СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «Русский язык и литература» Тема: Энциклопедии, словари, справочники, учебники.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «Русский язык и литература» Тема: Энциклопедии, словари, справочники, учебники.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «Русский язык и литература» Тема: Энциклопедии, словари, справочники, учебники.»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым

«Симферопольский профессиональный строительный техникум»



СОГЛАСОВАНО

Председатель Методического Совета

________________ Т.И.Акимова

Протокол от № ___ от «___»___2016 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ РК «СПСТ»

___________ Н.Н.Наседкин

«___»____________2016 г.



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока по дисциплине «Русский язык и литература»
Тема: Энциклопедии, словари, справочники, учебники.


Преподаватель первой категории

Кобылкин Андрей Олегович





Рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии по социально-гуманитарным дисциплин

Протокол от № ___ от «___»___2016 г.

Председатель ЦМК

________________ Н.Н.Рудяк


г. Симферополь, 2016



СОДЕРЖАНИЕ


Стр.

Введение. Методическое обоснование урока

3

Подробный план урока

5

Заключение

11

Список использованных источников

12

Приложение (дидактические материалы)

13




ВВЕДЕНИЕ.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

Методическая разработка представляет собой подробное описание открытого урока для студентов 1 курса, изучающих учебную дисциплину «Русский язык и литература» в системе СПО по учебнику Власенкова А. И. и Рыбченковой Л. М. «Русский язык и литература. Русский язык. 10 – 11 классы».

Данный урок по теме «Энциклопедии, словари, справочники, учебники» – это восьмое занятие в разделе «Язык и речь. Формы существования русского языка. Функциональные стили речи» и второй урок по теме 1.3. «Формы существования русского языка. Функциональные стили. Научный стиль».

Данная тема является актуальной, так как основная цель среднего профессионального образования – формирование разносторонней личности, готовой к профессиональной деятельности в качестве руководителя. Эта цель может быть достигнута при условии владения студентами речевой коммуникативной культурой, которая приобретается и утверждается в учебной среде, в среде профессионального образования, на уроках русского языка и литературы.

В процессе занятия студенты с помощью теоретического материала и практических упражнений знакомятся с приемами использования научно-справочной и научно-учебной литературы, а именно: энциклопедиями, словарями, справочниками, учебниками.

На этом уроке у них формируются навыки работы с вышеназванной литературой, что способствует появлению умений работать с литературой научного стиля.

На уроке используются такие педагогические технологии, как: работа в малых группах (4-5 человек), умение выбрать нужную литературу для выполнения конкретных заданий (выбор нужного словаря или энциклопедии на представленной выставке научно-справочной и научно-учебной литературы).

Урок способствует развитию у студентов культуры речи, мышления; расширению словарного запаса; появлению навыков работы в группе и пробуждает любознательность к работе со словарями; прививает любовь к русскому языку, его словарному богатству.

На уроке используются карточки с заданиями – на каждую группу свой определенный вариант.

Описанные в методической разработке методы и приемы обучения позволяют повторить, обобщить и углубить знания по русскому языку, а также способствуют формированию культурно-ценностной компетенции у студентов.

Методическая разработка может быть использована преподавателями русского языка и литературы в системе СПО.


ПОДРОБНЫЙ ПЛАН УРОКА

Тема программы:

  1. 3. Формы существования русского языка.

Функциональные стили. Научный стиль.

Тема урока:

Энциклопедии, словари, справочники, учебники.

Цели урока.

Образовательные:

на теоретическом и практическом материале познакомить студентов с приемами использования научно-справочной и научно-учебной литературы, а именно: энциклопедиями, словарями, справочниками, учебниками.

Развивающие:

развивать у студентов навыки работы в группах, умения работать со словарями; развивать культуру речи, мышление; расширять словарный запас.

Воспитательные:

пробудить у студентов любознательность к работе со словарями; привить любовь к русскому языку, его словарному богатству.

Методическая цель урока: показать методику формирования мотивации к учебной деятельности студентов на базе теоретического и практического материала, связанного с научно-справочной и научно-учебной литературой научного стиля: энциклопедиями, словарями, справочниками, учебниками.

Тип урока: комбинированный.

Методическое обеспечение урока:

  • учебник (Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык и литература. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2014. –287 с.);

  • раздаточный материал (карточки с заданиями);

  • словари (орфографический, орфоэпический, толковый, иностранных слов, синонимов, антонимов, омонимов, словообразовательный, двуязычный);

  • энциклопедии, справочники.

Межпредметные связи: с литературой, основами делопроизводства.

Ход урока

  1. Организационный момент:
Преподаватель сообщает тему, цели урока и ставит перед студентами задачу. Преподаватель:

Перед нами стоит задача: научиться пользоваться словарями, энциклопедиями и другой справочной литературой в своей повседневной и профессиональной деятельности. Все, что вы видите на нашей выставке, вы сегодня будете использовать при выполнении упражнений.

  1. Актуализация опорных знаний
Проверка д/з: упр. № 165 (Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык и литература. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2014. –287 с.);

Вопросы к студентам по пройденному материалу о функциональных стилях русского языка и об основных характеристиках научного стиля.

Преподаватель:

  1. Какие функциональные стили русского языка вы знаете?

(Предполагаемый ответ: художественный, официально-деловой, публицистический, разговорный, научный);

  1. Назовите основные характеристики научного стиля?

(Предполагаемый ответ: точность, логичность, объективность, однозначность высказываний, прямой порядок слов в предложении, использование научной терминологии).

  1. Изложение нового материла
Преподаватель:

В научном стиле выделяют научно-справочные и научно-учебные жанры. К научно-справочному жанру относят: энциклопедии, словари, справочники, учебники, к научно-учебному – учебники, словари, методические пособия, лекции, конспекты. Мы с вами подробно рассмотрим: энциклопедии, словари, справочники, учебники.

Итак, энциклопедия – это научно-справочное издание – обычно в форме словаря – по всем или отдельным отраслям знания.

Энциклопедии по специфике охвата материала бывают:

- универсальные (например, Большая советская энциклопедия (БСЭ – 51 том);

- отраслевые (посвящены отдельным отраслям знаний, например, энциклопедия для школьников);

- региональные (посвящены тому или иному региону, государству, городу, например, энциклопедия Республики Крым);

- тематические (например, энциклопедия по домашнему хозяйству);

- персональные (например, «Лермонтовская энциклопедия).

Справочник – это книга, содержащая комплекс сведений, охватывающих определенную отрасль знания, построенная таким образом, чтобы обеспечить удобство поиска необходимых сведений.

Виды справочников:

- научный;

- производственно-практический;

- учебный;

- популярный;

- массово-политический;

- бытовой.

Учебник – это книга, содержащая систематическое изложение знаний в определенной области и используемая как в системе образования, так и для самостоятельного обучения.

Виды учебников:

- учебник-практикум;

- учебник-справочник;

- учебник-хрестоматия.

Учебник и учебное пособие – это разные вещи.

Словарь – научно-справочная или научно-учебная книга, информация в которой упорядочена с помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике.

Виды словарей:

- орфографический (правильное правописание слов);

- орфоэпический (правильное произношение и ударение слов);

- словообразовательный (словообразование слов);

- толковый словарь (объясняет значения слов);

- словарь иностранных слов (объясняет значение слов, пришедших к нам из других языков);

- двуязычные (англо-русский, украинско-русский и др.);

- омонимов, синонимов, антонимов и др.

  1. Закрепление изученного материала

Выполнение студентами практических упражнений на раздаточном материале (карточки с заданиями) с помощью словарей (орфографического, орфоэпического, толкового, омонимов, антонимов).

Работа в малых группах:

Студенты подразделяются на 6 групп. Каждой группе (4-5 чел.) выдается задание, на которое отводится 10 минут.

1 группа получает карточку с заданием (карточка №1, см. приложения) правильно расставить ударение в словах. Для этого ребята сами выбирают словарь для выполнения поставленной задачи. Определив, что им нужен орфоэпический словарь, они приступают к самостоятельному выполнению задания.

2 группа получает карточку с заданием (карточка №2, см. приложения) привести примеры лексических значений омонимов. Для этого ребята сами выбирают словарь для выполнения поставленной задачи. Определив, что им нужен словарь омонимов, они приступают к самостоятельному выполнению задания.

3 группа получает карточку с заданием (карточка №3, см. приложения) определить, какие слова пишутся слитно, раздельно, через дефис. Для этого ребята сами выбирают словарь для выполнения поставленной задачи. Определив, что им нужен орфографический словарь, они приступают к самостоятельному выполнению задания.

4 группа получает карточку с заданием (карточка №4, см. приложения) дать толкование словам. Для этого ребята сами выбирают словарь для выполнения поставленной задачи. Определив, что им нужен толковый словарь русского языка, они приступают к самостоятельному выполнению задания.

5 группа получает карточку с заданием (карточка №5, см. приложения) подобрать к словам синонимы. Для этого ребята сами выбирают словарь для выполнения поставленной задачи. Определив, что им нужен словарь синонимов, они приступают к самостоятельному выполнению задания.

6 группа получает карточку с заданием (карточка №6, см. приложения) подобрать к словам антонимы. Для этого ребята сами выбирают словарь для выполнения поставленной задачи. Определив, что им нужен словарь антонимов, они приступают к самостоятельному выполнению задания.

Через 10 минут представители от каждой группы вызываются к доске. На доске они пишут результат выполненной группой работы поясняя свои действия.

Если кто-то допускает ошибки, то студентам предлагается исправить допущенные ошибки. Преподаватель может оказать помощь только в том случае, если не последовало правильного ответа.


  1. Подведение итогов
5.1. Преподаватель предлагает студентам ответить на следующие вопросы по теме урока:
  1. С какими жанрами научного стиля сегодня на уроке Вы познакомились?

(Предполагаемый ответ: научно-справочным и научно-учебным жанрами);

  1. Что относим к данным жанрам научного стиля?

(Предполагаемый ответ: энциклопедии, словари, справочники, учебники);

  1. С какими видами словарей Вы сегодня работали на уроке?

(Предполагаемый ответ: орфографическим, орфоэпическим, толковым, иностранных слов, синонимов, антонимов, омонимов).

5.2. Затем преподаватель дает анализ работы наиболее активно работавшим на уроке студентам и объявляет оценки.
  1. Задание на дом
  1. С помощью толкового словаря и словаря иностранных слов дать определение следующим словам: аберрация, гаджет, пагинация, мерчендайзер, провайдер, шамот (для выполнения данного задания можно использовать, как толковый словарь Ожегова С.И., словарь иностранных слов, так и интернет-издание: http://www.gramota.ru/slovari/).

  2. Выполнить упр. №169 (Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык и литература. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2014. –287 с.).



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной методической разработке представлен открытый урок по теме «Энциклопедии, словари, справочники, учебники».

Работая по вышеописанной методике, убеждаешься в том, что данная схема открытого урока позволяет:

- привлечь внимание студентов к использованию различных словарей в своей повседневной и профессиональной деятельности;

- повысить грамотность студентов;

- вызвать интерес к предмету;

- расширить словарный запас;

- использовать различные педагогические технологии, среди которых работа в малых группах (4-5 человек) и умение выбрать нужную литературу для выполнения конкретных заданий.

Описанные в методической разработке методы и приемы обучения позволяют повторить, обобщить и углубить знания по русскому языку, а также способствуют формированию культурно-ценностной компетенции у студентов.

Методическая разработка может быть использована преподавателями русского языка и литературы в системе СПО.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык и литература. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2014.–287 с.

  2. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя (конспект). – Харьковская гуманитарно-педагогическая академия, г. Харьков, Украина, 2009. – 23 с.

  3. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МПСИ, Флинта, 2008. – 232 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


КАРТОЧКА №1

В нижеперечисленных словах поставьте правильно ударение:

Досуг, кухонный, звала, начав, вовремя, сироты, оптовый, цепочка, красивейший, звонит, поняв.



КАРТОЧКА №2

Приведите примеры лексических значений следующих омонимов:

лук - _____________________________________;

лук - _____________________________________.


кран - _______________________________________;

кран- ________________________________________.


ключ - ____________________________________;

ключ - ____________________________________.




КАРТОЧКА №3

Определите, какие нижеперечисленные слова пишутся слитно, раздельно, через дефис. Вставьте пропущенные буквы:

З..рница, рас…трелян…ый, бл…стящий, бл…стательный, благ…тв…рительность, раскрепощ…н…ость, (пол)один…адцатого, (четверть)финал, точь(в)точь, трех…ярусный, серебря…ый, стекля…ый, (в) течени… дня, (в) течени… реки.
























КАРТОЧКА №4

Дайте толкование следующим словам:

Метафора - ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


Опричнина - _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .


Компьютер - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .







КАРТОЧКА №5

К следующим словам подберите синонимы:

храбрый - ________________, _________________;


говорить - ________________, _________________;


тихий - ________________, ______________________;


влажный - _______________, _____________________;


смотреть - ________________, ____________________;


ошибка - ________________, ____________________;


холодный - ___________________, _________________.


КАРТОЧКА №6

К следующим словам подберите антонимы:

правда - ________________;


прогресс - _______________;


любимый - __________________;


коллективный - ____________________;


вследствие - ___________________;


благородный - _________________;


зима - ________________.