СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме: «Профилактика алкоголизма ,наркомании и курения.» для учащихся 9-11 -х классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема вредных привычек в подростковой среде сегодня является наиболее актуальной. Главное «оружие» в борьбе с ними – это информационное просвещение. Необходимо, чтобы каждый человек, особенно подрастающее поколение, знало о действии данных негативных для здоровья факторах и вреде, приносимом ими организму человека.

О пьянстве и курении, алкоголизме и наркомании – вредных для здоровья факторах или привычках – говорилось и говорится очень много. Алкоголь и никотин нарекли «культурными» ядами, но именно они, эти «культурные» яды приносят множество бед и страданий, являясь социальным злом для общества. Более того, в результате вредных привычек сокращается продолжительность жизни, повышается смертность населения, рождается неполноценное потомство.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме: «Профилактика алкоголизма ,наркомании и курения.» для учащихся 9-11 -х классов»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 56 КИРОВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»

(МОУ СШ № 56)












Методическая разработка по теме:

«Профилактика алкоголизма ,наркомании и курения.» для учащихся 9-11 -х классов




Авторы :

Макаркина Татьяна Александровна

Фоминичева Ирина Юрьевна

400079 г.Волгоград, ул.Кирова 128б

[email protected]















Волгоград 2017




Методическая разработка по теме: «Профилактика алкоголизма ,наркомании и курения.»

Цель: Профилактика курения, алкоголизма и наркомании среди старшеклассников посредством расширения информационного поля о данных веществах и последствиях, оказываемых ими на организм человека.    

Задачи:

  1. Формирование активного негативного отношения старшеклассников к табакокурению, алкоголизму и наркомании;

  2. Раскрытие негативных последствий употребления никотина, алкоголя и наркотиков;

  3. Формирование здорового образа жизни у старшеклассников;

Ожидаемый результат:

уменьшение факторов риска употребления ПАВ, алкоголя, табакокурения ; вовлечение обучащихся в общественно-значимую деятельность; установление социальных связей с органами системы профилактики наркомании. Формирование здорового жизненного стиля.

Время: 1 час. Возраст учащихся (14-17 лет).

Необходимые материалы: листы с тестами на каждого учащегося, ручки, доска, проектор ;

ХОД УРОКА:

Вводное слово учителя( классного руководителя):

Проблема вредных привычек в подростковой среде сегодня является наиболее актуальной. Главное «оружие» в борьбе с ними – это информационное просвещение. Необходимо, чтобы каждый человек, особенно подрастающее поколение, знало о действии данных негативных для здоровья факторах и вреде, приносимом ими организму человека.

О пьянстве и курении, алкоголизме и наркомании – вредных для здоровья факторах или привычках – говорилось и говорится очень много. Алкоголь и никотин нарекли «культурными» ядами, но именно они, эти «культурные» яды приносят множество бед и страданий, являясь социальным злом для общества. Более того, в результате вредных привычек сокращается продолжительность жизни, повышается смертность населения, рождается неполноценное потомство.

Слово учителя: Алкоголь – это психоактивное вещество, которое всасывается через стенки желудка и кишечник непосредственно в кровяное русло. Затем с кровью он попадает в мозг, алкоголь оказывает подавляющее действие на активность головного мозга, т.к. является депрессантом.

Классная дискуссия по вопросам: Какое влияние алкоголь оказывает на организм человека?

Если алкоголь замедляет деятельность мозга, как вы думаете, каковы некоторые физиологические и поведенческие эффекты воздействия алкоголя на организм?

Мозговой штурм физиологических и поведенческих эффектов влияния алкоголя на организм.

( На слайде 1) Небольшие дозы алкоголя будут…

- снижать способность ясно мыслить и принимать решения;

- заставят почувствовать небольшое расслабление;

- заставят почувствовать себя немного более свободным и смелым, чем обычно.

( На слайде 2) Большие дозы алкоголя будут…

- замедлять деятельность отдельных областей мозга;

- вызовут головокружение;

- снизят координацию;

- приведут к затруднениям речи, ходьбы, стояния;

- приведут к эмоциональной взрывчатости или подавленному настроению;

( На слайде 3) Некоторые люди могут…

- временно отключиться или потерять память вследствие влияния алкоголя на их мозг.

( На слайде 4) Поведенческие эффекты воздействия алкоголя включает…

- драки – ссоры – насилие;

- громкие разговоры, крики;

- неприятное поведение;

- глупость, дурашливость;

- легкомыслие.

Выводы: Алкоголь является психоактивным веществом. Люди употребляют психоактивные вещества вследствие различных причин. Все психоактивные вещества производят эффекты, часть которых может быть вредной.

Слово учителя ( Социального педагога): Наркотики - это химические вещества, действующие на мозг чело­века, изменяющие состояние сознания и вызывающие привыкание.

Наркотические вещества бывают: ( на слайде 5)

легальные нелегальные


лекарства – алкоголь – табак наркотики


отпускаю- человек за их за операции с ними чело-

тся по употребление не век несёт уголовную от-

рецепту преследуется по ветственность

врача закону

  1. Наркотики бывают синтетического и природного происхождения; разрешены или запрещены законом в разных странах; дорогие и дешевые.

  2. Издревле человек открыл, что некоторые растения, выделения животных способны вызвать у человека некоторые ощущения, чувства, эмоции. Гормон радости, вырабатываемый человеческим организмом - эндорфин, по своему воздействию искусственный препарат морфин, вызывает примерно такие же ощущения. Но при применении ПАВ, вызывающих состояние радости, счастья, удовольствия, организм перестает самостоятельно вырабатывать вещества, вызывающие эти эмоции и чувства, и он становится рабом этого искусственного вещества, которое содержится в сигарете, пакете, шприце и т.д.

  3. Употребление наркотиков затрагивает самые разные социальные слои населения; используется как один из способов получения удовольствия; вызывает привыкание и зависимость; связано с риском для жизни.

  4. Употребление любого из наркотических веществ может искалечить человеческую жизнь и даже убить.

( На слайде 6) ПОСЛЕДСТВИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ

Физические проблемы

  • травмы, несчастные случаи;

  • отравление: передозировка или тяжелый суррогат;

  • суицид;

  • воздействие на потомство;

  • зависимость.

Психологические проблемы

  • затруднение продуктивного контакта;

  • ссоры, скандалы;

  • депрессия;

  • агрессия.

Социальные проблемы

  • потеря работы и места учёбы;

  • развал семьи;

  • потеря друзей;

  • потеря жилища;

  • преступления.

Слово учителя: (уполномоченный по правам ребенка в школе) Сегодня вы получите важную фактическую информацию о курении, вы будете знать, сколько людей курит, каковы причины курения, каковы немедленные и долговре­менные последствия курения и в чем состоит процесс превращения в курильщика. Будут также затронуты проблемы прав некурящих и снижение социальной приемлемости курения в мире

Жизнь - самое ценное, что у нас есть. Здоровый человек может прожить долгую жизнь, добиться исполнения своей мечты.

Викторина «Вы рискуете своими легкими».
Вопрос. При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ?
Ответ. Угарный газ. Это ядовитый газ, который соединяясь с красными кровяными тельцами, уменьшает количество кислорода, переносимого кровью.
Вопрос. Какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения?
Ответ. Сердце. Курение является одной из причин заболеваний сердца.
Вопрос. Верно или нет, что физические упражнения нейтрализуют пагубное воздействие курения?
Ответ. Неверно. Спорт ни в коей мере не нейтрализует вреда, причиненного курением организму.
Вопрос. Какова главная причина бытовых пожаров, сопровождающихся гибелью людей-электроприборы, воспламеняющиеся химические препараты или сигареты?
Ответ. Сигареты.
Вопрос. Верно или нет, что табакокурение вызывает сильное привыкание?
Ответ. Верно. Курение порождает как физическую, так и психологическую зависимость. Это одна из причин, почему так трудно бросить курить.
Вопрос. Назовите хотя бы одну из причин, почему курение опасно для беременных женщин?
Ответ. Увеличивается риск рождения детей с недостаточным весом, гибели плода и смерти младенца.
Вопрос. Что означает «пассивное курение»?
Ответ. Пассивное курение состоит в том, что некурящие вдыхают сигаретный дым окружающих их курильщиков. Особенно опасно это для больных, страдающих астмой, заболеваниями сердца и органов дыхания.
Вопрос. Назовите три причины, по которым подростки предпочитают не курить.
Ответ. Это дурной запах, некурящие друзья и некурящие родители.
Вопрос. Сколько сигарет необходимо выкурить для того, чтобы нарушить нормальный баланс воздуха и крови в легких?
Ответ. Одной сигареты достаточно, чтобы увеличить сердцебиение, повысить артериальное давление и нарушить нормальное кровообращение и газообмен в легких.

Слово учителя: (уполномоченный по правам ребенка в школе) Итак, ребята, я надеюсь, что полученная информация будет для вас очень полезна.

Рефлексия -Какие выводы вы сделаете для себя после нашей беседы?

Если вам взрослые мальчишки предложат покурить, сможете вы отказаться? Что вы им ответите? (ответы детей)

Памятка для детей "Почему я никогда не буду курить?»

  1. У меня пожелтеют зубы

  2. Будет неприятный запах изо рта

  3. В легких будут накапливаться ядовитые вещества, и я буду кашлять и болеть

  4. Я не смогу заниматься спортом

  5. У меня будет плохая память, и я буду плохо учиться

Учитель ( Классный руководитель) Упражнение «Стоимость курения»

Подсчитайте стоимость курения на протяжении одного года.

  1. пачки в неделю х 45 руб. = 135 руб. х 52 недели = 7020 руб.).

(Учитель классный руководитель) По мнению медиков:

    • 1 сигарета сокращает жизнь на 15 минут;

    • 1 пачка сигарет – на 5 часов;

    • тот, кто курит 1 год, теряет 3 месяца жизни;

    • кто курит 4 года – теряет 1 год жизни;

    • кто курит 20 лет – 5 лет;

    • кто курит 40 лет – 10 лет.

Слово учителя: (уполномоченный по правам ребенка в школе) :Существуют ли какие – нибудь правовые меры, по отношению к употреблению вредных привычек? С этим я тоже хочу вас познакомить.

Федеральным закон №87 – который действует с 1января 2003 года « Об ограничении табака», который определяет правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения.

Статья №4 Запрещение розничной продажи табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет;

Статья № Запрещение курения табака на рабочих местах, в городском транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти.

Учитель ( классный руководитель) предлагает следующее задание: « Проверь свои знания » . (Каждому раздает тесты ).

Тест 1. Профилактика алкоголя. (Инструкция. Обведи "да" или "нет" для каждого утверждения. )

1. Алкоголь возбуждает тебя? (да нет)

2. Алкоголь расслабляет тебя и снимает нервозность? (да нет)

3. Если двое людей выпьют одно и то же количество пива, будут ли они в одной стадии опьянения? (да нет)

4. Является ли признаком силы и мужества употребление большого количества алкоголя и отсутствие опьянения? (да нет)

5. Чем легче напиться: крепкими напитками (водкой, джином, виски) или вином и пивом? (да нет)

6. Может ли употребление алкоголя помочь уснуть? (да нет)

7. Может ли черный крепкий кофе (кофеин) или холодный душ устранить эффект опьянения (протрезвить человека)? (да нет)

8. Быть в состоянии опьянения и быть алкоголиком одно и то же? (да нет)

9. Должны ли подростки опасаться стать алкоголиками? (да нет)

10. Делает ли употребление алкоголя человека лучше или старше? (да нет)

Тест 2. «Мои знания о курении»

(Инструкция: при ответе на вопрос напишите сбоку "верно" или "неверно".)

  • Подростки курят, чтобы "быть как все".

  • Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.

  • Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает

  • В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.

  • Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.

  • Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушались нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.

  • Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.

  • Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.

  • Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.

  • Нет ничего страшного в том, что подростки "балуются" сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку.

  • Ответы:

1. Верно        2. Верно         3. Неверно    4. Верно       5. Неверно

6. Неверно     7. Неверно     8. Верно       9. Неверно    10.Неверно

Тест 3. Тест по проблеме наркомании

Инструкция: выберите правильный ответ или несколько и пометьте галочкой.

1. Что Вам известно о наркотиках?

а) личный опыт б) опыт друзей, знакомых в) информация в СМИ

2. Есть ли у Вас друзья или знакомые, пробовавшие или употребляющие наркотические и токсические вещества? а) да б) нет

3. Предлагали ли Вам друзья или знакомые попробовать наркотические или токсические вещества? а) да б) нет

4. Пробовали ли Вы сами   наркотические или токсические вещества?

а) да б) нет

5. Если пробовали, то какие?___________________________________________________

6. Что на Ваш   взгляд толкает людей на потребление наркотиков?

а) одиночество б) любопытство

в) влияние окружающих

7. О каких видах наркотиков, распространяемых на территории Липецкой области Вам известно?_________________________________________________________________

8. Наркомания – это:

а) преступление б) вредная привычка в) болезнь

9. Специалисты утверждают, что наркомания неизлечима. Ваша точка зрения?

а) да, это диагноз на всю жизнь б) да, практически неизлечима

в) нет, шанс есть всегда

г) нет, излечение зависит от человека

10. Какая зависимость труднее всего поддается лечению?

а) психическая б) физическая

11. Российским законодательством в уголовном порядке наказывается:

а) употребление наркотиков б) изготовление наркотиков

в) хищение или вымогательство  наркотических веществ

12. Считаете ли Вы, что употребление наркотиков (марихуана) вызывает привыкание, зависимость?

а) да б) нет в) не знаю г) нет ответа

13) Какое чувство вызывают у Вас наркоманы?

а) сострадание б) нетерпимость в) толерантность

14. Что, на Ваш взгляд, может изменить ситуацию с незаконным потреблением наркотиков?

а) изменение законодательства в сторону ужесточения ответственности за сбыт и распространение наркотиков

б) введение обязательного принудительного лечения от наркомании

в) усиление антинаркотической пропаганды среди молодежи

г) увеличение числа досуговых учреждений (доступность кружков, секций)

15. Следует ли вводить, на Ваш взгляд, обязательное анонимное тестирование несовершеннолетних и молодежи на предмет раннего выявления наркоманов?

 а) да б) нет в) затрудняюсь ответить

16. Какие формы профилактики наркомании Вы считаете наиболее интересными? Укажите их.

Учитель (классный руководитель) предлагает сделать общие выводы по теме:

  • Подростки переоценивают количество курящих людей. Некурящих большинство.

- Наркомания - это поражение личности, которое затрагивает все стороны внутреннего мира, отношений с другими людьми и способов существова­ния, сопровождается осложнениями со стороны физического здоровья. Это зна­чит, что человек, идущий по пути наркомана, постепенно уничтожает свои луч­шие нравственные качества; становится психически не вполне нормальным; теряет друзей, потом семью; не может приобрести профессию или забывает ту, которой раньше владел; остаётся без работы; вовлекается в преступную среду; приносит бездну несчастий себе и окружающим и, наконец, медленно и верно разрушает своё тело.

- Употребление алкоголя не является эффективным способом разрешения проблем. Фактически он их усугубляет. Только небольшая часть взрослых является пьяницами и алкоголиками.

Учитель (Кл. руководитель): Наше мероприятие подошло к концу. Надеюсь, что вы много нового и полезного узнали сегодня. Верю, что вы сделаете для себя правильные выводы, и вредные привычки не станут для вас привычными!

Если вы всё учли, всё уяснили, то сделайте ещё одно усилие и решитесь не прикасаться к вредным привычкам. Помните: здоровье, радость жизни в ваших руках.


Анализ эффективности профилактического мероприятия

Классный руководитель 9а класса – Макаркина Т.А., уполномоченный по правам ребенка в школе Фоминичева И.Ю.


В системе борьбы с таким социальным злом, как наркомания ,алкоголь и табакокурение важное место принадлежит подготовке к проведению профилактической работы среди обучающихся.

Приступая к профилактической работе в школе, в классе нужно поставить перед собой задачу — сформировать у обучающихся отрицательное отношение к наркотикам, готовность противостоять наркотическому соблазну. Нередки случаи, когда употребление этих средств несовершеннолетними обусловлено их протестом против давления взрослых (родителей, учителей). Но как правило, приобщение подростков к наркотикам происходит под действием комплекса факторов. Такими факторами могут быть неблагоприятные семейные обстоятельства, психофизиологические и биологические особенности обучающихся, неразвитость их духовных потребностей, неумение разумно использовать свободное время и т.д.

При проведении работы в классе по предупреждению наркомании и токсикомании, алкоголя и табакокурения, прежде всего, разрабатываю план мероприятий ЗОЖ воспитания учащихся.

План должен предусматривать лекции для учащихся ( лекции читают врачи, психологи, работники правоохранительных органов, социальный педагог, уполномоченный по правам ребенка в школе ); беседы , лекции для родителей ; анкетирование (проводят классные руководители, школьные психологи).

При организации профилактической работы среди обучающихся, я стараюсь придерживаться принципа — как можно больше информировать подростков о наркотиках, алкоголе и табакокурении , приводя негативные примеры из жизни других людей, социальных роликов, этим вызвать отрицательное отношение к вредным привычкам.

Сегодня , я привожу одно из мероприятий «Профилактика алкоголизма ,наркомании и курения» в результате тестирования , проведенного среди обучающихся 9а класса , наблюдается негативная социальная установка по отношению к курению, употреблению алкоголя и наркотических веществ. Тем не менее, 37% опрошенных пробовали курить, но не курят, а 8% - продолжают курить; 100% считают употребление наркотиков абсолютно неприемлемым и никогда не пробовали, 50% - пробовали алкоголь, но негативно относятся к алкоголю. Информацию дети получают в школе от педагогов, из СМИ, а также сети интернет.

Я надеюсь и верю, что кропотливая целенаправленная работа в данном направлении будет способствовать сознательному выбору обучающихся правильной жизненной позиции.



Литература:

  1. Профилактика курения, алкоголизма и наркомании среди старшеклассников в общеобразовательном учреждении Постельникова Наталья Федоровна социальный педагог( http://festival.1september.ru/articles/583955/)

  2. Первичная профилактика ПАВ. Сборник анкет и тестов. Нехлопочина Оксана Владимировна. Педагог- психолог. ( http://nsportal.ru/)

  3. Программа профилактики приобщение подростков к ПАВ « Перекресток» Авторы: Басуева Г.А., Сухогузова И.Г., Устюгова И.А.( sh8-krkam.edusite.ru)

  4. Реферат «Профилактика злоупотребления психоактивных веществ» студент российского государственного социального университета: Акрамовский М.А. (http://text.tr200.biz)

  5. programma-po-profilaktinarkomanii.docx

































МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 56 КИРОВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»

(МОУ СШ № 56)

400079, г. Волгоград, ул. им. Кирова, 128 б тел./факс 42-01-83

E-mail: volgshola56@yandex.ru

ИНН: 3447013911 КПП: 344701001 ОГРН: 1023404291470 БИК: 041806001

ОКПО: 22362703 ОКОПФ: 20903



СПРАВКА – ПОДТВЕРЖДЕНИЕ


Настоящая справка дана Макаркиной Татьяне Александровне, учителю химии и биологии и Фоминичевой Ирине Юрьевне уполномоченный по правам ребенка в МОУ СШ № 56 Кировского района Волгограда» в том , что они подготовили и провели мероприятие «Профилактика алкоголизма ,наркомании и курения.» для учащихся 9А класса .





Директор Гончарова Л.В.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!