СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Рейтинговая система оценки на элективном курсе «Основы потребительских знаний»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка будет интересна  в первую очередь для преподавателей элективного курса «Основы потребительских знаний, а так же для преподавателей других элективных курсов и факультативов. В разработке представлен основной алгоритм применения рейтинговой системы оценивания достижений обучающихся, а так же «Таблица стоимости» для элективного курса «Основы потребительских знаний».методическая разработка будет интересна  в первую очередь для преподавателей элективного курса «Основы потребительских знаний, а так же для преподавателей других элективных курсов и факультативов. В разработке представлен основной алгоритм применения рейтинговой системы оценивания достижений обучающихся, а так же «Таблица стоимости» для элективного курса «Основы потребительских знаний».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Рейтинговая система оценки на элективном курсе «Основы потребительских знаний»»

Методическая разработка

«Рейтинговая система оценки на элективном курсе

«Основы потребительских знаний»

Спицына Елена Леонидовна, учитель экономики МОУ «СОШ №2 г. Коряжмы»
















Аннотация: методическая разработка будет интересна в первую очередь для преподавателей элективного курса «Основы потребительских знаний, а так же для преподавателей других элективных курсов и факультативов. В разработке представлен основной алгоритм применения рейтинговой системы оценивания достижений обучающихся, а так же «Таблица стоимости» для элективного курса «Основы потребительских знаний».



















Содержание




Введение

3

Основная часть

4

Заключение

8

Литература

10

Приложение

11





























Введение

Модернизация системы образования в соответствие с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения, и, соответственно, способов оценки достижений обучающихся.

Проблема, общая для большинства образовательных учреждений, заключается в том, что существующая школьная система бальных оценок (абсолютная количественная шкала) ориентирована исключительно на констатацию уровня сформированности знаний, умений и навыков обучающегося, в ней фиксируется лишь результат учебного процесса. Она не ориентирована на выявление и стимулирования динамики роста его успешности в процессе учебной деятельности.

Система предпрофильной и профильной подготовки обучающихся требует совершенно других методов формирования и развития у них учебной мотивации. С началом преподавания элективного курса «Основы потребительских знаний» в 9-х классах возникла проблема оценивания результатов обучения. Анкетирование обучающихся МОУ «СОШ №2» показало, что учеба для 65% учеников, не является делом первостепенной важности, у них нет положительной мотивации. Какие же создать условия, чтобы мотивировать обучающихся в образовательном учреждении учиться регулярно и эффективно? Можно ли найти систему оценки, которая в условиях личностно-ориентированного обучения была бы связана с мотивацией обучающегося к учению и его познавательной активностью?

Изучение существующего опыта и научных исследований по данной проблеме подвело к заключению, что оптимальной для оценивания учебных достижений обучающихся старших классов на элективных курсах в условиях профильного обучения является рейтинговая шкала. Одним из стимулирующих факторов остаётся балл, но такой, который не внушает ученику страх, а, напротив, поддерживает его внимание и подстёгивает его самолюбие. При проведении исследовательской работы «Рейтинговая система оценивания» выяснилось, что рейтинговая система оценивания знаний позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, позволяет перевести учебную деятельность обучающихся из необходимости во внутреннюю потребность.

Цель методической разработки: применение рейтинговой системы оценки учебных достижений обучающихся на элективном курсе «Основы потребительских знаний».

В разработке приведены этапы введения рейтинговой системы, основные принципы. Показаны положительные результаты апробации введения рейтинговой шкалы.

Основная часть

Рейтинг – это суммарная интегральная оценка, характеризующая уровень и объём работы обучающихся в процессе усвоения учебного материала. Рейтинг - это объективный интегральный критерий качества знаний обучающегося, равный сумме заработанных им баллов за различные контрольные мероприятия. Рейтинг - это модель оплаты учебного труда обучающегося, ему присущи все черты реальной оплаты нашего труда. Заметим кстати, что любой неоплачиваемый труд, в том числе и учебный труд - один из сложнейших видов труда, принципиально не может быть эффективным. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых – своевременная и систематическая оценка результатов в точном соответствии с реальными достижениями обучающихся.

Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний включает следующие действия:

  1. Перед применением данной практики необходимо провести ознакомительную работу, сутью которой является оповещение обучающихся и их родителей о принципах этой системы.

  2. Весь курс по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен.

  3. Составляем список всех учебных действий, которые будут учитываться при оценивании обучающихся. Определяем стоимость каждого действия в баллах, в результате получаем «таблицу стоимости». ( Приложение 2)

Рейтинг по предмету формируется из основных и дополнительных баллов. Основные баллы даются за качество выполнения обучающимся всех видов самостоятельной работы, предусмотренных «таблицей стоимости» по предмету. В течение четверти осуществляется текущий и рубежный контроль. В ходе текущего контроля в течение четверти могут оцениваться различные виды деятельности обучающихся, например, работа с литературой (конспектирование, рецензирование, аннотирование и т.п.), выполнение домашних заданий, тестирование или выполнение контрольной работы по отдельной теме, выступление с докладом, сообщением, устный ответ по теме и др. Рубежный контроль проводится после изучения какого-либо раздела (1-2 раза в четверть).

Кроме «основных» учитель засчитывает еще и «дополнительные» баллы. И чем больше действий будет учтено, тем лучше для объективности отметки. Но нельзя сравнивать, например, написание самостоятельной работы с ксерокопированием материала. Следует предусмотреть систему начисления поощрительных баллов, которая, при соблюдении требований учебно-воспитательного процесса, позволит повысить уровень учебной успешности.

Дополнительными баллами могут оцениваться: информационная активность (сообщения, доклады, конференции, рефераты и т.д.); участие в изучении нового материала и закреплении изученного материала; участие и победа в олимпиадах различного уровня, конференциях, конкурсах, творческих проектах.

Таким образом, мы получаем возможность оценить все стороны учебно-воспитательного процесса.

Основное количество баллов рассчитывается по “контрольным точкам”:

  • Выполнение задания по выбору учащихся: реферат, доклад, выступление (6б);

  • Конспект текста учебника, журнала, статьи (3б);

  • Конструирование вопросов разного уровня сложности и эталонных ответов (2б);

  • Подготовка дополнительного материала по теме (3б).

  • Выполнение практической работы по теме (3б).

  • Решение проблемных задач по теме (4б).

  • Устный ответ – монолог (4б).

  • Самостоятельные работы (от 2 до 5 баллов)

  • Анализ работы товарищей (от 3 до 5 баллов)

  • Контрольная (зачётная) работа по содержанию темы (12 б).

Дополнительные баллы начисляются за изготовление раздаточного материала, выполнение индивидуальных заданий учителя, оформления средств наглядности и др. (до 2б). За выступление на семинаре или конференции (до 2б); за участие в конкурсах, олимпиадах (до 2б); за активную работу на занятиях и участие в диспутах, в деловых играх, в круглых столах (1б). Могут быть оценены и личные качества обучающегося (творческий подход при выполнении заданий; ответственность и активность на занятиях; прилежание, дисциплинированность и трудолюбие, степень самостоятельности и инициативность и др.) (1б). Процентное количество дополнительных баллов не должно превышать 20% от общего количества баллов.

   Одно из обязательных свойств системы является ее открытость - обучающиеся должны знать «правила игры»: знать «стоимость» любой деятельности, знать, как можно получить баллы. Для выполнения этого свойства «таблица стоимости» должна быть доступна обучающимся. Можно сделать ее в виде плаката и повесить в кабинете; можно сделать распечатки таблицы для каждого.

Табл.2. Рейтинг-таблица.



Тема

Балуева П.

Баснина Н.

Володин С.

Воронин С.

Дураков В.

Зимина М.

«Как продаются товары» диктант экономических терминов

5

6

3

4

6

6

Дополнительные баллы

1





2

«Источники информации». Заполнение таблицы

4

4

3

2

3

4

Дополнительные баллы

1

2



1


«Что читать на этикетке товара» расшифровка символов

7

7

3

5

8

7

Дополнительные баллы


1




1

«Потребительское тестирование» Проведение сравнительного потребительского тестирования

4

5

3

3

6

4

Дополнительные баллы


2

1




  1. В конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая оценка. Обучающиеся, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 90% до 100 %, могут быть освобождены от зачётов и итоговых контрольных работ.

В конце четверти обучающийся сравнивает свои успехи с предыдущими результатами. Учитель составляет общий список класса, в котором вначале идут наилучшие – им присваивается IV ранг (уровень); в конце списка – II и I ранги. У ученика низкого ранга возникает стимул к тому, чтобы продвинуться рангом выше.

Табл. 3. Критерии уровней успеха.

IV уровень

Достаточный



Ученик способен применять знания в нестандартной ситуации. Степень усвоения 85–100%

III уровень

Оптимальный



Ученик овладел знаниями и умениями на уровне выше обязательного минимума. Степень усвоения 70–84%

II уровень

Обязательный



Ученик овладел знаниями и умениями лишь на уровне обязательного минимума. Степень усвоения 50–69%

I уровень

Условный



Ученик не овладел знаниями и умениями на уровне обязательного минимума

Учитель должен ответить для себя на вопрос: полностью ли Вы хотите перейти на рейтинговую систему или будете использовать ее параллельно с общепринятой оценочной системой?

Для желающих использовать второй вариант предлагаю завести личный журнал с рейтинг-таблицами, в который вы будете отмечать баллы за выполненные действия учеников. В журнал выставляется оценка по 5-балльной системе, причём, она показывает уровень достижений учащегося по всему материалу на данный момент времени, т. е. оценка является итогом всей предыдущей работы. Это позволяет обучающимся систематически контролировать себя и при желании повысить свой рейтинг ещё задолго до окончания четверти или года. В то же время учитель настойчиво напоминает, что в конце контрольного периода практически невозможно исправить результат за несколько занятий. Кроме того, не возникает проблемы “среднего балла”, когда количество неудовлетворительных оценок за итоговые работы компенсируется количеством хороших оценок за небольшие по объёму работы.

Работая по рейтинговой системе оценки знаний можно с уверенностью сказать, что эта система повышает мотивацию обучающихся к активной и равномерной учебной работе в течение всего курса; позволяет получение дифференцированной и разносторонней информации о качестве обучения, о персональных достижениях обучающихся; направлена на совершенствование планирования и организации образовательного процесса посредством индивидуализации обучения, упорядочения системы контроля ЗУН.

Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения. По результатам деятельности обучающихся преподаватель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня их достижений, тем самым, обеспечивая возможность самоуправления образовательной деятельностью.

Рейтинговая система позволяет развивать и воспитывать аналитическое и критическое мышление, коммуникативные способности, чувство самоуважения, ответственность за результаты своей работы, чувство взаимопомощи, умение контролировать себя, рационально распределять свое время.

К основным функциям участников рейтинговой системы можно отнести то, что обучающиеся знакомятся с содержанием рабочих программ учебных дисциплин с целью организации самостоятельной работы; выполняют все виды работы, и отчитываются об их выполнении в установленные сроки; участвуют в контроле и оценке своих учебных достижений на основе рефлексии.

А учителя: дополняют рабочие программы учебных дисциплин «таблицами стоимости»; информируют обучающихся о критериях оценки знаний по разным видам учебной деятельности, о достигнутом уровне успеваемости на разных этапах изучения предмета; формируют необходимые учебно-методические материалы, контрольные задания для обучения и проверки ЗУН; выбирают формы, методы обучения и контроля качества знаний; своевременно оформляют учебную документацию о рейтинговой оценке знаний.















































Заключение

Используя систему рейтинговой оценки достижений обучающихся, приходишь к выводу: для того чтобы проверка знаний и умений достигала поставленной цели и чтобы по ее результатам можно было судить, насколько достижения учащихся соответствуют требованиям, она должна быть регулярной, объективной и всесторонней.

Каковы же общие итоги? Обучающиеся позитивно оценили введение рейтинговой системы при изучении элективного курса и высказали пожелания ввести таковую и по другим предметам. Анкетирование дало следующий результат: за 5-балльную шкалу проголосовало 20%, за рейтинговую оценку – 75%,за систему зачет-незачет – 5%.

Какова же динамика учебных достижений моих учеников? Имею 100% успеваемость по предмету. С введением рейтинговой системы качество знаний увеличилось на 20% .

Опираясь на опыт работы в традиционной и рейтинговой системах оценки, можно сделать вывод, что рейтинговая шкала имеет ряд преимуществ:

1.     Снижается субъективизм итоговой отметки, она не зависит от взаимоотношений учителя и ученика.

2.     Придает обучению элемент соревнования, что играет большую роль в школе.

3.     Стимулирует как обязательную, так и дополнительную самостоятельную работу школьников.

4.     Позволяет снизить возможность получения случайной итоговой отметки, так как учитывается работа ученика в течение длительного промежутка.

5.     Возрастает роль текущего и промежуточного контроля (самостоятельные работы, опросы, тесты). На этих этапах обучающемуся предоставляется возможность набрать до 80% всех баллов, что стимулирует повседневную систематическую работу.

6.     Позволяет учитывать разноуровневый подход в обучении.

7.     Устраняются негативные стороны уравнительной системы обучения. Уже нет отличников, хорошистов. Вместо них появляются «первый» ученик, «десятый», «двадцатый». «При этом у ученика возникает вполне оправданное ощущение, что ему нужно совсем не так уж много усилий, чтобы передвинуться с 16-го места на 15-е, и успех вполне возможен. Усилия же, необходимые для того, чтобы из «троечника» стать «хорошистом», могут не без основания показаться ему неоправданно значительными».

8.     Позволяет ученику выбирать стратегию своей деятельности, так как отметки предлагаемых видов деятельности определены заранее.

Негативными сторонами рейтинговой системы остаются: дополнительная нагрузка по регистрации баллов и их обработке; недостаточно дидактического материала по применению системы на конкретных уроках.


































Литература

  1. Гузеев В.В. Оценка, рейтинг, тест // Школьные технологии. — 1998. — №3. — 40 с.

  2. Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся: Инструктивно-метод. материалы / Под ред. О.Е. Лисейчикова. — Мн.: НИО, 2002. — 400 с.

  3. Ткачев М.В. Рейтинговая система оценки знаний учащихся по физике // 1998. — №3. — С. 13-16.

  4. Устинова Л.Г. Творческий потенциал и рейтинговая технология обучения // Школьные технологии. — 2002. — №2. — С. 25-3.






























Приложение 1

«Таблица стоимости» для элективного курса «Основы потребительских знаний» (17 часов)

Тема занятия

Практическая работа

Баллы

1

Кто такие потребители.

Решение ситуативных задач

Мах 4 балла

2

Как мы выбираем.

Игра «Кораблекрушение»

Мах 4 балла

3

Как продаются товары.

Диктант экономических терминов (8 понятий)

Мах 4 балла


4

Источники информации для потребителей.

Заполнение таблицы «Источники информации для потребителей»

Мах 4 балла

5

Что читать на этикетке товара.

Расшифровка символов

на этикетке товара

Мах 6 баллов

6

Потребительское тестирование.

Проведение сравнительного потребительского тестирования

Мах 6 балла

7

Реклама и ее регулирование.

Составление рекламы продукта

Мах 3 баллов

8

Зачет по 1 и 2 разделам


Мах 12 баллов

9

Наши расходы.

Игра «Князь»

Мах 3 балла

10

Азартные игры.

Игра «Лото»

Мах 2 балл

11

В магазине, службе быта.

Тренинг «Жизненные ситуации»

Мах 4 балла

12

В транспорте.

Отправляясь в путешествие.

Поступая в платное учебное заведение.

Игра «Ура! Мы едем в Париж!»

Мах 6 балла

13

Этика потребительского поведения.

Решение ситуативных задач

Мах 3 балла

14

Самозащита потребителей.

Написание письма-претензии по заданной ситуации.

Мах 6 балла

15

Куда обратиться за помощью.

Игра «Суд»

Мах 4 балла

16

Зачет по 3 и 4 разделам


Мах 12 баллов

17

Контрольная работа


Мах 17 баллов

ИТОГО за курс: МАХ 100 баллов

Дополнительные (поощрительные) баллы

1

Реферативный доклад по теме


Мах 6 баллов

2

Активная работа на уроке


Мах 2 балла

3

Помощь учащимся


Мах 2 балла

4

Помощь учителю


Мах 2 балла

5

Участие в олимпиадах различного уровня, конференциях, конкурсах, творческих проектах.

Школьный уровень

Муниципальный уровень

Региональный уровень

Всероссийский уровень

Международный уровень

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

6

Победа в олимпиадах различного уровня, конференциях, конкурсах, творческих проектах.

Школьный уровень

Муниципальный уровень

Региональный уровень

Всероссийский уровень

Международный уровень

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов