ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка по учебной дисциплине
«Русский язык и литература»
Правописание сложных существительных и прилагательных.
Разработал: Свеженцев Борис Митрофанович, преподаватель русского языка и литературы.
Белгород-2017
Методическая разработка по учебной дисциплине «Русский язык и литература»
Правописание сложных существительных и прилагательных.
Организация - разработчик: Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Белгородский строительный колледж»
Разработчик: Свеженцев Борис Митрофанович, преподаватель ОГАПОУ «БСК»
Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии
Протокол №____ от ___________________ 2017 г.
Председатель предметно-цикловой комиссии_____________
Пояснительная записка
Русский язык в средних специальных учебных заведениях являлся и является одной из основных гуманитарных дисциплин общеобразовательного цикла.
Орфография – это раздел науки о языке, который определяет единообразные способы передачи на письме слов с помощью букв, дефисов, пробелов.
Орфография устанавливает единообразное написание морфем, раздельное, слитное и дефисное написание слов и их частей. В основу русской орфографии положены три принципа: фонетический , морфологический и традиционный.
Правописание сложных существительных и прилагательных
Рассматривая данные правописания, мы подразумеваем два аспекта: слитно, через дефис.
Правописание слов с пол-полу будет рассмотрено отдельно, от слитного и дефисного написания.
Принцип единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания- помогает легче запомнить начертание слова, ускоряет процесс чтения и понимания написанного.
Правописание сложных слов
В сложных словах употребляется соединительные гласные о и е: растениеводство, кровеносный, кашевар, паровозостроение.
Примечание. В некоторых словах нет соединительной гласной: сумасшедший, впередсмотрящий, времяисчисление, семядоля, авиапочта, авиабаза, ротапринт, эпидиаскоп.
В некоторых не русских словах пишется и: электрификация, (но электроэнергия), газификация (но газопровод), агрикультура, центрифуга.
Без соединительной гласной образованны сложные слова с первой частью – числительным в родительном падеже: трехлетний, пятикратный, семилетка, сорокалетний, (но сороконожка, сорокоуст). Числительные один, девяносто, сто и тысяча в составе сложных слов образуют особые формы: однокурсник, девяностолетний, стометровый, тысячесильный.
Слитно пишутся: а) все сложносокращенные слова: профсоюз, совхоз, комсомол, горинвентарьбюро, горювелирторг; б) все сложные слова с первой частью – числительным: пятилетка, трехтонка, пятибалльный, трехсполовиноютонный, семикратный, трехэтажный, трехъярусный. Но : 200 – миллионный ,
- тысячный и под.
Примечание. Слова с приставками, в том числе иноязычными (вне-, после-, сверх-, а-, ахти-, инфра-, контр-, ультра- и так далее), не является сложными словами и пишутся слитно: контрудар, архипелаг, инфракрасный, квазинаучный, псевдонаучный и т.д. Через дефис пишутся только ограничительные приставки при словах, обозначающих звание (должность): обер-, унтер-, лейб-, штаб-, вице-, экс- и под. : унтер-офицер, экс-чемпион , вице-президент , штаб-офицер , также штаб-квартира , контр-адмирал.
Сложные имена существительные
слитно | Через дефис |
Если одна из частей слова (в этом же значении) не употребляется самостоятельно: блокнот , бормашина , амперметр , Белград, Кировабад , аэрофотосъемка. Если первая часть сложного слова является глагольной: сорвиголова ,держидерево, держиморда. | 1.Если каждая часть слова употребляется самостоятельно : марксизм-ленинизм , купля-продажа ,изба-читальня , гриб-паразит , жар-птица , киловатт-час , койка-день (но трудодень). 2.Сложные названия растений: любишь-нелюбишь , не-тронь-меня ,Иван-да-Марья , мать-и-мачеха. |
Сложные имена прилагательные
слитно | Через дефис |
1.Если сложное прилагательное по значению соответствует подчинительному словосочетанию: древнерусский( древняя Русь) , западноевропейский (Западная Европа) , мелкозернистый (мелкое зерно), машиностроительный (строить машины), вагоноремонтный (ремонт вагонов), тяжелораненый ( тяжело раненный ) 2.Если сложное прилагательное по значению соответствует не однородным определениям : сложносочененный (сложное сочинение). | 1.Если сложное прилагательное по значению соответствует сочинительному словосочетанию: рабоче-крестьянский (рабочий и крестьянский ), машинно-тракторный ( машинный и тракторный) , вагонно-паровозный ( вагонный и паровозный ). 2. Если обозначается сочетание двух или нескольких признаков ( в том числе признака его оттенка) : краснобело-зеленый , синевато-зеленый , иссиня-серый , приторно-сладкий. 3.Если обе части сложного термина соответствуют неоднородным определениям , но оказываются одинаково важными по значению : административно-хозяйственный , военно-морской ( но военнообязанный , военнослужащий , военнопленный ) , сравнительно-исторический , партийно-политический. 4. Если прилагательное образовано от существительного , пишущегося через дефис : ньюйорский (Нью-Йорк) , усть-абаканский ( Усть-Абакан). |
Сложные существительные с ПОЛ- и ПОЛУ-
Сложные существительные с корнем ПОЛ- и ПОЛУ- |
  ПОЛ- | ПОЛУ- |
через дефис | слитно | раздельно | всегда слитно |
со словами, начинающимися с гласной: пол-арбуза; с л: пол-лимона с именем собственным: пол-Таганрога, пол-Ростова | в остальных случаях: полпомидора, полкруга | если употребляется самостоятельно и после него есть определение: пол чайной ложки, пол нашей улицы | полукруг, полутьма, полусон, полуявь |
Упражнение 1. Спишите, подставляя пропущенные буквы.
Кров…носный, врем…исчисление, ави…база, рот…принт, эпиди…скоп, ави…почта, электр…фикация, электр…энергия, агр…культура, центр…фуга, пят…кратный, сорок…летний, сорок…ножка, девяност…летний, тыся…сильный.
Упражнение 2. Спишите, раскрывая скобки.
Изба-читальня, стоп-кран, киловатт-час, койко-день, трудодень, держи дерево, Иван-да-Марья, не-тронь-меня, древнерусский, мелкозернистый, рабоче-крестьянский, машино-тракторный, машиностроительный, красно-белый, иссиня-зеленый, синевато-зеленый, приторно-томный, серебристо-серый, сравнительно-исторический, политико-воспитательный, литературно-художественно, Каракалпакский.
Упражнение 3. Спишите, раскрывая скобки.
(Пол)места, (пол) Франции, (пол) тарелки, (пол) десятого,(пол) лица, (полу) мрак, (пол) арбуза, (полу) кафтан, (пол) метра, (полу) средний, (полу) грамотный, (пол) столовой ложки, (полу) сапожки, (пол) тораста, (полу) аршинный, (пол) тинник, (полу) торатонка, (пол) литра, (пол) яблока, (пол) литровка, (пол) Бельгии
Литература
Баронова М. М. Русский язык: Билеты и ответы: для быстрой подготовки к устному экзамену. М. Астрель, 2005.
Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М., Просвещение, 2007.
Добротина И.Г. Русский язык. Теория, тренинги, решения. М.: Издательский дом «Учительская газета», 2013.
Панова Е.А. Русский язык: Учебно-справочное пособие. М.: АСТ: Астрель,2008.
Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ-2008. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. -Ростов на Дону. Легион, 2007.
Рецензия
на методическую разработку «Правописание сложных существительных и прилагательных», выполненную преподавателем ОГАПОУ «Белгородский строительный колледж»
Свеженцевым Борисом Митрофановичем
Методическая разработка «Правописание сложных существительных и прилагательных» по дисциплине «Русский язык и литература» составлена в соответствии с программой по русскому языку и литературе для средних специальных учебных заведений.
Главная цель методической разработки - дать студентам необходимый материал для осмысления научных основ курса русского языка и литературы в средних специальных учебных заведениях, предоставить возможности для самостоятельного совершенствования общественных и специальных умений и навыков.
В теоретической части работы просматривается стремление автора обосновать слитное написание сложных существительных, прилагательных, а также употребление дефиса в них.
Наличие упражнений в данной методической разработке позволяет проверить глубину и прочность знаний обучающихся.
Вышеназванная работа помогает студентам достаточно объективно оценить собственный уровень подготовки и устранить существующие проблемы в знании орфографии русского языка.
Рецензент:
преподаватель русского языка и
литературы «Белгородского
индустриального колледжа» Г.Ф. Грицышина