СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Рефлексия - как этап современного урока в условиях ФГОС»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефлексия - как этап урока. виды рефлексии. варианты.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Рефлексия - как этап современного урока в условиях ФГОС»»

«Рефлексия - как этап современного урока

в условиях ФГОС»


Приоритетной целью современной образовательной концепции является развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Поэтому обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка).

Рефлексия – размышление; анализ собственного психического состояния. (Современный словарь иностранных слов)

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Её цель сформировать личную ответственность за результаты своего труда.

Рефлексия тесно связана с целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей. Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.

Сухомлинский В. А. отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, которую необходимо освоить выделением главного из обилия информации, систематизацией и представлением информации в требуемом виде. Отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, непонимание для чего это необходимо. В результате у учащегося возникает состояние психологического дискомфорта и желание избежать, отгородиться от факторов, его вызывающих. Как результат – невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету.

Зачем нужна рефлексия ученику? Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

Все психологи особо подчеркивают, что становление и развитие духовной жизни связано прежде всего с рефлексией. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека:

  • Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

  • Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

  • Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.


Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.

При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.


Классификация приёмов рефлексии:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния

  2. рефлексия деятельности

  3. рефлексия содержания учебного материала


  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Данная рефлексия способствует формированию благоприятного микроклимата на уроке. Учащийся настраивается на урок, проявляет неподдельный интерес к следующим этапам урока. Снимается мышечное напряжение перед уроком и полностью снимается напряжение в конце урока. Здесь реализуется здоровьесберегающая функция рефлексии. Целесообразно проводить такую рефлексию в начале занятия с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности.

Варианты:

  • «Смайлики»

  • «Дерево чувств»

  • «Солнышко и тучка»


2. Рефлексия деятельности

Это вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика. Оцениваются не столько знания, сколько умения, компетенции: что учащийся умеет? Что может? Здесь рефлексия выступает в качестве мотивации учения и определения степени достижения цели. Учащийся не только осознает содержания материала, но осмысливает способы и приемы своей работы. Так как рефлексия может быть индивидуальной, коллективной или групповой, то учащиеся проявляют умение работать на разных этапах работы.

Варианты: «Незаконченное предложение»

  • "На сегодняшнем занятии я понял, я узнал, я разобрался…";

  • "На этом занятии меня порадовало…";

  • "Я похвалил бы себя…";

  • "Особенно мне понравилось…";

  • "Сегодня мне удалось…";

  • "Было интересно…";

  • "Было трудно…";

  • "Я понял, что…";

  • "Я научился…"


3. Рефлексия содержания учебного предмета

  • «Поезд»

  • «Лестница успеха»

  • «Ёлочка»

  • «Волшебный мешочек»

  • «Поляна»

  • «Корзина идей»

  • «Дерево»


Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

1 этап – анализ своих успехов

2 этап – анализ работы одноклассников

3 этап – анализ работы группы как своей, так и других.

Процесс целеполагания и рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Этапы урока – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.


Сегодняшняя школа призвана научить человека жить и ориентироваться в мире, постигая законы самоорганизации. Развитие у ребенка рефлексии — как основного инструмента, позволяющего человеку ориентироваться в динамичном мире, становится одной из важнейших целей школьного обучения.


Таким образом, рефлексия способствует развитию трех важных качеств человека, таких как самостоятельность, предприимчивость, конкурентоспособность.