СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по формированию лексико-грамматических средств языка, по развитию связной речи по теме: "Животные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по формированию лексико-грамматических средств языка и по развитию связной речи по теме :" Животные".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по формированию лексико-грамматических средств языка, по развитию связной речи по теме: "Животные"»

Тема: Домашние животные. Кол-во часов: 1 час.


Цели: Коррекционно- образовательные:

1. Систематизировать представления детей о местах обитания домашних животных. Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме. Добиться понимания детьми роли человека в подготовке домашних животных к зиме.

Коррекционно- развивающие:

1. Активизация предметного, глагольного и словаря признаков по данной теме.

2. Упражнять в образовании форм творительного падежа существительных в ед. и мн. числе.

3. Учить употреблять в речи наречия.

4. Закреплять умение образования Учить употреблять в речи наречия.притяжательных прилагательных

5. Закрепить умение употреблять глаголы в ед. и мн.

6. Упражнять в употреблении предлога В.

7. Отработка навыка употребления трехсложных слов с закрытым слогом.

8. Отработка навыка составления рассказа по картине «На ферме».

9. Развитие логического мышления; общей, мелкой, артикуляционной моторики; речевого дыхания и голоса.

Коррекционно- воспитательные

  1. Воспитание трудолюбия у детей, чувства любви к животным.

Развитие общей моторики

Развитие мелкой моторики

Развитие артикуляцион.

моторики

Развитие речевого дыхания и голоса

Развитие психологической базы речи

Двигательная игра « Изобрази животных»

Пальчиковая гимнастика (загибание пальцев: у кошки есть котенок, у козы козленок….и т. д)

Упражнения на развитие подвижности челюсти, губ, языка.

«Кошечка лакает молоко»

Дыхательная гимнастика – автоматизация нижнедиафрагмалоного дыхания. (Вдох -шарик надуваем, выдох –шарик сдуваем).

Голосовые упражнения: работа над звонкостью голоса- вдох, выдох – М-М-М-М.

Развитие логического мышления – «Собери семейку»


Словарная работа

Слог. стр. слова

Грамматический строй речи

Связная речь

Существительные: сено, овес, названия животных и детеныней; хлев, конура, конюшня, свинарник, телятник, стадо, ферма, коровник; голова, туловище, хвост, пятачок, рога, копыта, грива, усы; свинарка, конюх, телятница, доярка.

Прилагательные: верный, умный, пушистый, кудрявый, лохматый, густой, шелковистый, плотный, толстый , медлительный, шустрый и д.р.

Глаголы: мычит, ржет, рычит, мяукает, блеять, скачет, грызет, кормить, поить, лакать, гладить, доить, сторожить, линять , меняться, охранять, царапаться, бодаться. Наречия: медленно, жалобно, быстро, тепло, холодно, сытно.

Употребление трех-сложных слов с закрытым слогом

( детеныш, пятачок )

Образование форм творительного падежа существительных в ед. и мн. числе. «Кто кем будет?» ( Щенок будет собакой….) «Кто чем питается?» (Лошадь питается овсом, свинья- пойло, кошка -молоком, рыбой, коза- травой).

Употребление в речи наречий. «Кому как живется?»

(Свинье в свинарнике тепло, хорошо, сытно).

Образование притяжательных прилагательных «Кто хозяин?» (морда Чья- лошадиная, конура- собачья).

Употребление глаголы в ед. и мн. « Предложение договори, и его ты повтори» (козленок скачет, а козлята скачут, поросенок ест, а поросята едят)

Употребление предлога В. «Кто где живет?» (Лошадь живет в конюшне. Свинья живет в свинарнике.)

Составление расска-за по карти-

не «На ферме»


Тема: Дикие животные и их детеныши. Кол-во часов: 1 час

Цели:

Коррекционно- образовательные:

  1. Систематизировать представления детей о местах обитания диких животных. Расширить у углубить представления о подготовке их к зиме

Коррекционно- развивающие:

1. Активизация предметного, глагольного и словаря признаков по данной теме.

2. Упражнять в образовании форм творительного падежа существительных в ед. и мн. числе.

3. Закрепить навыки образования форм родительного падежа ед. и мн. числа.

4. Закреплять умение образования притяжательных прилагательных.

5. Учить употреблять в речи наречия.

6. Отработка навыка употребления трехсложных слов с закрытым слогом.

7. Совершенствовать навык образования форм предложного падежа ед. числа существительных.

8. Закрепить навык составления пересказа рассказа Е. Чарушина «Как заяц зимует?».

9. Развитие логического мышления; общей, мелкой, артикуляционной моторики; речевого дыхания и голоса.

Коррекционно- воспитательные

1. Воспитывать у детей гуманное отношение к диким животным.

Развитие общей моторики

Развитие мелкой моторики

Развитие артикуляцион.

моторики

Развитие речевого дыхания и голоса

Развитие психологической базы речи

Двигательная игра « Изобрази животных»

Чередование пальчиковых поз «Рога- уши» (руки скрещены- «зайчики») .

Упражнения на развитие подвижности челюсти, губ, языка.

Голосовые упражнения: Звуком А спеть песенку «В лесу родилась елочка»

Развитие логического мышления и памяти– отгадывание загадок про животных.


Словарная работа

Слог. стр. слова

Грамматический строй речи

Связная речь

Существительные: названия животных и детенышей; лес, животные, звери, логово, нора, берлога, дупло; морда, хвост, уши, лапы, когти, ноги, копыта, морда, мех, шкура, клыки и т. д.

Прилагательные: неуклюжий, сильный, трусливый, хищный, зубастый, добрый, рогатый, косолапый, сильный, огромный, бурый, серый, косой, пушистая, ловкая, хитрая, колючий.

Глаголы: линять, запасать, засыпать, прыгать, скакать, выть, рычать, прятаться, спасаться, заготавливать, линять, переваливаться, бродить, рыскать, спать.

Наречия: быстро, медленно, стремительно, ловко, резво, высоко, далеко.

Употребление трехсложных слов с закрытым слогом

(дете-ныш)

Образование форм творительного падежа существительных в ед. и мн. числе. «Кто кем был?» (Медведь был медвежонком, кабан был поросенком). «Кто с кем живет?» (Волк живет с волчицей и с волчатами. Лис; Медведь; Белка).

Образование форм родительного падежа ед. и мн. числа. «Кто кого кормит?» (Волк кормит волчонка или волчат. Барсук; Лось; Еж; Белка).

Образование форм предложного падежа ед. числа существительных. «О чем думают животные?» (Медведь в берлоге думает о меде. Ёж в норе думает о яблочке. Белка в дупле думает о грибах).

Образование притяжательных прилагательных. «Чья семья семья?» (Волк, волчица и волчонок – это волчья семья. Медведь: Белка; Волк).

Употребление в речи наречий. (Белка прыгает ловко, стремительно, быстро. Медведь идет медленно, неуклюже, тяжело).


Составление пересказа рассказа Е. Чарушина «Как заяц зимует?» по плану: Как заяц зимует? Какая у зайца шубка? Как и когда заяц спит? Чем заяц питается? Кто у зайца враги? Как заяц спасается от врагов?



Тема: Животные холодных стран. Кол-во часов: 1 час.

Цели:

Коррекционно- образовательные:

1. Расширить представления детей о животных холодных стран, об их повадках , образе жизни и поведении.

Коррекционно- развивающие:

1. Активизация предметного, глагольного и словаря признаков по данной теме.

2. Упражнять в образовании форм родительного падежа существительных ед. числа.

3. Закрепить навык образования форм творительного падежа с предлогом ЗА.

4. Совершенствовать навык составления сложноподчиненных предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО.

5. Отработка навыка употребления многосложных слов со стечением согласных и закрытым слогом.

6. Совершенствовать навык составления рассказа по плану.

7. Развитие логического мышления; общей, мелкой, артикуляционной моторики; речевого дыхания и голоса.

Коррекционно- воспитательные:

1. Воспитывать у детей гуманное отношение животным холодных стран.


Развитие общей моторики

Развитие мелкой моторики

Развитие артикуляцион.

моторики

Развитие речевого дыхания и голоса

Развитие психологической базы речи

Двигательная игра «Зарядка» (наклоны вправо-влево, руки вверх-вниз, наклоны).

Пальчиковая гимнастика «Дружба» (дружат в нашей группе девочки и мальчики…)

Упражнения на развитие подвиж-ности челюсти, губ, языка.

Дыхательная гимнастика: «Ёжик» -медленный выдох на звуке ффффф.

Голосовые упражнения: повышение и понижение голоса при произнесении слогов: фа-ФА-фа-ФА.

Развитие логического мышления – отгадывание загадок.


Словарная работа

Слог. стр. слова

Грамматический строй речи

Связная речь

Существительные: животное, детеныш, белый медведь, морж, пингвин, тюлень, песец, олень, морской котик, овцебык; Север; морда, хвост, уши, лапы, когти, ноги, рога, копыта, шерсть, мех, пасть, брюхо, океан, пещера и т. д

Прилагательные: неуклюжий, косолапый, могучий, сильный, огромный, пугливый, опасный, злые, пушистый, ловкий, хитрый, зубастые; хищные, травоядные;

Глаголы: прыгать, скакать, нырять, плавать, скользить, ловить, вытаскивать, охотиться, лакомиться

Наречия: быстро, резко, медленно, ловко, стремительно, пугливо, страшно.

Употребление многосложных слов со стечением согласных (животное, медвежата).

Образование форм родительного падежа существительных ед. числа. «У кого кто?» (У пингвина- пингвинёнок, у тюленя- тюлененок, у моржа - моржонок, у медведицы- медвежонок.

Образование форм творительного падежа с предлогом ЗА. «Кто за кем охотится?» (Составление предложений с предлогов За по двум картинкам: белый медведь- рыба. Белый медведь охотится за рыбой; песец-сова, морж-рыба).

Составление сложноподчиненных предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО. Игра «Четвертый лишний» ( Морж лишний, потому что он животное холодных стран)

Составление рассказа. «Животные холодных стран» по плану:

1. Кто это?

2. Внешний вид.

3. Чем оно питается?

4. Где живет?

5. Как добывает корм?

6. Есть ли у него враги?

7. Как они защищаются?

8. Как называются их детеныши?

9. Какую пользу приносит это животное?





Тема: Животные жарких стран. Кол-во часов: 1 час.

Цели:

Коррекционно- образовательные:

1. Расширить представления детей о животных жарких стран, об их повадках , образе жизни и поведении.

Коррекционно- развивающие:

1. Активизация предметного, глагольного и словаря признаков по данной теме.

2. Закрепление навыка образования форм родительного падежа существительных ед. и мн. числа.

3. Совершенствовать навык образования форм винительного падежа существительных ед. и мн. числа.

4. Отработка навыка образования притяжательных прилагательных.

5. Совершенствовать навык составления сложноподчиненных предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО.

6. Продолжать учить составлять рассказ по серии сюжетных картин.

7. Отработка навыка употребления многосложных слов со стечением согласных и закрытым слогом.

8 Развитие логического мышления; общей, мелкой, артикуляционной моторики; речевого дыхания и голоса.

Коррекционно- воспитательные:

1. Воспитывать у детей гуманное отношение животным жарких стран.


Развитие общей моторики

Развитие мелкой моторики

Развитие артикуляцион.

моторики

Развитие речевого дыхания и голоса

Развитие психологической базы речи

Двигательная игра: «Обезьянки»

Штриховка «Животное»

Упражнения на развитие подвиж-ности челюсти, губ, языка.

Дыхательная гимнастика:

Голосовые упражнения: повышение и понижение голоса при произнесении слогов: фа-ФА-фа -ФА.

Развитие мышления: «Узнай животное по тени»


Словарная работа

Слог. стр. слова

Грамматический строй речи

Связная речь

Существительные: ЮГ, животное, детеныш, слон, бегемот, жираф, зебра, кенгуру, носорог, обезьяна, лев, тигр, леопард, антилопа, пантера; рога, копыта, туловище, клыки, шерсть, мех, шея, когти; повадки

Прилагательные: быстрый, ловкий, хитрый, зубастый, красивый, осторожный, зубастые; хищные, травоядные.

Глаголы: прыгать, тянуться, гоняться, рычать, нырять, скакать, плавать, ловить, вытаскивать, охотиться, лакомиться,

Наречия: быстро, резко, медленно, ловко, стремительно, пугливо, страшно.

Употребление многосложных слов со стечением согласных (животное, обезьяна).

Образование форм родительного падежа существительных ед. и мн. числа. «У кого кто?»

(У львицы-львята, у зебры - зебренок).

Образование форм винительного падежа существительных ед. и мн. числа. «Кого ты увидел в зоопарке» (В зоопарке я увидел большого слона с маленьким слоненком. У жирафа длинная шея.)

Образование притяжательных прилагательных. «Чей, чья, чье?» (Детеныш чей? – львиный, тигриный, обезьяний.)

Составление сложноподчиненных предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО. Игра «Четвертый лишний» ( Морж лишний, потому что он животное жарких стран).

Составление рассказа по серии сюжетных картин «В зоопарке»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!