Методическая разработка раздела учебной программы по биологии «Царство Прокариоты»
Автор:
учитель биологии
МБОУ СОШ №156
Белякова Н. Ю.
Актуальность
Изучение данного раздела вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом
Цель
Изучить особенности строения, происхождения, многообразие и значение прокариотических организмов.
Задачи
Познакомить учащихся с:
- Происхождением и эволюцией бактерий;
- Особенностями строения бактериальной клетки;
- Способами питания, дыхания и размножения прокариот;
- Многообразием форм бактерий;
- Значением бактерий в природе и жизни человека
Формирование у учащихся умений и навыков:
- Характеризовать особенности организации клеток прокариот;
- Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- Работать с учебной и научно-популярной литературой, выделяя главные мысли;
- Исследовательской, проектной и творческой работы
Продолжить формировать:
- Представление о научной картине мира, историческом развитии живой природы;
- Использовать полученные знание в практической деятельности и повседневной жизни;
- Коммуникативные умения и навыки
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися
Учащиеся 7-е классы:
Потребность в активной творческой деятельности
Потребность в собственных исследованиях процессов и явлений
Упорство в достижении умений
Развитие интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
В результате изучения раздела учащиеся:
Должны знать:
Должны уметь:
- Происхождение и эволюцию бактерий;
- Общие свойства прокариотических организмов;
- Особенности строения бактериальной клетки;
- Различные способы питания, дыхания и размножения бактерий;
- Особенности распространения и роль в биоценозах
- Характеризовать особенности организаций клеток прокариот;
- Приводить примеры распространенности прокариот;
- Различать бактериальные клетки по форме и особенностям объединения;
- Работать с микроскопом и изготавливать простейшие микропрепараты
Используемые образовательные технологии
Метод проектов – позволяет приобщить учащихся к активному обучению, способствует развитию учебно – познавательных умений и навыков, усвоению учебного материала и реализации полученных знаний в жизни
Используемые образовательные технологии
Игровые технологии – позволяют создать мотивацию к предмету, сделать учебный процесс увлекательным, интересным
Используемые образовательные технологии
Проблемное обучение – позволяет развивать творческую, мыслительную деятельность обучающихся
Система знаний и система деятельности
Ведущий способ обучения – технология управления процессом самостоятельной деятельности обучающихся
Учитель
Использует технологии, связанные с поэтапным освоением учащихся новых умений и навыков
Использует технологию исследования, развивающее творческие способности учащихся
Ставит вопросы, связанные с управлением действиями учеников
Основные технологические приемы
- Предъявление наглядности;
- Использование лабораторного оборудования;
- Использование видеоинформации и анимации;
- Создание исследовательских работ и проектов
Тематическое планирование по разделу Царство Прокариоты
тема
содержание
Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов ( 3 ч )
характеристика видов деятельности
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Строение прокариотической клетки. Размножение бактерий. Многообразие форм бактерий. Понятие о типах обмена у прокариот. Распространенность и роль в биоценозах. Значение в природе и жизни человека.
Дают общую характеристику прокариот. Выделяют основные признаки бактерий. Определяют значение внутриклеточных структур. Дают оценку роли бактерий в природе и жизни человека. Составляют кластеры, синквейны, зарисовки различных форм бактериальных клеток. Готовят презентации.
Разработка урока по теме « Общая характеристика прокариот»
Цель урока : познакомить учащихся с представителями прокариот, их строением, жизнедеятельностью, распространением.
Задачи
Познакомить учащихся с:
- Происхождением и эволюцией бактерий;
- Особенностями строения бактериальной клетки;
- Способами питания, дыхания и размножения прокариот;
- Многообразием форм бактерий;
Формирование у учащихся умений и навыков:
- Исследовательской работы;
- Поиска информации и работы с учебником;
- Умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
- Формирование навыков работы в группе
Продолжить формировать:
- Представление о научной картине мира, историческом развитии живой природы;
- Коммуникативные и исследовательские умения и навыки;
- Способность использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни
Тип урока : изучение нового материала
Ход урока
- Орг. момент
- Актуализация знаний
- Изучение нового материала
- Среда обитания бактерий
( демонстрация опыта, заложенного на предыдущем уроке )
Кластер
Почва
Вода Организм
Воздух
Среда обитания бактерий
- История открытия бактерий
( презентация учащегося)
- Форма бактерий ( учащиеся заполняют в тетрадях схему, делают рисунки )
- Работа с учебником ( учащиеся зарисовывают в тетрадях бактериальную клетку и подписывают ее органоиды )
- Работа с интерактивной доской
- Работа в группах ( учащиеся делятся на 5 групп, выполняя задания на информационных листах ) 1-я группа составляет кластер « способы передвижения бактерий» 2-я группа определяет по рисунку тип размножения бактерий 3-я группа анализирует процесс спорообразования у бактерий 4-я группа знакомится со способами питания у бактерий 5-я группа знакомится со способами дыхания бактерий - Отчет групп о своей работе
4. Закрепление материала
- учащиеся выполняют тест по вариантам, осуществляя взаимопроверку
- игра « Имитация различных форм и особенностей объединения клеток бактерий»
Итог урока ( учащиеся формулируют вывод, делая записи в тетрадях )
Общие признаки прокариот
- Бактерии – это микроскопические одноклеточные организмы;
- Бактериальная клетка лишена ядра;
- По форме бактериальные клетки делятся на кокки, бациллы, вибрионы, спириллы и т.д.;
- По способу питания являются автотрофами и гетеротрофами;
- Существуют в кислородной и бескислородной среде;
- Размножаются путем деления надвое
5. Домашнее задание
- Учебник с.10-13 пересказ;
- Подготовить презентации:
- « Роль бактерий в жизни человека»
- « Болезнетворные бактерии»
- « Настоящие бактерии в природе: разрушители органических веществ»;
- Проделать опыт, доказывающий необходимость мыть руки перед едой, результаты оформить в виде презентации ( ориентировано на мотивированных учащихся )
Список литературы
- Рабочие программы. Биология 5-9 классы: учебно – методическое пособие / сост. Г.М. Пальдяева -М.: Дрофа, 2014;
- Учебник. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. В.Б. Захарова, Н.И .Сонин- М.: Дрофа, 2011;
- Биология. Поурочные планы к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина .7 класс – М.: Дрофа, 2009;
- Мультимедийное приложение к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина. Биология 7 класс