СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока по обществознанию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Учителя истории и обществознания МОУ Колесниковская СОШ Танчук Анастасии Алексеевны

Тема урока: Конфликты в межличностных отношениях  

Просмотр содержимого документа
«Технолог. карта»

Методическая разработка открытого урока по обществознанию.



Тема урока:Конфликты в межличностных отношениях


Оборудование:учебник (Боголюбова Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание 6 класс), рабочая тетрадь, киножурнал «Ералаш», раздаточный материал (рабочие листы (Приложение №1), оценочные листы (Приложение №2), памятки «Учимся вести себя в ситуации конфликта» (Приложение №3), задания к видеоролику (Приложение №4)), наглядный материал на доске (буквы, солнце, облака), медиапроектор, презентация.

Тип урока:урок-игра (ТРКМ)

Участники: 6 класс


Цель урока:сформировать понятие о конфликте,создать условия для формирования представления у учащихся о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.

Формирование и развитие УУД

Задачи:

  1. Познавательные: поиск, отбор, структурирование, анализ необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; умение устанавливать причинно-следственные связи.

  2. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать правильность выполнения действий.

  3. Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию, умение работать в группе, паре, индивидуально, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе и в ситуации столкновения интересов.

  4. Личностные: заинтересованность не только в личном успехе, но и в успехе группы,пары, умение оценивать жизненные ситуации.

Оборудование:учебник (Боголюбова Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание 6 класс), рабочая тетрадь, киножурнал «Ералаш», раздаточный материал (рабочие листы (Приложение №1), оценочные листы (Приложение №2), памятки «Учимся вести себя в ситуации конфликта» (Приложение №3), задания к видеоролику (Приложение №4)), наглядный материал на доске (буквы, солнце, облака), медиапроектор, презентация.

Тип урока:урок-игра (ТРКМ)

Формы урока: индивидуальная, фронтальная, работа в группах, парах.


Этапы урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Мотивирует на успешную работу.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

Настраиваются на работу.

Проверка готовности к уроку.

2.

Актуализация знаний (проверка д/з)

На прошлом уроке мы с вами познакомились с темой «Межличностные отношения», давайте вспомним данный материал. Напишем небольшой тест в начале урока (задание на доске), а затем проверим. (взаимопроверка в парах).

Оценка за тест на доске.

  1. Межличностные отношения – это..

А) отношения между людьми б) отношения между незнакомыми В) отношения в малой группе

2. Межличностные отношения возникают

А) при встрече Б) в процессе общения В) при конфликте

3. распространенный вид межличностных отношений:

А) дружба Б) знакомство В) приятельство

4. Можно ли входить в разные группы одновременно?

А) иногда Б)да В)нет

5. Человек, который берет руководство группой на себя:

А) отличник Б) противник В) лидер

6. К какой группе принадлежит человек с рождения?

А) семья Б) класс В) коллектив

За тест оценки выставляют в оценочный лист, который находится у каждого учащегося.






Пишут тест, взаимопроверка, оценки ставят в оценочный лист.

2.

Мотивация






Слайд №

Организация диалога, создание проблемы, подведение учащихся к осознанию темы урока. Предлагаю просмотреть небольшой видеоролик и определить тему, цель и задачи урока.(просмотр видеосюжета про конфликт. Видео №1)

- Мир сложен и противоречив. Противоречия очень часто приводят к конфликтам, от которых страдают люди. Все конфликты не только в классе, школе, но и в мире происходят от того, что люди не знают способов выхода из них. Можно научиться предотвращать конфликты и правильно вести себя в конфликтной ситуации. Этому будет посвящен наш урок. Тема урока: Конфликты в межличностных отношениях.

Таблица на слайде

Знаю

Хочу знать

Узнал





Смотрят видеоролик и определяют тему урока, записываю цель урока в рабочие листы.

3.


Постановка учебной задачи

Слайд №




А что такое конфликт? Работа с учебником с. 76-77. Запишите на листы.

В течение урока нам предстоит ответить на вопрос:

- Конфликт – это хорошо или плохо? На слайде и на листах.


Познакомить с рабочим и оценочным листами, которые находятся у ребят на партах.

Знакомятся с рабочими листами (индивидуально) и оценочным листом (индивидуально) –


Каждый этап работы оценивается в листах оценки

4.

Практическая часть

(Ситуативный практикум)

Индивидуальная работа















Слайд









Индивидуальная работа














Слайд



Итог урока









Рефлексия


Упражнение «Конфликтное слово» (индивидуальная работа)

Учащимся предлагается назвать конфликтное слово на следующие буквы, записаны у вас на рабочих листах.

(На доске буквы)

А- С- С-

Г Д - О -

Р-КО-


-Что означают эти слова?


Записывают слова на листах, а учитель выводит на доску что получилось

А-агрессия С-ссора С-сплетни

Г – гнев Д-дракаО - оскорбление

Р- разрывК – клички О-обида


Отвечают на вопрос по цепочке.

Упражнение «Облако» (работа в группах)

Учащимся предлагается закрыть глаза и поднять руку тем, кто никогда никого не называл обидным словом

(Раздать листы, вырезанные в форме облака).

- А теперь напишите на «облачках» обидное слово, сказанное вам и приклейте на большой оранжевый кружок (солнце), а солнце поместите на доску (от каждой группы по солнцу (4 группы)


- Посмотрите на доску и скажите: «Что может сейчас произойти?»



- Что вы чувствовали, когда вас обозвали и что вы сделали обидчику?

Запишите в рабочих листах (индивидуально)(Приложение №1).

Таблица на экране

Действия

Чувства






- А теперь давайте найдем выход из создавшейся ситуации, чтобы погода вновь стала ясной, а для этого я вам предлагаю поработать с материалом учебника и выписать в рабочие листы в парах те определения, которые помогли бы вам выйти из данной ситуации.

(Работа с определениями на рабочих листах) – оценка за работу в лист.

Можно поменяться листами с другой парой и оценить.





Пишут обидные слова, клеят на солнце.


На класс надвигается гроза, облака закрыли солнце.


Записывают в 2 колонки


Действия

Чувства

Я просто отошёл в сторону

Мне хотелось плакать




Предлагают свои варианты выхода из конфликтной ситуации:

«Я не хотел тебя обидеть, прости»;

«Я был не прав»;

«Давай помиримся» и т.д.


Просмотр видеосюжета «Новенький» (Ералаш)

-Посмотрите и проанализируйте данную конфликтную ситуацию с помощью вопросов, которые есть на рабочих листах.

Анализируем ситуацию (работа в группе)по вопросам:

  1. Кто является участниками конфликта?

  2. В чем основная причина конфликта?

  3. Предположите чем закончился конфликт?

  4. Какой этап конфликта из выписанных вами 4-х в тетрадь, вы бы применили к данному сюжету?

Ответы на вопросы по видеосюжету.


Смотрят видеосюжети отвечают на вопросы


Работают в группах

Памятки «Учимся вести себя в ситуации конфликта».

Ученик раздает памятки и комментирует.

- Возможно ли существование без конфликтов?

- Всегда ли конфликт – зло?


- Психологи считают, что конфликты выполняют положительную роль, как в обществе, так и в жизни отдельных людей. А сейчас мне бы хотелось выяснить, а как считаете вы

Задание: на доске прикреплены 2 дерева, а на столах у вас лежат ладошки, вам нужно продолжить фразу так, как вы считаете:

«Конфликт – это хорошо, потому что…»,

«Конфликт – это плохо, потому что…» и приклеить к дереву. Молодцы! Большинство ладошек вы прикрепили к дереву № , значит вы

Сейчас мы с вами знаем, что такое конфликт и как его решить. Я надеюсь, что и в вашей жизни будет как можно меньше конфликтных ситуации, и вы всегда будете принимать правильное решение для их устранения.

Отвечают на вопросы.





Каждый ученик приклеивает ладошку к дереву и озвучивает свой ответ.


1)Обобщение полученных на уроке знаний

- Что мы узнали на уроке?

Оцените результат своей и групповой работы в баллах.

2)Педагогическое оценивание: сдают листы самооценки

Отвечают на вопросы



Считают баллы, выставляют оценки

5.

Д/З



Объясняет д/з

Параграф 9, составить памятку «Как я должен себя вести, чтобы избежать конфликтов с друзьями, родителями и знакомыми».


записывают д/з.






Урок мне хочется закончить притчей о терпении.

Притча о терпении

В положенное время осёл пришёл на водопой.

Но утки на пруду так раскрякались и разыгрались, хлопая крыльями, что замутили всю воду.

Хотя осла мучила нестерпимая жажда, он не стал пить и, отойдя в сторонку, принялся терпеливо ждать.

Наконец утки угомонились и, выйдя на берег, ушли прочь. Осёл вновь подошёл к воде, но она была ещё мутная. И он опять отошёл с понурой головой.

Мама, почему же он не пьёт? – спросил любопытный лягушонок, заинтересовавшись поведением осла. – Вот уже дважды он подходит к пруду и отходит ни с чем.

А всё потому, – ответила мама-лягушка, – что осёл скорее умрёт от жажды, нежели притронется к грязной воде. Он будет терпеливо ждать, пока вода не очистится и не станет прозрачной.

Ах, какой же он упрямый!

Нет, сынок, он не столько упрямый, сколько терпеливый, – пояснила лягушка. – Осёл готов сносить все тяготы и огорчения. А упрямым его величает всяк, кому самому недостаёт выдержки



























Оценочный лист

Ф.И. ученика

Задания

Проверочный тест (д/з)

«Конфликтное слово»

«Облако»

Работа с определениями

Ответы на вопросы по видеосюжету (анализ)

Итоговая оценка за урок

Оценка учителя











Оценочный лист

Ф.И. ученика

Задания

Проверочный тест (д/з)

«Конфликтное слово»

«Облако»

Работа с определениями

Ответы на вопросы по видеосюжету (анализ)

Итоговая оценка за урок

Оценка учителя











Оценочный лист

Ф.И. ученика

Задания

Проверочный тест (д/з)

«Конфликтное слово»

«Облако»

Работа с определениями

Ответы на вопросы по видеосюжету (анализ)

Итоговая оценка за урок

Оценка учителя





















ПАМЯТКА

КАК ВЕСТИ СЕБЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.

2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.

8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.



ПАМЯТКА

КАК ВЕСТИ СЕБЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.

2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.

8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.









6 класс, обществознание

Ф.И. ученика____________________

Рабочий лист по теме: « »

Задания

1.

Тест



2.

«Конфликтное слово» - работа в парах


А – Д - О –

Г – К -

Р – С -

С - О -


3.







4.

«Облако» - работа в группе

Действия

Чувства







Выход из создавшейся ситуации, чтобы погода вновь стала ясной, выписать определения:

1.



2.



3.



4.




5.

Анализ ситуации (просмотр видеосюжета из Ералаша)

  1. Кто является участниками конфликта?


  1. В чем основная причина конфликта?



  1. Предположите, чем мог закончиться конфликт?


  1. Какой этап конфликта из 4 вы бы применили к данному сюжету?






Работа с определениями:

В конфликтной ситуации у участников есть разные варианта поведения. Специалисты выделяют 4 основных варианта:

Сотрудничество, Компромисс, Приспособление и Избегание.

Сотрудничество чаще всего направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны. В этом деле нужны усилия. Нужно постараться понять, чем вызван конфликт, что нужно делать, чтобы покончить с ним, к каким последствиям он может привести при своем развитии. Во всяком случае, такой вариант требует переговоров, контактов, желания понять другого.

Компромисс близок к первому варианту поведения. Разница в том, что для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Скорее всего, обе стороны не получат желаемого в полной мере, зато сохранят общение, возможно, укрепят взаимопонимание.

Если в конфликтной ситуации только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами – говорят о приспособлении.

Ну а избегание заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. Чаще всего такое развитие ситуации отодвигает конфликт, но порождает более сложные противоречия, поскольку причина остается. Значит, рано или поздно конфликт может возникнуть вновь с новой силой.










Просмотр содержимого презентации
«Конфликты в обществе»

Тест Межличностные отношения – это… А) отношения между людьми Б) отношения между незнакомыми В) отношения в малой группе 2. Межличностные отношения возникают: А) при встрече Б) в процессе общения В) при конфликте 3. Самый распространенный вид межличностных отношений: А) дружба Б) знакомство В) приятельство 4. Можно ли входить в разные группы одновременно? А) иногда Б) да В) нет 5. Человек, который берет руководство группой на себя: А) отличник Б) противник В) лидер 6. К какой группе принадлежит человек с рождения? А) семья Б) класс В) коллектив

Тест

  • Межличностные отношения – это…

А) отношения между людьми Б) отношения между незнакомыми В) отношения в малой группе

2. Межличностные отношения возникают:

А) при встрече Б) в процессе общения В) при конфликте

3. Самый распространенный вид межличностных отношений:

А) дружба Б) знакомство В) приятельство

4. Можно ли входить в разные группы одновременно?

А) иногда Б) да В) нет

5. Человек, который берет руководство группой на себя:

А) отличник Б) противник В) лидер

6. К какой группе принадлежит человек с рождения?

А) семья Б) класс В) коллектив

«Проверь себя!» 1-а, 2- б, 3 – б, 4-б, 5- в, 6 - а Оценка: 6 правильных ответов – «5» 5 правильных ответов – «4» 4 правильных ответа- «3»

«Проверь себя!»

1-а, 2- б, 3 – б, 4-б, 5- в, 6 - а

Оценка:

  • 6 правильных ответов – «5»
  • 5 правильных ответов – «4»
  • 4 правильных ответа- «3»

«Конфликты в межличностных отношениях»    «Плохой мир лучше хорошей ссоры» Народная мудрость

«Конфликты в межличностных отношениях»

«Плохой мир лучше хорошей ссоры»

Народная мудрость

Цель урока: Сформировать понятие о конфликте, его происхождении, развитии и путях разрешения.

Цель урока:

Сформировать понятие о конфликте, его происхождении, развитии и путях разрешения.

1. Знаю 2. Хочу знать 3. Узнал
  • 1. Знаю
  • 2. Хочу знать
  • 3. Узнал

Знаю

Хочу знать

Узнал

Что такое конфликт?   Задание: найдите в учебнике определение слова «конфликт» с. 76-77.

Что такое конфликт?

Задание: найдите в учебнике определение слова «конфликт» с. 76-77.

Понятие «конфликт»  Конфликт — это столкновение нескольких участников, каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов и мнений других участников события. Конфликт — это хорошо или плохо?

Понятие «конфликт»

Конфликт — это столкновение нескольких участников, каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов и мнений других участников события.

Конфликт — это хорошо или плохо?

«Конфликтное слово» Задание: составьте конфликтное слово на следующие буквы. А – С - С - Г – Д – О - Р – К - О -

«Конфликтное слово»

Задание: составьте конфликтное слово на следующие буквы.

А – С - С -

Г – Д – О -

Р – К - О -

А – агрессия С – ссора С - сплетни Г – гнев Д – драка О - оскорбление Р – разрыв К – кличка О - обида

А – агрессия С – ссора С - сплетни

Г – гнев Д – драка О - оскорбление

Р – разрыв К – кличка О - обида

«Облако»

«Облако»

  • Задание: закрыть глаза и поднять руку тем, кто никогда никого не обзывал обидным словом.
Задание: запишите в таблицу ваши действия и чувства, когда вас обозвали обидным словом. Действия Чувства

Задание: запишите в таблицу ваши действия и чувства, когда вас обозвали обидным словом.

Действия

Чувства

«Выход из конфликтной ситуации» Задание: поработайте с раздаточным материалом и выпишите в рабочие листы те определения, которые помогли бы вам при решении конфликта.

«Выход из конфликтной ситуации»

Задание: поработайте с раздаточным материалом и выпишите в рабочие листы те определения, которые помогли бы вам при решении конфликта.

«Вот так правильно!»

«Вот так правильно!»

  • Сотрудничество – совместная выработка решений, удовлетворяющего интересы сторон.
  • Компромисс – решение проблемы через взаимный уступки сторон.
  • Приспособление – сглаживание противоречий путем односторонних уступок.
  • Избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее и не уступая.
Анализ конфликтной ситуации Задание: просмотрите видеосюжет «Новенький» из киножурнала «Ералаш» и ответьте на вопросы:

Анализ конфликтной ситуации

Задание: просмотрите видеосюжет «Новенький» из киножурнала «Ералаш» и ответьте на вопросы:

  • Кто является участником конфликта?
  • В чем основная причина конфликта?
  • Предположите, чем закончился конфликт.
  • Какой из 4 этапов конфликта, выписанных вами в рабочие листы, вы бы применили к данному сюжету?
Памятка «Как вести себя в конфликтной ситуации»   Задание: просмотрев памятку, оцените на сколько верный вы нашли выход из предложенной ситуации.

Памятка «Как вести себя в конфликтной ситуации»

Задание: просмотрев памятку, оцените на сколько верный вы нашли выход из предложенной ситуации.

Рефлексия  Как вы считаете? «Конфликт – это хорошо, потому что …» «Конфликт – это плохо, потому что…»

Рефлексия

Как вы считаете?

«Конфликт – это хорошо, потому что …»

«Конфликт – это плохо, потому что…»

« Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой »

« Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой »

Домашнее задание: Прочитать §9, ответить на вопросы. Составить из 10 слов кроссворд по данной теме.

Домашнее задание:

Прочитать §9, ответить на вопросы.

Составить из 10 слов кроссворд по данной теме.

Притча о терпении   В положенное время осёл пришёл на водопой. Но утки на пруду так раскрякались и разыгрались, хлопая крыльями, что замутили всю воду. Хотя осла мучила нестерпимая жажда, он не стал пить и, отойдя в сторонку, принялся терпеливо ждать. Наконец утки угомонились и, выйдя на берег, ушли прочь. Осёл вновь подошёл к воде, но она была ещё мутная. И он опять отошёл с понурой головой. – Мама, почему же он не пьёт? – спросил любопытный лягушонок, заинтересовавшись поведением осла. – Вот уже дважды он подходит к пруду и отходит ни с чем. – А всё потому, – ответила мама-лягушка, – что осёл скорее умрёт от жажды, нежели притронется к грязной воде. Он будет терпеливо ждать, пока вода не очистится и не станет прозрачной. – Ах, какой же он упрямый! – Нет, сынок, он не столько упрямый, сколько терпеливый, – пояснила лягушка. – Осёл готов сносить все тяготы и огорчения. А упрямым его величает всяк, кому самому недостаёт выдержки.

Притча о терпении

В положенное время осёл пришёл на водопой.

Но утки на пруду так раскрякались и разыгрались, хлопая крыльями, что замутили всю воду.

Хотя осла мучила нестерпимая жажда, он не стал пить и, отойдя в сторонку, принялся терпеливо ждать.

Наконец утки угомонились и, выйдя на берег, ушли прочь. Осёл вновь подошёл к воде, но она была ещё мутная. И он опять отошёл с понурой головой.

– Мама, почему же он не пьёт? – спросил любопытный лягушонок, заинтересовавшись поведением осла. – Вот уже дважды он подходит к пруду и отходит ни с чем.

– А всё потому, – ответила мама-лягушка, – что осёл скорее умрёт от жажды, нежели притронется к грязной воде. Он будет терпеливо ждать, пока вода не очистится и не станет прозрачной.

– Ах, какой же он упрямый!

– Нет, сынок, он не столько упрямый, сколько терпеливый, – пояснила лягушка. – Осёл готов сносить все тяготы и огорчения. А упрямым его величает всяк, кому самому недостаёт выдержки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!