СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока по русскому языку на тему " Служебные части речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

КГУ "Карагандинский агротехнический колледж" Методическая разработка открытого урока по русскому языку на тему " Служебные части речи" Преподаватель русского языка и литературы Байсаринова Толкын Абаевна Цели урока: Образовательные: дать обзорную характеристику служебным частям речи; показать их отличие от самостоятельных частей речи. Развивающие: развивать умение самостоятельно добывать знания и работать с имеющейся информацией. Сформировать устойчивую мотивацию к изучению всей темы. Совершенствовать устную и письменную речь. Воспитательные: воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы. Тип урока: урок усвоения новых знании Межпредметная связь: литература, математика Методы и приёмы: проектная технология, практические грамматические задания., слово учителя, опрос, тест, работа с текстом, редактирование, конструирование, работа по карточкам, проблемный вопрос, самостоятельная работа. Оборудование урока: презентация учителя, раздаточный материал с заданиями для работы в группах, макеты схем, паспорт, маркеры. Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть на моем уроке. Откройте рабочие тетради, запишите дату. I. Актуализация знаний - Закончив изучение самостоятельных частей речи, мы приступаем к последней большой теме раздела «Морфология» - «Служебные части речи». Давайте вспомним самостоятельные части речи. Сколько их? Назовите их, какие морфологические признаки есть у каждого части речи? II. Лингвистическая разминка - Обозначьте части речи в предложениях: Вот уже третью ночь мне, увы, не спалось из-за встревожившего меня известия. Чуть-чуть подмораживает, и на лужах, ломаясь под ногой, хрустит тонкий ледок. III. Повторение и обобщение понятии о служебных частях речи Мы увидели, что в предложениях «Лингвистической разминки» собрались все части речи - и самостоятельные, и служебные. IY. Практические задания 1. У вас на партах лежат тексты. Внимательно прочитайте. Подсчитайте, сколько здесь служебных и самостоятельных частей речи. Чтобы было удобно подсчитывать, все 3 предложения напечатаны на разных листках. Определитесь, кто на каком листике подсчитывает, а потом ссуммируйте полученный результат. 1. На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось ей прозой и печальным предзнаменованием. 2. Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. 3. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею. - Что же у вас получилось? Всего 59 слов. Служебных 16 (27%), самостоятельных 43 (73%). Значит служебные части речи играют значительную роль в предложений. 2. Распределить слова, данные в карточках на 2 группы (чтобы, сад, прекрасный, он, все-таки, над, хорошо, же только, мочь, говорить, и, в, что, один, который, еще, от, к, у, тот, первый, другой, на, под, ребята, играя, вот, мы, открытый, лишь, около, с, бы, наш, когда, но, а, тоже, за, далеко, кто-то, дерзать, очи, по, как, себя, иной, уже) Самостоятельные части речи Служебные части речи Y. Выполнение проектных работ. - 3 группы работают по одному тексту, но выполняют разные виды работ, каждая группа презентует свою работу. Текст: 1. Творческий проект - 1 группа: Практическая работа по созданию рекламных текстов: - Один из самых известных авторов американской рекламы Х.Олдос считает, что легче сочинить 10 правильных сонетов, чем одно хорошее рекламное объявление. А знаете ли вы, как называется профессия людей, занятых в рекламном бизнесе? Это копирайтеры, рекламные агенты. - Сейчас я предлагаю вам самим выступить в роли копирайтеров и выполнить творческое задание по созданию рекламы на тему " Служить бы рад..." - Перепишите эту памятку в тетрадь. Примерный план составления рекламы. Необычное броское название. Содержание рекламы (можно рисунки). Наименование организации или лица, подавшего рекламу. 2. Информационный проект- 2 группа : Паспорт текста «О пользе знаков препинания» А.Каневского. 1.Озаглавить текст. 2. Определите тему текста. 3. Определите идею текста. 4. Определите тип речи. 5. Определите стиль речи. 6. Выпишите из предложения №2 прилагательное. 7. Выпишите из предложения №4 наречие. 8. Выпишите из предложения №5 местоимения. Укажите их разряд по значению. 9.Выпишите из текста глагол в повелительном наклонении. Выделите морфемы. 10. Выполните синтаксический разбор предложения № 1. 1. Тема текста: знаки препинания 2. Идея: значение знаков препинания в речи 3.Тип текста: повествование 4. Стиль текста: художественный 5. Попроще 6. Тихо 7. Его (личн.), ничто(отриц.), он (личн.), всему(опред.), 8 . Берегите 3. Исследовательский проект- 3 группа: Частота использования самостоятельных и служебных частей речи в тексте. Служебные части речи частицы предлоги союзы Формообразующие: бы Пространственные: за, в, на, в, через, к, у, до Сочинительные: и, или Модальные: даже, еще Подчинительные: где Отрицательные: не, ни Всего: 16 Самостоятельные части речи Прилагательные Наречия Местоимения Существительные Числительные Глаголы Всего: YII. Домашнее задание

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!