КГУ "Карагандинский агротехнический колледж"
Методическая разработка
открытого урока по русскому языку
на тему " Служебные части речи"
Преподаватель русского языка и литературы
Байсаринова Толкын Абаевна
Цели урока:
Образовательные: дать обзорную характеристику служебным частям речи; показать их отличие от самостоятельных частей речи.
Развивающие: развивать умение самостоятельно добывать знания и работать с имеющейся информацией. Сформировать устойчивую мотивацию к изучению всей темы. Совершенствовать устную и письменную речь.
Воспитательные: воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Тип урока: урок усвоения новых знании
Межпредметная связь: литература, математика
Методы и приёмы: проектная технология, практические грамматические задания., слово учителя, опрос, тест, работа с текстом, редактирование, конструирование, работа по карточкам, проблемный вопрос, самостоятельная работа.
Оборудование урока: презентация учителя, раздаточный материал с заданиями для работы в группах, макеты схем, паспорт, маркеры.
Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть на моем уроке. Откройте рабочие тетради, запишите дату.
I. Актуализация знаний
- Закончив изучение самостоятельных частей речи, мы приступаем к последней большой теме раздела «Морфология» - «Служебные части речи». Давайте вспомним самостоятельные части речи. Сколько их? Назовите их, какие морфологические признаки есть у каждого части речи?
II. Лингвистическая разминка
- Обозначьте части речи в предложениях:
Вот уже третью ночь мне, увы, не спалось из-за встревожившего меня известия.
Чуть-чуть подмораживает, и на лужах, ломаясь под ногой, хрустит тонкий ледок.
III. Повторение и обобщение понятии о служебных частях речи
Мы увидели, что в предложениях «Лингвистической разминки» собрались все части речи - и самостоятельные, и служебные.
IY. Практические задания
1. У вас на партах лежат тексты. Внимательно прочитайте. Подсчитайте, сколько здесь служебных и самостоятельных частей речи. Чтобы было удобно подсчитывать, все 3 предложения напечатаны на разных листках. Определитесь, кто на каком листике подсчитывает, а потом ссуммируйте полученный результат.
1. На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось ей прозой и печальным предзнаменованием.
2. Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел.
3. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землею.
- Что же у вас получилось? Всего 59 слов. Служебных 16 (27%), самостоятельных 43 (73%). Значит служебные части речи играют значительную роль в предложений.
2. Распределить слова, данные в карточках на 2 группы
(чтобы, сад, прекрасный, он, все-таки, над, хорошо, же только, мочь, говорить, и, в, что, один, который, еще, от, к, у, тот, первый, другой, на, под, ребята, играя, вот, мы, открытый, лишь, около, с, бы, наш, когда, но, а, тоже, за, далеко, кто-то, дерзать, очи, по, как, себя, иной, уже)
Самостоятельные части речи Служебные части речи
Y. Выполнение проектных работ.
- 3 группы работают по одному тексту, но выполняют разные виды работ, каждая группа презентует свою работу.
Текст:
1. Творческий проект - 1 группа:
Практическая работа по созданию рекламных текстов:
- Один из самых известных авторов американской рекламы Х.Олдос считает, что легче сочинить 10 правильных сонетов, чем одно хорошее рекламное объявление. А знаете ли вы, как называется профессия людей, занятых в рекламном бизнесе? Это копирайтеры, рекламные агенты.
- Сейчас я предлагаю вам самим выступить в роли копирайтеров и выполнить творческое задание по созданию рекламы на тему " Служить бы рад..."
- Перепишите эту памятку в тетрадь.
Примерный план составления рекламы.
Необычное броское название.
Содержание рекламы (можно рисунки).
Наименование организации или лица, подавшего рекламу.
2. Информационный проект- 2 группа : Паспорт текста
«О пользе знаков препинания» А.Каневского.
1.Озаглавить текст.
2. Определите тему текста.
3. Определите идею текста.
4. Определите тип речи.
5. Определите стиль речи.
6. Выпишите из предложения №2 прилагательное.
7. Выпишите из предложения №4 наречие.
8. Выпишите из предложения №5 местоимения. Укажите их разряд по значению.
9.Выпишите из текста глагол в повелительном наклонении. Выделите морфемы.
10. Выполните синтаксический разбор предложения № 1.
1. Тема текста: знаки препинания
2. Идея: значение знаков препинания в речи
3.Тип текста: повествование
4. Стиль текста: художественный
5. Попроще
6. Тихо
7. Его (личн.), ничто(отриц.), он (личн.), всему(опред.),
8 . Берегите
3. Исследовательский проект- 3 группа:
Частота использования самостоятельных и служебных частей речи в тексте.
Служебные части речи
частицы предлоги союзы
Формообразующие: бы Пространственные: за,
в, на, в, через, к, у, до Сочинительные: и, или
Модальные: даже, еще Подчинительные: где
Отрицательные: не, ни
Всего: 16
Самостоятельные части речи
Прилагательные Наречия Местоимения
Существительные Числительные Глаголы
Всего:
YII. Домашнее задание