обучающиеся должны уметь применять правило умножения десятичных дробей на натуральные числа;
уметь работать с источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры, делать выводы, давать определения, понятия;
уметь строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
учащиеся должны обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; высказывать свое предположение;
уметь воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.
уметь контролировать процесс и результат учебной деятельности, развивать потребность в справедливом оценивании своей работы .
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности 1- 2 мин.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 5-6 мин.
3. Выявление места и причины затруднения–2-3 мин.
4. Построение проекта выхода из затруднения –5-6 мин.
5. Реализация построенного проекта- 5-6 мин.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4-5 мин.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 4-5 мин.
8. Включение в систему знаний и повторение – 4-5 мин.
9. Рефлексия учебной деятельности – 2-3 мин.
№ | Этапы урока. Цель этапа. | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. | Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение обучающихся в учебную деятельность. | - Добрый день ребята. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Начать урок мне хочется со старой притчи: - В чем смысл этой притчи? - Какое отношение она имеет к нашему уроку? - Я хочу напомнить вам китайскую мудрость. Скажи мне и я забуду Покажи мне и я запомню Дай действовать и я научусь. Вот и мы сегодня на уроке будем добывать знания сами. Я желаю всем успешной работы. Какие числа мы сейчас изучаем?. Дома вы должны были подумать над вопросом: - Для чего нужно изучать десятичные дроби? Ведь есть обыкновенные, казалось достаточно только их. | Повернулись к гостям и улыбнулись. -Если добудешь знания сам, то они запомнятся на всю жизнь! -Мы будем самостоятельно добывать знания. - Десятичные дроби Ученик рассказывает. В науке и промышленности, в с/х и быту десятичные дроби используются значительно чаще, чем обыкновенные? Это связано с простотой правил вычисления, похожестью их на правила действия с натуральными числами. Поэтому десятичные дроби нужно знать в совершенстве. | Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока» К: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме. Л: ориентироваться на успех в учебной деятельности. |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Цель: готовность мышления обучающихся и осознание потребности к построению нового способа действий | На доске записаны числа 9; 71; 0,05; 0,897; 10,3; 897; 68,5; 3,21; 321; 10. Разбейте их на группы и запишите в тетрадь. На обратной стороне доски или на экране записывается ответ. - Как называется числа каждой группы? Какие действия с десятичными дробями мы уже освоили? Реши следующие задачи: 1. 2. 3. -Нужно ли вам научиться выполнять действие умножение десятичных дробей? | Обучающиеся работают в парах. Обучающиеся сравнивают свои ответы с образцом. Оцени себя. Знак «+» если все сделал правильно и самостоятельно,«?»-были затруднения. Фронтально. Устно. Обучающиеся отвечают. | Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания Регулятивные: целеполагание, планирование, выполняют тренировочное учебное действие Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, |
3. | Выявление места и причины затруднения. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения. | Реши задачу: На участке квадратной формы со стороной 82 метра посадили елочки. Чтобы их сохранить решили огородить их изгородью. Найдите длину изгороди этого участка. Переведите эту жизненную задачу на язык математики. - Что нужно найти? -Как найти периметр квадрата? - Как еще можно найти периметр квадрата? Решите задачу двумя способами. А теперь изменим условия этой задачи: сторона равна 8,2м. Найдите длину этого участка. -Сколькими способами вы смогли решить эту задачу? -Почему не смогли решить 2 способом? -В чем затруднения? | - Найти периметр квадрата. --Все стороны сложить. --Р =4*а Обучающиеся работают в парах. Обучающиеся проверяют себя и ставят + или ?. - Мы не знаем как умножать десятичную дробь на натуральное число. | П: постановка и формулирование проблемы. |
4. | Построение проекта выхода из затруднения. Цель: постановка цели учебной деятельности и выбор способа и средств реализации цели. | Сформулируйте тему урока. - Какие цели вы поставите себе на урок? - Что для этого нужно делать? Молодцы! Только то, до чего додумался сам запоминается прочно и надолго. | Обучающиеся формулируют тему и записывают в тетрадь -Научиться умножать десятичные дроби. -Попытаться вывести алгоритм умножения десятичной дроби на натуральное число. -Быть внимательным. -Активно работать на уроке. - Уметь слушать и слышать учителя. | Р: уметь определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. |
5. | Реализация построенного проекта. Цель: построение и фиксация нового знания. | Вернемся к нашей задаче. Мы знаем, что 8,2+8,2+8,2+8,2=32,8, значит 8,2*4=32,8 и мы знаем, что 82*4=328. Сравним эти два примера. - В чем сходство? - В чем различие? - Сколько цифр после запятой в первом множителе? - Сколько цифр после запятой в произведении? Вот еще один пример. 2,32+2,32+2,32=6,96 2,32*3=6,96 - Сколько цифр после запятой в первом множителе? А в произведение? -Подумайте, проанализируйте полученную информацию и сформулируйте правило умножения десятичной дроби на натуральное число. А теперь прочитаем правило по учебнику и убедимся в точности формулировки, полученной вами самостоятельно. Запишите в тетрадь эталон. - С какой задачей мы справились? - Какой наш следующий шаг? | - Произведение состоит из одинаковых цифр. - В первом примере в ответе есть запятая. -Одна. - Одна. -Две, две. Работают в парах. Формулируют свои варианты правила. Читают правило в учебнике, сравнивают, делают вывод. - вывели алгоритм умножения десятичной дроби на натуральное число; Оценивают себя. -научиться применять данный алгоритм. | П: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке). К: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, – уметь организовать учебное взаимодействие в группе. Р: уметь работать по составленному плану. |
| Физкультминутка. | | | |
6. | Первичное закрепление во внешней речи. Цель: применение нового знания в типовых заданиях | Выполни действия: 1,24*3=3,72 7,5*12=90 0,321*4=1,284 | Обучающиеся по очереди у доски с проговариванием алгоритма выполняют действия. Оцени себя. Знак «+» если все сделал правильно и самостоятельно,«?»-были затруднения. | Познавательные: анализ, логические рассуждения. Регулятивные: проявляют познавательную инициативу Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; К: уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Цель: самопроверка умения применить новое знание в типовых условиях | - Можете ли вы с уверенность сказать, что научились умножать десятичные дроби на натуральные числа? Задание №1. 39,8*51=20298 0,0398*51=20298 3,98*51=20298 0,398*51=20298 0,00398*51=20298 Учитель предлагает задание для тех, кто ошибся, остальные работают с заданием по выбору. | - нет, нужно выполнить самостоятельную работу и проверить себя. Дети начинают работать самостоятельно в тетрадях. Дети сверяют ответы с эталоном для самоконтроля и исправляют ошибки.(Эталоны у каждого обучающего на парте.) Учитель отмечает всех: кто решил правильно и кто ошибся- создается ситуация успеха. У меня получилось!. Я ошибся, но я сам ее нашел и исправил. | Р: уметь оценивать правильность выполнения действий. |
8. | Включение в систему знаний и повторение. Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Учебник: №1314; №1312 или № 1306(и,к,л,м). | Обучающие решают задачи в тетрадях (по выбору). Оцени себя. Знак «+» если все сделал правильно и самостоятельно,«?»-были затруднения. | П: – уметь делать предположения об информации, которая необходима для решения учебной задачи. -уметь применять знания в различных ситуациях; - развивать гибкость использования знаний. |
9. | Рефлексия учебной деятельности. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | - Что нового вы узнали на уроке? - Проговорите правило. - Поставьте себе оценку за урок: «5», если все делал правильно и «4», если были затруднения. Выберите одно из 5 предложений, которое подходит вам после нашего урока. 1)Урок полезен, все понятно. 2) Лишь кое-что чуть- чуть неясно. 3) Еще придется потрудится. 4)Да, трудно все-таки учится. 5)Свой вариант. Домашнее задание. № 1330(а,в,д) № 1336 № 1326(а) № 1320* п.34. | - Оценивают свою работу. Записывают домашнее задание. | Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий Коммуникативные: используют критерии для обоснования своих суждений |
Приложение.
Физминутка.
Задание для самостоятельной работы.