СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока по химии на тему "Гидролиз соли"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока на тему "Гидролиз соли".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по химии на тему "Гидролиз соли"»


Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области


«Лобненский техникум строительной индустрии и предпринимательства»











Методическая разработка открытого урока


по дисциплине Химия


на тему


«Гидролиз соли»


для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)












Разработал преподаватель: Агаркова Т.Н.





Лобня 2015



Дисциплина: Химия

Тема урока: Гидролиз соли.

Цель урока:

сформировать у студентов понятие гидролиза соли, ознакомиться с водородным показателем (рН) раствора, научиться определять характер среды растворов солей по их составу и делать логические выводы из наблюдения по опыту.


Наглядное обеспечение:

таблица растворимости, индикаторная бумага, индикаторная шкала, штатив с пробирками, растворы: сульфата меди, серной кислоты, карбоната натрия, гидроксида натрия, нитрата натрия, карбоната меди, вода.


План урока:

1. Понятие гидролиза.

2. Водородный показатель (рН) раствора.

3.Типы гидролиза:

а) соль образованная слабым основанием и сильной кислотой (рН

б) соль образованная сильным основанием и слабой кислотой (рН 7);

в) соль образованная слабым основанием и слабой кислотой (рН = 7);

г) соль образованная сильным основанием и сильной кислотой.

4. Демонстрация опыта и запись уравнений гидролиза.

Опыт №1. Определение рН среды раствора сульфата меди (CuSO4 ).

Опыт №2. Определение рН среды раствора карбоната натрия ( Na2CO3).

Опыт №3. Определение рН среды раствора нитрата натрия ( CuCO3).

Опыт №4. Определение рН среды раствора карбоната меди ( NaNO3).


5. Подведение итогов (химический диктант).

6.Домашнее задание.



  1. Понятие гидролиза


Гидролиз - («гидро» - вода, «лизис» - разложение) это обменная реакция соли с водой, в результате которой образуются малорастворимые соединения.

Гидролиз - реакция взаимодействия соли с водой, в результате которой ионы слабого основания или слабой кислоты взаимодействуют с составными частями воды.


2. Водородный показатель (рН) раствора


Существуют различные методы измерения среды любого водного раствора (рН среды). Качественно тип среды и рН водных растворов определяют с помощью индикаторов – веществ, которые обратимо изменяют свой цвет в зависимости от среды растворов, то есть рН растворов. На практике, как вы знаете, для этого используют такие индикаторы, как лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, универсальный. рН7(среда щелочная), рН=7(среда нейтральная).


рН

(кислая среда) (щелочная среда)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

рН=7

(нейтральная среда)



Окраска индикаторов в различных средах


ИНДИКАТОР

Реакция среды

кислая

нейтральная

щелочная

Лакмус

Красный

рН

Фиолетовый

рН=5-8

Синий

рН8

Метилоранж

Красный

рН

Оранжевый

рН=3,1-4,4

Желтый

рН4,4

Фенолфталеин

Бесцветный

рН

Бледно малиновый

рН=8-9,8

Малиновый

рН9,8


Водородный показатель имеет большое значение в химических и биологических процессах, так как в зависимости типа среды эти процессы могут протекать с разными скоростями и направлениях.

Измерение рН крови и желудочного сока является диагностическим тестом в медицине. Отклонение рН от нормального значения даже на 0,01 единицы свидетельствует о потологии в организме. Во внутренней среде живых организмов значение рН постоянно.

Так, при нормальной кислотности желудочный сок имеет рН = 1,7 (сильнокислотная среда), рН крови человека равна рН = 7,6 (слабощелочная среда), слюны рН = 7 (близка к нейтральной).




3.Типы гидролиза


а) соль образованная слабым основанием и сильной кислотой (рН

б) соль образованная сильным основанием и слабой кислотой (рН 7);

в) соль образованная слабым основанием и слабой кислотой (рН = 7);

г) соль образованная сильным основанием и сильной кислотой.



4. Демонстрация опыта и запись уравнений гидролиза


Алгоритм написания гидролиза

  1. Определяем каким основанием и какой кислотой образована соль. Указываем силу этих электролитов.

  2. Записываем диссоциацию соли и подчеркиваем ион слабого электролита.

  3. Записываем диссоциацию воды.

  4. Записываем реакцию гидролиза и определяем среду реакции: накапливаются в р-ре ионы Н+(среда кислая), ОН-(среда щелочная).


Сильные электролиты

Слабые электролиты

HNO3

H2SO4

HCl

HBr

HMnO4

HClO4

HI

NaOH

KOH

Ca(OH)2

H2CO3

H2SO3

H2NO2

H2SiO3

H2S

H3PO4

HF

NH4OH

HCN



Вспомним, что вода – слабый электролит и в чистой воде происходит процесс: НОН ↔ Н+ + ОН, и существует равенство концентрации:

[H+] = [OH] = 10 – 7 моль/л.

pH = 7

Изменится ли значение pН- среды, если в воде растворить соль?


Опыт №1. Определение рН среды раствора сульфата меди (CuSO4).


Проверим это опытным путем: поместим в пробирку раствор сульфата меди (II) и опустим в него индикаторную бумагу (лакмус). Что мы наблюдаем? (Окраска раствора становится красной.) Для сравнения в другую пробирку поместим раствор серной кислоты и также опустим в него лакмусовую бумагу. Что мы наблюдаем теперь? (Окраска раствора так же становится красной.)



Какой вывод мы можем сделать на основе этих наблюдений? (Раствор соли сульфата меди (II) также как и раствор кислоты имеет pH

Действительно, убедимся в этом используя данные таблицы растворимости. Проанализируем состав соли. Соль можно рассматривать как продукт реакции нейтрализации основания кислотой. Каким основанием и какой кислотой может быть образованна эта соль? какими электролитами являются эти основание и кислота? (Соль СиSO4 образована слабым основанием Сu(OH)2 (нерастворимое основание) и сильной кислотой H2SO4).

Рассмотрим, что же происходит при взаимодействии соли с водой? Составим уравнение реакции: молекулярное, полное и сокращенное ионные.


1. Сu(OH)2 + H2SO4СиSO4 + Н2О

2. CuSO4 ↔ Cu2+ + SO42 –


3. HOH ↔ OH + H+

4. Cu SO4+ H2O ↔ CuOH+ + H+ + SO42 –

Cu2+ + HOH ↔ CuOH+ + H+

pH

[H+] [OH ].

Делаем вывод: что сильнее, того и больше.

ВЫВОД: Раствор соли, образованной слабым основанием и сильной кислотой, имеет кислую среду, т.к. имеется избыток ионов водорода.(гидролиз по КАТИОНУ)


Опыт №2. Определение рН среды раствора карбоната натрия ( Na2CO3).


Поместим в пробирку раствор данной соли и опустим в него лакмусовую бумагу. Что вы наблюдаете? (бумага окрасилась в синий цвет). Для сравнения в другую пробирку пометим раствор гидроксида натрия и так же опустим лакмус. Что мы наблюдаем? (бумага окрасилась в синий цвет).

Какой вывод мы можем сделать на основе этих наблюдений? (Раствор соли карбонат натрия так же как и раствор гидроксида натрия имеет pH7, среда щелочная).

Используя таблицу растворимости, проанализируем состав соли. (Соль Na2CO3 образованна угольной кислотой H2CO3 и гидроксидом натрия NaOH). Какой силы эти электролиты? (Угольная кислота – слабая летучая кислота, гидроксид натрия – сильное растворимое основание, щелочь).

Предлагаю одному из студентов составить уравнение реакции гидролиза, записав его на доске:

1. NaOH + H2CO3 → Na2CO3 + H2O

2. Na2CO3 ↔2 Na+ + CO32


3. H2O OH + H+

4. Na2CO3 + HOH ↔ HCO3 + 2Na+ + OH


pH7,

[H+] OH ].


ВЫВОД: Раствор соли, образованной сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную среду, т.к. имеется избыток гидроксид-анионов.(гидролиз по АНИОНУ)


Опыт №3. Определение рН среды раствора карбоната меди uCO3)


Поместим в пробирку раствор данной соли и добавим лакмусовую бумагу. Что вы наблюдаете? (Изменение окраски - не происходит). Для сравнения в другую пробирку пометим дистиллированную воду и так же добавим лакмусовую бумагу. Что мы наблюдаем? (изменение окраски, также не происходит).

Какой вывод мы можем сделать на основе этих наблюдений? (Раствор соли карбоната меди так же как и дистиллированная вода имеет pH=7, среда нейтральная).

Используя таблицу растворимости, проанализируем состав соли. (Соль СuCO3 образованна кислотой H2CO3 и гидроксидом меди Сu(OH)2). Какой силы эти электролиты? (Угольная кислота – слабый электролит, гидроксид меди – слабое нерастворимое основание).

Предлагаю одному из студентов составить уравнение реакции гидролиза, записав его на доске:

  1. Сu(OH)2 + H2CO3 СuCO3 + H2O

2. CuСO3 ↔ Cu2+ + СO32 –


3. HOH ↔ OH + H+

4. Cu СO3+ H2O ↔ CuOH+ + H+

pH

[H+] [OH ].


ВЫВОД: Раствор соли, образованной слабым основанием и слабой кислотой имеет среду разную, т.к. равенство концентраций ионов водорода и гидроксид-ионов определяется константой диссоциации образующихся при гидролизе веществ. (гидролиз и по КАТИОНУ и по АНИОНУ)



Опыт №4. Определение рН среды раствора нитрата натрия (NaNO3).


Теперь проведем эксперимент с раствором соли хлорид натрия. Поместим в пробирку раствор данной соли и добавим лакмусовую бумагу. Что вы наблюдаете? (Изменение окраски - не происходит). Для сравнения в другую пробирку пометим дистиллированную воду и так же добавим лакмусовую бумагу. Что мы наблюдаем? (изменение окраски, также не происходит).




Какой вывод мы можем сделать на основе этих наблюдений? (Раствор соли нитрат натрия так же как и дистиллированная вода имеет pH=7, среда нейтральная).

Используя таблицу растворимости, проанализируем состав соли. (Соль Na NO3 образованна кислотой HNO3 и гидроксидом натрия NaOH). Какой силы эти электролиты? (Азотная кислота – сильный электролит, гидроксид натрия – сильное растворимое основание, щелочь).

Предлагаю одному из студентов составить уравнение реакции гидролиза, записав его на доске:

1. NaOH + HNO3 → Na NO3 + H2O

2. Na NO3↔ Na+ + NO3

3. HOH ↔ OH + H+


HOH ↔ OH + H+

pH=7,

[H+] = [OH ].

ВЫВОД: Раствор соли, образованной сильным основанием и сильной кислотой имеет нейтральную среду, т.к. равенство концентраций ионов водорода и гидроксид-ионов не нарушено. Можно сказать, что такие соли гидролизу не подвергаются.


5. Подведение итогов (химический диктант).


Химический диктант.

  1. В чистой воде рН=7.

  2. Раствор гидроксида натрия – слабый электролит.

  3. Соль К2SO3 образована сильным основанием и слабой кислотой.

  4. Соль FeCl3 образована слабым основанием и сильной кислотой.

  5. Водный раствор соли NaCl имеет рН

  6. Водный раствор соли K2SO4 имеет рН=7.

  7. Водный раствор соли Al2(SO4)3 имеет рН

  8. Соль NaNO3 не подвергается гидролизу.

  9. Лакмус в кислой среде красного цвета.

  10. Лакмус в щелочной среде синего цвета.



Бланк химического диктанта.


Фамилия, имя, группа

ОТВЕТА

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОТВЕТ














Шаблон для проверки химического диктанта.


ОТВЕТА

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОТВЕТ

ДА

НЕТ

ДА

ДА

НЕТ

ДА

ДА

ДА

ДА

ДА


6. Домашнее задание



Из перечисленных ниже солей выбрать соли образованные сильной кислотой и слабым основанием: сульфат алюминия, хлорид натрия, сульфат калия. ацетат натрия, нитрат меди (II), силикат натрия, ацетат аммония. хлорид алюминия. Написать уравнения гидролиза одного из них.





























Приложение №1.



Фамилия, имя, группа

ОТВЕТА

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОТВЕТ












Фамилия, имя, группа

ОТВЕТА

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОТВЕТ












Фамилия, имя, группа

ОТВЕТА

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОТВЕТ












Фамилия, имя, группа

ОТВЕТА

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОТВЕТ












Фамилия, имя, группа

ОТВЕТА

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОТВЕТ












Фамилия, имя, группа

ОТВЕТА

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОТВЕТ












Фамилия, имя, группа

ОТВЕТА

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОТВЕТ












Фамилия, имя, группа

ОТВЕТА

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОТВЕТ













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!