ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 233
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП образовательное учреждение № 233)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по теме: «Роль пищи для организма человека»
Дисциплина: Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров
Профессия: повар
Разработал: Заведующий филиалом
ФКП образовательного
учреждения № 233
Ю. В. Воротникова
Керчь
2017 г.
Рассмотрено и утверждено на заседании
методической комиссии
Протокол №___________
«___»__________ 20___г.
Председатель МК
___________________ Ю. В. Воротникова
Данная методическая разработка предназначена для проведения уроков общепрофессионального учебного цикла по предмету «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров» в учебных группах по профессии «Повар» по теме «Роль пищи для организма человека» в рамках освоения основной программы профессионального обучения по профессии «Повар» 3 разряд.
Целью данного урока является закрепление полученных ранее знаний в рамках изучения темы, применение их на практике, использование современных компьютерных технологий в практической деятельности, создание условий для проявления познавательной активности обучающихся, построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему. Может быть использована в профессиональных образовательных учреждениях.
Автор – составитель: Ю. В. Воротникова
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела | стр. |
1. | Основная часть | 4 |
1.1. | Тематическое обоснование | 4 |
1.2. | Планируемые образовательные результаты | 4 |
1.3. | План – хронокарта занятия | 4 |
1.4. | Ход урока | 5 |
1.5. | Дидактический материал к уроку | 8 |
| Список использованных источников | 10 |
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА
1.1. Тематическое обоснование
Урок № 13 «Расчет калорийности блюд».
Тема № 1 «Роль пищи для организма человека».
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок практических работ
Цель урока методическая: создание условий для проявления познавательной активности обучающихся при использовании системно – деятельностного подхода
Цель урока образовательная:
- обучающая – применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний
- развивающая – развитие у будущих специалистов умений пользоваться справочными таблицами, калькулятором, современными компьютерными программами
- воспитательная - подвести обучающихся к осознанию социальной, практической, личностной значимости содержания темы занятия
Средства обучения: вербальные, печатные, электронные образовательные ресурсы
Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, практический
Формы обучения: коллективная, фронтальная, индивидуальная
Продолжительность занятия: 45 минут
Место проведения занятия: учебный кабинет
Основные понятия и термины: калорийность
1.2. Планируемые образовательные результаты
Планируемые образовательные результаты |
Объём освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность |
Научатся: производить расчеты калорийности Получат возможность научиться: составлять рацион питания | Умеют: анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
1.3. План – хронокарта занятия
Этапы занятия
| Содержание занятия | Время |
I | Организационная часть (проверка присутствующих, подготовка рабочих мест) | 1-2 минуты |
II | Проверка знаний (практический диктант) | 3-5 минут |
III | Сообщение темы и целей занятий (объявление темы урока, постановка достижимых целей перед обучающимися) | 1-2 минуты |
IV | Этап закрепления новых знаний | 25-30 минут |
V | Сообщение домашнего задания | 1-2 минут |
1.4. Ход урока
Этап урока | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Примечания |
Организационный этап | проверка присутствующих, подготовка рабочего места | подготовка рабочих мест | |
Этап всесторонней проверки знаний | Проведение практического диктанта по теме «Суточный расход энергии человека». Преподаватель диктует задания (предусмотрено 3 варианта – 1 на каждый ряд). | Внимательное слушание, запись и выполнение заданий практического диктанта | Проверка знаний выполняется путем выполнения практического диктанта. 1 вариант: рассчитать суточный расход энергии в ккал мужчины 27 лет, весом 90 кг, мастера спорта по боксу. 2 вариант: рассчитать суточный расход энергии в кДж женщины 30 лет, весом 60 кг, воспитателя детского сада. 3 вариант: рассчитать суточный расход энергии в ккал мужчины 48 лет, весом 75 кг, водителя погрузчика. |
Этап подготовки обучающихся к активному, сознательному усвоению знаний | Сообщение темы и целей занятий. Фронтальный опрос: 1. Принципы рационального питания? 2. Принципы сбалансированного питания? 3. Что такое пирамида питания? | Запись темы урока. Актуализация, систематизация полученных знаний. Ответы на вопросы преподавателя. | |
Этап закрепления новых знаний | 1. Раздача справочника Химический состав продуктов питания. Объяснение порядка работы со справочником. 2. Запись рецептур блюд на доске. 3. Показ и объяснение принципа работы компьютерной программы Калькулятор калорий. | 1. Получение справочников. 2. Запись рецептур в тетрадь. 3. Расчет калорийности блюд по справочнику с помощью калькулятора. 4. Знакомство с компьютерной программой Калькулятор калорий. Расчет калорийности блюд в программе. | Практические навыки по расчету калорийности блюд отрабатываются и закрепляются с использованием рецептур: 1. № 126 Икра свекольная или морковная. 2. № 786 Бульон рыбный 3. № 129 Сельдь с луком. Сначала расчет осуществляется с использованием справочных таблиц и калькулятора, затем расчеты проверяются с использованием компьютерной программы «Калькулятор калорий». |
Этап подведения итогов занятия | Организация выполнения задания «Фантазер». Подведение итогов занятия. Выставление комментированных оценок | Участие в обсуждении, высказывание своего мнения. | На данном этапе используется методика рефлексии «Фантазер»: на доске записана тема урока. Необходимо назвать 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. |
Этап информации обучающихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению | Обязательный минимум: 1. З.П.Матюхина Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования – М:издательский центр «Академия»,2015 – 256 с. Глава 6 – читать, параграф 6.4 Характеристика диет номерной системы – конспект, учить 2. Сделать расчет калорийности блюда № 128 «Сельдь с картофелем и маслом». Тренировочный уровень: сделать расчет калорийности блюд, входящих в ваш завтрак. Творческий уровень: Составить меню обеда и сделать расчет калорийности блюд, входящих в него. | Запись дом. Задания, уточняющие вопросы преподавателю | Обязательный минимум понятен, доступен для всех. Тренировочный уровень для обучающихся, желающих хорошо знать предмет и без особой трудности осваивать программу. Творческий уровень выполняется добровольно, выполнение стимулируется высокой оценкой, сдача заданий происходит в любое время в течении изучения темы. |
1.5. Дидактический материал к уроку



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
З.П.Матюхина Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии, учебник, 2015 г.
И.М.Скурихина Справочник «Химический состав пищевых продуктов», Москва: ВО «Агропромиздат», 1987 г – 224 с.
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, Киев: «Арий», Москва: «Лада», 2009 – 680 с.
Компьютерная программа «Калькулятор калорий».