:
- орфографический (правильное правописание слов);
- орфоэпический (правильное произношение и ударение слов);
- словообразовательный (словообразование слов);
- толковый словарь (объясняет значения слов);
- словарь иностранных слов (объясняет значение слов, пришедших к нам из других языков);
- двуязычные (англо-русский, украинско-русский и др.);
- омонимов, синонимов, антонимов и др.
- Закрепление изученного материала
Выполнение студентами практических упражнений на раздаточном материале (карточки с заданиями) с помощью словарей (орфографического, орфоэпического, толкового, омонимов, антонимов).
Работа в малых группах:
Студенты подразделяются на 6 групп. Каждой группе (4-5 чел.) выдается задание, на которое отводится 10 минут.
1 группа получает карточку с заданием (карточка №1, см. приложения) правильно расставить ударение в словах. Для этого ребята сами выбирают словарь для выполнения поставленной задачи. Определив, что им нужен орфоэпический словарь, они приступают к самостоятельному выполнению задания.
2 группа получает карточку с заданием (карточка №2, см. приложения) привести примеры лексических значений омонимов. Для этого ребята сами выбирают словарь для выполнения поставленной задачи. Определив, что им нужен словарь омонимов, они приступают к самостоятельному выполнению задания.
3 группа получает карточку с заданием (карточка №3, см. приложения) определить, какие слова пишутся слитно, раздельно, через дефис. Для этого ребята сами выбирают словарь для выполнения поставленной задачи. Определив, что им нужен орфографический словарь, они приступают к самостоятельному выполнению задания.
4 группа получает карточку с заданием (карточка №4, см. приложения) дать толкование словам. Для этого ребята сами выбирают словарь для выполнения поставленной задачи. Определив, что им нужен толковый словарь русского языка, они приступают к самостоятельному выполнению задания.
5 группа получает карточку с заданием (карточка №5, см. приложения) подобрать к словам синонимы. Для этого ребята сами выбирают словарь для выполнения поставленной задачи. Определив, что им нужен словарь синонимов, они приступают к самостоятельному выполнению задания.
6 группа получает карточку с заданием (карточка №6, см. приложения) подобрать к словам антонимы. Для этого ребята сами выбирают словарь для выполнения поставленной задачи. Определив, что им нужен словарь антонимов, они приступают к самостоятельному выполнению задания.
Через 10 минут представители от каждой группы вызываются к доске. На доске они пишут результат выполненной группой работы поясняя свои действия.
Если кто-то допускает ошибки, то студентам предлагается исправить допущенные ошибки. Преподаватель может оказать помощь только в том случае, если не последовало правильного ответа.
- Подведение итогов
5.1. Преподаватель предлагает студентам ответить на следующие вопросы по теме урока:
С какими жанрами научного стиля сегодня на уроке Вы познакомились?
(Предполагаемый ответ: научно-справочным и научно-учебным жанрами);
Что относим к данным жанрам научного стиля?
(Предполагаемый ответ: энциклопедии, словари, справочники, учебники);
С какими видами словарей Вы сегодня работали на уроке?
(Предполагаемый ответ: орфографическим, орфоэпическим, толковым, иностранных слов, синонимов, антонимов, омонимов).
5.2. Затем преподаватель дает анализ работы наиболее активно работавшим на уроке студентам и объявляет оценки.
- Задание на дом
С помощью толкового словаря и словаря иностранных слов дать определение следующим словам: аберрация, гаджет, пагинация, мерчендайзер, провайдер, шамот (для выполнения данного задания можно использовать, как толковый словарь Ожегова С.И., словарь иностранных слов, так и интернет-издание: http://www.gramota.ru/slovari/).
Выполнить упр. №169 (Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык и литература. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2014. –287 с.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной методической разработке представлен открытый урок по теме «Энциклопедии, словари, справочники, учебники».
Работая по вышеописанной методике, убеждаешься в том, что данная схема открытого урока позволяет:
- привлечь внимание студентов к использованию различных словарей в своей повседневной и профессиональной деятельности;
- повысить грамотность студентов;
- вызвать интерес к предмету;
- расширить словарный запас;
- использовать различные педагогические технологии, среди которых работа в малых группах (4-5 человек) и умение выбрать нужную литературу для выполнения конкретных заданий.
Описанные в методической разработке методы и приемы обучения позволяют повторить, обобщить и углубить знания по русскому языку, а также способствуют формированию культурно-ценностной компетенции у студентов.
Методическая разработка может быть использована преподавателями русского языка и литературы в системе СПО.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык и литература. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2014.–287 с.
Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя (конспект). – Харьковская гуманитарно-педагогическая академия, г. Харьков, Украина, 2009. – 23 с.
Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МПСИ, Флинта, 2008. – 232 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
КАРТОЧКА №1
В нижеперечисленных словах поставьте правильно ударение:
Досуг, кухонный, звала, начав, вовремя, сироты, оптовый, цепочка, красивейший, звонит, поняв.
КАРТОЧКА №2
Приведите примеры лексических значений следующих омонимов:
лук - _____________________________________;
лук - _____________________________________.
кран - _______________________________________;
кран- ________________________________________.
ключ - ____________________________________;
ключ - ____________________________________.
КАРТОЧКА №3
Определите, какие нижеперечисленные слова пишутся слитно, раздельно, через дефис. Вставьте пропущенные буквы:
З..рница, рас…трелян…ый, бл…стящий, бл…стательный, благ…тв…рительность, раскрепощ…н…ость, (пол)один…адцатого, (четверть)финал, точь(в)точь, трех…ярусный, серебря…ый, стекля…ый, (в) течени… дня, (в) течени… реки.
КАРТОЧКА №4
Дайте толкование следующим словам:
Метафора - ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Опричнина - _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Компьютер - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .
КАРТОЧКА №5
К следующим словам подберите синонимы:
храбрый - ________________, _________________;
говорить - ________________, _________________;
тихий - ________________, ______________________;
влажный - _______________, _____________________;
смотреть - ________________, ____________________;
ошибка - ________________, ____________________;
холодный - ___________________, _________________.
КАРТОЧКА №6
К следующим словам подберите антонимы:
правда - ________________;
прогресс - _______________;
любимый - __________________;
коллективный - ____________________;
вследствие - ___________________;
благородный - _________________;
зима - ________________.








