Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздела программы по предмету "Литературное чтение"образовательной системы "Школа России"»
Аттестационная работа
Методическая разработка раздела
программы по предмету «Литературное чтение» образовательной системы «Школа России»
Тема разработки: «Работа с текстом на уроке литературного чтения как средство формирования УУД» (на учебном материале раздела программы «Великие русские писатели «в 3 классе)
Выполнила:
Учитель начальных классов
МБОУ Редькинской ООШ
Города областного значения
Васягина Светлана Николаевна
Квалификационная категория:1
Педагогический стаж:21 г.
Программа предусматривает в 3 классе обучениев объеме 3 часа в неделю, 102 часа в год
В УМК входят:
авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,
М.В.Голованова,М.»Просвещение 2010г.
- Книга для учителя « Уроки литературного чтения»в 3 классе по учебнику «Родная речь»
- Концепции и программы для начальных классов «Школа России»,М., «Просвещение»2008г.
Цели и задачи раздела
Цель : организация деятельности учащихся для восприятия текста (прозаического , поэтического)как единого смыслового целого ; выработка навыка осознанного правильного, выразительного чтения.
Задачи :
- формирование УУД на основе чтения и анализа прочитанного текста.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты :
- Иметь мотивацию к учебной деятельности и осознавать личностный смысл учения;
- Способность к творческому решению учебных и практических задач;
- Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;
Предметные результаты :
- Умение выделять основные смысловые единицы текста;устанавливать отношения между основными единицами текста;умение соблюдать интонацию в устной речи( при работе с произведением)
- Использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- Формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе , честности.
Метапредметные результаты :
- Умение выполнять логические действия( сравнение, синтез , обобщение , построение рассуждений);
- Умение слушать собеседника, вести диалог;
- Активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.
Психолого-педагогическое обоснование
Младший школьный возраст
Любознательность
Яркая
эмоциональность
Быстрое переключение с одного вида деятельности на другой
Богатое воображение
Развивающее обучение
Дифференцированного
обучения
Игровое
обучение
Проблемногообучения
Здоровье-
сберегающие
технологии
Групповые
Технологии критического мышления
Методы и приемы
- Словесные методы обучения(рассказ, объяснение, беседа)
- Наглядные методы (наблюдение,иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентация)
- Практические (устные и письменные упражнения, самостоятельная работа)
- Активные методы( исследовательский, проблемные ситуации, ролевые игры,работа в группах, работа в парах)
- Приемы общей(внешней) организации учебной деятельности : приемы слушания ,наблюдения , перессказа , самоконтроля , организация учебного общения, организация домашней работы;
- Приемы познавательной (внутренней )деятельности: приемы развития внимания, приемы запоминания, приемы словесного описания, объяснения, формулировки вопросов или проблем, приемы рефлексии и т.д.
Формы, типы уроков
На уроках возможно использование коллективной
фронтальной, групповой, парной, индивидуальной(в т.ч.
дифференцированной по трудности, степени
самостоятельности и творчеству)форм работы учащихся.
Основные типы уроков:
- Урок изучения нового материала
- Комбинированный урок
- Урок обобщения и систематизации знаний
- Урок контроля знаний
- Урок-игра
- Урок наблюдение
Система деятельности
познавательная
- Реализация мыслительных операций чувственного познания объектов(анализ, сравнение,синтез, обобщение)
- Развитие творческого мышления
- Установление причинно-следственных связей
преобразующая
- Побуждение к фантазии
- Техника выбора
- Поиск путей решения проблемы
общеучебная
- Организация рабочего места
- Саморазвитие,способ поиска новой информации
- Работа с литературой(учебником, словарем. Текстом произведения)
- Развитие навыков общения
- Развитие способности к самостоятельномуусвоению новых знаний и умений
самоорганизующая
- Целеполагание как самостоятельная постановка учебной задачи
- Планирование деятельности
- Определение промежуточных целей с учетом конечного результата
- Прогнозирование, оценка планируемого результата и уровня усвоения содержания
- Самоконтроль и самооценка
- Рефлексия
Анализ литературного произведения как обязательный этап работы с текстом
Этап 1 -работа с текстом до чтения:
- Антиципация
- Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе
Этап 2-работа с текстом во время чтения:
- Первичное чтение текста, выявление первичного восприятия
- Перечитывание текста, постановка вопросов к тексту и к смысловым частям текста
- Беседа по содержанию в целом
Этап 3-работа с текстом после чтения
- Концептуальная (смысловая )беседа по тексту
- Беседа о личности писателя ( почему появилось такое произведение)
- Работа с заглавием,иллюстрациямию
- Творческие задания, опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности
Примеры заданий , направленных на формирование УУД, на моих уроках литературного чтения в рамках даного раздела
Формируемые УУД
Используемые приемы и примеры заданий
Познавательные
- Прием «Вчитывания и вычитывания»
- Нарисовать диафильм по представленным словесным картинам стих-я
- Сравнение текста лирического стих-я с произведением живописи
- Создание нового творческого продукта (эссе, сочинение)
- Перессказ с опорой на модельный план
- Составление синквейна при характеристике героев
Регулятивные
- Прогнозирование .Прием антиципации
Личностные
Проект урока Л.Н.Толстой «Акула»
Тема урока: «Поступок, продиктованный любовью».
Цель урока : Формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое; вырабатывать навык осознанного правильного чтения.
Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД:
- Познавательные УУД : формировать умение оценивать прочитанное на основе глубокого анализа произведения, выполнения упражнений синтезирующих целостное восприятие с целью подготовки к перессказу текста.
- Коммуникативные УУД : формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологические доказательные высказывания.
- Регулятивные УУД : формировать способность принимать учебную цель и задачу; планировать ее реализацию.
- Личностные УУД : эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Оборудование:
- Карточки с заданиями для групповй работы
- Портрет писателя
- Музыкальное сопровождение (саундтрек к к\ф «Титаник» Southhampton –James Horner)
- Компьютер или магнитофон
- Иллюстрация к произведению Л. Толстого
Межпредметные связи : «Окружающий мир»
Тип урока : комбинированный
Этапы урока
- Организационный (1 мин)
- Этап подготовки к усвоению нового материала через повторение иактуализацию знаний(6 мин)
- Физкультминутка (1,5 мин)
- Целеполагание и мотивация (4 мин)
- Ознакомление с новым материалом:
- Первичное восприятие текста(5 мин)
- Самостоятельная работа(5 мин)
- Анализ произведения (5 мин)
- Первичное осмысление и закрепление связей в объектах изучения:
- Определение основной мысли и темы произведения(1,5 мин)
- Закрепление изученного материала( 12 мин)
- Постановка заданий на дом(дифференцированная по уровню творчества)(2 мин)
- Подведение итогов урока(2 мин)