Министерство образования и науки Нижегородской области
Нижегородский институт развития образования
кафедра естественнонаучных дисциплин
Методическая разработка раздела программы по биологии
«Размножение и развитие организмов»
10 класс профильный уровень
Учитель биологии: Матросова Е.С.
город Нижний Новгород
2016г
Пояснительная записка
Программа предназначена для изучения предмета «Биология» в классах с углубленным изучением биологических дисциплин. Программа полностью включает в себя программу общеобразовательной школы по биологии для 10 класса Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, Е.А.Дмитриева линия «Сферы» учебник «Биология» профильный уровень, в ней сохранены все разделы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока расширено и углублено. При реализации углубленной программы «Биология» используется УМК для программы Л.Н. Сухорукова «Биология», т.к. данный методический комплекс позволяет не только реализовать фундаментальное ядро базовой программы, но и способен обеспечить существенную дифференциацию, расширение и углубление отдельных вопросов и тем, и использовать их для формирования углубленного уровня знаний, обеспечивающего высокую биологическую грамотность учащихся, формирование научного мировоззрения как основы биологической грамотности и практической деятельности. Главная идея УМК – создание единой информационной среды при обучении биологии на основе взаимодействия всех его составных частей.
Общие концептуальные принципы:
-обеспечение преемственности школьных биологических разделов;
-единые методологический, методический, информационный подходы к организации учебного материала;
-наличие унифицированной навигационной системы, позволяющей осуществлять единую технологию обучения и способствующей овладению обучающимися навыками отбора, анализа и преобразования информации;
- использование современных педагогических технологий (деятельностные технологии обучения, проектная деятельность)
Главные психолого - педагогические принципы:
Ориентация на развитие культуры личности, формирование ключевых компетенций и универсальных учебных действий, обеспечивающих мобильность знаний и опыта деятельности в конкретных ситуациях.
Методические подходы к отбору и построению содержания:
1.Обеспечение целостности школьного биологического образования на основе исключения дублирования содержания разделов биологии, последовательного развития понятий в течение изучения раздела.
Содержание раздела обеспечивает необходимую подготовку к ЕГЭ.
2.Проектирование содержания раздела как модели науки в системе культуры на основе:
- рассмотрения современных теоретических обобщений
- на историко-культурном фоне через персонификацию идей, описание выдающихся открытий; обращение к социально – этическим проблемам биологии.
- включения в содержание образования не только законов и теорий науки, способов деятельности, но и опыта творческого поиска, эмоционально - ценностного отношения к живой природе, здоровью человека;
3.Усиление практической направленности содержания и формирование на этой основе способности эффективно применять знания и опыт в конкретных ситуациях, самостоятельно решать проблемы познавательные, бытовые, жизненного самоопределения.
2. Цели и задачи раздела
«Размножение и развитие организмов»
Цель: формировать научные знания о формах размножения организмов, актуализировать и развивать знания о клеточной теории, особенностях процессов деления клеток, как основу для развития мировоззренческих и биологических компетентностей; развивать разнообразные виды учебной деятельности, в том числе, и навык исследования, как универсальный способ освоения действительности и приобретения субъективно новых знаний, т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.
Задачи
Образовательные:
- показать, что способность к размножению и индивидуальному развитию - важнейшее свойство живого, проявляющееся на клеточном и организменном уровнях
-актуализировать знания о строении и функциях ДНК, процессе репликации и его значении, чередовании поколений в жизненном цикле растений, двойном оплодотворении.
Развивающие:
- сформировать умения: анализировать и сравнивать митоз и мейоз, половое и бесполое размножение, циклы развития растений, фазы эмбрионального развития животных;
- продолжить развитие познавательного интереса на основе использования лабораторных работ, самонаблюдений и заданий, требующих применения знаний в повседневной жизни;
- формировать исследовательские умения и навыки в процессе проведения наблюдений и экспериментов.
Воспитательные:
- приобщать к ценностям научного познания и осуществлять патриотическое воспитание через биографии выдающихся ученых К.Бэра, С.Г.Навашина;
- приобщать к практической и трудовой деятельности по размножению комнатных растений и озеленению школьных помещений.
3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии
с возрастными особенностями
Для того чтобы развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Юность — период жизни от отрочества до взрослости. Возрастные границы здесь достаточно условны, хотя в различных периодизациях они определяются от 15-16 до 21-25лет.
В познавательной сфере у старшеклассников также происходят свои изменения. Развитие мышления характеризуется более совершенным уровнем формальных операций, начавших формироваться в подростковом возрасте. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важно отметить, что в этом возрасте молодые люди уже умеют оперировать гипотезами.
Развитие внимания характеризуется высокой переключаемостью, распределяемостью, устойчивостью, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп работы.
В развитии памяти происходит замедление прироста продуктивности непосредственного запоминания при одновременно увеличивающейся продуктивности опосредованного запоминания.
Таким образом, развитие когнитивных процессов у старшеклассников достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные.
Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.
В личностном развитии старшеклассники все больше приобретают качеств, связанных со взрослостью. Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план — решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей.
Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт — сведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Этот опыт обычно абстрактен. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности — уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.
В развитии эмоциональной сферы старшеклассник заметно отличается от подростка. К 15 годам нервная система становится более уравновешенной. Как правило, юноши менее раздражительны и более оптимистичны, чем подростки. Отличительной особенностью юношеских эмоций является их достаточно высокая избирательность.
Юноши, по сравнению с подростками, лучше управляют своим эмоциональным состоянием, их настроение более устойчиво, оно в меньшей мере зависит от нервной системы и в большей степени определяется факторами среды. Однако и в юношеском возрасте наблюдается повышенная эмоциональность.
Самооценка в ранней юности относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. В это время преобладает оптимистичный взгляд на себя и свои возможности, юноши не слишком тревожны.
Самоуважение старшеклассников в целом выше подросткового, интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль над своим поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. В этот период молодой человек решает, каким он будет в своей взрослой жизни.
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы
и способы их проверки
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Образовательные задачи:
рубрика знать\понимать включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися, ученики должны понимать смысл изучаемых биологических понятий, законов, явлений:
- использовать терминологию и биологические понятия для описания:
- способов деления клеток, способов размножения;
- характеризовать признаки и свойства биологических систем;
- характеризовать периоды интерфазы, фазы митоза, мейоза;
- распознавать стадии митоза, мейоза на рисунках и микропрепаратах;
- объяснять биологическое значение митоза, мейоза, бесполого, полового размножения;
- объяснять значение размножения в природе и для человека;
- объяснять роль в формировании биологической картины мира
- видовое постоянство числа хромосом
- диплоидный и гаплоидный набор хромосом
- оплодотворение
- развитие оплодотворенной яйцеклетки: бластула, гаструла
постэмбриональное развитие: прямое и непрямое
Развивающие задачи:
рубрика уметь включает в себя требования к умениям учебно-познавательной, исследовательской, информационно-коммуникативной, рефлексивной, практической и творческой деятельности и позволяет реализовать компетентностый подход в обучении:
учебно - познавательная деятельность
-овладевать приемами мыслительной деятельности анализа, синтеза, обобщения, сравнивать и делать выводы, определять принадлежность к группе - классифицировать;
- формировать умение различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы и теории;
- овладевать адекватными способами решения практических и творческих задач;
- приобретать опыт выдвижения гипотез и проверки выдвигаемых гипотез
исследовательская деятельность
- обнаруживать и обобщать факты;
- наблюдать и описывать по плану для исследования структуры;
- наблюдать за живыми объектами;
- исследовать изменения структуры
информационно-коммуникативная деятельность
- владеть монологической и диалогической речью;
- овладевать навыками письменной речи для ясного и доступного выражения своих мыслей при написании инструкций, при составлении текстов исследовательских работ.
рефлексивная деятельность
- владеть навыками организации учебной деятельности: постановкой цели, планированием, подбором средств;
- владеть навыками контроля и оценки своих действий
практическая деятельность
- осуществлять самостоятельный поиск учебной информации;
- выявлять зависимости и представлять результаты исследований с помощью схем, таблиц;
- обнаруживать различные функциональные группы, выстраивать схемы
способов деления, размножения;
- решать задачи на применение изученных правил,
законов (ЕГЭ С5);
- приводить примеры практического использования полученных данных;
- обосновывать необходимость охраны окружающей среды;
творческая деятельность
- использовать метод моделирования.
проектная деятельность
- учащиеся развивают умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую для работы над проектом (исследовательской работой, презентацией и т.п.) информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий;
- получают навыки задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания оппонентов и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе.
Воспитательные задачи:
воспитание убежденности в возможности познания природы и использование этих знаний для решения разнообразных жизненных задач:
- оценивать влияние среды на размножение человека.
- использование полученных знаний в практической деятельности.
- умение уважать чужое мнение.
Проверка результатов
Подготовленность учащихся определяет качество выполненной ими работы, главными критериями при этом являются степень овладения теми или иными знаниями, умениями, навыками, тщательность и научность исследования, соответствие исследовательской работы требуемым нормам и правилам оформления. Но при этом в работе не исключается взаимоконтроль и взаимопроверка товарищей, это становится особенно актуальным в процессе подготовки к защите авторских работ и проектов.
В соответствии с требованиями к подготовке учащихся можно предложить следующую систему оценивания их учебной деятельности:
Виды деятельности, которые оцениваются | Критерии |
Решать тесты и задания со свободным развернутым ответом, решать творческие задачи | Оценка деятельности осуществляется в соответствии с уровнями усвоения знаний: первый уровень (узнавание) - умение отличить данный объект от аналогов по внешним характеристикам; второй уровень (репродуцирование) – выбрать объект или явление на основе ряда признаков, дать определение понятия, пересказать учебный материал в устной или письменной форме; третий уровень (продуктивная деятельность) – понимать функциональные зависимости между явлениями и умение описывать объект, решать задачи, вскрывать причинно-следственные связи, умение связать изученный материал с практикой, с жизнью; четвертый уровень (трансформация, творческая деятельность) – теоретическое моделирование - замена объекта моделью, исследование модели, перенос информации на подлинный объект |
Выполнять эмпирические исследования методом наблюдения | Умение сформулировать цель исследования, его гипотезу, умение спланировать исследование, собрать факты, оценить полученные результаты, сделать выводы, оформить результаты работы |
Осуществлять поиск и отбор информации | Привлечение различных источников информации, соответствие отобранной информации теме доклада или сообщения |
Конспектировать и реферировать информацию | Умение выделить основное в отобранной информации и изложить в письменной форме |
Готовить сообщения и доклады в письменном виде | Умение структурировать информацию, представлять ее в логической последовательности, подбирать и представлять иллюстративный материал |
Выступать с сообщениями и докладами | Умение структурировать информацию, представлять ее в логической последовательности, четко и кратко излагать мысли, иллюстрировать рисунками, схемами и пр., делать компьютерную презентацию |
Участвовать в дискуссии | Умение задавать вопросы, отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения |
Вести портфолио | осуществлять анализ своей учебной деятельности, фиксировать достижения |
5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся
В качестве основных образовательных технологий используются технологии оказывающие активное влияние на формирование личностных характеристик учащихся - проблемно-развивающие, основанные на постановке проблемных вопросов, создании проблемных ситуаций, позволяющие формировать критическое мышление и навыки активного речевого общения, личностно-ориентированные, помогающие построить субъект – субъектное обучение, создать ситуацию личностного роста, включить учебные задачи в контекст жизненных проблем, формулировать собственную позицию и осуществлять выбор.
Преобладающий метод обучения – проект как вид самостоятельной творческой работы учащихся. Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством учителя. Использование этой образовательной технологии в сочетание с проектной деятельностью позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, что позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу к самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию.
Формы организации учебной работы учащихся – индивидуальные, фронтальные, парные, групповые. Одной из форм организации исследовательской деятельности учащихся при изучения тем данного курса является групповая форма работы. В процессе коллективного учебного труда создаются наиболее благоприятные возможности для интерпретации знаний и для наиболее полного психического развития каждого школьника. Каждой группе школьников ставится единая исследовательская задача, для решения которой необходимо объединение усилий всех членов группы и тесное взаимодействие с другими группами учащихся. Особенность такой формы организации деятельности учеников в том, что слабоуспевающие ученики получают необходимую им помощь от своих товарищей, т.е. «обучающую» работу ведет не только учитель, но и учащиеся. Чтобы группа успешно справлялась с проектом, среди ее участников должны быть:
«генератор идей» - тот, кто придумывает,
«эрудит» - тот, кто много знает,
«критик» - тот, кто сомневается, проверяет и перепроверяет.
Также должны быть лидер и исполнители. И еще, учащиеся должны сотрудничать, в нужный момент проявлять гибкость или принципиальность, видеть точку зрения другого и убедительно отстаивать собственную позицию, идти на компромисс ради общей цели.
Итак, одной из наиболее перспективных образовательных технологией является метод проектов, включающий как самостоятельную, так и групповую работу учащихся по выбранной ими теме или проблеме в рамках изучаемого раздела. Актуальность данного метода обусловлена тем, что он альтернативен классно-урочной системе, ориентирован на индивидуальные интересы ученика, помогает применять накопленные знания, учит искать и конструировать новые знания, стимулирует творческое и критическое мышление, обучает достижению конкретных результатов через постановку и решение задач и проблем, развивает умение обучаться на собственном и чужом опыте. Умение осуществлять деятельность по выполнению учебного проекта является интегрированным умением, включающим в себя:
анализ личного опыта;
формулирование цели и задач;
планирование деятельности;
поиск информации, ее анализ и преобразование;
применение имеющихся знаний на практике, для выполнения конкретных задач;
умение осуществлять самоанализ и рефлексию;
подготовку презентации результатов собственной деятельности.
Проектные технологии – одна из активных форм педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Эти технологии позволяют применить исследовательский подход к учебно-познавательной деятельности, они стимулируют ученика на рефлексивное восприятие материала, формируют умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов.
Проект как метод обучения
Термин | Словарное значение | Педагогическое значение |
Метод | Способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо | Совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, способ организации процесса познания |
Проект | План, замысел, предварительный текст документа | - |
Метод проектов | - | Способ, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, увидеть и сформулировать проблему. |
Проблема | Задача, требующая разрешения, исследования. Осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, при помощи имеющегося у него знания и опыта. Проблема берет свое начало в проблемной ситуации. | Задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа и требующая поиска решений. Берет свое начало в проблемной ситуации. |
Проблемная ситуация | Обстоятельства и условия деятельности, содержащие противоречия и не имеющие однозначного решения, в которых разворачивается деятельность индивида или группы | Обстоятельства и условия деятельности учащихся, содержащие противоречия, не имеющие однозначного решения. |
Учебный проект | | Совместная учебно – познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся партнеров, имеющих общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. |
Организация групповой работы учащихся
Одной из форм внутриклассной дифференциации, хорошо зарекомендовавшей себя не только в личностно-ориентированной педагогике, но и еще в «старой», «советской» школе, является групповая работа. Обычно объединение учеников в группы используется при проведении лабораторных и практических работ на уроках биологии, но возможно применение этой формы занятий и на самостоятельных работах, в том числе носящих творческий характер.
Групповая форма проведения занятий имеет ряд крупных преимуществ перед фронтальной и индивидуальной формами:
во-первых, это психологический аспект – при работе в группах ученики привлекаются к коллективной творческой деятельности, осмысленному общению и взаимодействию, распределению труда между членами группы; осуществляется взаимообучение и взаимоконтроль;
во-вторых, упрощается процедура проверки работы учителем (вместо 25 –30 работ ему нужно проверить 6 – 9 групповых отчетов).
В некоторых случаях, например, при организации работы в компьютерном классе, где количество ПК меньше количества учеников, организация групповой работы является одним из наиболее эффективных подходов.
Вместе с тем у групповой работы есть ряд существенных недостатков, понимание которых необходимо для их преодоления:
часто в одной группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая для всех участников группы оценка не будет отражать вклад определенного ученика, т.е. будет несправедливой;
неодинаковыми по силе могут оказаться и группы в целом, и, хотя это можно скорректировать разными по сложности заданиями, тогда возникает проблема «весового» наполнения оценки, ее дифференцированности;
наконец, в практических и лабораторных работах сложно оценить степень овладения учениками суммой практических навыков, на развитие которых нацелена работа.
Каждый учитель, используя групповую форму работы, ищет и находит свои способы преодоления указанных недостатков. Уже первый этап любой групповой работы – разделение учеников и формирование групп – позволяет определиться с подходами к использованию тех или иных достоинств и преодолению недостатков этой формы работы. Разные способы формирования групп, их достоинства и недостатки, а также способы коррекции последних, представлены в таблице
№ | Способ формирования группы | Достоинства | Недостатки и пути их устранения |
1 | По решению учителя | Можно выровнять группы по силе учеников, в них входящих (ценой разной силы групп) | Сложно учесть симпатии и антипатии учащихся |
2 | По желанию учеников | Обычно в таких группах нет психологической несовместимости, контакт между учениками лучше | Возможна разная сила учеников в группе и разная сила групп в целом, разная численность учеников (в какой-то мере учитель может это исправить, перемещая отдельных учеников из одной группы в другую) |
3 | По знакам Зодиака | Необычное решение, обычно впечатляющее учеников; совместимость в группах, неожиданные сочетания учеников | Сложно просчитать состав групп (затраты времени учителя), не все представлены в классе одинаково, нет гарантии совместимости; открытым остается вопрос о силе групп |
4 | По набору лидеров (первым по рейтингу 5 - 7 ученикам представляется право набрать себе группы) | Относительное равенство групп по силе, достаточно высокая совместимость в группах; психологическая подготовка к рынку труда | Психологический пресс на тех, кого выбиралипоследними или вообще не хотели выбирать; разный вклад учеников в ответ (учитывается путем расчета коэффициента индивидуального участия) |
5 | По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит – критик – генератор идей) | Максимальная эффективность труда, большой творческий потенциал групп | Не всегда соответствует симпатиям - антипатиям учащихся, нет простого адекватного теста для выделения стиля деятельности, сила групп не сбалансирована |
6 | По темпераменту, преобладающему полушарию мозга и др. психологическим характеристикам | Эффективность работы, мотивированность сочетания учеников в группах, неожиданность состава | Требует больших предварительных исследований, ряд характеристик можно оценить лишь приблизительно, не всегда можно решить, какие типы людей совместимы, а какие - нет |
6. Система знаний и система деятельности
Раздел курса биологии в 10 классе «Размножение и развитие организмов» является завершающей ступенью изучения. Именно поэтому данный раздел включает систему биологических понятий, формирование которых было начато в 6 - 9 классах.
Научные факты | Биологические понятия | Законы, правила |
Существование митоза, мейоза, оплодотворения, вегетативного размножения, ценность полового размножения как источника наследственной изменчивости, предоставляющей материал для естественного отбора и селекции. | Жизненный цикл клетки, интерфаза Митоз, фазы митоза. Амитоз. Редукционное деление, мейоз, конъюгация, кроссинговер бесполое, половое размножение. Циклы развития растений и животных Развитие половых клеток. Строение сперматозоида, Яйцеклетки. Онтогенез. Апоптоз. | Биогенетический закон Зародышевого развития |
Модель структуры содержания

Школьник учится познавать живую природу и на этой основе самоактуализироваться, формировать систему ценностей и убеждений, необходимых для принятия решений и обуславливающих направленность личности ребенка.
Организация учебной деятельности
Деятельность – это работа, которая вызывает в человеке или в окружающем мире коренные изменения.
Деятельность – это особая форма активности личности, целью и результатом которой является изменение самого себя как субъекта деятельности, а не изменение предмета, с которым действует ученик.
Структура деятельности:
потребности – мотив - цель и задача – действие – операции – результат - рефлексия.
Мотивационный этап – это сообщение о том, зачем нужно изучать данный раздел программы, его цели и задачи.
Операционально – познавательный этап - в процессе этого этапа происходит непосредственно усвоение учебного материала.
Рефлексивно – оценочный этап – в процессе этого этапа происходит анализ проделанной работы, на основании поставленных задач. Подведение итогов надо организовать так, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от проделанной работы.
Методы мотивации:
эмоциональные: поощрение, порицание, игра, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание;
познавательные: создание проблемной ситуации, конкретная практическая задача, которую ученик может решить, выполнение творческих заданий, жизненный опыт;
волевые: формирование ответственного отношения к труду, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекция, прогнозирование будущей деятельности;
социальные: развитие желания быть полезным обществу, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы.
Приемы мотивации: диалоги, парадоксы, антиномии.
Коллективная форма деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная, т.к. помогает определить границы «знаю - незнаю», заставляет даже слабых учащихся трудиться, чтобы не быть хуже других. Оценка результатов необходимо давать качественный, а не количественный анализ учебной деятельности, подчеркивать положительные моменты.