Рыльский филиал ОБПОУ «КБМК»
Методические разработки теоретических занятий для преподавателя по
ПМ.03. «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе»
МДК 03.01. Дифференциальная диагностика заболеваний и оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе».
Тема 6. «Оказание неотложной помощи детям»
Тема занятия: «Особенности тактики при оказании неотложной помощи детям. Диагностика неотложных состояний у детей (гипертермический синдром, кишечные токсикозы, судорожный синдром)»
Специальность 31.02.01 «Лечебное дело»
Преподаватель Штерцер А.Г.
2015
Тема : Особенности тактики при оказании неотложной помощи детям. Диагностика неотложных состояний у детей (гипертермический синдром, кишечные токсикозы, судорожный синдром).
1 .Тип занятия – изучение нового материала
2. Цели занятия:
Учебная.
1) Создать условия для усвоения обучающимися знаний:
- основ организации неотложной помощи детям ;
-общих правил оказания экстренной помощи;
-основных параметров жизнедеятельности;
-правил, принципов и видов транспортировки пациентов в лечебно-профилактическое учреждение;
-правил заполнения медицинской документации;
- этиологии, патогенеза, клинических проявлений неотложных состояний у детей( гипертермический синдром, кишечные токсикозы, судорожный синдром).
2) Создать условия для развития общих (ОК1-4,6,8,10,12.) и формирования профессиональных компетенций:
ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.
ПК3.2. Определять тактику ведения пациента.
ПК 3.6. Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.
ПК3.7. Оформлять медицинскую документацию.
Развивающая.
Развивать:
- умение интегрировать знания смежных дисциплин по теме.
- умение обобщать и систематизировать изученный материал.
- познавательный интерес и мыслительную активность студентов;
- логическое, клиническое мышление;
Воспитывающая.
Содействовать воспитанию:
-осознанности необходимости образования в профессиональной деятельности медработника;
- любви к избранной профессии;
- чувства ответственности, внимательности, исполнительности.
3.Место проведения - учебная комната в Рыльском филиале ОБПОУ «КБМК»
4.Оснащение занятия
-Электронная презентация фрагмента занятия ;
-Медицинская документация бригады скорой медицинской помощи:
-карта вызова скорой медицинской помощи –ф. № 110/у;
-сопроводительный лист станции скорой медицинской помощи-
ф. № 114/у;
-талон к сопроводительному листу.
-Учебная литература
1.В.П.Молочный.
«Педиатрия: Неотложные состояния у детей».2013г.
2. Н.Г.Соколова «Педиатрия с детскими инфекциями» Ростов –на- Дону, «Феникс» 2014г.
3.Н.В.Ежова «Педиатрия»
4. Методические рекомендации для обучающихся по организации внеаудиторной самостоятельной работы по ПМ.03.«Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе»
МДК 03.01 «. Дифференциальная диагностика заболеваний и оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе».
Тема 6. «Оказание неотложной помощи детям».
5. Междисциплинарные связи:
ПМ 01 « Диагностическая деятельность»
Раздел 2 «Диагностика заболеваний» «Диагностика детских болезней» . (Диагностика энцефалопатии, спазмофилии, менингококковой инфекции, респираторных инфекций, кишечных инфекций).
ПМ.03,МДК03.01.Тема 1. «Неотложные состояния при внутренних болезнях»; Тема 3. «Неотложные состояния в хирургии и травматологии».
6.План урока и режим времени
1).Организационный этап - 2мин.
2).Целеполагание и мотивация - 5мин.
3) Актуализация знаний – 5 мин.
4).Изучение новых знаний - 35мин.
5).Первичная проверка понимания - 5мин.
6) Применение знаний - 10 мин.
7)Контроль и коррекция знаний – 15 мин.
8) Рефлексия - 5 мин.
9)Подведение итогов – 2мин.
10).Домашнее задание и инструктаж по его выполнению - 6 мин.
7. Ход занятия
№ п/п | Компетенции, формируемые на данном этапе | Условия формирования компетенций |
1. Организационный этап | ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей Будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия от оружия массового поражения, предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту | Приветствие обучающихся, отметка отсутствующих, подготовленность обучающихся к занятию, их внешний вид, проверка оснащения занятия, организация внимания. Вводное слово преподавателя. Это необходимо для обеспечения рабочей обстановки, психологической готовности обучающихся к общению на предстоящем занятии. |
2. Целеполагание и мотивация | ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия от оружия массового поражения, предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту | Преподаватель вместе с обучающимися формулирует цели занятия, отмечает практическую значимость знаний, полученных на данном занятии, акцентирует внимание обучающихся на том, что от знаний фельдшера и его тактики при неотложных состояниях будет зависеть не только здоровье, но и жизнь ребёнка. Это обеспечивает желание участников педагогического процесса сотрудничать на занятии, способствует формированию установок на восприятие и осмысление учебной информации, акцентирует внимание на основных вопросах темы занятия. |
3. Актуализация знаний | ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ПК3.1 Проводить диагностику неотложных состояний. | Студенты дают определение основным понятиям по теме: «Неотложное состояние», «Неотложная медицинская помощь», называют цель оказания неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе. |
4. Этап усвоения новых знаний | ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия от оружия массового поражения, предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту | Преподаватель знакомит обучающихся с планом занятия, делаются записи в тетради, тем самым осуществляется установка на восприятие. План 1.Основы организации неотложной помощи детям; 2.Общие правила оказания экстренной помощи; 3.Правила, принципы и виды транспортировки пациентов в лечебно-профилактическое учреждение; 4. Медицинская документация бригады скорой медицинской помощи; 5. Диагностика неотложных состояний у детей: - этиология, клинические проявления неотложных состояний у детей (гипертермический синдром, кишечные токсикозы, судорожный синдром). (Приложение 3) |
ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия от оружия массового поражения, предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту ПК.3.2 Определять тактику ведения пациента. Уметь определять тактику ведения пациента, последовательность, точность и соответствие ее компонентов диагнозу. ПК.3.6 Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар. | Первый пункт плана (Основы организации неотложной помощи детям) студенты изучают самостоятельно работая с учеником, выписывают тезисно содержание вопроса. При изучении второго пункта плана занятия (Общие правила оказания экстренной помощи;) используется словестный метод обучения – рассказ. Студенты ведут конспект лекции. Для изложения третьего пункта плана занятия (Правила, принципы и виды транспортировки пациентов в лечебно-профилактическое учреждение) используется метод обучения-беседа. Беседа способствует развитию у обучающихся : -мыслительной деятельности (логического и клинического мышления); -способностей выражать свои мысли в доходчивой форме для окружающих. Беседа способствует созданию спокойной рабочей психологической обстановки на занятии. В ходе беседы предлагалось обучающимся вспомнить принципы и виды транспортировки пациентов, изучаемые ими на занятиях по ПМ.03,МДК03.01.Тема 1. «Неотложные состояния при внутренних болезнях»; Тема 3. «Неотложные состояния в хирургии и травматологии». |
|
| ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия от оружия массового поражения, предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту ПК 3.7 Осуществлять реабилитационные мероприятия. | При изложении четвёртого пункта плана занятия (Медицинская документация бригады скорой медицинской помощи.) обучающимся были предоставлены бланки медицинской документации бригады скорой медицинской помощи : - карта вызова скорой медицинской помощи – ф. № 110/у; -сопроводительный лист станции скорой медицинской помощи- ф. № 114/у; - талон к сопроводительному листу. Преподаватель кратко знакомит обучающихся с инструкцией по заполнению данных медицинских документов. Обучающиеся изучают пункты для заполнения в данных медицинских документах. |
| ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. ПК 3.1 Проводить диагностику неотложных состояний. | Используется электронная презентация «Клинические проявления неотложных состояний у детей: гипертермический синдром, кишечные токсикозы, судорожный синдром» Перед демонстрацией презентации преподаватель просит обучающихся назвать заболевания, при которых возможно развитие неотложных состояний у детей (гипертермический синдром, кишечные токсикозы, судорожный синдром). При необходимости разрешает использовать учебную литературу. Обучающиеся отвечают, исправляя и дополняя ответы друг друга. Преподаватель контролирует, корректирует ответы. В ходе изучения пятого пункта плана занятия «. Диагностика неотложных состояний у детей: - этиология, клинические проявления неотложных состояний у детей (гипертермический синдром, кишечные токсикозы, судорожный синдром)» вниманию студентов предлагается задание : «Прочитайте клинические проявления неотложных состояний у детей. Проанализируйте их укажите, какому неотложному состоянию соответствуют данные клинические проявления. Ответ аргументируйте». Данное задание концентрирует внимание обучающихся на определённую деятельность, актуализирует ранее изученный учебный материал, способствует развитию аналитических способностей, закреплению изученного учебного материала и установлению интегративных связей ( ПМ 01 « Диагностическая деятельность» Раздел 2 «Диагностика заболеваний» «Диагностика детских болезней» . (Диагностика энцефалопатии, спазмофилии, менингококковой инфекции, респираторных инфекций, кишечных инфекций). Работа с учебником включает в процесс познания зрительный анализатор, что способствует более прочному усвоению учебного материала. |
5. Первичная проверка понимания учебного материала | ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ПК 3.1 Проводить диагностику неотложных состояний. ПК 3.6 Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар. ПК 3.7 Осуществлять реабилитационные мероприятия. | Проводится методом беседы, в ходе которой обучающимся задаются вопросы: 1. Что означает понятие «критическое состояние»? 2.Почему при транспортировке пациента в шоковом состоянии необходимо его расположить в транспортном средстве поперёк оси движения или ногами в сторону движения? 3. Почему при « белой» гипертермии выявляется бледность кожных покровов? 4.Почему при частом жидком стуле и редкой рвоте развивается вододефицитный тип дегидратации? 5. Почему у детей бывают фебрильные судороги? Проводится с целью коррекции полученных знаний. |
6. Применение знаний | ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ПК 3.1 Проводить диагностику неотложных состояний. | Решение задач (Приложение 1) |
7. Контроль и коррекция | ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ПК 3.1 Проводить диагностику неотложных состояний. ПК 3.6 Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар. ПК 3.7 Осуществлять реабилитационные мероприятия. | Выполнение тестовых заданий и взаимоконтроль. (Приложение 2) |
8. Рефлексия | ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Преподаватель предлагает обучающимся оценить результаты своей деятельности на занятии деятельности группы в целом. 3-4 человека озвучивают и комментируют самооценку своей деятельности, достижение цели занятия группы. Обращается внимание обучающегося на достижение поставленных целей занятия. Способствует формированию ответственности за результаты своего труда и результаты труда товарищей. |
9. Подведение итогов | ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Выставляется поурочный балл, проводится устная оценка активности каждого обучающегося, отмечаются успехи и недостатки. Даются рекомендации по самообразованию. Этот этап занятия способствует формированию ответственности за результаты своего труда. |
10. Домашнее задание | ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профес-сиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Преподаватель называет источники информации: 1. В.П.Молочный. «Педиатрия: Неотложные состояния у детей».2013г. с.213-234 2.2 Н.Г.Соколова «Педиатрия с детскими инфекциями» Ростов –на- Дону, «Феникс» 2014г. с.246-250; 293-299 3. Н.В.Ежова «Педиатрия». с.389-394; 496-501. 4. Лекционный материал. 5. Методические рекомендации для обучающихся по организации внеаудиторной самостоятельной работы по ПМ.03.«Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе» МДК 03.01 «. Дифференциальная диагностика заболеваний и оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе». Тема 6. «Оказание неотложной помощи детям».), Указывает, на что обратить внимание при подготовке к уроку, какие задания выполнить письменно в тетради. Выясняет, как обучающиеся поняли содержание работы и способы её выполнения. Этот этап занятия способствует формированию навыков самостоятельной, познавательной деятельности во внеаудиторное время. Подробное разъяснение домашнего задания облегчает процесс самоподготовки обучающихся, способствует более чёткой организации внеурочной деятельности и повышает уровень подготовки к занятию. |
Приложение 1
Ситуационная задача №1
Вызов фельдшера к ребенку 1,5 лет. Жалобы на высокую температуру
t - 39,2°, редкий кашель, беспокойство. Объективно: состояние средней тяжести. Капризничает, временами кричит. Кожные покровы розовые, чистые, горячие наощупь. Серозные выделения из носа. В зеве разлитая гиперемия. Частота дыхания - 32 в минуту. Перкуторно: ясный легочный звук, дыхание жесткое, хрипов нет. Пульс - 150 ударов в минуту. Тоны сердца - громкие, ритмичные. Менингеальные симптомы отрицательные.
Задание:
1.Определить неотложное состояние, развившееся у ребёнка.
2.Провести внутрисиндромную дифференциальную диагностику.
3.Определить тактику фельдшера в данной ситуации
Ситуационная задача №2
Вызов фельдшера к мальчику 4-х лет. Заболел 2 дня назад, повысилась температура до 38,0°С., отказался от еды, все время спит. Стул участился до 10-12 раз в сутки, изредка рвота. При осмотре вял, бледен. Кожные покровы чистые, обычного цвета, конечности холодные. Артериальное давление 80/40мм.рт.ст. Стул жидкий, скудный, зеленого цвета с примесью слизи и прожилками крови, тенезмы. Язык обложен, суховат. При пальпации живот мягкий, отмечается спастически сокращенная сигмовидная кишка. Мочится реже обычного.
Задание:
1.Определить неотложное состояние, развившееся у ребёнка.
2.Провести внутрисиндромную дифференциальную диагностику.
3.Определить тактику фельдшера в данной ситуации.
Варианты решения задач
Вариант решения задачи № 1
1. Определить неотложное состояние, развившееся у ребёнка.
На фоне ОРВИ у ребёнка выявлено неотложное состояние - гипертермический синдром (розовая гипертермия).2. Провести внутрисиндромную дифференциальную диагностику.
« Розовую» гипертермию необходимо дифференцировать с «белой» гипертермией.
В данном случае диагноз основан на том, что при температуре тела 39,2гр.С у ребёнка розовые кожные покровы, горячие на ощупь. При белой гипертермии кожные покровы бледные, конечности холодные из-за спазма периферических сосудов.
От типа гипертермии зависит оказание неотложной помощи ребёнку.
3.Определить тактику фельдшера в данной ситуации.
Учитывая младший возраст ребёнка (1,5года), риск развития фебрильных судорог и осложнений ОРВИ – после оказания неотложной помощи необходима госпитализация в инфекционное отделение районной больницы.
Транспортировать ребёнка можно на личном транспорте родителей в сопровождении фельдшера или машиной отделения скорой медицинской помощи районной больницы.
Вариант решения задачи № 2
1.Определить неотложное состояние, развившееся у ребёнка.
На фоне дизентерии у ребёнка определяется неотложное состояние - токсикоз, изотонический эксикоз.
2. Провести внутрисиндромную дифференциальную диагностику.
Проявления токсикоза обусловлены тяжестью заболевания (дизентерии).
Изотонический тип дегидротации( эксикоз) необходимо дифференцировать в с вододефицитным и соледефицитным типами..
В данном случае диагноз изотонического эксикоза основан на клинических проявлениях:
Субфебрильная температура тела
(при вододефицитном - гипертермия, при соледефицитном - нормальная температура тела или гипотермия);
Жидкий стул, изредка рвота
(при вододефицитном-частый стул, редкая рвота, при соледефицитном-обилиный стул, частая рвота);
Кожные покровы обычного цвета,холодные конечности
(при вододефицитном-кожа тёплая,снижена эластичность, при
соледефицитном-кожа дряблая, цианотичная);
4. Язык обложен, суховат.
(при вододефицитном - слизистые очень сухие, запекшиеся, при
соледефицитном - слизистые покрыты вязкой слизью)
5. Вялость, сонливость.
(при вододефицитном характерно общее беспокойство ребёнка, при
соледефицитном – судороги, сопор, кома).
Приложение 2
Тестовые задания
Тема: «Особенности тактики при оказании неотложной помощи детям. Диагностика неотложных состояний у детей (гипертермический синдром, кишечный токсикоз, судорожный синдром)»
Вариант 1
Задание: выберите правильный ответ
У детей раннего возраста диагноз неотложного состояния на догоспитальном этапе чаще базируется на данных:
А) осмотра
Б) анамнеза
В) лабораторных исследований
На вызове к ребенку с неотложным состоянием фельдшеру в первую очередь необходимо:
А) помыть руки
Б) исследовать функции жизненно-важных органов и оценить состояние пациента
В) собрать подробный анамнез
Осмотр кожи у ребенка начинают с оценки:
А) влажности
Б) эластичности
В) цвета
После оказания неотложной помощи, ребенка можно оставить дома в случае:
А) неблагоприятный прогноз заболевания
Б) состояние улучшилось и остается стабильным
В) неудовлетворительные социально-бытовые условия
Для принятия решения о госпитализации фельдшеру в первую очередь необходимо учитывать:
А) состояние и возраст ребенка
Б) анамнез заболевания
В) физическое и нервно-психическое развитие ребенка
Умеренная фебрильная лихорадка – это температура (С0):
А) 37,0-37,2
Б)37,3-37,9
В)38-38,9
Ремитирующей, считается лихорадка, если температура тела колеблется в течении суток на (С0):
А) 2 и более, но не снижается до нормы
Б) 2 и более и снижается до нормы
В) на 1 и снижается до нормы
Причиной судорог у детей грудного возраста может быть:
А) гиперкальциемия
Б) гипокальциемия
В) гиповитаминоз Д
При выяснении причин судорог у ребенка грудного возраста особое внимание уделить осмотру систем организма:
А) эндокринная
Б) пищеварительная и мочевыделительная
В) кожа, костно-мышечная
При соледефицитном эксикозе отмечается:
А) гипотермия, частая обильная рвота, водянистый стул
Б) очень сухие слизистые, повышение АД, редкая рвота, частый стул
В) вялость, сонливость, жидкий стул, изредка рвота
Тестовые задания
Тема: «Особенности тактики при оказании неотложной помощи детям. Диагностика неотложных состояний у детей (гипертермический синдром, кишечный токсикоз, судорожный синдром)»
Вариант 2
Задание: выберите правильный ответ
Тип лихорадки при температуре 39-40 С0:
А) субфебрильная
Б) умеренная фебрильная
В) фебрильная
Ремитирующей, считается лихорадка, если температура тела колеблется в течение суток на (С0):
А) 2 и более, но не снижается до нормы
Б) 2 и более и снижается до нормы
В) на 1 и снижается до нормы
Причиной судорог у детей грудного возраста может быть:
А) гиперкальциемия
Б) гипокальциемия
В) гиповитаминоз Д
При выяснении причин судорог у ребенка грудного возраста особое внимание уделить осмотру систем организма:
А) эндокринная
Б) пищеварительная и мочевыделительная
В) кожа, костно-мышечная
Тип эксикоза, при котором характерно: субфебрильная температура, вялость, сонливость, редкая рвота, сухая и холодная кожа:
А) изотонический
Б) вододефицитный
В) соледефицитный
У детей раннего возраста диагноз неотложного состояния на догоспитальном этапе чаще базируется на данных:
А) осмотра
Б) анамнеза
В) лабораторных исследований
На вызове к ребенку с неотложным состоянием фельдшеру в первую очередь необходимо:
А) помыть руки
Б) исследовать функции жизненно-важных органов и оценить состояние пациента
В) собрать подробный анамнез
При диагностике неотложного состояния у ребенка в первую очередь необходимо оценить:
А) состояние ЦНС, гемодинамики и дыхания
Б) характер стула, цвет мочи, наличие цианоза
В) температуру тела, влажность кожных покровов, АД
После оказания неотложной помощи, ребенка можно оставить дома в случае:
А) неблагоприятный прогноз заболевания
Б) состояние улучшилось и остается стабильным
В) неудовлетворительные социально-бытовые условия
Для принятия решения о госпитализации фельдшеру в первую очередь необходимо учитывать:
А) состояние и возраст ребенка
Б) анамнез заболевания
В) физическое и нервно-психическое развитие ребенка
Эталон ответов
К тестовым заданиям по теме: «Особенности тактики при оказании неотложной помощи детям. Диагностика неотложных состояний у детей (гипертермический синдром, кишечный токсикоз, судорожный синдром)»
Вариант 1
1.Б
2.Б
3.В
4.Б
5.А
6.В
7.А
8.Б
9.В
10.А
Вариант 2
В
А
Б
В
А
В
Б
А
Б
10. А
Приложение 3
Методические рекомендации для преподавателя по теме:
«Особенности тактики при оказании неотложной помощи детям. Диагностика неотложных состояний у детей (гипертермический синдром, кишечный токсикоз, судорожный синдром)».
План:
1.Основы организации неотложной помощи детям.
2.Общие правила оказания экстренной помощи.
3.Правила, принципы и виды транспортировки пациентов в лечебно- профилактическое учреждение.
4.Медицинская документация бригады скорой медицинской помощи.
5.Диагностика неотложных состояний у детей.
1.Основы организации неотложной помощи детям.
Данный вопрос изучается студентами самостоятельно по учебнику.
Преподаватель обращает внимание обучающихся на то, что неотложная помощь детям относится к одной из самых сложных клинических задач, возникающих перед медицинским работником (фельдшером). Эффективность этого вида лечебных мероприятий зависит от психологической готовности фельдшера к подобным ситуациям, способности организовать адекватный лечебный процесс в самых разнообразных условиях, умения выявлять ведущие жизненно угрожаемые синдромы и наличия у фельдшера твердых знаний алгоритмов посиндромной терапии.
При изучении учебного материала по данному пункту преподаватель просит обучающихся обратить внимание на информацию, которая содержит ответы на вопросы: Кто должен оказывать неотложную помощь детям? Какие организационные структуры существуют у нас в стране для оказания неотложной помощи детям? Каков общий алгоритм оказания неотложной помощи детям? Что входит в обязанности фельдшера, оказывающего неотложную помощь ребёнку? Какие существуют показания к госпитализации детей при неотложных состояниях? От чего зависит степень риска транспортировки пациента?
2.Общие правила оказания экстренной помощи.
Преподаватель излагает студентам информацию данного пункта плана, акцентируя их внимание на то, что экстренная (неотложная) помощь должна оказываться больным и пострадавшим при развитии у них критических состояний на догоспитальном этапе, во время транспортировки и в лечебных учреждениях.
Рассказывает, от чего зависит объём неотложной медицинской помощи ребёнку на догоспитальном этапе, о примерном наборе медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи детям фельдшером на дому.
3.Правила, принципы и виды транспортировки пациентов в лечебно- профилактическое учреждение.
Изучение данного вопроса проходит методом беседы
В ходе беседы преподавателя с обучающимися акцентируется их внимание на актуализацию знаний полученных при освоении ПМ03.МДК03.01. Тема 1 «Неотложные состояния при внутренних болезнях», Тема 3 «Неотложные состояния в хирургии и травматологии». Студентам предлагается вспомнить:
- что является противопоказанием для транспортировки пациента в лечебное учреждение;
-что необходимо в первую очередь сделать во время транспортировки
-от чего зависит поза пациента во время транспортировки
-от чего зависит объём помощи пациенту во время транспортировки.
Совместно обсуждаются особенности транспортировки детей раннего возраста.
4.Медицинская документация бригады скорой медицинской помощи.
Преподаватель знакомит обучающихся с медицинской документацией бригады скорой медицинской помощи (карта вызова скорой медицинской помощи, сопроводительный лист, талон к сопроводительному листу), которую должен уметь заполнять фельдшер. Обращает внимание студентов на ответственный подход к выяснению данных для заполнения пунктов 20,21,22,что необходимо для постановки правильного диагноза и, соответственно, оказания адекватной неотложной медицинской помощи.
5.Диагностика неотложных состояний у детей.
Используя презентацию, преподаватель предлагает проанализировать ситуации в которых описывается клиническая картина наиболее часто встречающихся неотложных состояний у детей (гипертрмический синдром, судорожный синдром, синдром токсикоза с эксикозом) и определить неотложное состояние (тип гипертермии в зависимости от уровня температуры тела и нарушения теплоотдачи, тип эксикоза, степень обезвоживания, вид судорог), назвать его причины, обосновать свой ответ.