Предмет: ОБЖ.
Класс: 11.
Автор: преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ Кулешовской СОШ №17 Азовского района Сергиенко В.И.
Тема: Военная форма одежды и знаки различия.
Раздел: Основы военной службы.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Формы работы: групповая.
Технологии: метод проектов.
Цель: Сформировать представление о военной форме одежды и знаках различия военнослужащих.
Задачи:
1. Образовательные:
Выявить имеющиеся знания и представления о видах Вооружённых Сил Российской Федерации и воинских званиях;
Познакомиться с видами военной формы одежды и знаками различия;
Научиться определять воинское звание военнослужащего и его принадлежность к определенному виду, роду войск по форме одежды и знакам различия.
2. Развивающие:
Развитие навыков совместной работы в группах;
Развитие умения работать с информацией;
Развитие умения защитить свой проект;
Развитие умения оценивать свою работу и работу товарищей.
3. Воспитательные:
Воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к своему Отечеству;
Формирование гражданской позиции, ценностного мировоззрения.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер учителя, колонки, презентация, учебник, ватманы, заготовки военной формы и погонов, опорные таблицы для защиты проектов, клей-карандаш.
Ход урока
Организационный этап.
Приветственное слово учителя. Разбиение обучающихся на 3 группы. Проверка готовности к уроку. Положительный настрой на работу.
Создание проблемной ситуации. Целеполагание.
Учитель: - Ребята, ежегодно молодые люди нашей страны, достигшие возраста 18 лет, призываются на службу в ряды Вооружённых Сил России. Этим летом выпускник нашей школы был призван в армию, давайте посмотрим присланные им фотографии и ответим на вопрос, в какие войска он попал служить?
(1 слайд)
Ученики: - Военно-Морской флот.
Учитель: - А какие виды войск вы ещё знаете?
Ученики: - ВМФ, ВВС, Сухопутные войска. (2 слайд)
Учитель: - Ребята, давайте вернемся к нашему призывнику и посмотрим на фотографию. Скажите, в каких званиях находятся военнослужащие, представленные на этой фотографии? (3 слайд)
Ученики: - Матросы, офицеры и адмиралы.
Учитель: - А как вы смогли это понять? Что их отличает друг от друга?
Ученики: - По их форме одежды и знакам различия.
Учитель:- И тема нашего урока «Военная форма одежды и знаки различия». (4 слайд)
Учитель:- А что же такое военная форма одежды? (5 слайд)
Военная форма одежды – это унифицированный по существенным внешним признакам комплект предметов военной одежды и военной обуви (обмундирование), а также военного снаряжения, предназначенный для ношения военнослужащими.
К существенным внешним признакам военной формы одежды относятся в совокупности:
конструкция и цвет обмундирования и военного снаряжения;
декоративно-различительные элементы установленных цветов – канты, лампасы, околыши фуражек, поля и просветы на погонах;
фурнитура установленных образцов;
погоны установленных видов.
Военная форма носится применительно ко времени года и условий выполняемых задач. Поэтому она бывает парадной, повседневной, полевой; для строя и вне строя; зимняя и летняя. (6 слайд)
Первая военная форма в русской армии появилась в 1699 по указу Петра I. С тех пор она постоянно претерпевала изменения. (7 слайд)
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 293 «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия» была введена новая форма одежды для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, разработано более 80 образцов предметов парадной, повседневной, полевой, специальной формы одежды. (8 слайд)
Учитель: - А теперь ещё раз посмотрите на этих военнослужащих и уже конкретно напишите на листах, в каком они звании? (9 слайд) Прочитайте свои варианты.
Учитель: - Наши мнения разделились, и, чтобы понять это, сегодня я предлагаю вам выполнить проект на тему «Военная форма одежда и знаки различия военнослужащих». Проблема, над которой мы будем работать в ходе проекта «Как определить воинское звание военнослужащего и его принадлежность к определенному виду, роду войск по форме одежды и знакам различия?» (10 слайд)
- И, чтобы разобраться в воинских званиях, знаках различия и военной форме одежды, мы приступаем к работе над проектом.
Организация деятельности.
Учитель: - Итак, мы уже разбиты на три группы, каждая группа будет отвечать за свой вид войск: 1 группа – Сухопутные войска. 2 группа – ВВС, 3 группа – ВМФ.
- Выберите капитана команды. И прежде, чем приступить к работе распределим роли.
Капитаны назначают ответственных учеников за: (11 слайд)
Заполнение таблицы «Воинские звания. Погоны»;
Заполнение плаката «Воинские звания. Форма одежды»;
Заполнение опорной таблицы по защите проекта.
- Раздаточный материал для работы над вашими проектами: таблицы «Состав военнослужащих. Воинские звания. Погоны», «Военная форма одежды», алгоритм распределения погонов, алгоритм распределения военной одежды, опорные таблицы с кратким планом защиты (Приложение 1).
Осуществление деятельности. Работа над проектом.
Самостоятельная работа обучающихся над проектом по группам: 1 группа – Сухопутные войска. 2 группа – ВВС, 3 группа – ВМФ. (12 слайд)
Защита и оценивание проектов.
Учитель: - Время работы над проектами подошло к концу. Команды представьте нам свои проекты.
-Давайте вместе оценим работу каждой команды, заполнив таблицу и выставив баллы. (Приложение 2)
Подведение итогов.
- Возвращаясь к проблеме нашего проекта, (13 слайд)
скажите, возможно ли, определить воинское звание военнослужащего и его принадлежность определенному виду, роду войск по форме одежды и знакам различия?
- Что же для этого нужно знать? Сможете ли вы теперь отличить звание по знакам различия? Так кто же представлен на слайде? (14 слайд)
Пригодятся ли вам в жизни, полученные на уроке знания?
Учитель: - Подводя итоги нашего урока, я хотел бы спросить у вас, как у молодого поколения нашей страны: сегодня все говорят про мощь Российской армии - появляются новые виды оружия, новые корабли и самолёты, изменяется характер выполняемых задач, происходят и изменения в форме одежды. Но как вы считаете, что самое главное в нашей армии, что на самом деле делает мощной и сильной.
Ученики: - Мощной и сильной нашу армию делают люди, солдаты и офицеры, которые в ней служат, их сила духа и мужество.
Учитель: - Я надеюсь, что наши мальчишки, когда пойдут в армию, будут настоящими защитниками своей Родины. (15 слайд)
Литература
Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Марков, В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский, – 13-е изд. – М.: Дрофа, 2013.
Приложение 1
Плакат «Форма одежды военнослужащих ВВС, СВ»
(для наклеивания формы)
Состав военнослужащих | Форма одежды |
Летняя | Зимняя |
Солдаты | | |
Офицеры | | |
Генералы | | |
Плакат «Форма одежды военнослужащих ВМФ»
Состав военнослужащих | Форма одежды |
Летняя | Зимняя |
Матросы | | |
Офицеры | | |
Адмиралы | | |
Плакат «Перечень воинских званий военнослужащих ВС РФ (ВВС, СВ)»
(для наклеивания погонов)
Состав | Воинские звания | Характерные признаки (цвет, фактура, расположение знаков на погоне) |
Войсковые |
Солдаты Матросы | Солдаты | |
Ефрейтор | |
Сержанты Старшины | Младший сержант | |
Сержант | |
Старший сержант | |
Старшина | |
Прапорщики Мичманы | Прапорщик | |
Старший прапорщик | |
Младшие офицеры | Младший лейтенант | |
Лейтенант | |
Старший лейтенант | |
Капитан | |
Старшие офицеры | Майор | |
Подполковник | |
Полковник | |
Высшие офицеры | Генерал - майор | |
Генерал - лейтенант | |
Генерал - полковник | |
Генерал - армии | |
Маршал РФ | |
Плакат «Перечень воинских званий военнослужащих ВС РФ (ВМФ)»
(для наклеивания погонов)
Состав | Воинские звания | Характерные признаки (цвет, фактура, расположение знаков на погоне) |
Корабельные |
Солдаты Матросы | Матросы | |
Старший матрос | |
Сержанты Старшины | Старшина 2 статьи | |
Старшина 1 статьи | |
Главный старшина | |
Главный корабельный старшина | |
Прапорщики Мичманы | Мичман | |
Старший мичман | |
Младшие офицеры | Младший лейтенант | |
Лейтенант | |
Старший лейтенант | |
Капитан - лейтенант | |
Старшие офицеры | Капитан 3 ранга | |
Капитан 2 ранга | |
Капитан 1 ранга | |
Высшие офицеры | Контр - адмирал | |
Вице - адмирал | |
Адмирал | |
Адмирал флота | |
Опорная таблица по защите проекта
Этапы защиты | Защита |
Название проекта | Наш проект называется ___________________________ |
Распределение погонов по воинским званиям | В соответствие с воинским званиями мы распределили погоны следующим образом. При распределении погонов обращали внимание на характерные признаки:_____________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Распределение одежды (по званиям, по сезонам) | Все предложенные нашей команде комплекты одежды мы распределили следующим образом: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Выводы | Таким образом, можно сделать вывод, что в одежде ___________________(указать войска) присутствуют цвета:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________, которые на наш взгляд символизируют _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Что узнали нового, что вас заинтересовало? | Работая над проектом, мы узнали, как отличить______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Также нам было интересно узнать про ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
8