СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по МДК.02.01 «Основы приготовления проб и растворов различной концентрации» Тема урока: Приготовление растворов щелочей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использованна при оформлении открытых уроко

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по МДК.02.01 «Основы приготовления проб и растворов различной концентрации» Тема урока: Приготовление растворов щелочей»

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Филиал ГАПОУ «Техникум нефтехимии и нефтепереработки»

в г. Менделеевске





«Утверждаю»

Зам.директора по УПР

____Э.Х.Гимазетдинова

«__»_________20______г








Методическая разработка

по МДК.02.01

«Основы приготовления проб и растворов различной концентрации»

Тема урока: Приготовление растворов щелочей

2 курс, 674 группа











Разработала:

мастер производственного обучения

Э.И.Малыхина

1 кв.категория















Менделеевск, 2015



План-конспект урока

Группа: 674 «Лаборант - аналитик», 2 курс

Тема программы: «Техника пробоотбора»

Тема урока: «Приготовление растворов щелочей»

Место проведения: учебный класс Филиала ГАПОУ «ТНН» в г. Менделеевске

Тип урока: комбинированный

Вид урока: лекция, беседа, решение расчетных задач

Цель урока, его воспитательные и развивающие задачи:

Обучающая: разработать алгоритм работы при приготовлении растворов щелочей, применение знаний по теме «Концентрация растворов, способы выражения концентрации растворов» для приготовления растворов щелочей.

Развивающая: развивать логическое мышление, наблюдательность, способность к анализу и синтезу, коммуникативные навыки работы в группе, формировать навыки самоконтроля. Стимулировать познавательную деятельность

Воспитательная: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности к мобилизации усилий и безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитывать культуру учебного труда, навыки экономного расходования времени.

Профессиональные компетенции:

ПК.2.1 Готовить растворы точной и приблизительной концентрации

Общие компетенции:

ОК.2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенным руководителем.

Примерные прогнозируемые результаты:

в результате изучения темы: «Способы приготовления растворов щелочей»

должны знать: способы выражения концентрации растворов;

способы и технику приготовления растворов;

должны уметь: готовить растворы щелочей

Комплексное методическое и материально-техническое оснащение урока: Методическое пособие для практической работы, инструкции по ОТ и ТБ в лаборатории, методики приготовления растворов, задачник







Ход урока


  1. Организационный момент (5 мин)

    • проверка обучающихся

    • назначение дежурных

    • сообщение темы, цели и задач урока


  1. Актуализация опорных знаний (15 мин)

Проверка домашнего задания (задача) – 3 человека у доски

Опрос:

Назвать основные способы выражения концентрации растворов, написать формулы (у доски) – 3 человека

Формулы пересчета концентрации растворов


Определяемая концентрация

Исходная концентрация

ω, %

с(В), моль/дм3

с(B)

-

c[(1/z)B]

c(B) z

T(B)

T(B/A)

ω (%)

-

Определяемая концентрация

Исходная концентрация

с[(1/z)B], моль/дм3

T, г/см3

с(B)

c[(1/z)B]

-

T(B)

-

T(B/A)

ω (%)




Вопросы для повторения

Чем является вода для многих твердых, жидких и газообразных веществ?

растворителем

Какие признаки растворов вы знаете?

Однородность и прозрачность

Что образует вода со многими веществами?

Растворы

Гомогенная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия

растворы

Что происходит при упаривании растворов?

Кристаллизация

Какое понятие существует в химии между растворимым веществом и растворителем?

Концентрация растворов.

 Это надо знать

  • раствор – это то же самое, что гомогенная смесь.

  • растворителем называют жидкость, растворяющую вещество.

  • «Подобное растворяется в подобном»

  • На растворимость влияют площадь поверхности растворяемого вещества, давление и температура.

  • Разбавлением называют процесс добавления дополнительного количества растворителя в раствор, чтобы уменьшить его концентрацию



  1. Изложение нового материала (20 мин)

Дать основную характеристику понятию щелочь, назвать щелочи с которыми вы встречались на практике и в лаборатории.


Существует три способа приготовления раствора нужной концентрации:

• растворение навески сухого вещества взятой на аналитических весах (в случае устойчивости вещества на воздухе) и на технических весах (в случае, когда вещество гигргоскопично и неустойчиво на воздухе) в известном объеме;

• приготовление раствора из фиксанала;

• разбавлением раствора высокой концентрации

• приблизительная навеска


Краткое описание методик по приготовлению щелочей (приложение)


Инструктирование по ОТ и ТБ в лаборатории, правила работы с щелочами

Работа с кислотами и щелочами.

  1. При работе с концентрированными кислотами и щелочами нужно быть осторожным и следить за тем, чтобы они не попали на кожу или на платье, так как это вызывает ожоги тела и порчу одежды.

  2. При разбавлении концентрированных кислот следует медленно и осторожно приливать кислоту в воду, но не наоборот. При разбавлении кислоты выделяется большое количество тепла, поэтому при приливании воды к кислоте может произойти разбрызгивание кислоты.

  3. При переливании больших количеств кислот и щелочей необходимо:

а) надевать длинные резиновые перчатки (в которые заправляются рукава халата), прорезиненный фартук и защитные очки, закрывающие глаза не только спереди, но и с боков;

б) пользоваться сифоном и специальной нагнетательной грушей. Нельзя отливать концентрированные кислоты (Н2S04, НNОз и др.) из больших бутылей, наклоняя их. В случае, если бутыль лопнет или разобьется, разлившаяся кислота или брызги могут причинить сильные ожоги. При попадании концентрированной кислоты на ветошь, солому и т. п. может возникнуть пожар;

в) при отборе концентрированных кислот и щелочей пипетками нельзя засасывать жидкость ртом; для этого на пипетки надевают резиновые груши;

г) твердую щелочь из банок отбирают щипцами или пинцетом; при измельчении щелочи также следует защищать глаза специальными очками, надевать халат, прорезиненный фартук, резиновые перчатки. При необходимости отобрать порцию NаОН от большого куска пользуются зубилом и молотком. При раскалывании щелочь накрывают куском прорезиненной ткани с маленьким отверстием для зубила. В это время в помещении не должны находиться люди с незащищенными глазами. Отколотые куски немедленно помещают в банку, снабженную резиновой пробкой.


  1. Самостоятельная работа (25 мин)

Согласно методике разработать алгоритм приготовления раствора щелочи. Выписать основное и вспомогательное оборудование, рассчитать навески, выписать основные правила приготовления растворов, рассказать об основных правилах охраны труда при работе с щелочами. Защита выполненной работы.


  1. Закрепление (20 мин)

Решение расчетных задач


Задачи.

Задачи на приготовление растворов

  1. Какую массу сульфата калия и воды надо взять для приготовления 300г.20% раствора

  2. Сколько граммов воды содержится в 200г.40%-ного раствора поваренной соли? —

  3. В 400г. Воды растворили11.2 л.сероводорода. Определите процентное содержание сероводорода в полученном растворе

  4. В каком объеме воды надо растворить 200г.хлорида железа (Ш) чтобы получить раствор с массовой долей растворенного вещества 15 %.?

  5. В 80г. воды растворили 7 г. Семиводного сульфата железа (II) Определите массовую долю в безводной соли в растворе?

Задачи на расчет молярной концентрации раствора.

  1. Какое количество вещества содержится в 1 л раствора с массовой долей нитрата натрия 4-% если его плотность равна 1.32 г/мл.?

  2. В 100 мл. раствора содержится 0.98 г серной кислоты. Определите молярную концентрацию

  3. Какая масса соли потребуется для приготовления раствора хлорида калия объемом 300 мл с концентрацией 0.15 моль/л .

  4. Определите молярную концентрацию раствора с массовой долей гидроксида натрия 20% плотностью 1.22 г/мл. –

  5. Какой объем раствора с массовой долей серной кислоты 9.3 % и плотностью 1,05 г/мл необходим для приготовления 0.35М серной кислоты объемом 40 мл

Задачи на смешивание растворов.

  1. Смешали 200г. 15% раствора хлорида натрия и 300 г. 10% раствора этого же вещества. Определите концентрацию полученного раствора?

  2. Сколько граммов воды необходимо взять для приготовления 200г. 25% раствора из 60% раствора серной кислоты? .

  3. В лаборатории имеются растворы с массовой долей хлорида натрия 10 и 20%. Какую массу каждого раствора надо взять для получения 300 г.раствора с массовой долей хлорида натрия 12 %

  4. Какой объем 60%-ной серной кислоты (плотность 1,5 г/мл) и 30 % раствора (плотность 1.2 г/мл) серной кислоты надо взять для приготовления 240г. 50%-нного раствора?

  5. Сколько граммов кристаллогидрата 18 водного сульфата хрома (III) с массовой долей 15 % необходимы для приготовления 795 г. 20%-ного раствора сульфата хрома (Ш)


Оценка результатов (5 мин)

Выдача домашнего задания, объявление оценок

  • полнота ответов

  • правильность ответов

  • логика изложения материала

  • понимание изученного

  • терминологическая грамотность