В рамках предмета «Музыкальная литература» необходимость анализа творчества Ф. Шопена является основным условием в понимании и определении признаков новаторства жанров, а также некоторых данных признаков внутри самих жанров.
Шопен – мастер малых форм. Именно такие формы и жанры с идейно-поэтической, а также развёрнуто-драматизированной направленностью так востребованы в современное время.
Творчество Ф. Шопена позволяет раскрыть в человеке самые прекрасные, одухотворенные черты его души, преобразуя его внутренний мир, наполняя более цельным мировосприятием. Поэтому возникает направленная структура построения данного занятия именно таким образом.
Методическая разработка предназначена для учащихся 2-го года обучения, исходя из 4-летнего курса обучения по предмету музыкальная литература. Занятие рассчитано на 1 час (60 минут) и проходит в лекционной форме.
Данная методическая разработка рекомендована педагогам и учащимся учреждений дополнительного образования детей, а также ДШИ и ДМШ.
Цель:
Формирование идейно-эстетической позиции учащихся на примере романтических произведений Ф. Шопена.
2. Опираясь на произведения Ф. Шопена, характеризовать музыкально – художественные средства выразительности, основные приёмы развития драматургии и связать их с эстетико-романтическим направлением в искусстве;
3. Сформулировать отношение современников к творчеству Ф. Шопена, его влияние на формирование вкусов и стилей других композиторов;
4. Развить познавательный интерес;
5. Воспитывать эстетико-нравственную позицию на примере творчества Ф. Шопена.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение музыкального, исторического кругозора учащихся;
3. Проявление стойкого интереса в области музыкальной литературы;
4. Наиболее полное освоение тематического материала в данной области;
5. Развитие интереса к различным формам работы на уроках музыкальной литературы;
6. Приобретение опыта работы с мультимедийными технологиями.
Оборудование:
Ноутбук, колонки;
CD-проигрыватель;
Диски со звуковыми файлами.
Ход проведения урока:
Вступление
Одним из великих композиторов-романтиков, прославившим свою Родину, был Фридерик Шопен. Он стал величайшим польским композитором, который заставил весь мир полюбить мелодический эпос своего народа. Трагедия польского народа, ни на миг не покидавшая сознание композитора и ставшая его личной трагедией, помогла ему воплотить в искусстве главную идею эпохи – идею гуманизма, идею свободного, устремленного в будущее человека. Как всякий великий композитор, Шопен рассматривал свою жизнь, факты своей биографии и как основу для рассуждений о человеке вообще. Все свои мысли, чувства переживания, любовь к Родине он выразил в своём творчестве.
Эпоха классицизма, которая длилась в искусстве почти полвека и была отмечена гениями во многих его областях, особенно в музыке, сменилась новой эпохой – эпохой романтизма.
Людвиг ван Бетховен – последний представитель венского классицизма, завершил эпоху разума и строгой логики и продолжил дорогу в новое направление в музыке – романтизм. Представителями этой яркой, эмоциональной династии явились: Франц Шуберт, Феликс Мендельсон, Йоганес Брамс, Карл Мария Вебер, Эдвард Григ, Фридерик Шопен, Роберт Шуман, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов и другие композиторы 19 столетья.
Волнения, вспыхнувшие в Европе, точнее в её некоторых странах с 20-х и по 30 год 19 века характеризуют новую веху в истории европейского музыкального искусства. Недовольство простого народа прокатилось по Европе и серьёзным образом отразилось на Франции и Польше (революция 1930г в Париже и крупные восстания в Варшаве). На фоне безмятежной лирики, чувственных мечтаний и волнений, тонкой созерцательности появились настроения тревоги, их оттенки присущи музыке великих композиторов-романтиков.
Судьба Шопена тесно связана с двумя странами – родной Польшей – горячо им любимой всю жизнь и Францией – колыбелью его чувств и страданий, его тоски и мечтаний, счастья и одиночества.