СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка раздела учебной программы по преподаванию основ финансовой грамотности для учеников 8 класса на уроках экономики.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доказано, что люди, умеющие грамотно планировать свой личный бюджет, более успешны. Поэтому повышение уровня финансовой грамотности – это ключ к финансовому благополучию граждан и залог здорового развития экономики России. Осознание острой необходимости  повышения финансовой грамотности людей стало одним из главных уроков нынешнего финансового кризиса. Знание основ потребительской культуры позволяет людям не только избежать целого ряда ошибок и финансовых потерь, но и дает возможность увидеть новые преимущества и интересные возможности. Поэтому обучать финансовой грамоте нужно не только население, которое получает доход от своего труда, но и молодое поколение, которое сможет расходовать грамотно свои личные накопления, сохраняя  семейный бюджет.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздела учебной программы по преподаванию основ финансовой грамотности для учеников 8 класса на уроках экономики.»

Информационная карта участника Конкурса.

Фамилия, имя, отчество: Шендрик Наталья Ивановна.

Должность: учитель экономики.

Стаж работы: 22 год.

Место работы: МБОУ гимназия №103.

Полный адрес образовательной организации: Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение гимназия №103 г. Минеральные Воды.

Контакты (телефоны, электронная почта) тел. 87922 6-78-01,

8-928-312-63-22, [email protected]























































Методическая разработка раздела учебной программы по преподаванию основ финансовой грамотности для учеников 8 класса на уроках экономики.

Пояснительная записка

Аннотация:

Доказано, что люди, умеющие грамотно планировать свой личный бюджет, более успешны. Поэтому повышение уровня финансовой грамотности – это ключ к финансовому благополучию граждан и залог здорового развития экономики России. Осознание острой необходимости повышения финансовой грамотности людей стало одним из главных уроков нынешнего финансового кризиса. Знание основ потребительской культуры позволяет людям не только избежать целого ряда ошибок и финансовых потерь, но и дает возможность увидеть новые преимущества и интересные возможности. Поэтому обучать финансовой грамоте нужно не только население, которое получает доход от своего труда, но и молодое поколение, которое сможет расходовать грамотно свои личные накопления, сохраняя семейный бюджет.

Ключевые понятия:

Семья, бюджет семьи, потребности семьи, доход, расход, сбережение, банк, страхование.

Название раздела: Бюджет семьи.

Класс: 8

План раздела:

Тема урока

Содержание

Количество часов

1

Семья как

потребитель.

Семья как потребитель товаров и услуг на рынке. Рациональный потребитель. Кассовый чек. Товарный чек. Договор.

1

2

Бюджет семьи.

Доходы и расходы.

Источники семейных доходов. Неравенство доходов. Семейные расходы. Семейный бюджет. Структура семейного бюджета. Дефицитный бюджет. Профицитный бюджет. Сбалансированный бюджет.

1

3

Сбережение

и страхование.

Понятие и сущность страхования. Страхование в России. Отрасли и виды страхования. Страхование недвижимости, страхование здоровья, страхование ответственности, страхование жизни. Пенсионное страхование - забота о будущем.

1


Цели:

повышение финансовой грамотности обучающихся при изучении законов ведения семейного бюджета, формирование ответственного отношения к личным финансам и эффективного финансового поведения, соответствующего их долгосрочным интересам.

Задачи:

- содействовать социальной адаптации личности, которая на основе знаний, умений и навыков могла бы решать проблему целесообразного выбора, понимать роль и возможности человека в становлении финансового благополучия семьи;

- научить распознавать проблемные ситуации, анализировать финансовые потоки на уровне семейного бюджета;

- находить выходы из критических ситуаций с наименьшими потерями для семьи.




Ожидаемые результаты:

Метапредметные: понимание финансовой ситуации в стране и влияние экономических преобразований на бюджет семьи; нахождение способов применения ресурсов семьи для улучшения материального и психологического состояния всех ее членов.

Личностные: установление тесных контактов родителей и детей при решении важных семейных финансовых задач; умение анализировать потребности каждого члена семьи и ранжировать их по степени важности.

Предметные: знание основных понятий и терминов, повышение уровня социальной защищенности, умение применять знания на практике.

Работа с понятиями: использование словарей экономических и финансовых терминов.

Актуальность и значимость данной разработки.

Для повышения финансовой грамотности обучающихся, необходимо объяснить им на доступных примерах, понятиях значимость изучаемых тем. Семья - самое близкое общество для каждого человека и все социально - экономические процессы, происходящие в ней, начинают интересовать ее молодых членов. Но не каждый родитель может грамотно и доступно объяснить, а может быть и показать на примерах своего поведения обращения с финансами семьи. Современная экономическая мысль рассматривает семью или, более обобщенно - домашнее хозяйство как важного потребителя и производителя, жизнедеятельность которых осуществляется для реализации социальных, экономических и духовных потребностей индивида, самой семьи и общества в целом. В настоящее время проблема изучения формирования и расходования семейного бюджета становится особенно актуальной, так как семейный бюджет является неотъемлемой частью бюджета государства. Он является основой благосостояния всего государства и отражает уровень развития экономики.

Для поддержания детского интереса, развития интеллектуальных умений и способностей при реализации программы модуля необходимо использование элементов, приемов, методов нестандартного занятия в традиционном занятии: составление таблиц, опорных схем, конспектов, работа со словариками, составление кроссвордов, ролевая и дидактическая игра, иллюстрация.

Формы организации деятельности:
- индивидуальная
- групповая
- коллективная

Формы контроля:
Тесты. Кроссворды.


Методы и приемы обучения:

- по источнику учебной информации: наглядные, словесные, игровые, практические;

- по способам взаимодействия с обучающимися (объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский).

Для закрепления знаний и совершенствования умений особенно часто используют репродуктивные методы (выполнение упражнений по образцу, заполнение таблиц, создание схем).

Активно используется метод критического мышления.

Приемы, применяемые с теми или иными методами, усиливают и повышают их эффективность. Так, широко используются наглядные приемы обучения: показ презентаций с таблицами, схемами, рисунками.

Программой предусмотрены комбинированные занятия, занятия-игры, практикумы, под которыми понимается практическое занятие с детальным разбором ситуации и принятием решений на основе реальной финансовой информации, что способствует усвоению теоретических знаний, поддерживает у школьников высокий познавательный интерес к изучаемому курсу, облегчает и ускоряет усвоение материала.

Весь арсенал методических приемов будет способствовать всестороннему развитию подростка, раскрытию его способностей, для положительного эмоционального поля, которое способствует процессу запоминания, развивает память. И обучающийся проявится – начнет работать его фантазия, он самостоятельно будет искать ответ на вопрос, обретет свой взгляд на известные факты и явления, тем самым расширит свои знания, установив связи, сходства и различия событий. Именно в такой игровой среде происходит многократное повторение предметного материала по желанию подростка в различных его сочетаниях и формах, а не по традиционной необходимости заучивания и запоминания. Эта положительно заряженная эмоциональная среда поможет проявиться обучающимся и активизирует их деятельность.

Тема урока №1: Семья как потребитель.

Цели урока:

образовательная - сформировать знания учащихся о понятиях «потребитель», «рациональный потребитель», научить правильно, определять, степень необходимости приобретаемого товара;

воспитательная – воспитать экономное отношение к семейному бюджету, необходимость тщательно подходить к выбору интересующего товара, бережное использование приобретенных товаров;

развивающая – развить логическое мышление учащихся, интерес к знаниям прав потребителей и возможностях защиты этих прав.

Методические приемы: создание проблемно-поисковой ситуации, приемы технологии развития критического мышления.

Основные понятия: потребитель, рациональный потребитель, товарный и кассовый чек, договор.

Принципы:

  1. Принцип последовательности и систематичности при изучении и закреплении нового материала.

2. Принцип научности и доступности при объяснении нового материала.

3. Принцип наглядности – урок сопровождается презентацией.

4. Принцип сознательности и активности при выполнении практической работы.

Тип урока комбинированный с элементами личностно- ориентированного обучения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Информационно – образовательные ресурсы: презентация «Семья как потребитель».



План урока

Этапы урока и его содержание

Время

1

Организационный момент.

1 мин

2

Актуализация общих знаний обучающихся: заполнение кроссворда.

5 мин.

3

Изложение нового материала. Рассказ учителя с демонстрацией презентации.

10 мин.

4

Практическая часть. Заполнение таблиц и анализ проделанной работы.

15 мин

5

Закрепление.

5 мин

6

Рефлексия.

3 мин

7

Домашнее задание.

1 мин





1 слайд. «Семья как потребитель».

Высказывание: Самому себя совершенствовать, самому себя образовывать и, в случае склонности ко злу, развивать в себе нравственные качества, вот в чем обязанности человека. (И.Кант).

Ход урока.

Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Доброжелательный настрой на успешную совместную работу.


Актуализация общих знаний обучающихся.


2 слайд Решение кроссворда:

за правильно данный ответ учащийся получает жетон, в конце урока по ним будет оцениваться работа обучающихся.

1







2







3






4





5







6





7









8













9













10








11







Правильный ответ учитель самостоятельно или при помощи учеников вписывает в кроссворд.

  1. Товар или услуга, которая удовлетворяет потребности покупателя (продукт).

  2. Естественная среда обитания (природа).

  3. Потребность в ограждении от внешних воздействий, нападений (защита).

  4. Количество предметов потребления, в расчете на душу населения, которое обеспечивает оптимальное развитие личности в данных экономических условиях (набор).

  5. Природный запас (ресурсы).

  6. Бесплатные дары природы (блага).

  7. Ежедневная основная потребность человека (питание).

  8. Блага, имеющие свою стоимость (экономические).

  9. Использование произведенных продуктов в целях удовлетворения определенных потребностей.

(потребление).

  1. Система социально приобретенных и передаваемых из поколения к поколению значимых идей, ценностей, традиций, норм и правил (культура).

  2. Социальная группа, которая является основной поддержкой каждого человека (семья).


Ключевое слово: потребитель.



Изложение нового материала:

Сегодня мы познакомимся с темой «Семья как потребитель».

Наша задача:

  • Выяснить, кто может быть потребителем?

  • Понять какого потребителя называют рациональным?

  • Узнать, рациональны ли мы и наша семья?

  • Узнать, как воспитать в себе качества рационального потребителя?



Кто такой потребитель?


3 слайд Определение по С.И.Ожегову

Потребитель – лицо или организация, потребляющая продукты чьего-нибудь производства (от новорожденного до человека преклонного возраста).

Определение в соответствии с Законом Российской Федерации. «О защите прав потребителей»

Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью (записать в тетрадь).


4 слайд. Основные документы, удостоверяющие покупку (товарный чек, кассовый чек).


5 слайд. Договор – письменное соглашение двух или более лиц, регулирующее их взаимоотношение по поводу купли – продажи товаров или услуг.

Имея при себе эти документы вы можете доказать, что покупали товар (услугу) именно в этом магазине (салоне), в случае если товар (услуга) будет некачественной.

6 слайд. Рациональный потребитель.

Потребитель, имеющий стремление достичь максимального результата, при ограниченных возможностях (записать в тетрадь).

К понятию «рациональность» близко понятие «благоразумность». Согласитесь, ведь благоразумие, проявленное при покупке товаров, может сослужить хорошую службу, уберечь от многих проблем в будущем. Я предлагаю вам пройти несложный тест, который поможет выявить степень вашего благоразумия. На каждый из двенадцати вопросов нужно ответить ДА (0 баллов) и НЕТ (1 балл).

ТЕСТ.

  1. Часто ли вы выходите из себя по мелочам?

  2. Не боитесь ли вы рассердить человека, который физически сильнее вас?

  3. Начинаете ли вы громко разговаривать, чтобы на вас обратили внимание одноклассники?

  4. Любите ли вы скатываться по перилам?

  5. С удовольствием ли вы принимаете лекарства, когда заболеете?

  6. Пойдете ли вы на все ради достижения цели?

  7. Любите ли вы больших собак?

  8. Уверены ли вы в том, что когда - нибудь станете знаменитостью, как ваш кумир?

  9. Умеете ли вы вовремя остановиться, когда чувствуете, что проигрываете?

  10. Привыкли ли вы много есть, даже если не голодны?

  11. Хочется ли вам знать заранее, Что вам подарят на праздник?

  12. Любите ли вы часами сидеть под солнечным или лунным светом?

Если вы набрали более 8 баллов: вы воплощение жизненной мудрости, разумности, и уверенности. Это мешает вам быстро ориентироваться в жизненных ситуациях и может привести к тяжелой форме мания величия.

От 4 до 8 баллов набирают люди «золотой середины», обладающие развитым чувством меры и реально оценивающие свои возможности. Правда, чувство меры этих людей развито настолько, что им не просто чувствовать себя безмерно счастливым.

Ну а если вы набрали менее 4 баллов, то вы, по – видимому, безрассудный субъект, которому всегда всего мало. Из-за своей кажущейся неудовлетворенности вы часто чувствуете себя несчастным, и, право же, вам полезно было бы научиться радоваться мелочам жизни.

Надеюсь, полученные результаты вас порадовали. Но помните, сложно проявить рациональность или благоразумие при покупке товаров, если не знаешь хотя бы основных правил потребителя. Именно им посвящена следующая работа.

Физ. минутка. Упражнения для глаз.

Практическая работа. А сейчас мы практически выясним, рационально ли вы покупали товары последние 7 дней. Вспомните все покупки за последнюю неделю и заполните таблицу, распределив их по группам (необходимые, желаемые, престижные).

Обратим внимание на нашу презентацию.

7 - 8 слайды.

Необходимые товары

Желаемые товары

Престижные товары




По завершению работы сделайте вывод.

Если вы приобрели больше необходимых товаров, то вы рациональный потребитель.

Если больше товаров приобрели, руководствуясь своими желаниями, вы сильно зависимы от них и вам надо, научиться, слушать свой разум.

Предпочтение, отданное третьей группе товаров, говорит о том, что вы зависимы от мнения окружающих, это может привести к лишним растратам.

Настало время правильно рассчитывать степень необходимости товара, особенно если это касается крупных покупок.

Эту работу можно провести в парах для более подробного рассмотрения всех доводов.

9 слайд. Как стать рациональным.

Заполните таблицу, тщательно продумав все положительные и отрицательные стороны товара (качество, назначение, удобство, есть ли более современные аналоги, сезонность, стоимость, соответствие моде, имеет ли жизненно важное значение и т.д.)

Положительное

Отрицательное





Вывод: если положительных сторон больше, то будем покупать; если больше отрицательных сторон, то покупать не будем.

Я думаю, вы теперь поняли, что прежде чем сделать покупку, надо узнать о товаре все, что о нем можно узнать, а потом делать покупку.

10 слайд. Закрепление

Учитель: Вы видите большое разнообразие продуктов потребления, без которых человек уже не представляет своей жизни. Перед вами стоит задача: выбрать наиболее интересующий вас продукт потребления или товар, который вы запланировали приобрести (одежда, бытовые приборы, лекарства, продукты питания и т.д.) и провести исследовательскую работу с целью, как можно больше узнать о нем и рассказать.

Обучающиеся делятся своим мнением по поводу выбранного продукта.

Рефлексия

Скажите, какие вопросы возникли у вас во время работы, которые бы вы задали производителям или продавцам этого товара (обучающиеся, перечисляют эти вопросы).

А где, можно узнать ответы на эти вопросы (в каталогах, рекламных проспектах, специализированных журналах, интернете)?

Как вы оцените свою работу на уроке, был ли для вас этот урок познавательным?

Домашнее задание

  • Исследовать список продуктов потребления семьи и проанализировать один из товаров по плану:

- название;

- степень значимости;

- стоимость расходов на данный продукт.

  • Подготовить презентацию исследования продукта (по возможности).

Подведение итогов: выставление оценок учащимся, заработавшим, наибольшее количество жетонов

и предложение обменять свои жетоны на возможность провести следующий урок вместе с учителем.

Учитель распределяет задания будущим помощникам для подготовки к следующему уроку.

Урок окончен. До свидания.



Тема урока №2: Бюджет семьи. Доходы и расходы.

Цели:

образовательные: раскрытие понятия бюджет, формирование умения создавать свой план расходов и доходов, развитие навыков планирования, необходимых для достижения финансовых целей;

развивающие: обучение планированию расходов с помощью составления бюджета, обучение ведению записей доходов и расходов; объяснение финансовых целей, развитие умения ставить собственные финансовые цели;

воспитательные: формирование нравственных качеств, уважительного отношения к деньгам, понимание необходимости ведения учета доходов и расходов.

Основные понятия: бюджет, семейный бюджет, дефицит и профицит бюджета, сбалансированный бюджет.

Методические приемы: создание проблемно-поисковой ситуации, игровые методы обучения.

Принципы:

  1. Принцип последовательности и систематичности при изучении и закреплении нового материала.

2. Принцип научности и доступности при объяснении нового материала.

3. Принцип наглядности – урок сопровождается презентацией.

4. Принцип сознательности и активности при выполнении практической работы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Информационно – образовательные ресурсы: презентация «Бюджет семьи».

Тип урока: комбинированный.





План урока.

Этапы урока и его содержание

Время

1

Организационный момент.

1 мин

2

Актуализация пройденной темы.

5 мин

3

Изложение нового материала. Рассказ учителя с демонстрацией презентации.

10 мин

4

Практическая часть. Дополнение схемы. Заполнение таблицы.

15 мин

5

Закрепление.

5 мин

6

Рефлексия.

3 мин

7

Домашнее задание.

1 мин



Ход урока.

Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство.

Б.Авербах.

Организационный момент

1. Приветствие.

2. Доброжелательный настрой на успешную совместную работу.


Актуализация знаний учащихся по теме: Семья как потребитель…


Домашним заданием было проанализировать продукт потребления семьи по степени необходимости и рассказать о нем по плану:

  • Название;

  • Степень значимости;

  • Стоимость расходов на данный продукт.


1-й ученик: Продукт потребления моей семьи – хлеб. Продукт первой необходимости. Сумма расхода составляет 30 х 20 руб.=600 рублей в месяц.

2-й ученик: Одежда. Товар первой необходимости. Сумма расхода на сезон 10 000 рублей на одного члена семьи. Для семьи из 4-х человек потребуется около 40 000 рублей.

3-й ученик: Транспорт. Для моей семьи это товар первой необходимости, так как в школу и на работы все ездим на автомобиле. Сумма расходов составляет 5л х 35руб.= 175руб в день х 23 раб.дня = 4025 рублей в месяц. И т.д.


Изложение нового материала. Слайд 1. Бюджет семьи. Доходы и расходы.

В ходе объяснения учителю помогают ребята, которые получили большее количество жетонов и пожелали стать помощниками.


Учитель: Все перечисленные продукты потребления необходимы семье и составляют расходную часть бюджета семьи. А чтобы иметь возможность совершать подобные расходы семья должна получать определенный доход. Что мы подразумеваем под доходом семьи?

Ученики: Зарплата, пенсия, стипендия….

Учитель: Правильно и все статьи расходов и доходов принято называть «бюджетом». Узнаем о нем подробнее.

2 слайд. Помощник 1. Бюджет в переводе с английского означает «мешок». В XVI – XVII при утверждении выплат министр финансов открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это действие условно называлось открытием бюджета. Сейчас в «Хрестоматии по экономической теории» Е.Ф.Борисова мы можем прочитать, что БЮДЖЕТ – финансовый план, таблица доходов и расходов, которая характеризует их величину и структуру за определенный период времени.

Рассчитывая свой бюджет, мы сравниваем наши доходы и расходы.

2 слайд. Бюджет = Доходы – Расходы

В детском экономическом словаре Г.М.Евменова даются определения.

Доход – получаемая часть денежных средств.

Расход – часть денежных средств, которая тратится (расходуется).


Физ. минутка. Проводит помощник 2. Упражнения для рук.


Практическая часть.

3 – 4 слайды. Практическое задание 1:

Рассмотрите схему. Подпишите стрелки, указав, из чего складывается семейный бюджет.

БЮДЖЕТ





Учитель: Как мы уже сказали, бюджет состоит из расходной и доходной части.


5 - 6 слайды. Практическое задание 2. Игра. Заполни таблицу, назвав наибольшее количество статей.

Ученики: Называют статьи доходов и расходов.

Доходы

Расходы

Зарплата

Питание

Пенсия

Одежда

Стипендия

Квартплата

Дотация, пособие

Налоги

Премия

Дополнительные образовательные услуги

Гонорар

Транспорт

Грант

Ремонт

Рента

Развлечения

Процент

Медицинские услуги

Дивиденды

Подарки

Доход от подсобного хозяйства

Бытовая техника, мебель


Учитель: Для чего нужно составлять семейный бюджет? Главная задача, которую может решить семья с помощью грамотно составленного бюджета, - это выявление соотношения между доходами и расходами. Бюджет может «сигнализировать» о наступающем денежном дефиците за счет перерасхода денег по отдельным статьям. Значит, нужно принимать конкретные меры.

7 слайд. Помощник 3. Давайте рассмотрим, каким может быть семейный бюджет?

Сбалансированный

Дефицитный


Профицитный

8 - 9 слайды. Практическое задание 3.

Рассмотрите бюджет Светланы. Рассчитайте бюджет. Определите тип бюджета.


Доход

Расход

Карманные деньги

500 рублей

Покупка журнала

120 рублей

Дополнительная работа по дому

300 рублей

Накопления на телефон

400 рублей

Подарки

500 рублей

Покупка сладостей

160 рублей

ВСЕГО:

1300 рублей

ВСЕГО:

680 рублей



Вывод: бюджет профицитный.


Закрепление.

Учитель: Нужен ли бюджет современной семье?

Учитель уточняет и добавляет ответы обучающихся:

Бюджет нужен тем семьям, которые хотят накопить средства и приобрести дорогостоящие товары, на которые в данный момент у семьи денег не хватает, для рационального распределения семейного дохода и выявления возможности экономить.


Рефлексия. Ребята отвечают на вопросы.

Что нового мы узнали?

Полезна ли полученная информация?

С какими трудностями вы столкнулись?

Какую оценку вы можете дать своей работе, как вы оцениваете работу вашего соседа по парте?


Домашнее задание. Составить бюджет школьника за неделю и заполнить таблицу. Исследовать и определить тип собственного бюджета. Продумать пути экономии семейного бюджета.

Подведение итога урока: выставление оценок, определение следующих помощников учителя, распределение заданий.

Урок окончен. До свидания!



Тема урока №2: Сбережение и страхование.

Цели:

образовательные: раскрытие понятия сбережение, формирование умения создавать свой план накопления денежных средств, для дальнейшего использования; знакомство с понятием страхование;

развивающие: формирование представления о роли и необходимости сбережений, значения для жизни и развития семейного бюджета за счет накопленных финансов; расширение представления о видах страхования;

воспитательные: формирование нравственных качеств, уважительного отношения к деньгам, развитие качеств бережного управления сбережениями.

Методические приемы: создание проблемно-поисковой ситуации, приемы технологии развития критического мышления.

Основные понятия: сбережение, банк, инфляция, страхование.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Информационно – образовательные ресурсы: презентация «Сбережение и страхование».


Принципы:

  1. Последовательности и систематичности при изучении и закреплении нового материала.

2. Принцип научности и доступности при объяснении нового материала.

3. Принцип наглядности – урок сопровождается презентацией.

4. Принцип сознательности и активности при выполнении практической работы.


Тип урока: комбинированный.

План урока.

Этапы урока и его содержание

Время

1

Организационный момент.

1 мин

2

Актуализация пройденной темы и мотивация учащихся.

5 мин

3

Изложение нового материала. Рассказ учителя с демонстрацией презентации.

10 мин

4

Практическая часть. Построение схем. Заполнение таблиц. Анализ.

15 мин

5

Закрепление.

5 мин

6

Рефлексия.

3 мин

7

Домашнее задание.

1 мин



Ход урока.

Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Доброжелательный настрой на успешную совместную работу.

Актуализация знаний учащихся по теме: Бюджет. Доходы и расходы.

Обучающиеся представляют свой бюджет школьника за неделю. Определяют тип собственного бюджета и пути экономии.

Учитель акцентирует внимание на бюджеты тех учащихся, которые экономно использовали свои доходы, подводя разговор к новой теме урока.


Изложение нового материала. Слайд 1. Сбережение и страхование.


2 слайд.

Учитель: профицитный бюджет, о котором мы узнали на прошлом уроке, позволяет сформировать сбережения. Откроем энциклопедический словарь экономики и прочтем. Читает помощник 1.

Сбережения - часть денежных доходов населения, которую люди откладывают для будущих покупок, удовлетворения будущих потребностей; представляют разницу между располагаемым доходом и потребительскими расходами.

То есть, сберегая, ежемесячно остаток профицитного бюджета мы формируем накопления.

Учитель: Ответьте, пожалуйста, на вопрос.

Возможно ли, увеличить сумму накоплений? Если да, то как?

Ученики рассуждают и дают свои ответы.

Учитель: рассмотрим пример.



3 слайд.

СБЕРЕЖЕНИЯ




ОДАЛЖИВАНИЕ ПОД ПРОЦЕНТЫ



СОХРАНЕНИЕ В КОПИЛКЕ





В чем главное отличие первого способа сбережения от второго?

Объяснение: Копилка не позволяет своему владельцу получать проценты. С учетом времени и возможной инфляции копилка может терять свою стоимость.

Одалживание денег под проценты дает уверенность в том, что одолженная сумма не потеряет свою стоимость с течением времени.

Учитель: Какие преимущества вы видите в этих способах?

Объяснение: Преимущество в копилке может заключаться только в том, что отложенная сумма денег не потрачена.

Преимущество второго способа (одалживание денег под проценты) - в сохранении суммы денежных средств с учетом времени.

Учитель: Какие вы видите в этих способах недостатки? Назовите их.

Объяснение: Деньги в копилке могут украсть, могут обесцениться.

Одалживание денег под проценты может отвернуть от вас ваших близких и друзей.

Учитель: Какому из представленных способов грозит инфляция? И почему?

Объяснение: Способ № 1 (копилка). Так как деньги и ценности имеют свойство терять свою стоимость с течением времени.

Учитель: Как можно сохранять и накапливать сбережения не теряя друзей и проценты?

Объяснение: В банке.

Учитель: Верно. Мы с вами использовали новые термины «инфляция» и «банк». Обратимся к современному экономическому словарю.

4 слайд. Читает помощник 1. Инфляция - общее и устойчивое повышение уровня цен. 

Банк - финансовое учреждение, основной сферой деятельности которого являются денежно кредитные операции. Банки заимствуют средства, принимая вклады (deposits) от населения и других финансовых учреждений. 

Вклады на банковских счетах защищены от инфляции, а также от банкротства банка с помощью страхования. О страховании мы поговорим чуть позже, сейчас физ. минутка.


Физ.минутка. Проводит помощник 2. Упражнения для шейного отдела.


Практическая часть. Выполним практическую работу.


5 слайд. Для этого рассмотрим схему «Мотивы сбережения»


Мотивированный

Немотивированный

Приобретение товаров и услуг, оплата которых превышает имеющийся в данный момент объем средств

Создание денежных резервов на непредвиденные случаи; для оказания помощи детям в образовании, создании семьи и др.; покрытие расходов, связанных с соблюдением обычае и традиций

Соблюдение привычного уровня и структуры потребления после выхода на пенсию

Сбережения в целях удобства, чтобы иметь запас ликвидных средств

Сбережения в силу укоренившейся привычки сберегать, накапливать деньги

Сбережения с целью получения прибыли






Дополните таблицу примерами.



6- 7 слайд. Практическая работа 2. Заполните таблицу «Классификация сбережений».

Виды сбережений

Цели (на какие цели)

Сбережения, направленные на удовлетворение потребностей

Покупка жилья, автомобиля, путевки на курорт.

Покупка потребительских товаров


Резервные сбережения

На непредвиденные события (увольнение, переезд)

Сбережения для будущих периодов

Посещение спортивного клуба, оплата обучения, подарки, развлечения

Сбережения для поддержания социального статуса

Оплата страхового полиса. Благотворительность.














Учитель: Как сохранить накопленные денежные средства и приобретенное имущество.

Объяснение: Страхованием.

Помощник 3. Немного о страховании вкладов в России.

Страхование вкладов в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» № 177-ФЗ от 23 декабря 2003 года (далее — Закон или закон о страховании вкладов).

Страхованию подлежат денежные средства физических лиц (а с 1 января 2014 года - и индивидуальных предпринимателей), размещенные во вклады и на счета в банках, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Подлежат страхованию также денежные средства на банковских картах (кроме кредитных карт), так как это обычные банковские счета, открытые физическими лицами.

Страхование вкладов осуществляется в силу указанного Закона и не требует заключения договора страхования. В целях управления системой страхования вкладов на основании закона о страховании вкладов в январе 2004 года Российской Федерацией создана государственная корпорация — «Агентство по страхованию вкладов».

В России участие в системе страхования вкладов носит обязательный характер для всех банков, привлекающих денежные средства физических лиц.

Страховое возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100% суммы вкладов в банке, но не более 1 400 000 руб. (для страховых случаев).

Вклады в иностранной валюте пересчитываются по курсу ЦБ на дату наступления страхового случая.

Максимальная сумма компенсации составляет 1 400 000 руб. по всем вкладам и счетам в одном банке. Вклады в разных банках страхуются независимо друг от друга.

Учитель: Обратимся к словарю

Страхование - особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей (или организаций) и их интересов от различного рода опасностей.

Давайте назовем примеры страховых случаев из жизни.

Обучающиеся: страхование жизни и здоровья, имущества и т.д.


8 - 9 слайд. Практическая работа 3. Виды и отрасли страхования.


Отрасли страхования

Вид страхования


Имущественное страхование


Страхование ответственности


Страхование жизни

Добровольное медицинское страхование

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Страхование от несчастных случаев и болезней

Страхование личного автотранспорта

Страхование ответственности при пользовании другими видами имущества

Страхование недвижимости

Пенсионное страхование

Соотнесите вид страхования с его отраслью.

Слайд 10. Учитель: Какие проблемы помогает решить страхование.

Объяснение:

  • Материально обеспечить в случае временной нетрудоспособности;

  • Обеспечить финансовую защиту семьи в случае потери кормильца;

  • Обеспечить возможность ремонта или восстановления жилья после пожара или наводнения;

  • Получить возможность на ремонт автомобиля после повреждения или угона.

Делаем вывод: затраты на страхование небольшие, а польза огромная.

Рефлексия. Ребята отвечают на вопросы.

Что нового мы узнали?

Полезна ли полученная информация?

С какими трудностями вы столкнулись?

Какую оценку вы можете дать своей работе, как вы оцениваете работу вашего соседа по парте?

Домашнее задание.

Вместе с родителями исследовать и проанализировать систему сбережения семьи, продумать систему страхования здоровья, жизни и имущества с целью сохранения и сбережения благосостояния семьи.





Список литературы

  1. Современный экономический словарь. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2005.

  2. Автономов В.С. Введение в экономику. М.Вита-Пресс, 1999
  3. Автономов В.С. Экономика. 10–11 классы: учебник. – М.: Вита-Пресс, 2013. –240 с.

  4. Большой экономический словарь под ред. А. Азрилиана. Из-во Институт новой экономики
- 1998. - 864 - с.
  1. Борисов Е.Ф. «Хрестоматия по экономической теории» - М., 2002

  2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской

экономической школы по личным финансам. – 2010. – С.9

  1. Учебник: страховое дело [Электронный ресурс]. URL: http://uchebnik.biz/.

  2. Единая коллекция электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. URL:

http://school- collection.edu.ru/.









Отчет о проведении занятий с использованием учебно – методической разработки.

Учебно - методическая разработка раздела программы по преподаванию основ финансовой грамотности была использована на уроках обществознания для обучающихся 8 класса учителем экономики Шендрик Натальей Ивановной.

Целевой установкой программы является получение обучающимися знаний и умений, способствующих обеспечению личной финансовой безопасности и реализации долгосрочной финансовой стратегии в рамках предметных областей финансовой грамотности «Семья как потребитель», «Бюджет семьи. Доходы и расходы» и «Сбережение и страхование».

Основными задачами данной программы являются:

- получение базовых знания о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами;

- формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;

- формирование у обучающихся понимания необходимости долгосрочного финансового планирования.

Результатом освоения программы стало развитие следующих компонентов финансовой грамотности:

Знание и понимание:

  • кто такой потребитель, рациональность потребителя;

  • личный доход и пути его повышения;

  • общие принципы управления расходами.

Умения и поведение:

  • уметь различать регулярные и нерегулярные источники дохода;

  • оценить свои ежемесячные расходы;

  • преумножать сэкономленный семейный бюджет.

Личные характеристики и установки:

  • быть мотивированным на улучшение своего материального положения;

  • проявлять активность и инициативу в поиске информации и ее обновлении;

  • обладать мотивацией, повышать свою финансовую грамотность.

Использованные приемы и методы оправданы.

Для поддержания детского интереса, развития интеллектуальных умений и способностей при реализации программы использовались элементы, приемы, методы нестандартного занятия в традиционном занятии: составление таблиц, опорных схем, конспектов, работа со словарями терминов, составление кроссвордов, ролевая и дидактическая игра.

При реализации программы применялась адекватная методика, которая предполагает использование активных и интерактивных методов и приемов наряду с традиционными формами проведения занятий.

Программой предусмотрены комбинированные занятия, занятия-игры, практикумы, под которыми понимается практическое занятие с детальным разбором ситуации и принятием решений на основе реальной финансовой информации, что способствует усвоению теоретических знаний, поддерживает у школьников высокий познавательный интерес к изучаемому курсу, облегчает и ускоряет усвоение материала.

При реализации образовательного курса были использованы такие методы обучения, которые способствовали самореализации личности обучающихся. Данным условиям соответствует использование в учебной деятельности интерактивных методов обучения, которые представляют собой систему правил организации продуктивного взаимодействия обучающихся между собой, с преподавателем, с учебной литературой, при котором происходит освоение нового опыта, получение новых знаний и предоставляется возможность для самореализации личности обучающихся.

Поставленные задачи были выполнены, цели достигнуты. Обучающиеся проявляли активность на протяжении всего хода обучения. Домашние задания выполнялись со всей ответственностью с привлечением родителей. Практические задания выполнялись активно с креативным подходом. Обучающиеся анализировали свои действия в отношении с личным доходом и находили свои способы экономии семейного бюджета.