Горловский медицинский колледж
Министерства здравоохранения
Донецкой Народной Республики
Цикловая комиссия социально-экономических,
гуманитарных, математических и естественнонаучных дисциплин
Методическая разработка
практического занятия
по иностранному языку на тему:
“THE STRUCTURE AND FUNCTIONS
OF THE DIGESTIVE SYSTEM”
Учебная дисциплина: ОГСЭ. 03 Иностранный язык
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Курс: ІІ
Семестр: ІІІ
Количество учебных часов: 2
Горловка – 2016
Разработчик: Безуглая Е.М., преподаватель II квалификационной категории.
Рецензент: Пидгурный В.С., преподаватель высшей квалификационной категории, преподаватель-методист ГМК МЗ ДНР.
Одобрена и рекомендована с целью практического применения цикловой комиссией социально-экономических, гуманитарных, математических и естественнонаучных дисциплин (протокол № 3 от 28 октября 2016 г.) Председатель ЦК - Безуглый В.В.
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка …………………………………………………. | 4 |
Структура практического занятия ……………………………………… | 8 |
Технологическая карта занятия ………………………………………… | 9 |
Список использованной литературы …………………………………… | 13 |
Приложения ……………………………………………………………… | 14 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование практических умений – профессиональных и учебных, необходимых в последующей учебной деятельности по учебной дисциплине ОГСЭ. 03 Иностранный язык является ведущей дидактической целью практических занятий по иностранному языку.
Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.
Данная методическая разработка практического занятия – это документ, которым пользуется преподаватель при проведении практического занятия. Она создается в качестве пособия для оптимального проведения занятия и с целью обоснования отобранных педагогическим работником методов и методических приемов для конкретного занятия.
Тема занятия № 11 – «Строение и функции пищеварительной системы» (The Structure and Functions of the Digestive System), имеет важное значение при изучении курса иностранного языка и подготовке будущей медицинской сестры. Эта тема является частью раздела «Развивающий курс. Структурная организация человеческого тела». Ее цели – изучение студентами анатомической лексики и использование ее в разных видах речевой деятельности. Студенты знакомятся со структурой и функциями пищеварительной системы, ее работой. Эти знания необходимы при изучении таких дисциплин как анатомия и физиология человека, латинский язык, сестринский уход при заболеваниях в терапии, сестринский уход при заболеваниях в хирургии, сестринский уход при заболеваниях в педиатрии.
Методическая цель занятия – использование инновационных технологий на занятии по иностранному языку.
Учебные цели:
познакомиться с тематической лексикой;
уметь обобщать лексику и материал из темы с помощью инновационных технологий;
уметь использовать новую лексику при выполнении упражнений;
уметь описывать строение пищеварительной системы, используя лексический вокабуляр;
овладеть навыками чтения текста з частичным извлечением информации;
усвоить структуру предложений в Present Continuous Tense.
Воспитательные цели:
развивать память, логику, лингвистическое мышление и культуру речи студентов;
стимулировать интерес к изучению иностранного языка;
развивать творческие способности в процессе подготовки творческих заданий;
развивать сознательное практическое усвоение речевых элементов профессионального стиля медицинской сестры;
воспитывать понимание важности владения иностранным языком;
формировать понимание языка как способ общения.
Развивающие цели:
развивать кругозор студентов;
развивать умение студентов осмысливать знания, полученные на занятии;
развивать интеллектуальные умения.
Мотивация учебной деятельности: сохранить жизнь окружающим, понять структуру и функции пищеварительной системы для оказания медицинской помощи при заболеваниях данной системы.
Тип занятия: изучение нового материала.
Вид занятия: практическое занятие.
Образовательные технологии:
Формы организации учебной деятельности студентов: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Продолжительность занятия – 80 минут.
Место проведения – аудитория № 29.
Оснащение занятия:
Методическое:
а) рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 03 Иностранный язык по специальности 34.02.01 Сестринское дело;
б) тестовые задания для проверки усвоения предыдущей темы «Дыхательная система. Строение и ее функции»;
в) ряд упражнений на освоение новой лексики и грамматики;
г) карточки для проверки усвоения написания тематических слов;
д) стикеры для проверки усвоения нового лексического вокабуляра.
Материально-техническое:
а) мультимедийная презентация-подсказка для определения темы;
б) видеоматериал «Процесс пищеварения»;
в) мультимедийная презентация «The Structure and Functions of the Digestive System;
г) аудиозапись текста «The Digestive System»;
д) мобильные средства коммуникации;
е) плакат «Органы пищеварения»;
ж) видеоматериал «Структура предложений в Present Continuous Tense».
Междисциплинарная интеграция:
№ | Дисциплины | Знать | Уметь |
1. | Латинский язык. | - терминологию (esophagus, stomach, pancreas, liver, gall-bladder, large intestine, small intestine, appendix, rectum, duodenum, remnants, orifice, bile, enzyme, storehouse, loop); - строение пищеварительной системы; - функции пищеварительной системы; - схему построения предложений в Present Continuous Tense. | - различать в тексте латинские терминоэлементы; - понимать язык в процессе общения; - извлекать из текста конкретную информацию; - показать органы пищеварения на плакате с помощью мультимедийной презентации; - владеть анатомической лексикой; - правильно использовать Present Continuous Tense в предложениях. |
2. | Анатомия и физиология человека. |
3. | Сестринский уход при заболеваниях в терапии. |
4. | Сестринский уход при заболеваниях в хирургии. |
5. | Сестринский уход при заболеваниях в педиатрии. |
Структура практического занятия
Этапы занятия | Содержание занятия | Время |
I. | Организационная часть (проверка присутствующих, подготовка рабочих мест). | 2 мин |
II. | Сообщение темы и целей занятия (объявление темы занятия, постановка целей перед студентами). | 5 мин |
III. | Актуализация опорных знаний студентов (выполнение упражнений, необходимых как опора для изучения нового материла). | 5 мин |
IV. | Начальная мотивация учебной деятельности (заинтересованность в изучении данной темы). | 9 мин |
V. | Изучение нового материала (последовательное изложение по принципу «от простого к сложному» с возможной демонстрацией наглядных пособий). | 27 мин |
VI. | Обобщение и систематизация изученного материала (выводы по основным вопросам темы, закрепление полученных знаний путем выполнения упражнения). | 25 мин |
VII. | Итоговая часть занятия (подведение итогов занятия, выставление комментированных оценок). | 2 мин |
VIII. | Сообщение домашнего задания. | 5 мин |
Технологическая карта занятия
№ п/п | Этапы Занятия | Действия преподавателя | Действия студентов | Организационные формы работы | Методы работы |
I. | Организационная часть. | Приветствие. Положительный настрой на работу и сотрудничество. Проверка отсутствующих. Введение студентов в языковую среду. | Настраиваются на работу. | Работа со всеми студентами. | |
II. | Сообщение темы и целей занятия. | Подведение студентов к названию темы занятия (чтение стихотворения с помощью презентации). Оглашение темы занятия, ее целей. Актуализация темы. | Студенты построчно читают стих, обращая внимание на картинки, сопровождающие каждую строку. В дальнейшем формулируют тему занятия. Студенты записывают в тетрадях дату и тему занятия. | Фронтальный опрос | Презента- ция стихотво- рения «I Like to Eat» Плакат «Органы пищеварительной системы» |
III. | Актуализация опорных знаний студентов. | Проверка домашнего задания. Проверка усвоения лексики и терминологии по теме «Дыхание»: - упражнение 1 – перевести с русского на английский язык 10 предложений; - тест – выполнить 7 тестовых заданий. | Студенты читают выполненное дома упражнение с тетрадей. Студенты выполняют тест. | Индивидуальный опрос Письменный опрос | Приложе-ние № 1 |
IV. | Начальная мотивация учебной деятельности. | Знакомство с новой лексикой с помощью мультипрезентации: - видеоролик «Процесс пищеварения»; - введение нового вокабуляра, умение определить значение слов методом предположения. | Студенты смотрят видеоролик на английском языке о процессе пищеварения. Студенты повторяют слова на английском языке, затем – с переводом, далее сами пробуют перевести слова с английского на русский язык и наоборот. | Работа со всеми студентами Индивидуальный опрос | Видео- материал «Процесс пищеварения» Приложение № 2 Мультимедийная презента ция “New Vocabula ry Notes” |
V. | Изучение нового материала. | Работа над новым текстом: - чтение текста преподавателем с отображением на экране цитат из текста с выделенной новой лексикой; - прослушивание текста с помощью мобильных средств коммуникации (навыки аудирования); - прослушивание чтения и перевода текста студентами, исправляя ошибки. Проверка понимания нового текста «Пищеварительная система»: - упражнение 2 – найти английские эквиваленты для русских словосочетаний; - вопросы к тексту «Пищеварительная система»; | Студенты слушают преподавателя, обращая внимание на выражения в презентации. Студенты повторно слушают текст, но уже через наушники, следя за текстом. Студенты читают и переводят текст, пользуясь сносками. Студенты находят в тексте перевод словосочетаний и записывают в тетрадь. Студенты отвечают на вопросы, пользуясь текстом. | Работа со всеми студентами Самостоятельное выполнение задания Индивидуальный опрос Индивидуальный опрос Индивидуальный опрос | Мультимедийная презента ция “New Vocabula ry Notes” Приложе-ние № 3 Приложе-ние № 4 Приложе-ние № 5 |
VI. | Обобщение и систематизация изученного материала. | Выполнение упражнений на закрепление лексического и грамматического материала: - выполнение упражнений 3 и 4 на дополнение предложений новыми словами и словосочетаниями (закончить и начать предложения); - выполнение упражнения 5 – поставить общие вопросы к предложениям; - выполнение упражнения 6 – перевести предложения с русского на английский язык. Грамматические особенности в английском языке: - показ видеоматериала о Present Continuous Tense; - вопросы по грамматическому материалу. 1) Что такое Present Continuous? 2) Когда используется это время? 3)С помощью каких слов мы можем строить предложения в Present Continuous? 4) какова структура предложения? 5) обратите внимание на правописание глаголов; - выполнение упражнения 7 – использовать правильную форму глаголов в предложениях. Проверка усвоения нового материала: - повторения новой лексики по цепочке; - заполнение пропущенных букв в словах; - определение органов пищеварения на плакате с помощью стикеров. | Студенты добавляют окончания и начало в предложениях с помощью новой лексики. Студенты ставят общие вопросы к предложениям, указывая подлежащее и сказуемое, обращая внимание на окончание – s. Студенты у доски переводят предложения и затем записывают их. Студенты внимательно смотрят и слушают материал. Студенты, просмотрев видеоматериал, отвечают на вопросы. Студенты выполняют упражнения устно. 1-й студент называет одно новое слово, 2-й – слово предыдущего студента и свое, 3-й – два предыдущих слова и свое и т.д. Студентам раздаются карточки, на которых написаны слова с пропущенными буквами. Необходимо заполнить пробелы. Студенты выходят к доске и наклеивают стикеры с английскими названиями на органы. | Письменный опрос Индивидуальный опрос Опрос у доски Работа со всеми студентами Фронтальный опрос Индивидуальный опрос Индивидуальный опрос Письменный опрос Опрос у доски | Приложе-ние № 6 Приложе-ние № 7 Видео- ролик «Структу-ра предложений в Present Conti- nuous Tense» Приложе-ние № 8 Приложение № 9 (карточки) Плакат «Органы пищеварительной системы» |
VII | Итоговая часть занятия. | Подведение итогов занятия. Анализ и оценка успешности достижения целей. Выставление комментированных оценок. | | | |
VIII | Сообщение домашнего задания. | Обеспечение понимания содержания и способа выполнения домашнего задания: - новые лексические слова выучить наизусть; - заполнить таблицу, используя текст: - название внутреннего органа; - его расположение в организме; - его функции; - упражнение 8 – записать предложения в Present Continuous Tense. | | | Приложе-ния № 8, 10 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Основная:
Захарчук И. Английский язык. Здоровье: Учебник. – К: Медицина, 2006.
Козырева Л.Г., Шадская Т.В. Английский язык для медицинских колледжей и училищ. Ростов-на-Дону, 2003.
Мухина В.В., Мухина Н.С., Скрипников П.Н. Английский язык для медицинских училищ. Москва, «Высшая школа», 2002.
David Austin, Tim Crosfield “English for Nurses”. Київ, «Медицина», 2009.
Дополнительная:
Аврахова Л.Я. Grammar in Medicine. – K.: Фарм Арт, 2004.
Лактионова Л.Ф. Практический русско-английский медицинский разговорник. Киев, «Вища школа», 1980.
Alison Pohl. Test Your Professional English. Penguin English.
РЕЦЕНЗИЯ
на методическую разработку открытого занятия по учебной дисциплине ОГСЭ. О3 Иностранный язык по специальности 34.02.01 Сестринское дело, составленную преподавателем II квалификационной категории
Безуглой Еленой Михайловной
Тема открытого занятия – «Структура и функции пищеварительной системы».
Методическая цель занятия – использование инновационных технологий на занятии по иностранному языку.
Из методической разработки занятия и презентаций видно, что занятие продумано и хорошо спланировано. Преподаватель выделяет четкую структуру занятия, которая соответствует современным требованиям, продумана система разнообразных творческих заданий, способствующих более прочному усвоению изученного материала.
Тема занятия обозначена, указаны учебные и воспитательные цели. Цель деятельности студентов на занятии формируется повторением и обобщением ранее изученного материала, а также ознакомлением с новой лексикой и умением обобщать лексический и грамматический материал из темы с помощью инновационных технологий. Все этапы занятия спланированы.
Использование преподавателем информационных технологий, повышает интерес студентов к занятию.
На занятии применяются различные формы организации учебной деятельности (групповые, индивидуальные). Применение различных методов обучения (традиционные: широко применялся наглядный материал активные и интерактивные) позволило обеспечить более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом, а также, доминирование активности студентов в процессе обучения.
Из представленных материалов виден высокий профессионализм преподавателя, который владеет и применяет современные, инновационные методы обучения. Преподаватель владеет практикой индивидуализированного обучения, умело управляет усвоением учебного материала каждого студента.
Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям студентов.
Занятие насыщено необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Материал занятия связан с темой занятия, таким образом, наблюдается логическое соответствие между темой занятия и выбором заданий. Использование на занятии компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Мультимедийная презентация содержит весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволяет увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей техникумов и колледжей, осуществляющих обучение по дисциплине «Иностранный язык».
Рецензент:
преподаватель высшей категории,
преподаватель-методист ГМК МЗ ДНР – В.С.Пидгурный
Подпись В.С.Пидгурного удостоверяю
Старший инспектор отдела кадров
ГМК МЗ ДНР – Ю.В. Ковальская
РЕЦЕНЗИЯ
на методическую разработку открытого занятия по иностранному языку на тему «Структура и функции пищеварительной системы», составленную преподавателем II квалификационной категории
Безуглой Еленой Михайловной
Данная методическая разработка относится к учебной дисциплине ОГСЕ. 03 «Иностранный язык», которую изучают студенты II курса по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Методическая разработка содержит пояснительную записку, структуру практического занятия, технологическую карту, список использованной литературы, приложения и презентации по новой теме и грамматическому материалу.
В пояснительной записке четко обозначена тема практического занятия, его актуальность, указаны цели занятия (методическая, учебные и воспитательные); формы организации учебной деятельности, формы контроля. При описании оснащения занятия перечислены методические и материально-технические средства. Особое внимание уделяется междисциплинарной интеграции, где указана связь иностранного языка с другими дисциплинами, а также что необходимо студенту знать и уметь.
В структуре практического занятия выделены этапы и отведенное на них время.
В технологической карте подробно описаны все этапы занятия, а также даются рекомендации по деятельности преподавателя и студентов. Кроме этого, расписаны организационные формы работы: работа со студентами; фронтальный, индивидуальный, письменный опросы; опрос у доски. Методы работы разнообразны: презентации, плакаты для изучения новой темы, видеоматериалы, приложения.
Все этапы занятия спланированы. Каждая часть практического занятия (повторение, изучение нового материала, закрепление) реализованы как по времени, так и по объему.
В приложении к методической разработке содержатся раздаточные материалы, способствующие быстрому восприятию дидактических единиц и организации самостоятельной работы студентов.
Из методической разработки практического занятия видно, что оно хорошо продумано и спланировано. Преподаватель соблюдает четкую структуру занятия. У студентов развиваются творческие способности, идет обучение их активным умственным действиям. Эта активность проявляется в том, что студенты, анализируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сами получают из него новую информацию. Для повышения интереса к занятию преподаватель использует групповую, так и индивидуальную форму организации работы на занятии, что повышает учебную и познавательную мотивацию студентов.
Методическая разработка построена правильно, учтены общие и профессиональные компетенции.
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей техникумов и колледжей, осуществляющих обучение по дисциплине «Иностранный язык», и рекомендована к использованию в учебном процессе.
Рецензент:
к.филол.наук., доцент кафедры
мировой литературы
и сравнительного лит-ния
ОО ВПО «Горловский институт
иностранных языков» - Белоконь-Пожарицкая Н.А.