СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка прогулки "Осенний день"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прогулка с детьми старшего дошкольного возраста "Осенний день".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка прогулки "Осенний день"»

Управление образования Администрации г. Екатеринбурга

Отдел образования Верх-Исетского района г. Екатеринбурга

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад № 36

620131, г. Екатеринбург, ул. Заводская, 44 а, тел. 205-12-60, 205-10-45













Методическая разработка прогулки «Осенний день»

с детьми старшего дошкольного возраста

(старшая группа)








Автор: воспитатель

Каримова Любовь Александровна













Екатеринбург

2016

Пояснительная записка

МБДОУ-детский сад № 36 работает по основной общеобразовательной программе, образовательной программе дошкольного образования, принятой Педагогическим советом (протокол № 1 от 31.08.2012), Утвержденной заведующим МБДОУ – детского сада № 36, (приказ № 44 от 03.09.2012).

Правильно организованная прогулка помогает реализовать задачи, на решение которых направлен ФГОС ДО: укреплять физическое и психическое здоровья детей; создавать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс; формировать общую культуру личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни, развивать их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность.

Она дает возможность реализовать образовательную программу в формах, специфических для детей.

Прогулка «Осенний день».

Цель: закреплять и расширять знания об осенних изменениях в природе и жизни людей.

Задачи:

  1. Дать представление об осенних работах людей; о составе и свойствах почвы.

  2. Развивать навыки трудовой деятельности; познавательные процессы (умение анализировать, обобщать, делать выводы; моделировать); координацию движений, ловкость, пластику; речь; коммуникативные навыки; самостоятельность.

  3. Воспитывать уважение к людям труда, трудолюбие, терпимость, желание помогать товарищам.

Прогулка проводится после занятий по изобразительной деятельности, на которой дети рисовали осенние листья. Знания, полученные детьми на прогулке, будут использоваться впоследствии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Требования к предметно-пространственной среде.

Воспитатель обеспечивает подход к клумбе на территории детского сада.

Выносное оборудование: лопатки и грабли, лупы и чистые листы бумаги; игрушки для сюжетно-ролевой игры (белка, медведь, лиса, волк, птицы и др.); мяч.

Использованные методы и приемы:

  • наблюдение;

  • экспериментирование;

  • живое моделирование;

  • дидактические игры;

  • подвижные игры;

  • разучивание стихотворения;

  • использование поговорок, пословиц, примет, загадок;

  • организация трудовой деятельности;

  • показ воспитателем способов выполнения трудовых операций;

  • беседа

Направления индивидуальной работы с детьми:

  • развитие двигательных навыков;

  • развитие речи;

  • развитие математических представлений;

  • развитие мелкой моторики.

Степень самостоятельности детей на прогулке

На данной прогулке предусмотрено достаточно продолжительное время для самостоятельных игр. Трудовой деятельностью дети занимаются под руководством воспитателя, т.к. это новая для них деятельность.

Ожидаемый результат

Дети расширят знания об осенних изменениях и труде людей, получат представление о составе и свойствах почвы, научатся выполнять трудовые операции, разучат несколько новых игр, узнают пословицы и поговорки об осени. Дети закрепят навыки совместной трудовой и игровой деятельности, подышат свежим воздухом, отдохнут, получат позитивные эмоции.

Прогулка проводится в теплый погожий осенний день, когда все наслаждаются солнцем, воздухом, красками и звуками осени. В такие дни взрослые с удовольствием бывают на воздухе, выполняют работы в садах, получая позитивные эмоции от природы и труда. Идея прогулки: создать такое же настроение у детей, научить их видеть красоту, получать наслаждение от совместной работы и общения с друзьями.


Ход прогулки

При подготовке к прогулке воспитатель объявляет детям, что сегодня они будут исследователями и продолжат изучать осенние изменения.

1. Подвижная игра – живое моделирование «Танец осенних растений» (дети перед прогулкой занимались изобразительной деятельностью, поэтому прогулка начинается с подвижной игры).

Воспитатель: «Вы только что рисовали осенние листочки. Давайте сами превратимся в осенние растения: деревья, листья, увядающие травы и цветы».

Детям предлагается превратиться в выбранное растение, переняв его форму, движения, подумать о чувствах (листик веселится на теплом ветерке; цветок грустно увядает, готовится к зиме; дерево прощается с листиками и машет им ветками и т.д.). Дети показывают свои превращения, а остальные догадываются, что они изображают и какие чувства хотят передать.

2. Воспитатель: «Да, много листочков насыпалось на землю и на дорожки. Красиво, но даже пройти трудно. Что же с ними делать?»

Детям предлагается решить логическую речевую задачу «Осенние листья»: «Осенние листья лежат на земле пышным ковром. - Сегодня будем сгребать листья, - сказала мама Саше. - А можно я сгребу листья в кучу и разожгу костер? – спросил Саша. - Нет, нельзя, - ответила мама. Почему мама не разрешила Саше жечь листья?»

После обсуждения мнений детей делают вывод: У нас есть закон, который запрещает засорять воздух, а дым его засоряет. Саша не знал этого, а мама ему объяснила. Листья нужно сгребать и прикапывать землей. Они перегнивают в земле и станут удобрением для растений.

Воспитатель: «Смотрите, что делает наш дворник!»

Наблюдения за трудом дворника (по договоренности с дворником). Дети наблюдают, как дворник сметает листья с дорожки, собирает их в кучи, упаковывает в мешки, на газонах собирает листья граблями и прикапывает их. В ходе наблюдения воспитатель спрашивает: «Как вы думаете, важен ли труд дворника? Почему? Трудна ли его работа? Как зовут нашего дворника?»

Воспитатель: «Зачем прикапывать опавшие листья? Куда они потом денутся?» Дети высказывают предположения.

Воспитатель предлагает рассмотреть, из чего состоит почва. На листы бумаги насыпают совком небольшие кучки почва, дети рассматривают их в лупы и делают вывод: в почве есть песок, глина, остатки растений, хвои. Перегнившие растения – это богатство почвы.

Ход беседы: почему в лесу много растений? (почва богаче, лучше). В лесу листья остаются под деревьями и перегнивают, превращаются в пищу для других растений.

3. Трудовая деятельность.

Дети берут лопатки и грабли. Воспитатель вместе с детьми прикапывает возле деревьев и кустарников листву. На клумбе роют канавки и укладывают листву, пересыпая ее почвой.

4. Малоподвижная игра «Угадай, что делали» (см. приложение 1).

Подвижная игра «Хозяин сада и яблоки» (см. приложение 1).

5. Самостоятельная игровая деятельность.

Дети выбирают деятельность по интересам. В это время воспитатель организует сюжетно-ролевую игру «Экологи» (см. приложение 1).

С теми детьми, которые не заняты в сюжетно-ролевой игре, проводится индивидуальная работа.

Индивидуальная работа с детьми (учитывая потребности, желания).

Развитие мелкой моторики.

Дидактическая игра «Составь узор». Нужно составить узор на асфальте из опавших листьев.

Развитие двигательных навыков.

Упражнение «Подбрось и поймай мяч». Цель: упражнять в бросании и ловле мяча двумя руками.

Развитие речи.

Дидактическая игра «Назови детеныша». Цель: учить образовывать названия детенышей зверей.

Развитие математических представлений.

Дидактическая игра «Найди и принеси» (см. приложение 1).

6. Работа с литературным материалом. (Дети постепенно заканчивают играть, собираются около воспитателя.)

Воспитатель: Ребята, я слышала такую примету: «Если все листья облетели с деревьев быстро, то зима будет ранняя». Подумайте, почему?

Приметы:

Если на рябине уродилось много ягод, зима будет холодная.

Пословицы и поговорки:

Весна красна цветами, а осень — снопами.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.

Загадка:

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад ‒

Это просто... (листопад)

- Почему так называется – листопад?

7. Подвижная игра «Земля, вода, воздух, огонь»

8. Завершение прогулки.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня говорили, что осень – вкусное время года. В группе нас сегодня ожидает вкусный осенний сюрприз! Но получить его мы сможем тогда, кода дружно наведем порядок на участке и занесем игрушки в группу.

Дети вместе с воспитателем наводят порядок на участке и возвращаются в группу.





Аннотация

Прогулка «Осенний день» направлена на физическое, эстетическое, нравственное, трудовое, познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие детей. Она является органичной частью календарного планирования по теме «Осень», продолжает знакомство детей с сезонными изменениями в природе и жизни людей, расширяет экологические представления. Особенностью прогулки является ее направленность на формирование эстетических и нравственных чувств дошкольников.

В соответствии с ФГОС ДО, развитие детей реализуется в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. В прогулку включены такие виды деятельности, как экспериментирование, моделирование, трудовая деятельность, требующие от детей самостоятельности, проявления творчества, инициативы.

Предусмотрена индивидуальная работа с детьми, направленная как на работу с ребенком, испытывающим проблемы, так и на работу с одаренным ребенком.


Сведения об авторе


Каримова Любовь Александровна,

воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 36

1 квалификационная категория



Список литературы

  1. Александрова Г.С., Кобзева Т.Г., Холодова И.А. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа. М.: Учитель, 2015. – 287 с.

  2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер,2013. - 464 с.

  3. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.

  4. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 -7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.

  5. Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. - 192 с.


Приложение 1

Описание игр

Малоподвижная игра «Угадай, что делали»

Дети стоят врассыпную. Один ребенок отходит на несколько шагов и поворачивается к ним спиной. Он будет отгадывать, что делают играющие.

Дети договариваться, какое действие будут изображать. На данной прогулке дети изображали различные трудовые действия (подметали, копали, убирали в мешок, белили деревья и т.д.). Водящий подходит к играющим и говорит:

Здравствуйте, дети!

Где вы бывали?

Что вы видали?

Дети:

Что мы видели — не скажем,

А что делали — покажем.

Если водящий угадывает действие, он выбирает вместо себя другого ребенка.

Подвижная игра «Садовник и яблоки»

Цель игры: развивать двигательные, коммуникативных навыки.

Ход игры: все игроки ‒ яблоки. Водящий ‒ хозяин сада. Дети стоят в кругу, взявшись за руки, а «хозяин сада» встает в круг и говорит: «Яблоко погрыз червь, и оно падает с дерева».

При этих словах дети бегут по кругу, не разнимая рук, по окончании фразы они должны быстро присесть. Тот, кто не успеет это сделать, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останутся 3 человека. Они ‒ самые лучшие «яблоки».

Правила игры: бегущим по кругу игрокам нельзя разъединять руки. Из двух игроков, не успевших присесть, выходит из игры тот, у кого окажется свободной левая рука. «Хозяин сада» следит за соблюдением правил игры.

Сюжетно-ролевая игра «Экологи»

Сюжет, который предлагает детям воспитатель: приближается зима, проверьте, все ли животные и растения в лесу готовы к зиме, вызовите спасателей или ветеринарных врачей, пожарников, если увидите непорядок. Вызовите фотографов и корреспондентов, если увидите что-то интересное. Пригласите лесника, он покажет вам, что где растет, кто где живет.

Воспитатель раскладывает по участку игрушки (птицы, животные, насекомые).

Роли: экологи, лесник, ветврач, спасатели, фотограф, корреспондент и др.

Дидактическая игра «Найди и принеси»

Воспитатель дает задания:

Найди и принеси 8 листиков. Найди и принеси 6 шишек. Найди и принеси 5 желудей. Найди и принеси на 1 желудь больше, чем у Тани. Найди и принеси столько листочков, сколько у Вити. И др.

Подвижная игра «Земля, вода, воздух, огонь»

Дети стоят в кругу, ведущий - в центре. Он бросает мяч ребенку и говорит при этом одно из слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Если ведущий сказал «земля», то игрок, поймав мяч, должен быстро назвать какое-нибудь животное. На слово «вода» нужно назвать рыбу, на слово «воздух» - птицу. Если ведущий скажет «огонь», все, взмахивая руками, должны кружиться на месте. Невнимательные игроки выбывают из игры. Побеждает самый внимательный.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!