СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме «Урок с применением технологической карты»

Нажмите, чтобы узнать подробности

:  Технологическая карта  по ФГОС - новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание материала и возможность достижения планируемых результатов освоения образовательной программы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме «Урок с применением технологической карты»»


Методическая разработка по теме

«Урок с применением технологической карты»

Работу выполнил Андрианов А.В., мастер производственного обучения ОГБПОУ «Кинешемский политехнический колледж»


Аннотация: Технологическая карта по ФГОС - новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание материала и возможность достижения планируемых результатов освоения образовательной программы.

Современная жизнь предъявляет сегодня молодому поколению жесткие требования – это коммуникативность, целеустремленность, умение ориентироваться в большом потоке информации.

В настоящий момент современное образование на всех этапах перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт. Целью образовательного процесса становится развитие студента как субъекта познавательной деятельности. В связи с этими аспектами современный урок должен отражать владение классической структурой на фоне применения современных образовательных технологий.

В настоящее время преподаватели комиссии специальных электрических дисциплин используют в образовательном процессе приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, делать выводы.

Формируются учебные действия обеспечивающие способность к организации самостоятельной деятельности. За основу разработки технологической карты урока берется технология В.М. Монахова.

Технология В.М. Монахова – это действующая модель по проектированию, организации и проведения учебного процесса с обеспечением тесной взаимосвязи студентов и преподавателя. Технология эффективно решает задачу гарантированного достижения целей профессиональной подготовки специалиста.

Учебный материал разбивается на отдельные модули для которых разрабатываются микроцели. Каждый модуль проектируемого дидактического комплекса не столько является носителем соответствующей информации, сколько выполняет определенные функции. Модуль учебного процесса характеризующийся пятью параметрами: целеполагание, диагностика, коррекция, дозирование, логическая структура, воплощенная в технологической карте, позволяет спроектировать технологию учебного процесса.

Параметрическое представление модели учебного процесса в виде пяти параметров дает полное и завершенное описание процесса обучения.

Технологическая карта по ФГОС СПО - новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание материала и возможность достижения планируемых результатов освоения образовательной программы.

При составлении технологической карты особое внимание уделяется конструированию преподавателем микроцелей на основании своего методического опыта, содержания учебной программы и требований ФГОС СПО. Система микроцелей может быть представлена в более наглядном виде как лестница, ступеньками которой служат микроцели, ведущие к стандарту при изучении дисциплин, МДК. Микроцель – ступенька познания материала и развития студента.

Технологические карты объединяются в «Атлас технологических карт». Составление «Атласа технологических карт» позволяет представить фактический материал: понятия, процессы, особенности изучаемого материала дисциплин, модуля и обеспечить систематический контроль изучаемого материала.

Этапы проектирования атласа технологических карт представлены в виде структурной схемы.

Этапы проектирования АТК.

Изучение требований ФГОС СПО и программы учебного курса




Перевод требований ФГОС СПО на язык микроцелей-формирование системы микроцелей учебного курса: В1 В2 …..





Карта –проект курса

Группировка микроцелей по темам курса:

В1 В2 В3 тема1

В4 В5 В6 тема2

..Вп тема № m





Разработка проекта каждой учебной темы в виде технологической карты формирование атласа технологических карт (АТК)






Технологическая карта сделает эффективными связи преподаватель - студент, преподаватель - родитель, студент - родитель. Технологическая карта – это формальное выражение проекта. Технологическая карта составляется для каждой темы.

Целеполагание выступает как набор основных вопросов учебной темы на языке микроцелей (знать…, уметь…, формировать профессиональные компетенции, иметь представление…, уметь сравнивать…).

Диагностика – установление факта достижения студентом требований данной микроцели или факта не достижения.

Коррекция как специальная работа преподавателя над типичными ошибками студентов, не прошедших вовремя диагностику.

Дозирование – объём и уровень сложности системы задач и упражнений, достаточный для данного студента для успешного гарантированного прохождения диагностики.

Логическая структура как собственно модель учебного процесса по данной теме.

Устанавливаются правила выставления оценки: выполнение первых заданий (не менее двух) – оценка «3»; выполнение заданий первого и второго уровня – оценка «4»; выполнение заданий первого, второго и третьего – уровня оценка «5».

Поскольку уровни усвоения учебного материала студентом диагностируются по каждой микроцели, то можно говорить об отлаженной системе мониторинга качества образования, так как создана цепочка, «совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение студента от незнания к знанию». Очевидна и объективность оценки деятельности преподавателя, что является немаловажным в определении качества образования.

Содержание диагностики определено в технологической карте, но объем карты не позволяет его детализировать, уточнить варианты. Вместе с тем, обучающиеся зачастую не могут достаточно хорошо подготовиться к диагностике из-за того, что не знают её содержания. Диагностируя, мы не ставим задачу «подловить» недобросовестного студента. Наша задача так организовать его учебную деятельность на занятии и во внеурочное время, чтобы он мог осознанно выбрать уровень сложности заданий, в полном объеме подготовиться к их выполнению, то есть усвоить содержание микроцели. Основной целью данной технологии является закрепление и углубление знаний студентов, получивших в процессе обучения, а также возможность подготовиться к диагностике по технологической карте на положительный результат (выбранный самим студентом).

В домашнее задание включаются задания 3-х уровней сложности (уровень «стандарт», уровень «хорошо» и уровень «отлично»), для самостоятельной подготовки студента к успешному прохождению диагностики. Данное распределение позволяет студенту выбрать свой уровень усвоения материала.

При этом тот, кто остановится на уровне «стандарт», выполняет задания данного уровня,

Тот, кто выбрал уровень «хорошо», выполняет задания и на «стандарт» и на «хорошо».

И, соответственно, тот, кто выбрал уровень «отлично», должен выполнить все должен выполнить все задания по изучаемой теме полностью.

При выполнении домашнего задания студент должен выполнить задания выбранного уровня, при этом он не должен забывать о том, что на занятии отвечая на аналогичные технологические карты, у него будет ограничено время. Данное ограничение составляет всего 20 мин.

В начале изучения дисциплины, модуля студенты знакомятся с «Атласом технологических карт» что позволяет включить студента в осознанную учебную деятельность, выбрать уровень обучения. Делает понятным студентам задачи обучения, которые ставит преподаватель, делает открытой логическую структуру курса.

Результатом обучения является построение графика результатов диагностики изучаемого материала.

Основные качества технологии: подвижность, мобильность, способность к быстрым изменениям.

Применение данной технологии обеспечивает комфортные условия и преподавателю (когда проект готов) и студенту (не ждут неприятные сюрпризы, как следствие снижения тревожности, нервозности).

При внедрении данной технологии идет перестройка психологии взаимодействия преподавателя и студента, выдвигается уважение к студенту как субъекту обучения.

Технология достаточно действует на личность преподавателя, формируя профессионализм, духовность и другие качества.

По нашему мнению технология позволяет обеспечить гарантированность образовательной подготовки студента на любом отрезке учебного процесса, наличие четкого ориентирования в работе преподавателя при реализации Федерального государственного образовательного стандарта. На уроке создается атмосфера сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.


Список используемой литературы.

1.В.М.Монахова от А до Я: самоучитель проектирования учебного процесса: Липецк: ИРО, 2007.

2.Монахов, В.М., Бахусова, Е.В. Технология реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке ИТ-специалистов: Материалы Межд. науч.-практ. конф. «Современные информационные технологии и ИТ- образование», - М.:ИНТУИТ.РУ, 2009.

3.Монахов, В.М. Методологические основания разработки технологий построения систем образования с заданными свойствами: Материалы Межд. науч.-практ. конф.. - М: МГГУ им. М.А.Шолохова, 2010.

4. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС/ М., 2012.

5. Брыкова О.В., Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе/ М.: Чистые пруды, 2010.

6.Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков / М.: Просвещение, 2012.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!