СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме "Мы все такие разные".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  обозначить проблему толерантного отношения друг к другу

Задачи:

1.  Повысить уровень информированности студентов  по данной теме.

2. Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, национальности, мировоззрению и т.д.).

3.Осознать неодинаковость людей, научиться различия между ними принимать как положительный факт;

4. Сформулировать принципы толерантности.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Мы все такие разные".»

государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)

Челябинской области «Политехнический колледж»

















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Открытого классного часа


«Мы все такие разные»





















г. Магнитогорск, 2015 г.

Рассмотрена на заседании цикловой комиссии «естественнонаучных дисциплин»

Методическая разработка по теме "Мы все такие разные".

Протокол № от __________ 20____года.

Председатель цикловой комиссии Шашкова Ю.Н.

(ФИО)
















Автор :

Е.В. Кольцова – классный руководитель; преподаватель физики






























Сценарий

Открытого классного часа по теме: «Мы все такие разные».

Цель: обозначить проблему толерантного отношения друг к другу

Задачи:

1. Повысить уровень информированности студентов по данной теме.

2. Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, национальности, мировоззрению и т.д.).

3.Осознать неодинаковость людей, научиться различия между ними принимать как положительный факт;

4. Сформулировать принципы толерантности.

Оснащение:

1. листы бумаги для работы в группах, анкета «Атмосфера толерантности/интолерантности в группе», листы бумаги в форме лепестков цветка.

2. мультимедиапроектор.

Время проведения – 45 мин.

Место проведения – учебная аудитория.

Подготовка к проведению мероприятия:

1. Составление плана проведения.

2.Формирование команды участников.


Литература:

1. Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.

2. Видеосюжеты для классных часов и внеклассных мероприятий [Электронный ресурс]:коллекция видеосюжетов. - 2014. - Режим доступа: http://videouroki.net

3. Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.

4. Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2.

5. Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. - М.: Республика. - 2004.












Ход проведения


«Человек ненавидящий другой народ,

не любит и свой собственный».

(Н. Добролюбов)

Ведущий

Чтобы узнать о чём мы будем говорить на классном часе необходимо отгадать ребус. У вас на столах лежат листочки, на них написаны буквы и ваши фамилии. В алфавитном порядке расположить ваши фамилии и прочитайте слово, которое получилось. Это слово - ТОЛЕРАНТНОСТЬ.


т

о

л

е

р

а

н

т

н

о

с

т

ь

Ахметов

Берсенин

Валеев

Вшивцев

Кисеев

Кожевников

Малов

Мансуров

Некрасов

Нечаев

Садыкбаев

Стародубцев


На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с понятием толерантность; научитесь видеть и ценить межиндивидуальные различия сверстников; сможете убедиться, что, несмотря на то, что все вы разные, в группе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.

16 ноября, Международный день толерантности. Не всем знакомо это слово, но смысл, который оно несет, очень важен для нас.

Демонстрация видеоролика.

Ведущий:

Что же обозначает слово «толерантность»?

Ответы обучающихся:

Толерантность - это милосердие.

Толерантность - это сострадание.

Толерантность - это уважение.

Толерантность - это доброта души.

Толерантность - это терпение.

Толерантность - это дружба.

Толерантность - это гармония в многообразии.

Толерантности способствуют: знания, открытость, общение и свобода мыслей, совести, убеждений.

Толерантность - путь к миру и согласию.

Быть толерантным - означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Все - мы разные, все мы - равные!

История понятия толерантность. (сообщение обучающегося)

Понятие толерантность имеет свою историю.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. ТАЛЕЙРАН Шарль (полностью Шарль Морис Талейран-Перигор) [1754—1838], французский политический и государственный деятель, дипломат, министр иностранных дел при Директории, в период Консульства и империи Наполеона I, при Людовике XVIII. Глава французской делегации на Венском конгрессе 1814-1815. В 1830-1834 посол в Лондоне. Один из самых выдающихся дипломатов, мастер тонкой дипломатической интриги.

Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - умел учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связано понятие “толерантность”.

Ведущий:

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...

Ведущий:

Давайте попробуем оценить степень своей толерантности.

ИНСТРУКЦИЯ: сначала в колонке «А» поставьте: «+» напротив тех 3-х черт, которые по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «О» напротив тех, 3-х черт, которые у Вас наименее выражены. Затем в колонке «В» поставьте: «+» напротив тех 3-х черт, которые

на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

Черты толерантной личности

«А»

«В»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

 12.


13.

Расположенность к другим.

Терпимость к чужим мнениям, поведению.

Чувство юмора.

Доверие

Умение владеть собой

Доброжелательность

Умение не осуждать других

Умение слушать

Сотрудничество, дух партнерства

Умение прощать

Умение мириться с существованием чего-либо, кого-либо

Способность к сопереживанию

 

 

Сначала в колонке «А» поставьте:
«+» напротив тех трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены;
«-» напротив тех трех черт, которые у вас наименее выражены.
Затем в колонке «В» поставьте:
«+» напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.
Этот бланк остается у вас, и о результатах никто не узнает, поэтому прошу вас отвечать искренне.
Заполнение общего бланка
Прошу поднять руку тех, кто отметил в колонке «В» первое качество (число поднявших руку подсчитывается и записывается на большом общем бланке, таким образом подсчитывается число ответивших по каждому качеству).
Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантности с точки зрения вашей группы.
Пожалуйста, каждый для себя и про себя сравните ваши представления о толерантной личности с общегрупповым представлением. Сравните ваши представления о себе («+» в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданной группой.
Творческая работа “Цветок толерантности”

Студенты на листочках бумаги в форме лепестка какого-либо цветка выбрать те качества, которые относятся к толерантной личности, написать на лепестке, лепестки наклеить на рисунок цветка

Посмотрите на этот цветок! Только что он был одиноким и безжизненным. Но наши добрые намерения оживили цветок



Сообщение студентов:

Толерантная личность отличается от интолерантной в следующем:

 1. Знание самого себя:

Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинить окружающих.

Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих.

Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между "Я-идеальным" (представлением о том, каким бы я хотел стать) и "Я-реальным" (представлением о том, какой я есть),  чем у интолерантного человека, у которого оба "Я" практически совпадают.

Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но в связи с этим потенциал для  саморазвития у них выше.

2. Защищенность.

Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя; боится своих инстинктов, чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя.

Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защититься от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, - важное условие формирование толерантной личности.

 3. Ответственность.

Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. ОН стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг его. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такова – "не я ненавижу и причиняю вред людям, это они  ненавидят и причиняют вред мне".

Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.

 4. Потребность в определении.

Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на "своих" и "чужих". Таким людям трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их либо нет.

Толерантный человек напротив, видит мир во всем его многообразии.

 5. Ориентация на себя – ориентация на других.

Толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие личности стремятся к личной независимости больше, чем к принадлежности к внешним институтам и авторитетам,  так как им не нужно за кого-то прятаться.

 6. Способность к эмпатии.

Эта способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях.

Интолерантные люди оценивают своих партнеров по своему образу и подобию, т. е. те выглядят в их глазах интолерантными личностями.

Толерантные – адекватно оценивают как толерантных, так и интолерантных людей.

 7. Чувство юмора.

Чувство юмора и способность посмеяться над собой – важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими.

 8. Авторитаризм.

Для интолерантных личностей чрезвычайно важна общественная иерархия. Интолерантного человека устраивает жить в авторитарном обществе с сильной властью. Такая личность убеждена, что жесткая дисциплина очень важна.

Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

Ведущий:

Группа – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:

- И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Ведущий: Как вы думаете, сколько раз нам надо любить, прощать и терпеть?

Студенты: по количеству студентов в группе.

Ведущий:

Оформим наш договор (оформляется на плакате: ребята обводят свои ладошки и на них пишут, какое отношение в группе они бы хотели к себе от одногрупников, а затем приклеивают их на плакат):

Имею право на счастье и доброе отношение в группе;

Имею право быть самим собой;

Имею право на безопасность;

Имею право слушать и быть услышанным в группе;

Имею право познать себя в этой группе.

Ведущий:

Благодарю всех за активное участие. Думаю, что мероприятие помогло всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость – это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии в обществе.

В заключение давайте посмотрим небольшой видеоролик.

На этом наш классный час закончен, спасибо за внимание!