Существительные: лебедь, утка, ласточка, грач, жаворонок, соловей, скворец, кукушка, журавль, аист, цапля, стриж, вьюрок, гнездо, озеро, болото, яица, птенцы, дерево, ветка, туловище, клюв, шея, перо, оперенье, хвост, туловище, голова, лапки, стая, косяк, клин, караван. Прилагательные: перелетные, лесные, болотные, голосистые, водоплавающие, заботливые, певчие, важный, гордый, длинноногий, остроклювый, короткохвостый, краснолапый, длинношеий, пушистый. Глаголы: летать, щебетать, крякать, курлыкать, заливаться крякать, курлыкать, щебетать, кормить, клевать, вить, вылавливать, заглатывать, садиться, парить, взлетать, кружить, возвращаться т. д. Наречия: красиво, высоко, низко, далеко, глубоко. | Работа над двусложн словами со стеч. согласных (цапля, птенец) | Образование существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом в ед. и мн. числе. «Назови детеныша» (кукушка, кукушонок, кукушата; скворец, скворчонок, скворчата; грач; аист; стриж) Образование сложных слова путем слияния двух основ. «Образуй слово» ( У утки короткий хвост- короткохвостая; у грача острый клюв- осроклювый грач; едят насекомых – насекомоядные). «Как улетают птицы?» (Гуси, утки, лебеди-вереницей; ласточки, скворцы, грачи- стаей; журавли –клином; кукушки -по одиночке Подбор глаголов в существительным. «Кто как кричит?» (Ласточка -щебечет, журавль- курлычет, соловей – заливается, кукушка- кукует, жаворонок- звенит, грач – кричит). Образование синонимичного ряда. «Скажи иначе» ( С наступлением зимы птицам не хватает корма (еды, пищи). Высоко над нами летит стадо диких уток (стая, косяк, клин, караван). Перелетные птицы боятся зимней стужи (холода, мороза). | Пересказ рассказа после предварительной беседы путем договаривания предложений. Адаптированный отрывок из рассказа И. Соколова- Микитова «Улетают журавли» (В последние золотые осенние дни…..Готовясь в далекий путь, покружили…….Собравшись в стройные косяки, ……Через леса…… В глухом лесу…. Еще до рассвета…..С высокого ясного неба…….До свидания…….) |