СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка раздела программы по предмету "Литературное чтение"образовательной системы "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема разработки "Работа с текстом на уроке литературного чтения как средство формирования личностных УУД

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздела программы по предмету "Литературное чтение"образовательной системы "Школа России"»

Аттестационная работа Методическая разработка раздела программы по предмету «Литературное чтение» образовательной системы «Школа России» Тема разработки: «Работа с текстом на уроке литературного чтения как средство формирования УУД» (на учебном материале раздела программы «Великие русские писатели «в 3 классе) Выполнила:  Учитель начальных классов  МБОУ Редькинской ООШ  Города областного значения  Васягина Светлана Николаевна Квалификационная категория:1 Педагогический стаж:21 г.

Аттестационная работа

Методическая разработка раздела

программы по предмету «Литературное чтение» образовательной системы «Школа России»

Тема разработки: «Работа с текстом на уроке литературного чтения как средство формирования УУД» (на учебном материале раздела программы «Великие русские писатели «в 3 классе)

Выполнила:

Учитель начальных классов

МБОУ Редькинской ООШ

Города областного значения

Васягина Светлана Николаевна

Квалификационная категория:1

Педагогический стаж:21 г.

Программа предусматривает в 3 классе обучениев объеме 3 часа в неделю, 102 часа в год В УМК входят: Учебник «Родная речь»  авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова,М.»Просвещение 2010г. Книга для учителя « Уроки литературного чтения»в 3 классе по учебнику «Родная речь» Концепции и программы для начальных классов «Школа России»,М., «Просвещение»2008г.

Программа предусматривает в 3 классе обучениев объеме 3 часа в неделю, 102 часа в год

В УМК входят:

  • Учебник «Родная речь»

авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,

М.В.Голованова,М.»Просвещение 2010г.

  • Книга для учителя « Уроки литературного чтения»в 3 классе по учебнику «Родная речь»
  • Концепции и программы для начальных классов «Школа России»,М., «Просвещение»2008г.
Цели и задачи раздела Цель : организация деятельности учащихся для восприятия текста (прозаического , поэтического)как единого смыслового целого ; выработка навыка осознанного правильного, выразительного чтения. Задачи : формирование УУД на основе чтения и анализа прочитанного текста.

Цели и задачи раздела

Цель : организация деятельности учащихся для восприятия текста (прозаического , поэтического)как единого смыслового целого ; выработка навыка осознанного правильного, выразительного чтения.

Задачи :

  • формирование УУД на основе чтения и анализа прочитанного текста.
Ожидаемые результаты Личностные результаты : Иметь мотивацию к учебной деятельности и осознавать личностный смысл учения; Способность к творческому решению учебных и практических задач; Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;  Предметные результаты :  Умение выделять основные смысловые единицы текста;устанавливать отношения между основными единицами текста;умение соблюдать интонацию в устной речи( при работе с произведением)

Ожидаемые результаты

Личностные результаты :

  • Иметь мотивацию к учебной деятельности и осознавать личностный смысл учения;
  • Способность к творческому решению учебных и практических задач;
  • Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;

Предметные результаты :

  • Умение выделять основные смысловые единицы текста;устанавливать отношения между основными единицами текста;умение соблюдать интонацию в устной речи( при работе с произведением)
Использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;  Формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе , честности. Метапредметные результаты : Умение выполнять логические действия( сравнение, синтез , обобщение , построение рассуждений); Умение слушать собеседника, вести диалог; Активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач; Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.
  • Использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • Формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе , честности.

Метапредметные результаты :

  • Умение выполнять логические действия( сравнение, синтез , обобщение , построение рассуждений);
  • Умение слушать собеседника, вести диалог;
  • Активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.
Психолого-педагогическое обоснование  Младший школьный возраст Любознательность  Яркая эмоциональность Быстрое переключение с одного вида деятельности на другой Богатое воображение

Психолого-педагогическое обоснование

Младший школьный возраст

Любознательность

Яркая

эмоциональность

Быстрое переключение с одного вида деятельности на другой

Богатое воображение

Развивающее обучение Дифференцированного обучения Игровое обучение  Используемые технологии  Проблемногообучения Здоровье- сберегающие  технологии Групповые Технологии критического мышления

Развивающее обучение

Дифференцированного

обучения

Игровое

обучение

  • Используемые технологии

Проблемногообучения

Здоровье-

сберегающие

технологии

Групповые

Технологии критического мышления

Методы и приемы Словесные методы обучения(рассказ, объяснение, беседа) Наглядные методы (наблюдение,иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентация) Практические (устные и письменные упражнения, самостоятельная работа) Активные методы( исследовательский, проблемные ситуации, ролевые игры,работа в группах, работа в парах)

Методы и приемы

  • Словесные методы обучения(рассказ, объяснение, беседа)
  • Наглядные методы (наблюдение,иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентация)
  • Практические (устные и письменные упражнения, самостоятельная работа)
  • Активные методы( исследовательский, проблемные ситуации, ролевые игры,работа в группах, работа в парах)
Приемы общей(внешней) организации учебной деятельности : приемы слушания ,наблюдения , перессказа , самоконтроля , организация учебного общения, организация домашней работы; Приемы познавательной (внутренней )деятельности: приемы развития внимания, приемы запоминания, приемы словесного описания, объяснения, формулировки вопросов или проблем, приемы рефлексии и т.д.
  • Приемы общей(внешней) организации учебной деятельности : приемы слушания ,наблюдения , перессказа , самоконтроля , организация учебного общения, организация домашней работы;
  • Приемы познавательной (внутренней )деятельности: приемы развития внимания, приемы запоминания, приемы словесного описания, объяснения, формулировки вопросов или проблем, приемы рефлексии и т.д.
Формы, типы уроков На уроках возможно использование коллективной фронтальной, групповой, парной, индивидуальной(в т.ч. дифференцированной по трудности, степени самостоятельности и творчеству)форм работы учащихся. Основные типы уроков: Урок изучения нового материала Комбинированный урок Урок обобщения и систематизации знаний Урок контроля знаний Урок-игра Урок наблюдение

Формы, типы уроков

На уроках возможно использование коллективной

фронтальной, групповой, парной, индивидуальной(в т.ч.

дифференцированной по трудности, степени

самостоятельности и творчеству)форм работы учащихся.

Основные типы уроков:

  • Урок изучения нового материала
  • Комбинированный урок
  • Урок обобщения и систематизации знаний
  • Урок контроля знаний
  • Урок-игра
  • Урок наблюдение
Система деятельности познавательная Реализация мыслительных операций чувственного познания объектов(анализ, сравнение,синтез, обобщение) Развитие творческого мышления Установление причинно-следственных связей преобразующая Побуждение к фантазии Техника выбора Поиск путей решения проблемы общеучебная Организация рабочего места Саморазвитие,способ поиска новой информации Работа с литературой(учебником, словарем. Текстом произведения) Развитие навыков общения Развитие способности к самостоятельномуусвоению новых знаний и умений самоорганизующая Целеполагание как самостоятельная постановка учебной задачи Планирование деятельности Определение промежуточных целей с учетом конечного результата Прогнозирование, оценка планируемого результата и уровня усвоения содержания Самоконтроль и самооценка Рефлексия

Система деятельности

познавательная

  • Реализация мыслительных операций чувственного познания объектов(анализ, сравнение,синтез, обобщение)
  • Развитие творческого мышления
  • Установление причинно-следственных связей

преобразующая

  • Побуждение к фантазии
  • Техника выбора
  • Поиск путей решения проблемы

общеучебная

  • Организация рабочего места
  • Саморазвитие,способ поиска новой информации
  • Работа с литературой(учебником, словарем. Текстом произведения)
  • Развитие навыков общения
  • Развитие способности к самостоятельномуусвоению новых знаний и умений

самоорганизующая

  • Целеполагание как самостоятельная постановка учебной задачи
  • Планирование деятельности
  • Определение промежуточных целей с учетом конечного результата
  • Прогнозирование, оценка планируемого результата и уровня усвоения содержания
  • Самоконтроль и самооценка
  • Рефлексия
Анализ литературного произведения как обязательный этап работы с текстом Этап 1 -работа с текстом до чтения: Антиципация Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе Этап 2-работа с текстом во время чтения: Первичное чтение текста, выявление первичного восприятия Перечитывание текста, постановка вопросов к тексту и к смысловым частям текста Беседа по содержанию в целом Этап 3-работа с текстом после чтения Концептуальная (смысловая )беседа по тексту Беседа о личности писателя ( почему появилось такое произведение) Работа с заглавием,иллюстрациямию Творческие задания, опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности

Анализ литературного произведения как обязательный этап работы с текстом

Этап 1 -работа с текстом до чтения:

  • Антиципация
  • Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе

Этап 2-работа с текстом во время чтения:

  • Первичное чтение текста, выявление первичного восприятия
  • Перечитывание текста, постановка вопросов к тексту и к смысловым частям текста
  • Беседа по содержанию в целом

Этап 3-работа с текстом после чтения

  • Концептуальная (смысловая )беседа по тексту
  • Беседа о личности писателя ( почему появилось такое произведение)
  • Работа с заглавием,иллюстрациямию
  • Творческие задания, опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности
Примеры заданий , направленных на формирование УУД, на моих уроках литературного чтения в рамках даного раздела Формируемые УУД  Используемые приемы и примеры заданий Познавательные Прием «Вчитывания и вычитывания» Нарисовать диафильм по представленным словесным картинам стих-я Сравнение текста лирического стих-я с произведением живописи Создание нового творческого продукта (эссе, сочинение) Перессказ с опорой на модельный план Составление синквейна при характеристике героев Регулятивные Прогнозирование .Прием антиципации Личностные Прием «Система вопросов»

Примеры заданий , направленных на формирование УУД, на моих уроках литературного чтения в рамках даного раздела

Формируемые УУД

Используемые приемы и примеры заданий

Познавательные

  • Прием «Вчитывания и вычитывания»
  • Нарисовать диафильм по представленным словесным картинам стих-я
  • Сравнение текста лирического стих-я с произведением живописи
  • Создание нового творческого продукта (эссе, сочинение)
  • Перессказ с опорой на модельный план
  • Составление синквейна при характеристике героев

Регулятивные

  • Прогнозирование .Прием антиципации

Личностные

  • Прием «Система вопросов»

Проект урока Л.Н.Толстой «Акула»

Тема урока: «Поступок, продиктованный любовью».

Цель урока : Формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое; вырабатывать навык осознанного правильного чтения.

Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД:

  • Познавательные УУД : формировать умение оценивать прочитанное на основе глубокого анализа произведения, выполнения упражнений синтезирующих целостное восприятие с целью подготовки к перессказу текста.
  • Коммуникативные УУД : формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологические доказательные высказывания.
  • Регулятивные УУД : формировать способность принимать учебную цель и задачу; планировать ее реализацию. 
  • Личностные УУД : эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Оборудование:

  • Карточки с заданиями для групповй работы
  • Портрет писателя
  • Музыкальное сопровождение (саундтрек к к\ф «Титаник» Southhampton –James Horner)
  • Компьютер или магнитофон
  • Иллюстрация к произведению Л. Толстого

Межпредметные связи : «Окружающий мир»

Тип урока : комбинированный

Этапы урока Организационный (1 мин) Этап подготовки к усвоению нового материала через повторение иактуализацию знаний(6 мин) Физкультминутка (1,5 мин) Целеполагание и мотивация (4 мин) Ознакомление с новым материалом: Первичное восприятие текста(5 мин) Самостоятельная работа(5 мин) Анализ произведения (5 мин) Первичное осмысление и закрепление связей в объектах изучения: Определение основной мысли и темы произведения(1,5 мин) Закрепление изученного материала( 12 мин) Постановка заданий на дом(дифференцированная по уровню творчества)(2 мин) Подведение итогов урока(2 мин)

Этапы урока

  • Организационный (1 мин)
  • Этап подготовки к усвоению нового материала через повторение иактуализацию знаний(6 мин)
  • Физкультминутка (1,5 мин)
  • Целеполагание и мотивация (4 мин)
  • Ознакомление с новым материалом:
  • Первичное восприятие текста(5 мин)
  • Самостоятельная работа(5 мин)
  • Анализ произведения (5 мин)
  • Первичное осмысление и закрепление связей в объектах изучения:
  • Определение основной мысли и темы произведения(1,5 мин)
  • Закрепление изученного материала( 12 мин)
  • Постановка заданий на дом(дифференцированная по уровню творчества)(2 мин)
  • Подведение итогов урока(2 мин)