СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по формированию лексико-граммтических средст языка по развитию связной речи по тамам: "Поздняя осень", "Грибы - ягоды", "Перелетные птицы"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлен материал по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 6-7 лет. Предложены темы:"Поздняя осень", "Грибы- ягоды", "Перелетные птицы".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по формированию лексико-граммтических средст языка по развитию связной речи по тамам: "Поздняя осень", "Грибы - ягоды", "Перелетные птицы"»

Тема: Поздняя осень. Кол-во часов: 1 час.


Цели:

Коррекционно- образовательные:

  1. Углубить представления детей о поздней осени. Познакомить детей с периодами осени и осенними месяцами.

Коррекционно- развивающие:

1. Активизация предметного, глагольного и словаря признаков по данной теме.

2. Учить употреблять синонимы в речи.

3. Упражнять в подборе антонимов

4. Упражнять в образовании сложных слов путем сложения основ.

5. Закрепить навыка составления рассказа по картине «Поздняя осень»

6. Учить употреблять трехсложных слов без стечения согласных звуков.

7. Развивать логическое мышление; общую, мелкую, артикуляционную моторику; речевое дыхание и голос.

Коррекционно- воспитательные:

1.Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к природе и окружающему миру.

  1. Развитие эстэтического восприятия художественных произведений.

Развитие общей моторики

Развитие мелкой

моторики

Развитие артикуляционной

моторики

Развитие речевого дыхания и голоса

Развитие психологической базы речи

Двигательное упражнение «Дожик» (координация речи с движением)

Пальчиковая гимнастика «Осень» (волнообразные движения ладонями с загибанием пальцев)

Упражнения на развитие подвижности челюсти, губ, языка

Развитие диафрагмального дыхания – автоматизация нижнедиафрагмального дыхания (рука на диафрагме) Голосовые упражнения: звуком Э спеть песенку «Солнышко лучистое»

Развитие логического мышления: Объяснение смысла и заучивание пословиц « Осень- запасиха, зима подбериха», «Ноябрь- сентябрев внук, октябрев сын, зиме- родной брат»


Словарная работа

Слоговая структура слова

Грамматический строй речи

Связная речь

Существительные: осень, дождь, слякоть, сырость, ненастье, туман, гололед , снег, месяц, сентябрь, октябрь, ноябрь, заморозок, изморозь и др.

Глаголы: выпадать, тает, скользить моросить, собирать.

Прилагательные: пронзительный, холодный, сильный, ненастная, хмурая

и др.

Наречия: холодно, тоскливо, и др.

Работа над трехсложными

словами без стечения согласных

Употребление синонимов в речи. «Скажи иначе» (Унылая пора- скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная. Небо серое- темное, холодное, пасмурное).

Подбор антонимов. ( Осень ранняя -поздняя, день веселый -грустный, день солнечный- пасмурный, небо голубое- серое, время холодное- теплое, жаркое).

Образование сложных слов путем сложения основ. ( листья падают- это листопад, звезды падают- это звездопад; водопад, снегопад)

Составление рассказа по картине «Поздняя осень» с помощью вопросов.


Тема: Грибы, Ягоды. Кол-во часов: 1 час

Цели:

Коррекционно- образовательные:

1.Углубить и систематизировать знания детей о грибах и ягодах.

2. Закрепить понятия «съедобные и несъедобные» грибы.

Коррекционно- развивающие:

1.Активизация предметного, глагольного и словаря признаков по данной теме.

2. Формировать умение согласовывать существительные с числительными.

3. Закрепить умение образовывать прилагательные от существительных.

4. Упражнять в подборе глаголов к существительным.

5. Продолжать работу по составлению предложений с предлогами В, На, Из, За.

6. Формировать навык пересказа рассказа В. П. Катаева «Грибы».

7. Закрепление навыка употребления двусложных слов со стечением согласных звуков.

8. Развитие логического мышления, общей, мелкой, артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса.

Коррекционно- воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к природе.


Развитие общей моторики


Развитие мелкой моторики

Развитие артикуляционной

моторики


Развитие речевого дыхания

и голоса

Развитие психологической базы речи

Двигательное упражнение

« По ягоды» (маршируем, наклоны правой руки к левой ноге, и наоборот; наклоны вперед- собираем ягоды)

Пальчиковая игра «Опята» ( чередование кулак- ладошка; пооче-редное загибание пальцев, «крыша», «бинокль» )

Упражнения на развитие подвижности челюсти, губ, языка.

Дыхательная гимнастика: «Понюхаем» - вдох через нос - выдох через рот, вдох через рот - выдох через рот.

Голосовые упражнения: Развитие силы голоса- повтор предложений: Тихо- громче- громко.

Развитие логиического мышления - лото «Съедобные-несъедобные грибы и ягоды»



Словарная работа

Слоговая структура слова

Грамматический строй речи

Связная речь

Существительные: гриб, ягода, мухомор, боровик, подосиновик, лисичка, масленок, опенок, белый гриб, поганка, пень, ножка, шляпка, земляника, черника, малина, клюква, брусника, ежевика, смородина, рябина; варенье, суп, джем, морс

Прилагательные: ядовитый, несъедобный, съедобный, спелый, сладкий, спелый, грибной , ложный

Глаголы: собирать, прятаться, висеть, варить, сушить, солить, мариновать заготавливать.

Наречия: вкусно, сладко, много, кисло и др.

Работа над трехсложными

словами без стеч. согласных (малина)

Согласование существительные с числительными. «Посчитай гриб» (Один мухомор, два, пять; подберезовик, земляника, черника)

Образование прилагательные от существительных. Игра « Что приготовим?» (Из малины- малиновое варенье, из грибов-грибной суп, из клюквы- клюквенный морс)

Подбор глаголов к существительным. «Подбери слово» Что можно сделать с грибами, ягодами? ( искать, собирать, срезать, мыть, чистить, варить, мариновать).

Игра «Съедобное – несъедобное»

Составление предложений с предлогами В, На, Из, За. ( Я пойду в лес за земляникой, за малиной, за черникой. Грибы растут на поляне, на пне. Я сварю варенье из черники, из малины).



Пересказ рассказаВ. П. Катаева «Грибы»

Тема: Перелетные птицы. Кол-во часов: 1 час

Цели:

Коррекционно- образовательные:

1.Систематизировать представления детей о перелетных птицах, их поведении осенью.

Коррекционно- развивающие:

1. Активизация предметного, глагольного и словаря признаков по данной теме.

2. Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно- ласкательным суффиксом в ед. и мн. числе.

3. Учить образовывать сложные слова путем слияния двух основ.

4. Упражнять детей в подборе глаголов в существительным.

5. Учить образовывать синонимичный ряд.

6. Формировать умение пересказывать рассказ после предварительной беседы путем договаривания предложений.

7. Закрепление навыка употребления двусложных слов со стечением согласных звуков, образовывать синонимичный ряд.

8. Развитие логического мышления, общей, мелкой, артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса.

Коррекционно- воспитательные:

  1. Воспитывать чувство любви, сострадания и заботливого отношения к пернатым друзьям.

Развитие общей моторики

Развитие мелкой моторики

Развитие артикуляционной

моторики

Развитие речевого дыхания и голоса

Развитие психологической базы речи

Двигательное упражнение «Кукушка» потягиваемся вверх- вниз, машем руками, подпрыгиваем как лягушки)

Пальчиковая игра

« Повтори птичек»

(загибание пальцев руки с проговариванием названий птиц )

Упражнения на развитие подвижности челюсти, губ, языка.

Дыхательные упражнения «Трубач» вдох, на выдохе произносить : «п-ффф», по окончании вдох. Голосовые упражнения: Развитие силы голоса. Произнесение предложения «Зайца ужалила пчела» с изменением силы голоса.

Развитие логического мышления. Игра «Угадай и назови» (у какой птицы… самая длинная шея, длинные ноги, длинный клюв).


Словарная работа

Слоговая

стр. слова

Грамматический строй речи

Связная речь

Существительные: лебедь, утка, ласточка, грач, жаворонок, соловей, скворец, кукушка, журавль, аист, цапля, стриж, вьюрок, гнездо, озеро, болото, яица, птенцы, дерево, ветка, туловище, клюв, шея, перо, оперенье, хвост, туловище, голова, лапки, стая, косяк, клин, караван.

Прилагательные: перелетные, лесные, болотные, голосистые, водоплавающие, заботливые, певчие, важный, гордый, длинноногий, остроклювый, короткохвостый, краснолапый, длинношеий, пушистый. Глаголы: летать, щебетать, крякать, курлыкать, заливаться крякать, курлыкать, щебетать, кормить, клевать, вить, вылавливать, заглатывать, садиться, парить, взлетать, кружить, возвращаться т. д.

Наречия: красиво, высоко, низко, далеко, глубоко.

Работа над двусложн словами со стеч. согласных (цапля, птенец)

Образование существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом в ед. и мн. числе. «Назови детеныша» (кукушка, кукушонок, кукушата; скворец, скворчонок, скворчата; грач; аист; стриж)

Образование сложных слова путем слияния двух основ. «Образуй слово» ( У утки короткий хвост- короткохвостая; у грача острый клюв- осроклювый грач; едят насекомых – насекомоядные).

«Как улетают птицы?» (Гуси, утки, лебеди-вереницей; ласточки, скворцы, грачи- стаей; журавли –клином; кукушки -по одиночке

Подбор глаголов в существительным. «Кто как кричит?» (Ласточка -щебечет, журавль- курлычет, соловей – заливается, кукушка- кукует, жаворонок- звенит, грач – кричит).

Образование синонимичного ряда. «Скажи иначе» ( С наступлением зимы птицам не хватает корма (еды, пищи). Высоко над нами летит стадо диких уток (стая, косяк, клин, караван). Перелетные птицы боятся зимней стужи (холода, мороза).

Пересказ рассказа после предварительной беседы путем договаривания предложений. Адаптированный отрывок из рассказа И. Соколова- Микитова «Улетают журавли»

(В последние золотые осенние дни…..Готовясь в далекий путь, покружили…….Собравшись в стройные косяки, ……Через леса…… В глухом лесу…. Еще до рассвета…..С высокого ясного неба…….До свидания…….)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!