СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по русскому языку "Заграничный паспорт ученика 5 класса"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка содержит задания по лексике (заимствованные слова) по программе М.М. Разумовской. Материал можно использовать для зачета, на обобщающем уроке по лексике, для самостоятельного выполнения или домашнего задания.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по русскому языку "Заграничный паспорт ученика 5 класса"»


10. Творческое задание.

Заимствованные слова – хорошо или плохо?

Подсказки:

Плюсы: с помощью заимствований пополняется словарный запас русского языка (хотя заимствованные слова составляют всего лишь 10 % от общего количества исконно русских слов).

Плюсы: заимствованные слова облегчают интернациональное общение (общение между людьми разных национальностей).

Минусы: неуместное использование заимствованных слов приводит к непониманию между собеседниками, речевым нелепостям и жизненным курьезам.

Минусы: неумеренное использование заимствований (обильное количество в речи) приводит к непониманию между собеседниками.

Используя подсказки, напишите небольшое сочинение-рассуждение – нужны ли слова-иностранцы в русском языке?














Заграничный паспорт

учеников

5 _____ класса

_________________________________

__________________________________







Оценка:

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

6 задание

7 задание

8 задание

9 задание


  1. Таможня. Узнайте слово.

Mother – Mutter ___________

Wolf – Wolf ________________

Nose – Nase ________________

Sister – Schwester __________

Son – Sohn _________________

  1. Переводчик.

Определите лексическое значение слова:

- жалюзи – это_________________________________

- авеню – это __________________________________

Определите слово по его лексическому значению:

- строгий режим питания

- команда, личный состав корабля, самолета

- первый показ спектакля

3. Знакомство. Заимствованные слова можно узнать по определенным признакам:

- они начинаются с гласных А, Э (эрудиция, ансамбль);

-в таких словах есть буква Ф (кроме филина);

- в корне есть сочетания ХЕ, КЕ, ГЕ, КГ, КЗ, КД, ГБ (макет, схема, анекдот);

- корнях есть сочетания ПЮ, ВЮ, БЮ, МЮ, КЮ (пюре, бюро, мюсли);

- в корне соседствуют две гласных ИУ, ИЕ, ЕА, УЭ (дуэль, театр, силуэт);

- в корне есть удвоенная согласная СС, РР, ЛЛ, НН (вилла, ванна, касса, территория);

- такие слова не склоняются (жюри, пальто, кашпо, такси, шасси);

Выберите из слов иноязычные:

легенда, простота, бюллетень, келья, чистенький, сестричка, администрация, приучить, этаж, графин, молоко, близкий, диета, ножницы, караул, братский, обновка, авиация.


  1. Путеводитель. В словах есть подсказки, которые помогают нам понять какое перед нами слово и из какого языка оно заимствовано.

Английский язык: сочетания ДЖ, ИНГ, МЕН

Немецкий язык: сочетания ШТ, ШП, МАН, БУРГ

Разделите слова на два столбика в зависимости от происхождения: смокинг, штаб, митинг, пиджак, штольня, спортсмен, джин, штабель, Оренбург, штраф, спиннинг, вундеркинд, джентльмен, джем.

  1. Греция. Сочетания конечных букв: -ия, -тика, логос, логия. Продолжите список слов: математика, философия, биология _______________________________________________________________________________________________________________

  2. Древний Рим (латинский язык). Сочетания букв –ор, - ция, начальная Э. Продолжите список слов: эфир, эрудиция, информация, конструктор _______________________________________________________________________________________________________________

  3. Франция. Сочетания конечных букв –ЕР, ЁР, в корне –ЬО-, ударение на последний слог.

Продолжите список слов: бульон, стажёр, шасси, жалюзи, тренер _______________________________________________________________________________________________________________

  1. Италия. Музыкальные термины и названия блюд, продуктов. Продолжите список слов: ария, сопрано, тенор, майонез, бешамель _______________________________________________________________________________________________________________

  2. Испания. Названия музыкальных инструментов.

Продолжите список слов: гитара, кастаньеты, серенада _______________________________________________________________________________________________________________