Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №45
с углубленным изучением иностранного языка»
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия для детей
«Птицы-знакомые незнакомцы».
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 45
с углубленным изучением
иностранного языка
Аксенова Светлана Михайловна
г. Ногинск
2018 год
Открытое внеклассное мероприятие для детей
«ПТИЦЫ-ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ».
Цели данного мероприятия:
-познакомить детей с Красной книгой России
-познакомить детей с некоторыми видами птиц, занесенными в Красную книгу;
- экологическое воспитание обучающихся;
- расширение кругозора;
- проверка знаний эрудиции;
- видеть взаимосвязь человека с природой.
Задачи:
- содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания к верным друзьям человека – птицам;
- развивать интерес к различным видам птиц, их среде обитания;
- развивать наблюдательность детей.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, аудиозапись «Танец маленьких утят».
Ход занятия
Здравствуйте, здравствуйте детвора,
Праздник начинать пора!
Вы пришли и это значит,
Что наш праздник уже начат.
И должна добавить, он
Нашим птицам посвящён! (Слайд 1)
Послушайте СКАЗКУ: Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше рисует. И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга, поля. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко. Первой взялась за свою волшебную кисть Зима. Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь, как гладкие чистые страницы какой-то большой книги. Днём идёт снег. Кончится – страницы чистые. Утром придёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители.
-Учитель: Чьи следы вы видите на снегу на нашей поляне? (Следы птиц)
-Вспомните, кого называют птицами?
-Дети: Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.
Учитель. Каких птиц Вы знаете?
(выставка книг о птицах, выставка фотографий птиц, выставка рисунков детей по рассказам В.Бианки, Н. Сладкова о птицах, Красная книга России)
Птиц на земле около девяти тысяч видов. Есть птицы очень большие, есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, весящие всего несколько граммов. Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать. Одни птицы живут в лесу, другие - только в степи, третьи - там и тут. Есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах, или только на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть хищные, которые поедают зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, другие вьют себе гнёзда на земле или в ветвях деревьев и кустов. Там они выводят птенцов.
К сожалению, человек долгое время жил с уверенностью, что он может брать у природы все, ничего не давая взамен. Многие растения, животные (в том числе и птицы) исчезли совсем или находятся на грани вымирания. Вот поэтому люди создали Красную книгу, куда заносятся исчезающие виды. Их ещё можно спасти.
Учитель:
Охраняется Красной книгой
Сколько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Сейчас предлагаю вам поиграть. В этой игре у вас будет возможность показать себя знатоками птиц, истинными друзьями пернатых.
Учитель. Сейчас вам предстоит узнать птицу по её описанию. В описании птицы будет звучать подсказка. Одни птицы получили свои имена за голос, другие – за цвет, третьи за поведение. Слушайте внимательно, находите особенности птицы.
«В зелёной листве то и дело вспыхивает. Но не тревожься – лесного пожара не будет: это, как язычок пламени, подрагивает яркий красный хвостик птички» (горихвостка).
«Эта птичка прилетает в наши края весной, когда ещё холодно, зябко» (зяблик).
«Его все называют лесным доктором за то, что он «лечит»деревья - вытаскивает из ствола и из-под коры вредных насекомых и их личинки» (дятел) Занесен в Красную книгу России.
«Из густой кроны доносятся красивые звуки, будто кто-то играет на флейте. И вдруг - кошачий визг. Но «флейтист» и «кошка» - одна и та же птица. Кошкой она кричит, когда испугана или рассержена» (иволга)
«Всё у этой птицы не как у других - клюв не прямой и не кривой, крест-накрест, и птенцов она выводит не летом, а зимой» (клёст)
«Самые маленькие птички наших лесов не улетают на зиму - морозов не боятся. Храбрые птички. И очень полезные: за день съедают вредных насекомых и их личинок столько же, сколько весят сами» (корольки)
«Многие не любят эту птицу: она губит чужих птенцов. И всё-таки она полезная - уничтожает множество опасных гусениц, даже таких, которых не едят другие птицы» (кукушка)
«У этой птички два имени: одно дано ей за яркую (малиновую) грудку, другое за то, что она просыпается очень рано, на утренней зорьке» (малиновка или зарянка)
«Птичка вспорхнула с ветки, как будто высоко подпрыгнула. И снова уселась на место. А потом опять взлетела. И ещё… Это она в воздухе мух и прочих насекомых ловит» (мухоловка)
«Серый комочек упал откуда-то сверху, прилепился к стволу у самой земли и быстро побежал вверх, тоненько попискивая, будто сообщая всем о своём прибытии. За этот писк и получила птица своё имя» (пищуха)
«Эта птичка - настоящий акробат: только она может бегать по стволу дерева и вверх, и вниз головой» (поползень)
«Птица эта не маленькая, а увидеть её не легко: сядет на землю, прижмётся - и нет её; сядет на сук, вытянется вдоль - и исчезнет. уж такая у неё «маскировочная» окраска - рябенькая» (рябчик)
«Эту птицу увидишь у нас только зимой - прилетит к нам зимовать с дальнего Севера. Узнаешь её по красивому оперению, большому хохолку и резкому громкому голосу» (свиристель)
«Эти птицы прилетают к нам зимой, когда выпадает снег. На белом фоне хорошо видны красногрудые самцы и серые самочки» (снегирь)
«Эта небольшая птичка скромной коричневато-серой окраски славится своим чудесным пением» (соловей)
«Каких небылиц об этой птице не рассказывают! Даже считают, что она накликает беду. На самом деле очень полезная птица» (сова) (Слайд 2)
1 тур. «Сказочные птицы»
Учитель. Все мы - и взрослые, и дети - любим сказки. В некоторых из них одним из действующих лиц является птица. Вам предстоит вспомнить название сказок и их авторов. (Слайд 3)
Сова Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»
Ворон Г. Остер «Зарядка для хвоста»
Утёнок С. Лагерлёф «Чудесное путешествие
Нильса с дикими гусями»
Курица А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»
Попугай Х. К. Андерсен «Снежная королева»
Галчонок А. Милн «Вини-Пух и все-все-все»
Петушок Х. К. Андерсен «Дюймовочка»
Лебедь К. Чуковский «Тараканище»
Воробей Х. К. Андерсен «Дикие лебеди»
Гусь Х. К. Андерсен «Гадкий утёнок»
Ласточка В.Ф. Одоевский «Чёрная курица»
Игра «Рассуждалки»
Учитель. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать, доказывая свой ответ.
- Почему весну «открывают» грачи, а ласточки прилетают позже других птиц? (Из-за способа питания. Грачи ищут корм в почве, а ласточки ловят насекомых на лету. Насекомые в воздухе появляются позже, соответственно и ласточки прилетают последними, позже других птиц.)
- Почему перелётные птицы так спешат весной, а осенью не торопятся улетать? (Птицы осенью не улетают до тех пор, пока есть пища.)
- Почему нельзя трогать птичьи яйца в гнёздах? (Потому что запах человека отпугивает птиц, птица больше не прикоснётся к яйцам, и потомство погибнет.)
- Вы гуляете по лесу. Вдруг на лесной тропинке маленькая птичка. Она убегает от вас, прыгая по земле. Бедняжка! Птичка ещё не умеет летать. Надо ли её спасать? (Не надо, птичка не пропадёт, если вы её не поймаете и не унесёте из родных мест. Юные дрозды, овсянки, зяблики, мухоловки покидают свои гнёзда, не умея летать. Они не умеют летать, зато умеют спрятаться, стать невидимыми, чтобы никакой хищник их не заметил. А родители находят их и кормят.)
2 тур «Знакомые незнакомцы»
2 тур игры посвящен птицам нашего края. Перед вами силуэты летящих птиц. Ваша задача - определить (за 3 мин.) этих птиц, и записать их названия напротив номера птицы. (слайд 4)

Ответы 2 тура:
1 - ласточка; 2 - гусь; 3 - голубь; 4 - стриж; 5 - сорока; 6 - журавль; 7 - цапля; 8 - ворона; 9 - скопа.
3 тур. «Отгадайте, кто же я?»
- Рассмотрите птиц, по их внешнему виду определите название каждой птицы. На карточках подпишите название напротив порядкового номера птицы. Обведите кружочком птиц, которые ночуют в снегу (слайд 5)

Ответы: 1- куропатка; 2 - свиристель; 3 - глухарь; 4 - снегирь; 5 - кедровка; 6 - синица; 7 - тетерев; 8 - дятел. Куропатка, глухарь, тетерев - ночуют в снегу.
Игра Блиц-турнир
- Какая птица выше всех летает? (орёл)
- Какая птица быстрее всех летает? (стриж)
- Какая птица самая большая в мире? (страус)
- Любимое лакомство аиста (занесен в Красную книгу России), цапли. (лягушка)
- Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
- Какая птица имеет длинный хвост? (Павлин, сорока, фазан)
- Какая птица может летать хвостом вперёд? (колибри)
- У какой птицы самый длинный язык? (у дятла - 15 см)
- Какая птица делает подстилку в гнезде из рыбьих костей? (зимородок). Занесен в Красную книгу.
- Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (стриж)
- Какая птица бегает за кормом по дну реки? (оляпка)
- Какая птица в течение года имеет три различные окраски? (белая куропатка)
- У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (пингвин)
- Когда температура тела воробья ниже - зимой или летом? (одинаковая)
- Какая ночная птица не вьёт гнезда? (козодой)
- У какой птицы самки зелёные, а самцы жёлтые? (у иволги)
- Какая птица питается падалью? (сип, то же что и грифы)
- Какой город носит название птицы? (Орёл)
- Куда деваются из скворечников скорлупки разбитых яиц? (птицы выносят их в клюве)
- Вьют ли гнёзда наши перелётные птицы на юге? (нет)
Устали давайте все немного отдохнем.
Физминутка
«Танец маленьких утят»
4 тур. «Птичьи профессии»
- В этом задании вам предстоит определить птиц и указать их характерные признаки. (слайд 6)

Ответы:
1. Соловей - пернатый солист.
2. Ласточка - птица - строитель.
3. Поползень - птица-акробат.
4. Дятел - птица-плотник.
5. Голубь - птица-почтальон.
6. Скопа - птица-рыболов.
7. Сова - ночной хищник.
Игра «Это интересно!»
- Есть птицы пересмешники. Какие птицы на это способны и что это значит? (Это птицы, которые передразнивают других. Например,
скворец весной свистит иволгой, квохчет курочкой, мяукает кошкой, тявкает собачкой. Пересмешничают сороки, сойки, каменки, сорокопуты).
- Эти птицы - чемпионы по скорости полёта среди птиц. 120 км/ч - обычная для них скорость. Весной эти птицы прилетают поздно. Их прилёт означает наступление устойчивой тёплой погоды. В полёте они бывают до 19 часов в сутки - ловят насекомых. Назовите этих птиц. (Стриж).
- Эти птицы очень доверчивы, спокойны и неторопливы. Их легко поймать. К человеку они привыкают быстро и могут жить в клетке. Но в неволе они теряют свой красивый цвет, и становятся чёрными. Как бы не был голоден самец, но лучшую гроздь рябины он всегда уступит своей подружке-самочке. Назовите эту птицу. (Снегирь)
5 тур. «Птичьи стаи»
Вам предстоит подобрать название каждой группе птиц. (Время на обдумывание 1 минута). (слайд 7)

клин
косяк
фронт
скученная стая
Ответы: 1 -фронт; 2 - косяк; 3 - скученная стая; 4 - клин.
6 тур. «Птичьи трели».
- Перед вами названия птиц и звуки, которые они издают. Подберите к названиям птиц их звуки. (слайд 8, 9)
Кар-кар! сорока
Чик-чирик, чив-чив! кукушка
Ча-ча-ча! снегирь
Курлы-курлы! свиристель
Свири-свир! клёст
Цок-цэк, цок-цэк! синица
Ку-ку! воробей
Рюм-рюм-рюм! журавль
Синь-синь-синь! ворона
Многообразен мир птиц. Каждая - особенная, со своими повадками, окраской, но все птицы - прекрасны. Без птиц природа мертва. Надеюсь вы пополнили свои знания о птицах, их разнообразии, убедились, что пернатым друзьям нужна наша помощь.
А как можно помочь птицам?
Мало сделать кормушку, надо знать, что в нее можно положить.
Игра «Накорми птиц».
- Сейчас давайте разделимся на группы и поиграем. Каждой группе надо составить меню на обед для птиц. (У каждой группы раздаточный материал (в коробочке): семена подсолнуха, семена тыквы, молотые сухари, конфетки (мелкие), ягоды рябины, кусочки сала, пшено, мандарины, шоколад )
1 ряд — составляет меню для снегиря (рябина, семена арбуза, дынь, тыквы)
2 ряд — составляет меню для воробья (пшено, молотые белые сухарики)
3 ряд — составляет меню для синицы (несоленое сало, белые сухарики)
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от нас!
Кормите их! Согрейте!
Повести домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу.
И оживут бедняжки.
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья,
И пропоют, чирикая:
- Спасибо, вам, великое!
Помните об охране и защите птиц. В Красной книге не должны появляться новые виды исчезающих птиц.
Ученики читают стихотворение
«Птичьи песни»
Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов,
Я знаю всё, о чем поют
щегол и реполов.
Поют на ветке соловей,
Малиновка и дрозд:
«Ты гнёзда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнёзд!
Ты в наши гнёзда не смотри,
Не становись на пни,
Яичек тёплых не бери -
Зачем тебе они?
Через неделю или две
Зайди в зелёный сад -
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат».
Чтоб накормить своих птенцов,
набить едою рот,
Найдут синицы червяков,
Ползущих в огород.
Повсюду птицы полетят -
Они и там и тут,
Всех гусениц, что портят сад,
на яблонях найдут.
От кровожадных комаров
Покоя летом нет -
Их пеночка и реполов
Поймают на обед.
Поют щегол и соловей,
Малиновка и дрозд:
«Ты гнёзда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнёзд!»
- И мы не будем разорять! -
Вот слово всех ребят. -
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звенят.
Игра «Составь картинку». Дети делятся на группы и из разрезанных частей составляют картинку, на которой изображена птица. Далее дети должны рассказать все, что они запомнили об этой птице. (Слайд 10 )
8 тур. Итог занятия.
– Послушайте внимательно стихотворение и подумайте, о чем оно.
С утра и до позднего вечера,
Освоив полянки страниц,
Хозяйствует в книжке доверчиво
Раздольная музыка птиц.
А может быть, с этого времени
Наступит иная пора –
И станет для птичьего племени
Милее еще детвора?!
Порадуют снова пернатые
Руладами сердце и слух
И крепче подружат с юннатами
Речушка, и роща, и луг.
От неба до мира подводного
Давайте ж, как Родины речь,
Умом и душой благородною
Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста,
Любя и Европу, и Азию,
И наши родные места!
– О чем это стихотворение? Что хотел сказать автор? (Слайд 11)
А теперь запишем первые буквы строк этого стихотворения и прочтем фразу, которая получится.
– Сохраним природу земли! (слайд 12) Об этом мы должны помнить всегда!
И конечно у нас победила ДРУЖБА! Каждый участник получает Благодарственное письмо за участие в игре-конкурсе.
– А сейчас мы сделаем своими руками птичку-игрушку, которая останется с вами как воспоминание о нашем занятии. (Дети изготавливают из цветной бумаги птичку.) (слайд 13)
Дети выполняют работу под фонограмму «Пение птиц».
Выставка работ учащихся
Учитель. Друзья, спасибо за вниманье!
Заданий было здесь не счесть.
Вы старались, отвечали,
Сомнений в этом нет!
Теперь прощайте,
До скорых, новых встреч! (Слайд 14)
Приложение: Презентация «Птицы - знакомые незнакомцы» 14 слайдов.
Список использованной литературы
1. Анашкина Е. Н. 300 вопросов и ответов о птицах. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
2. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» - «Биология» - № 6/ 2001.
3. Интернет ресурсы. http://festival.1september.ru/
4. Авилова К.А. Позвоночные животные, изучение их в школе. М., 1983.
5. Бианки В. Лесная газета. М., 1986.
6. Дмитриев Ю. Большая книга леса. М., 1974.
7. Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. М., 1962.
8. Строков В. «Пернатые друзья лесов»: Пособие для учащихся. – М. Просвещение, 1975 г.
9. Флинт В. «Птицы наших лугов и полей». М.: Дет. лит., 1978 г.
10. Шпястный К. «Певчие птицы». М., 1980 г.
11.Энциклопедия для детей «Я познаю мир».
12. Интернет-ресурсы. Устный журнал «Здравствуй, птичья страна!».