СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по темам: «Перелетные птицы»; «Грибы, Ягоды»; «Одежда. Головные уборы»; «Обувь» у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлен материал по формированию лексико-граматических средств языка и развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Предложены темы:" Перелютные птицы", "Грибы, ягоды", " Одежда, головные уборы", "Обувь".  

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по темам: «Перелетные птицы»; «Грибы, Ягоды»; «Одежда. Головные уборы»; «Обувь» у дошкольников с общим недоразвитием речи.»


Методическая разработка по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по темам: «Перелетные птицы»; «Грибы, Ягоды»; «Одежда. Головные уборы»; «Обувь» у дошкольников с общим недоразвитием речи.


Тема: Перелетные птицы. Кол-во часов: 1 час

Цели:

Коррекционно- образовательные:

1.Уточнить и расширить представления детей о жизни перелетных птиц.

Коррекционно- развивающие:

1. Активизация предметного, глагольного и словаря признаков по данной теме.

2. Формирование умения использовать формы винительного падежа имен существительных ед. и мн. числа.

3. Закрепление навыка употребления антонимов.

4. Упражнять в образовании приставочных глаголов.

5. Закрепление навыка употребления двусложных слов со стечением согласных в начале слова.

6. Закрепление составления распространенного предложения с прямым дополнением и определением.

7. Формирование навыка составления описательного рассказа по плану.

8. Развитие логического мышления, общей, мелкой, артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса.

Коррекционно- воспитательные:

  1. Воспитывать чувство любви, сострадания и заботливого отношения к пернатым друзьям.

Развитие общей моторики

Развитие мелкой моторики

Развитие артикуляционной

моторики

Развитие речевого дыхания и голоса

Развитие психологической базы речи

Двигательное упражнение «Кукушка» потягиваемся вверх- вниз, машем руками, подпрыгиваем как лягушки)

Пальчиковая игра

« Повтори птичек»

(загибание пальцев руки с проговарива-нием названий птиц )

Упражнения на развитие подвижности челюсти, губ, языка.

Постановка нижнедиафрагмального дыхания (стоя, рука на диафрагме- выдох, вдох; пауза- шумный выдох) Голосовые упражнения: повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков: и-И -И –И- -и

Развитие логического мышления. Игра «Собери птицу» (разрезные картинки)


Словарная работа

Слоговая

стр. слова

Грамматический строй речи

Связная речь

Существительные: лебедь, утка, ласточка, грач, жаворонок, соловей, скворец, кукушка, журавль, аист, цапля, стриж, вьюрок, гнездо, озеро, болото, яица, птенцы, дерево, ветка, туловище, клюв, шея, перо, оперенье, хвост, туловище, голова, лапки, стая, косяк, клин, каравай. Прилагательные: перелетные, лесные, болотные, голосистые, водоплавающие, заботливые, певчие, важный, гордый, длинноногий, пушистый. Глаголы: летать, крякать, курлыкать, щебетать, кормить, клевать, вить, щебетать, садиться, парить, взлетать, кружить, возвращаться т. д

Наречия: высоко, низко, далеко, глубоко.

Работа над

двухсложными словами со стеч. согл. в нач. слова

(птенец, скворец, хвосты)

Образование формы винительного падежа имен существительных ед. и мн. числа: Игра « Накорми птичку» Вижу кого? ( птицу, птиц) Даю что? (зерно, зерна).

Употребление антонимов. Игра «Скажи наоборот» (короткий хвост- длинный хвост, черные перья- белые перья, тонкая шея- толстая шея, острый клюв- тупой клюв).

Образование приставочных глаголов: Игра «Что сделала птичка?» Птичка с веточки что сделала?- слетела, подлетела, прилетела, перелетела, влетела, залетела.

Распространение предложения прямым дополнением и опреде-лением Кто? (жаворонок) Что делает?(вьет).Какое?(большое) Что?(гнездо)

Составление описательного рассказа по плану. Игра «Опиши птичку») Кто это? Какая это птица? Внешний вид (размер, окрас перьев, особенности строения- длина ног, шеи, форма клюва. Чем питается? Как поет?



Тема: Грибы, Ягоды. Кол-во часов: 1 час

Цели:

Коррекционно- образовательные:

1.Уточнить и расширить знания о грибах и ягодах.

2. Познакомить с понятием съедобные и несъедобные грибы.

Коррекционно- развивающие:

1.Активизация предметного, глагольного и словаря признаков по данной теме.

2. Упражнять в образовании родительного падежа мн. ч. существительных.

3 Формирование умения употреблять в речи предлоги НА.

4. Учить словообразованию существительных приставочным и суффиксальным способом.

5 Закрепление навыка употребления двусложных слов со стечением согласных в начале слова.

6 Формирование навыка составления рассказа по сюжетной картине.

7. Развитие логического мышления, общей, мелкой, артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса.

Коррекционно- воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к природе.


Развитие общей моторики


Развитие мелкой моторики

Развитие артикуляционной

моторики


Развитие речевого дыхания

и голоса

Развитие психологической базы речи

Двигательное упражнение

« По ягоды» (маршируем, наклоны правой руки к левой ноге, и наоборот; наклоны вперед- собираем ягоды)

Пальчиковая игра «Опята» ( чередование кулак- ладошка; пооче-редное загибание пальцев, «крыша», «бинокль» )

Упражнения на развитие подвижности челюсти, губ, языка.

Дыхательная гимнастика: - руки в стороны - вдох, обхватить себя руками, приседая, делать выдох 2-3 раза.

Голосовые упражнения:тянем один гласный звук, на одном выдохе У-уууууу.

Развитие логии-ческого мышления - лото «грибы- ягоды»



Словарная работа

Слоговая структура слова

Грамматический строй речи

Связная речь

Существительные: гриб, ягода, мухомор, боровик, подосиновик, лисичка, масленок, опенок, белый гриб, поганка, пень, ножка, шляпка, земляника, черника, малина, клюква, брусника, ежевика, смородина, рябина,

Прилагательные: ядовитый, съедобный, спелый, сладкий, спелый.

Глаголы: собирать, прятаться, висеть, заготавливать.

Наречия: вкусно, сладко, много, кисло и др.

Употребление двусложных слов со стече-нием согласных в начале слова

(грибы, спелый)

Образование формы родительного падежа мн. ч. существительных. Игра «Чего в лесу много?» ( лисичек, опят, ягод, пней).

Употребление и в речи предлогов НА Игра «Найди гриб, ягоду»

Словообразование существительных приставочным и суффиксальным способом - Игра «Под каким деревом растет гриб?» (подберезовик, подосиновик)

Игра « Съедобное – несъедобное»

Составле-ние рассказа по сюжетной картине. «В лесу» по вопросам.



Тема: Одежда. Головные уборы. Кол-во часов: 1 час.

Цели:

Коррекционно- образовательные:

1.Уточнить и расширить знания об одежде и головных уборах.

2. Познакомить с понятием летняя, зимняя, демисезонная одежда.

Коррекционно- развивающие:

1. Активизация предметного, глагольного и словаря признаков по данной теме.

2. Закрепление навыка образования относительных прилагательных от существительных (по материалу, способу изготовления и сезону)

3. Закрепление умения согласовывать числительные с существительными в роде и числе.

4. Отработка навыка согласования притяжательных местоимений с существительными.

5. Закрепление навыка употребления двусложных слов со стечением согласных звуков на стыке слогов.

6. Закрепление навыка составления предложения по схеме: П + С+ Доп. С глаголами «одевать», «надевать».

7. Учить составлять описательный рассказ по схеме.

8 . Развитие логического мышления, общей, мелкой, артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса.

Коррекционно- воспитательные:

1. Воспитывать аккуратность, опрятность, бережное отношение к вещам.

Развитие общей моторики

Развитие мелкой моторики

Развитие артикуляционной

моторики

Развитие речевого дыхания и голоса

Развитие психологической базы речи

Двигательная игра «Запретное движение»

Пальчиковая игра « Помоги Маше застегнуть пуговицы , завязать шапку» - имитация движений.

Упражнения на развитие подвижности челюсти, губ, языка.

Дыхательная гимнастика: «Петух»- стоя, ноги врозь, руки в стороны, хлопать по бедрам, выдыхая, произносить ку-ка-ре-ку.

Голосовые упражнения: вдох-выдох, на выдохе- А-ааааа

Развитие слухового внимания и памяти – отгадывание загадок по теме.


Словарная работа

Слоговая структура слова

Грамматический строй речи

Связная речь

Существительные: одежда, платье, брюки, комбинезон, плащ, пальто, вешалка, шкаф, куртка, рубашка, кофта, сарафан, рукав, воротник, подол, карман, манжета, пуговица, замок, кепка, шапка, панама, берет, шляпа.

Прилагательные: длинный, короткий, шерстяной, теплый, шелковый, легкий, зимняя, летняя, демизезонная, мужская, женская, детская.

Глаголы: носить, стирать, утюжить, шить, примерять, выбирать, надевать, одевать

Наречия: удобно, тепло, красиво.

Употребление двусложных слов со стечением согласных звуков на стыке слогов

( кофта, майка, шапка )

Образование относительных прилагательных от существительных (по материалу, способу изготовления и сезону) игра «Назови какая, какие, какое?» ( шапка из меха Какая? – меховая)

Согласование числительные с существительными в роде, числе. Игра « Посчитай-ка» (одно платье, одна кофта)

Согласование притяжательных местоимений с существительными. Игра «Мой, моя, мое» (моя кофта, мои брюки»

Различение глаголов НАДЕВАТЬ- ОДЕВАТЬ

Составления предложения по схеме: П + С+ Доп. С глаголами «одевать», «надевать».

Кто? Что делает? Что?

(Ваня надевает шапку.)

Составление описательного рассказа по схеме.




Тема: Обувь. Кол-во часов: 1 час

Цели:

Коррекционно- образовательные:

1.Уточнить и расширить знания об обуви, её предназначении.

2. Познакомить с понятием летняя, зимняя, демисезонная обувь.

Коррекционно- развивающие:

1. Активизация предметного, глагольного и словаря признаков по данной теме.

2. Закрепление навыка образования прилагательных от существительных.

3. Упражнять в употреблении предлогов ПОД, ЗА.

4. Отработка навыка образования приставочных глаголов.

5. Учить использовать в речи формы творительного падежа мн. числа существительных.

6. Закрепление навыка употребления двусложных слов со стечением согласных звуков на стыке слогов.

7. Формирование навыка составления предложений по схеме: П+С+Обст. места.

8. Закрепление умения составлять описательный рассказ по плану.

9 . Развитие логического мышления, общей, мелкой, артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса.

Коррекционно- воспитательные:

1. Воспитывать аккуратность, опрятность, бережное отношение к обуви.

Развитие общей моторики

Развитие мелкой моторики

Развитие артикуляционной

моторики

Развитие речевого дыхания и голоса

Развитие психологической базы речи

Двигательная игра « Я умею обуваться»- топать, наклоны вперед, поглаживающие движения ног снизу вверх.

Шнуровка

Упражнения на развитие подвиж-ности челюсти, губ, языка.

Дыхательная гимнастика: «Петух»- стоя, ноги вместе, руки вверх- вдох, выдох-«ФФФФ».

Голосовые упражнения: вдох-выдох, на выдохе- Ау-ау-ау

Развитие логического мышления - игры на обобщение и классификацию.


Словарная работа

Слоговая структ. сл.

Грамматический строй речи

Связная речь

Существительные: сапоги, ботинки, галоши, туфли, босоножки, сандалии, тапки, валенки, кроссовки, чешки, каблук, подошва, голенище, носок, язычок, стелька., магазин

Прилагательные: кожаная, спортивная, резиновая, легкая, свободная, детская, взрослая, чистая, грязная, обувной.

Глаголы: надевать, завязывать, расстеги-вать, шнуровать, примерять, обувать, чистить, носить

Наречия: удобно, мягко, легко

Употребление двусложных слов со стечением согласных звуков на стыке слогов

( каблук, туфли )

Образование относительных прилагательных от существительных (по материалу, способу изготовления и сезону) игра « Что из чего?» ( ботинки из кожи- кожаные, сапоги из резины- резиновые).

Употребление предлогов ПОД, ЗА.

Игра « Где сапожки?» (под скамейкой, под стулом и т д)

Образование приставочных глаголов. Что можно сделать со шнурком? – завязать, развязать, привязать, перевязать.

Использование в речи формы творительного падежа мн. числа –игра « Обувной магазин» (пойдем в магазин ЗА валенками, ЗА сапогами и . д )

Составление предложений по схеме: П+С+Обст. места.

Игра «Найди обувь» (Ботинки спрятали под шкаф. Сапоги поставили под скамейку.)

Составление описательного рассказа по предметной кар-тинке по плану. « Ботинок»

Что это? Какого цвета? Из какого материала сделана? Из каких частей состоит? Когда носят? Кто носит?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!