СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по темам: «Домашние животные»; «Мебель»; «Транспорт»; «Профессии на транспорте»; «Профессии, связанные с изготовлением одежды».

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлен материал по формированию лексико- грамматческих средств языка и связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.. Предложены темы: "Домашние животные", "Транспорт", "Профессии на транспорте", "Профессии связанные с изготовлением одежды". Использование данного материала в практике позволить сформировать у детей: представления об домашних животных, о профессиях, закрепить и расширить представления о транспорте,о труде людей .

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по темам: «Домашние животные»; «Мебель»; «Транспорт»; «Профессии на транспорте»; «Профессии, связанные с изготовлением одежды».»


Методическая разработка по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по темам: «Домашние животные»; «Мебель»; «Транспорт»; «Профессии на транспорте»; «Профессии, связанные с изготовлением одежды».


Тема: Домашние животные. Кол-во часов: 1 час

Цели: Коррекционно- образовательные:

1. Расширить и углубить представления детей о домашних животных, установить связи между особенностями внешнего вида, поведением животных.

Коррекционно- развивающие:

1. Активизация предметного, глагольного и словаря признаков по данной теме.

2. Упражнять в образовании сущ. в ед. ч. и мн. ч. с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

3. Совершенствовать навык образования форм творительного и дательного падежей сущ. ед. числа.

4. Закрепление умения образовывать однокоренные слова по (образцу)

5. Учить образовывать глаголы настоящего и будущего времени.

6. Отработка навыка употребления трехсложных слов с закрытым слогом.

7. Учить образовывать и использовать в речи предложения с однородными подлежащими по типу: Где?- Что делали?- Кто?, Кто?, Кто?.

8. Учить составлять загадки- описания.

9. Развитие логического мышления, общей, мелкой, артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса.

Коррекционно- воспитательные

  1. Воспитание трудолюбия у детей, чувства любви к животным.

Развитие общей моторики

Развитие мелкой моторики

Развитие артикуляцион.

моторики

Развитие речевого дыхания и голоса

Развитие психологической базы речи

Двигательная игра « Изобрази животных»

Пальчиковая гимнастика (загибание пальцев: у кошки есть котенок, у козы козленок….и т. д)

Упражнения на развитие подвижности челюсти, губ, языка.

«Кошечка лакает молоко»

Дыхательная гимнастика: «Подышим лесным воздухом»- вдох-ртом, выдох носом (3-4 раза)

Голосовые упражнения: работа над звон-костью голоса- вдох, выдох – М-М-М-М.

Развитие логического мышления – отгадывание загадок- описаний (пушистая, маленькая, царапается, ловит мышей…кошечка)


Словарная работа

Слог. стр. слова

Грамматический строй речи

Связная речь

Существительные: сено, корова, лошадь, коза, свинья, овца, и д.р. детеныш, ягненок, поросенок, жеребенок, теленок; хлев, конура, конюшня, коровник; голова, туловище, хвост, пятачок, рога, копыта, грива, усы т. д

Прилагательные: верный, умный, пушистый, кудрявый, лохматый и д.р.

Глаголы: мычит, рычит, мяукает, скачет, грызет, кормить, поить, лакать, гладить, доить, сторожить.

Употребление трех-сложных слов с закрытым. слогом

( детеныш, пятачок )

Образование сущ. в ед. ч. и мн. ч. с умень-шительно-ласкательным суффиксом. Игра « У кого кто?» ( у кошки- котенок, котята; у собаки- щенок, щенята.)

Образование форм творительного и дательного падежей сущ. ед. числа. Игра «Кто чем питается?» «Кому что?»( кошка питается молоком; собаке- косточку)

Умение образовывать однокоренные слова по (образцу) игра « Повтори за мной» (кот-котик- котище-котенок)

Образование глаголов настоящего и будущего времени. Что делает? Что будет делать? (собака лает- будет лаять)

Образование и исполь-зование в речи предложе-ний с однородными подле-жащими по типу : Где?- Что делали?- Кто?, Кто?, Кто?.( На лужайке играют щенята, котята, козлята.)

Составление загадок-описаний.



Тема: Мебель. Кол-во часов: 1 час

Цели: Коррекционно- образовательные:

1.Уточнить и расширить знания о мебели, её назначении, их существенных признаках и материалах, из которых она сделана.

Коррекционно- развивающие: 1. Активизация предметного, глагольного и словаря признаков по данной теме.

2. Закрепить навык употребления предлогов НА, ЗА, ПОД.

3. Учить образовывать прилагательные от существительных по признаку назначения предметов.

4. Закрепление навыка образования прилагательных от существительных, обозначающих название материала, из которого сделан предмет.

5. Совершенствовать навык образования форм дательного падежа.

6. Учить самостоятельной постановке вопроса в заданной ситуации.

7. Отработка навыка употребления трехсложных слов с закрытым слогом.

8. Развитие логического мышления , общей, мелкой, артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса.

Коррекционно- воспитательные:

1. Воспитание трудолюбия у детей, чувства любви к живой природе.

Развитие общей моторики

Развитие мелкой моторики

Развитие артикуляцион.

моторики

Развитие речевого дыхания и голоса

Развитие психологической базы речи

Двигательная игра « Сели- встали»

Конструирование из палочек Игра «Сложи мебель»

Упражнения на развитие подвижности челюсти, губ, языка.

Дыхательная гимнастика: вдох- ртом, выдох носом (3-4 раза)

Голосовые упражнения: работа над звон-костью голоса- вдох, выдох – Н-Н-Н-Н.

Развитие зрительного внимания и памяти « Что изменилось


Словарная работа

Слог. стр. слова

Грамматический строй речи

Связная речь

Существительные: мебель, стол, стул, диван, кресло, кровать, шкаф, тумбочка, табурет, парта, ножка, спинка, сиденье; ручка, дверка.

Прилагательные обеденный, журнальный, письменный, прямоугольный, квадратный, мягкая, детская, игрушечная и д.р.

Глаголы: ставить, двигать , спать, сидеть, лежать, вешать, чинить, собирать, покупать, расставлять, протирать, ремонтировать, ломать, выбирать

Наречия: удобно, мягко, жестко.

Употребление трех-сложных слов с закрытым слогом

(табурет)

Закрепление употребления предлогов НА, ЗА, ПОД. Игра «Куда спрятались игрушки?» (кукла спряталась на шкаф, за шкаф, под стул)

Образование прилагательных от существительных по признаку назначения предметов. Игра « Что для чего? -Какой?» ( стол для письма- письменный стол)

Образование прилагательных от существительных, обозначающих название материала, из которого сделан предмет. Игра « Какой, какая, какие?» « Наоборот» ( стол деревянный? Из чего сделан? – Стол, сделанный из дерева-…….)

Совершенствование навыка образования форм дательного падежа . ( Радуюсь новому столу.)

Самостоятельная постановка вопроса в заданной ситуации. Игра «Продавец-покупатель»




Тема: Транспорт. Кол-во часов: 1 час

Цели: Коррекционно- образовательные:

1.Уточнить и расширить представления детей о транспорте, познакомить с понятиями: наземный, водный, воздушный, подземный, подводный.

Коррекционно- развивающие:

1. Активизация предметного, глагольного и словаря признаков по данной теме.

2. Закрепление навыка образования приставочных глаголов.

3. Совершенствовать навык образования форм предложного падежа существительных ед. ч. и мн.ч.

4. Упражнять в согласовании глаголов в прошедшем времени с существительными в роде и числе.

5. Отработка навыка употребления трехсложных слов с закрытым слогом

6. Закрепить умение составлять описательные рассказы по плану

7. Развитие логического мышления , общей, мелкой, артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса.

Коррекционно- воспитательные:

  1. Воспитывать у детей навыки правильного поведения на дороге и в общественном транспорте.


Развитие общей моторики

Развитие мелкой моторики

Развитие артикуляцион.

моторики

Развитие речевого дыхания и голоса

Развитие психологической базы речи

Двигательная игра « Шофер» (имитация движения транспорта)

Выкладывание мозаики «Машинка»

Упражнения на развитие подвижности челюсти, губ, языка.

Дыхательная гимнастика: вдох через нос, выдох через рот(3-4 раза)

Голосовые упражнения: работа над звонкостью голоса- вдох, выдох – АМММММ, УНННННН.


Развитие логического мышления – игры на классификацию « Разложи правильно»


Словарная работа

Слог. стр. слова

Грамматический строй речи

Связная речь

Существительные: названия транспорта; составные части: кабина, салон, иллюминатор, фары и т. д; светофор, шоссе

Прилагательные : воздушный, водный, наземный, подводный, подземный,

Глаголы: ехать, лететь, плыть, ходить, приземляться, взлетать, сигналить, тормозить и др.

Наречия: быстро, медленно, удобно, далеко, близко.

Употребление трех-сложных слов с закрытым слогом (самолет)

Образование приставочных глаголов игра «Как мы ехали» (ехали, доехали, въехали, съехали, поехали, доехали, объехали, переехали, заехали)

Образование формы предложного падежа сущест-вительных ед. ч.и мн.ч. игра «Скажи правильно» (Груз перевозят на машине (на машинах); Пассажиров перевозят автобусе(на автобусах)

Согласование глаголов в прошедшем времени с существительными в роде и числе. «Что делала? Делал? Делали? (лодка)

Составление описа-тельного рассказа по плану: Что это? Какой это вид транспорта? Какого цвета? Из каких частей состоит?



Тема: Профессии на транспорте. Кол-во часов: 1 час

Цели: Коррекционно- образовательные:

1. Познакомить детей с профессиями на транспорте.

Коррекционно- развивающие:

1. Активизация предметного, глагольного и словаря признаков по данной теме.

2. Совершенствовать навык образования форм творительного падежа существительных ед. ч. и мн.ч.

3. Учить использовать в речи предлог В.

4. Отработка навыка употребления трехсложных слов с закрытым слогом.

5. Закрепить умение составлять описательные рассказы по плану.

6. Развитие слухового внимания и памяти, общей, мелкой, артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса.

Коррекционно- воспитательные:

  1. Воспитывать у детей навыки правильного поведения на дороге и в общественном транспорте.


Развитие общей моторики

Развитие мелкой моторики

Развитие артикуляцион.

моторики

Развитие речевого дыхания и голоса

Развитие психологической базы речи

Двигательная игра « Шофер» (имитация движения транспорта)

Выкладывание мозаики «Машинка»

Упражнения на развитие подвижности челюсти, губ, языка.

Дыхательная гимнастика: вдох через нос, выдох через рот(5 раз)

Голосовые упражнения: произносить на одном выдохе ИАУ__ ИАУ_____ ИАУ________


Развитие слухового внимания и памяти « Четвертый лишний» (автобус, трамвай, самолет, автомобиль)



Словарная работа

Слог. стр. слова

Грамматический строй речи

Связная речь

Существительные: см. «Транспорт»; водитель, машинист, летчик, капитан, космонавт, кондуктор, мотоциклист, велосипедист и др.

Прилагательные: нужный, полезный, трудный, интересный, необходимый.

Глаголы: водить, управлять.

Наречия: быстро, хорошо, умело.

Употребление трех-сложных слов с закрытым слогом (водитель, капитан)

Образование форм творительного падежа сущест-вительных ед. ч. и мн.ч. игра « Кто чем управляет?» (водитель управляет автобусом, капитан управляет кораблем)

Использование в речи предлога В ( дети зашли в трамвай, водитель сел в кабину, пассажир вошел в автобус)


Составление описательного рассказа по плану: Что это? Какой это вид транспорта? Какого цвета? Из каких частей состоит? Кто управляет этим видом транспорта?




Тема: Профессии, связанные с изготовлением одежды. Кол-во часов: 1 час

Цели: Коррекционно - образовательные:

1. Познакомить детей с профессиями, связанными с изготовлением одежды.

Коррекционно- развивающие:

1. Активизация предметного, глагольного и словаря признаков по данной теме.

2. Отработка навыка согласования личных местоимений с глаголом.

3. Совершенствовать навык образования форм творительного падежа существительных ед. ч. и мн.ч.

4. Закрепить навык согласования существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

5. Отработка навыка употребления трехсложных слов со стечением согласных.

6. Закрепление навыка самостоятельной постановки вопроса в заданной ситуации.

7. Развитие логического мышления, общей, мелкой, артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса.

Коррекционно- воспитательные:

  1. Воспитывать у детей трудолюбие, формировать элементарные навыки ухода за одеждой.


Развитие общей моторики

Развитие мелкой моторики

Развитие артикуляцион.

моторики

Развитие речевого дыхания и голоса

Развитие психологической базы речи

Двигательная игра «Я швея» (показ движений)

Вырезание по ткани геометрических фигур

Упражнения на развитие подвижности челюсти, губ, языка.

Дыхательная гимнастика: вдох через рот, выдох через рот(5 раз)

Голосовые упражнения: произносить на одном выдохе ЭАО__ ЭАО_______ ЭАО___________


Развитие зрительного внимания и памяти «Что лишнее» (утюг, иголка, лопата, катушка )


Словарная работа

Слог. стр. слова

Грамматический строй речи

Связная речь

Существительные: модельер, закройщик, швея, портной; ткань, машина, утюг, иголка, нитки, катушка, ножницы, наперсток; ателье, фабрика

Прилагательные: трудная, нужная, полезная, модная, шерстяная, шелковая

Глаголы: шить, кроить, штопать, утюжить.

Наречия: красиво, умело, быстро.

Употребление трех-сложных слов со стеч согл.(катушка, ножницы)

Согласование личных местоимений с глаголом (шить, кроить) игра «Закройщик» Я…ты.. мы… и т.д

Образование форм творительного падежа существительных ед. ч. и мн.ч. игра «Чем пользуется портниха» (иглой, ножницами, утюгом)

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Игра «Что сшила швея» ( платье- летнее, легкое, красивое, удобное; Брюки- шерстяные, теплые, длинные, удобные.)

Самостоятельная постановка вопроса в заданной ситуации. Игра «Ателье»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!