СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка раздела программы по русскому языку "Синтаксис словосочетания"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по теме «Синтаксис словосочетания» рассчитана на 4 часа, из которых 2  часа отводится на урочные занятия, 1 час на закрепление полученных знаний. На уроке, посвященном закреплению полученных знаний, про­веряется усвоение школьниками теоретического материала, уровень владения основными понятиями и терминами; выясняются наиболее сложные вопросы,  недостаточно усвоенные во время уроков, да­ется дополнительный материал;  выполняются  упражнения на закрепление знаний. В конце

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздела программы по русскому языку "Синтаксис словосочетания"»

Муниципальное образовательное учреждение

Кошелихинская основная общеобразовательная школа








Аттестационный материал.





Методическая разработка раздела образовательной или учебной программы по русскому языку





Синтаксис словосочетания.







Автор разработки:

учитель русского языка

Яшина Анастасия Николаевна









2012год

  1. Пояснительная записка.

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».

К. Г. Паустовский

Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством общения во всех сферах жизни для хранения и передачи информации.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.

Результаты сдачи экзамена в 9 классе в новой форме по русскому языку показали, что наблюдаются системные противоречия в обучении предмету: формализм, ориентация на нормы языка, а не на их применение в устной и письменной речи; все это препятствует общему и филологическому развитию учащихся; более того, очевидны стремительное оскудение словарного запаса школьников, увеличение количества речевых, грамматических ошибок на фоне экспансии заимствований и разговорной речи, поспешности, неточности в освоении новых слов, свойственных современному человеку; учащиеся затрудняются в построении словосочетания, предложения, текста.

Синтаксис – эта та ступень грамматического строя языка, на которой формируется связанная речь. Соответственно синтаксис как наука изучает средства и способы построения связанной речи и прежде всего его коммуникативных единиц – словосочетаний и предложений.

Для своей работы я взяла раздел русского языка «Синтаксис словосочетания», т.к. именно данная тема, на мой взгляд, учащимися менее усвоена.













Данная работа разработана на основе программы общеобразовательных школ по русскому языку под редакцией В.Я. Баранова, Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 2011 год.

Работа по теме «Синтаксис словосочетания» рассчитана на 4 часа, из которых 2 часа отводится на урочные занятия, 1 час на закрепление полученных знаний. На уроке, посвященном закреплению полученных знаний, про­веряется усвоение школьниками теоретического материала, уровень владения основными понятиями и терминами; выясняются наиболее сложные вопросы, недостаточно усвоенные во время уроков, да­ется дополнительный материал; выполняются упражнения на закрепление знаний. В конце раздела проводится контрольная работа(1 час).

  1. Цели преподавания раздела «Синтаксис словосочетания»:

  1. Образовательная: обобщение и закрепление изученного материала раздела «Синтаксис словосочетания»; формирование умения различать слова с предлогами, словосочетания и предложения; безошибочное определение видов связи в словосочетании; умение вычленять словосочетания из предложений, характеризовать их; орфографический повтор.

  2. Развивающая: развитие речи; обогащение и усложнение словарного запаса; усиление коммуникативных свойств в речи; овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка; развитие мышления; умение анализировать, выделять главное, обобщать, систематизировать, определять и объяснять понятия.

  3. Воспитательная: воспитание духовной тонкости, психологической гибкости, эмоциональной культуры, воспитание здорового миропонимания.

  1. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.

В возрасте учащихся 8-9 класса предметом усвоения становятся целостные системы теоретических понятий, излагаемых абстрактным языком с применением графиков, таблиц, моделей. Наличие достаточно высокого уровня теоретического мышления способствует усвоению сложного материала. В 8-9 классах учащиеся постепенно приступают к самостоятельной постановке учебных задач и к самостоятельной оценке своих решений. Каждый ученик становится индивидуальным субъектом учения. Его учебная деятельность приобретает форму внутреннего диалога с авторами учебного материала, а обсуждение результатов в классе становится такой дискуссией, когда каждый ее участник может внести коррективы в предложенное понимание учебной дисциплины и в способы ее решения.

  1. Актуальность изучения темы «Синтаксис словосочетания»

Анализ срезов контрольных работ по теме «Синтаксис словосочетания» за 2 учебных года показал, что данная тема учащимися не достаточно усвоена. В 9 классе даже достаточно сильные ученики не могут подобрать синоним к данному словосочетанию, но с другим видом связи. Например, задание: подберите к словосочетанию замочная скважина синонимичное словосочетание с видом связи управление (скважина замка). Кроме того, данная тема, достаточно хорошо изученная, способствует усвоению темы «Второстепенные члены предложения».

Мониторинг усвоения учащимися темы «Синтаксис словосочетания»

Из данной диаграммы видно, что результаты усвоения темы достаточно невысоки.

  1. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

В ходе изучения раздела учащиеся должны знать определения основных изученных в данном разделе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

По итогам изучения раздела учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: производить синтаксический разбор словосочетаний; пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала; находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями.

  1. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.

«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - писал в свое время М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно актуально звучат слова

М. Горького: «В карете прошлого никуда не уедешь…»

Развитие технологий во всех сферах человеческой деятельности влечет за собой изменения в требованиях, предъявляемых к выпускникам общеобразовательных учреждений. В настоящее время от выпускников школ требуются не только знания самых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном социуме. В этих условиях становится все более очевидным, что традиционное образование, ориентированное на прямую передачу эталонных знаний, уже не в полной мере способно решать поставленные перед ним задачи. Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся

Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Внедрение в традиционную систему «учитель – класс – ученик» компьютера и компьютерной обучающей программы опосредует участие в учебном процессе педагогов и программистов–разработчиков обучающей программы, координально меняет характер учебной деятельности ученика и роль учителя. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.

Учитель сегодня, на мой взгляд, не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как учиться. Это задача личностно-ориентированного обучения, где ценится не только результат, но и сам процесс учения.

В своей работе я использую следующие педагогические технологии, относящиеся к личностно-ориентированному обучению: «Ищу ошибки» и «Определение понятий».

«Ищу ошибки».

При использовании данной технологии ставятся следующие задачи:

  1. Обучающие:

  • Формирование грамотности(нормативности) языка через сравнение слов в тексте с эталоном;

  • Актуализация правил грамотного письма.

  1. Развивающие:

  • Развитие мотивации запоминать правильность написания слов, правил;

  • Развитие внимательности при поиске ошибок

  1. Воспитывающие:

  • Развитие сотрудничества при работе в малых группах.

Данная технология вызывает интерес у учащихся, особенно на первых занятиях. В процессе длительного применения данной технологии ее необходимо дополнять новыми элементами.

Прежде чем использовать данную технологию на уроке, учитель составляет текст. В этом тексте он специально делает ошибки. Количество ошибок должно быть известно учителю, но неизвестно ученикам. Ошибки планируются по пройденному материалу. Составленный текст размножается по количеству учеников.

На уроке ученики находят ошибки, сначала самостоятельно (можно пользоваться словарями, учебниками и т.д.), затем коллективно. Если у кого – то из учеников другой вариант, он сообщает остальным и объясняет, т.е. отстаивает свое мнение.

Данная технология дает положительные результаты только в том случае, если педагог сам хорошо подготовлен.

«Определение понятий».

Используя данную технологию, я ставлю следующие цели:

  1. Научить учащихся понимать каждое слово в тексте;

  2. Помочь учащимся осознать необходимость более внимательного отношения к словам в тексте;

  3. Работа учащихся завершается защитой проектов по ранее определенной теме.

Учитель начинает объяснение с того, что понимание слова – это представление (видение, слышание, осязание и т.д.) учащимся образов тех предметов и явлений, которые оно обозначает. Но не только представление. Это только первый уровень понимания слова. Занятие проводится следующим образом: всем учащимся раздаются тесты, которые могут быть одинаковыми или разными в зависимости от возраста учащихся.

Учитель сообщает, что необходимо найти непонятные слова и выяснить их значение с помощью справочных изданий, словарей, консультаций учителя.

Учащиеся в совместной работе стараются найти незнакомые, непонятные слова и выяснить их значение. Ведь через понимание отдельных слов учащиеся приходят к пониманию текста.

Результаты понимания понятий хорошие. Требуется подготовка педагога.

Для создания проектов используется программа ­– PowerPoint. С помощью этой программы учащиеся осуществляют оформление и демонстрацию своих работ, что способствует развитию их чувственных восприятий художественного образа. Учащиеся учатся в краткой форме красочно передавать изучаемый материал.

Для повышения роли самостоятельной работы школьников учителем используется проектное обучение не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательной системы.

Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, что повышает его творческую активность.

Хочу отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-9 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

 актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

 вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

 сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;

 побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

 получить новую информацию;

 осмыслить ее;

 соотнести с уже имеющимися знаниями;

 искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

 целостное осмысление, обобщение полученной информации;

 присвоение нового знания, новой информации учеником;

 формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Подобную работу я провожу в основном в 9 классах, когда ребята учатся писать интерпретации при подготовке к сочинениям ,олимпиадам, ГИА.

Примером метода критического мышления может служить синквейн.

Мы недавно стали применять с учащимися 6 класса этот приём, но он уже нравится многим творческим ребятам, и они увлечённо составляют синквейны.

  1. Система знаний и система деятельности.

Система знаний складывается в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.



Одной из основных целей современной системы образования является формирование умений работать с информацией, формирование критического и творческого мышления. Нужно помнить, что определяющую роль в решении этой задачи выполняет курс русского языка.

Расширение пространства знаний, объем информации, ее многопрофильность сделали очевидным тот факт, что все знать и уметь - невозможно, однако возможно освоение, овладение, нахождение истины через смежные области, приход к цели через смежные знания. Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю. На первый план выходит личность ученика, его отношение к миру, способность к культурному общению и рефлексии, адекватной самооценке и саморазвитию, нацеленность на созидание и добро.

Таким образом, важнейшим направлением в обучении русскому языку является ориентация на формирование умений работы с информацией (поиск дополнительной информации, работа со всевозможными словарями и т.д.)

Особое внимание нужно уделить целенаправленному совершенствованию жизненно важных умений, связанных с использованием разных видов чтения, извлечением необходимой информации из различных источников (учебно-научные тексты, справочная литература и др.), создание собственных речевых высказываний разных стилей и жанров на основе прочитанного или прослушанного текста(изложение, сочинение , синквейн, реферат и т.д.)

В середине 70-х гг. Б.Г. Ананьев сосредоточил внимание на трех фун­даментальных видах деятельности человека, которые, по-моему, сейчас осо­бенно значительны для учебной деятельности. Это - познание, труд, обще­ние. И совершенно очевидно, что каждая из них составляет неотъемлемый компонент учебной деятельности. Познание - основа учения, но это и слож­ный, напряженный, упорный труд в школьные годы. Общение - это и есть форма сотрудничества, образующая коммуникативные социальные связи в коллективе и между учителем и учащимися. Конечно, этими видами учебная деятельность не ограничена. Многообразие видов деятельности не оставляет учащихся на уровне репродуктивного исполнительства, оно заставляет ис­кать, открывать, утверждать, доказывать, обмениваться достижениями - всё это и составляет процесс становления личности школьника.

Система деятельности включает развитие критического, аналитического, творческого мышления (гибкость, беглость, оригинальность, точность). Опору на умения и навыки постановки цели и определять как самостоятельно, так и в группе, пути достижения цели. Формирование умения выдвигать гипотезы, строить аналогии, давать оценочные суждения и т.д. Совершенствование опыта индуктивно-дедуктивного доказательства и доказательства по аналогии. В ходе реализации исследовательских, компьютерных, творческих проектов происходит пошаговая преобразующая деятельность, направленная не только на решение конкретной ситуации или проблемы, но и личностное приращение обучающегося. В своей работе я использую следующие методы учения: метод монологического изложения, метод эвристической беседы, метод проектов, работа с учебником, дополнительным раздаточным материалом, доклады-сообщения с презентациями PowerPoint, выделение в тексте языковых понятий, фактов, составление таблиц, тезисов, краткого и развернутого планов. Использование приема «Знал – Хочу узнать – Знаю», создание банка творческих работ.

Любой вид деятельности, в зависимости от её характера, рождает и оп­ределённые отношения, что отражается на учебной деятельности и составля­ет ее значительную ценность.









  1. Поурочное планирование по разделу

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки

Вид контроля, измерители

Д.З

1

Словосочетание как единица синтаксиса .Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные.

Урок освоения новых знаний

Знать основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные; признаки словосочетания; уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов

Запись в справочники дополнительного материала по теме, практическая работа

§ 9-10 упр.58

2

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Подчинительная связь: согласование, управление, примыкание.

Урок освоения новых знаний

Знать типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание; нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания, уметь моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи

Работа по таблице, выполнение тренировочных упражнений, проверочная работа

§ 11 упр. 70

3

Синтаксический разбор словосочетаний.

Урок- практикум

Уметь производить синтаксический разбор словосочетания, уместно использовать синонимичные по значению словосочетан6ия, видеть нарушения в сочетании слов, исправлять ошибки.

Выполнение тренировочных упражнений, проверочная работа

§12 упр.72 контр вопросы

4

Контрольная работа по теме «Словосочетание».

Урок контроля

Знать основные виды словосочетаний, типы связи слов в словосочетании, уметь производить синтаксический разбор словосочетания

Самостоятельная работа

§9-12



  1. Литература.

  1. Весь школьный курс русского языка. И.Э.Савко. – М.: Дрофа. 2002

  2. Русский язык. Справочно-методическое пособие. Н.Д.Назаров. М.: 1993

  3. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома. Синтаксис и пунктуация . 8 – 9 класс. С.Ю.Пичугов, 1997.

  4. Поурочные планы 8 класс по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.

  5. Русский язык. 8 класс. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, 2011г

  6.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

  7. Бычков А.М. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

  8. Дифференцированное обучение на уроках русского языка / Сост. Иванова Л.К. – СПб., 2000.

  9. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб., 2005.

  10. Интернет-ресурсы.