Методическая разработка по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по темам: «Перелетные птицы»; «Грибы, Ягоды»; «Одежда. Головные уборы»; «Обувь» у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Тема: Перелетные птицы. Кол-во часов: 1 час
Цели:
Коррекционно- образовательные:
1.Уточнить и расширить представления детей о жизни перелетных птиц.
Коррекционно- развивающие:
1. Активизация предметного, глагольного и словаря признаков по данной теме.
2. Формирование умения использовать формы винительного падежа имен существительных ед. и мн. числа.
3. Закрепление навыка употребления антонимов.
4. Упражнять в образовании приставочных глаголов.
5. Закрепление навыка употребления двусложных слов со стечением согласных в начале слова.
6. Закрепление составления распространенного предложения с прямым дополнением и определением.
7. Формирование навыка составления описательного рассказа по плану.
8. Развитие логического мышления, общей, мелкой, артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса.
Коррекционно- воспитательные:
Воспитывать чувство любви, сострадания и заботливого отношения к пернатым друзьям.
Развитие общей моторики | Развитие мелкой моторики | Развитие артикуляционной моторики | Развитие речевого дыхания и голоса | Развитие психологической базы речи |
Двигательное упражнение «Кукушка» потягиваемся вверх- вниз, машем руками, подпрыгиваем как лягушки) | Пальчиковая игра « Повтори птичек» (загибание пальцев руки с проговарива-нием названий птиц ) | Упражнения на развитие подвижности челюсти, губ, языка. | Постановка нижнедиафрагмального дыхания (стоя, рука на диафрагме- выдох, вдох; пауза- шумный выдох) Голосовые упражнения: повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков: и-И -И –И- -и | Развитие логического мышления. Игра «Собери птицу» (разрезные картинки) |
Словарная работа | Слоговая стр. слова | Грамматический строй речи | Связная речь |
Существительные: лебедь, утка, ласточка, грач, жаворонок, соловей, скворец, кукушка, журавль, аист, цапля, стриж, вьюрок, гнездо, озеро, болото, яица, птенцы, дерево, ветка, туловище, клюв, шея, перо, оперенье, хвост, туловище, голова, лапки, стая, косяк, клин, каравай. Прилагательные: перелетные, лесные, болотные, голосистые, водоплавающие, заботливые, певчие, важный, гордый, длинноногий, пушистый. Глаголы: летать, крякать, курлыкать, щебетать, кормить, клевать, вить, щебетать, садиться, парить, взлетать, кружить, возвращаться т. д Наречия: высоко, низко, далеко, глубоко. | Работа над двухсложными словами со стеч. согл. в нач. слова (птенец, скворец, хвосты) | Образование формы винительного падежа имен существительных ед. и мн. числа: Игра « Накорми птичку» Вижу кого? ( птицу, птиц) Даю что? (зерно, зерна). Употребление антонимов. Игра «Скажи наоборот» (короткий хвост- длинный хвост, черные перья- белые перья, тонкая шея- толстая шея, острый клюв- тупой клюв). Образование приставочных глаголов: Игра «Что сделала птичка?» Птичка с веточки что сделала?- слетела, подлетела, прилетела, перелетела, влетела, залетела. | Распространение предложения прямым дополнением и опреде-лением Кто? (жаворонок) Что делает?(вьет).Какое?(большое) Что?(гнездо) Составление описательного рассказа по плану. Игра «Опиши птичку») Кто это? Какая это птица? Внешний вид (размер, окрас перьев, особенности строения- длина ног, шеи, форма клюва. Чем питается? Как поет? |
Тема: Грибы, Ягоды. Кол-во часов: 1 час
Цели:
Коррекционно- образовательные:
1.Уточнить и расширить знания о грибах и ягодах.
2. Познакомить с понятием съедобные и несъедобные грибы.
Коррекционно- развивающие:
1.Активизация предметного, глагольного и словаря признаков по данной теме.
2. Упражнять в образовании родительного падежа мн. ч. существительных.
3 Формирование умения употреблять в речи предлоги НА.
4. Учить словообразованию существительных приставочным и суффиксальным способом.
5 Закрепление навыка употребления двусложных слов со стечением согласных в начале слова.
6 Формирование навыка составления рассказа по сюжетной картине.
7. Развитие логического мышления, общей, мелкой, артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса.
Коррекционно- воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к природе.
Развитие общей моторики | Развитие мелкой моторики | Развитие артикуляционной моторики | Развитие речевого дыхания и голоса | Развитие психологической базы речи |
Двигательное упражнение « По ягоды» (маршируем, наклоны правой руки к левой ноге, и наоборот; наклоны вперед- собираем ягоды) | Пальчиковая игра «Опята» ( чередование кулак- ладошка; пооче-редное загибание пальцев, «крыша», «бинокль» ) | Упражнения на развитие подвижности челюсти, губ, языка. | Дыхательная гимнастика: - руки в стороны - вдох, обхватить себя руками, приседая, делать выдох 2-3 раза. Голосовые упражнения:тянем один гласный звук, на одном выдохе У-уууууу. | Развитие логии-ческого мышления - лото «грибы- ягоды» |
Словарная работа | Слоговая структура слова | Грамматический строй речи | Связная речь |
Существительные: гриб, ягода, мухомор, боровик, подосиновик, лисичка, масленок, опенок, белый гриб, поганка, пень, ножка, шляпка, земляника, черника, малина, клюква, брусника, ежевика, смородина, рябина, Прилагательные: ядовитый, съедобный, спелый, сладкий, спелый. Глаголы: собирать, прятаться, висеть, заготавливать. Наречия: вкусно, сладко, много, кисло и др. | Употребление двусложных слов со стече-нием согласных в начале слова (грибы, спелый) | Образование формы родительного падежа мн. ч. существительных. Игра «Чего в лесу много?» ( лисичек, опят, ягод, пней). Употребление и в речи предлогов НА Игра «Найди гриб, ягоду» Словообразование существительных приставочным и суффиксальным способом - Игра «Под каким деревом растет гриб?» (подберезовик, подосиновик) Игра « Съедобное – несъедобное» | Составле-ние рассказа по сюжетной картине. «В лесу» по вопросам. |
Тема: Одежда. Головные уборы. Кол-во часов: 1 час.
Цели:
Коррекционно- образовательные:
1.Уточнить и расширить знания об одежде и головных уборах.
2. Познакомить с понятием летняя, зимняя, демисезонная одежда.
Коррекционно- развивающие:
1. Активизация предметного, глагольного и словаря признаков по данной теме.
2. Закрепление навыка образования относительных прилагательных от существительных (по материалу, способу изготовления и сезону)
3. Закрепление умения согласовывать числительные с существительными в роде и числе.
4. Отработка навыка согласования притяжательных местоимений с существительными.
5. Закрепление навыка употребления двусложных слов со стечением согласных звуков на стыке слогов.
6. Закрепление навыка составления предложения по схеме: П + С+ Доп. С глаголами «одевать», «надевать».
7. Учить составлять описательный рассказ по схеме.
8 . Развитие логического мышления, общей, мелкой, артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса.
Коррекционно- воспитательные:
1. Воспитывать аккуратность, опрятность, бережное отношение к вещам.
Развитие общей моторики | Развитие мелкой моторики | Развитие артикуляционной моторики | Развитие речевого дыхания и голоса | Развитие психологической базы речи |
Двигательная игра «Запретное движение» | Пальчиковая игра « Помоги Маше застегнуть пуговицы , завязать шапку» - имитация движений. | Упражнения на развитие подвижности челюсти, губ, языка. | Дыхательная гимнастика: «Петух»- стоя, ноги врозь, руки в стороны, хлопать по бедрам, выдыхая, произносить ку-ка-ре-ку. Голосовые упражнения: вдох-выдох, на выдохе- А-ааааа | Развитие слухового внимания и памяти – отгадывание загадок по теме. |
Словарная работа | Слоговая структура слова | Грамматический строй речи | Связная речь |
Существительные: одежда, платье, брюки, комбинезон, плащ, пальто, вешалка, шкаф, куртка, рубашка, кофта, сарафан, рукав, воротник, подол, карман, манжета, пуговица, замок, кепка, шапка, панама, берет, шляпа. Прилагательные: длинный, короткий, шерстяной, теплый, шелковый, легкий, зимняя, летняя, демизезонная, мужская, женская, детская. Глаголы: носить, стирать, утюжить, шить, примерять, выбирать, надевать, одевать Наречия: удобно, тепло, красиво. | Употребление двусложных слов со стечением согласных звуков на стыке слогов ( кофта, майка, шапка ) | Образование относительных прилагательных от существительных (по материалу, способу изготовления и сезону) игра «Назови какая, какие, какое?» ( шапка из меха Какая? – меховая) Согласование числительные с существительными в роде, числе. Игра « Посчитай-ка» (одно платье, одна кофта) Согласование притяжательных местоимений с существительными. Игра «Мой, моя, мое» (моя кофта, мои брюки» Различение глаголов НАДЕВАТЬ- ОДЕВАТЬ | Составления предложения по схеме: П + С+ Доп. С глаголами «одевать», «надевать». Кто? Что делает? Что? (Ваня надевает шапку.) Составление описательного рассказа по схеме. |
Тема: Обувь. Кол-во часов: 1 час
Цели:
Коррекционно- образовательные:
1.Уточнить и расширить знания об обуви, её предназначении.
2. Познакомить с понятием летняя, зимняя, демисезонная обувь.
Коррекционно- развивающие:
1. Активизация предметного, глагольного и словаря признаков по данной теме.
2. Закрепление навыка образования прилагательных от существительных.
3. Упражнять в употреблении предлогов ПОД, ЗА.
4. Отработка навыка образования приставочных глаголов.
5. Учить использовать в речи формы творительного падежа мн. числа существительных.
6. Закрепление навыка употребления двусложных слов со стечением согласных звуков на стыке слогов.
7. Формирование навыка составления предложений по схеме: П+С+Обст. места.
8. Закрепление умения составлять описательный рассказ по плану.
9 . Развитие логического мышления, общей, мелкой, артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса.
Коррекционно- воспитательные:
1. Воспитывать аккуратность, опрятность, бережное отношение к обуви.
Развитие общей моторики | Развитие мелкой моторики | Развитие артикуляционной моторики | Развитие речевого дыхания и голоса | Развитие психологической базы речи |
Двигательная игра « Я умею обуваться»- топать, наклоны вперед, поглаживающие движения ног снизу вверх. | Шнуровка | Упражнения на развитие подвиж-ности челюсти, губ, языка. | Дыхательная гимнастика: «Петух»- стоя, ноги вместе, руки вверх- вдох, выдох-«ФФФФ». Голосовые упражнения: вдох-выдох, на выдохе- Ау-ау-ау | Развитие логического мышления - игры на обобщение и классификацию. |
Словарная работа | Слоговая структ. сл. | Грамматический строй речи | Связная речь |
Существительные: сапоги, ботинки, галоши, туфли, босоножки, сандалии, тапки, валенки, кроссовки, чешки, каблук, подошва, голенище, носок, язычок, стелька., магазин Прилагательные: кожаная, спортивная, резиновая, легкая, свободная, детская, взрослая, чистая, грязная, обувной. Глаголы: надевать, завязывать, расстеги-вать, шнуровать, примерять, обувать, чистить, носить Наречия: удобно, мягко, легко | Употребление двусложных слов со стечением согласных звуков на стыке слогов ( каблук, туфли ) | Образование относительных прилагательных от существительных (по материалу, способу изготовления и сезону) игра « Что из чего?» ( ботинки из кожи- кожаные, сапоги из резины- резиновые). Употребление предлогов ПОД, ЗА. Игра « Где сапожки?» (под скамейкой, под стулом и т д) Образование приставочных глаголов. Что можно сделать со шнурком? – завязать, развязать, привязать, перевязать. Использование в речи формы творительного падежа мн. числа –игра « Обувной магазин» (пойдем в магазин ЗА валенками, ЗА сапогами и . д ) | Составление предложений по схеме: П+С+Обст. места. Игра «Найди обувь» (Ботинки спрятали под шкаф. Сапоги поставили под скамейку.) Составление описательного рассказа по предметной кар-тинке по плану. « Ботинок» Что это? Какого цвета? Из какого материала сделана? Из каких частей состоит? Когда носят? Кто носит? |