Участие в конкурсе методических разработок
в рамках Фестиваля русского языка
в Кабардино-Балкарской Республике
«Русский язык-язык мира и единства народов»
(Организатор-КБГУ имени Бербекова , 2 место)
1.Полное наименование ОО-МКОУ «СОШ имени Машукова Х.М.» с.п. Батех
2.Ф.И.О. участника Тохтамышева Валентина Амербиевна
6.Название разработки «Могучий великий русский язык»
7.Тип разработки Внеклассное мероприятие
Внеклассное мероприятие в 7 классе
«Могучий великий русский язык»
Цели:
1 Воспитывать у детей любовь и интерес к русскому языку и литературе.
2.Формировать отношение к русскому и родному языкам как к национальным ценностям, составляющим часть мировой культуры.
3. Развивать эстетическое и нравственное воспитание обучающихся с помощью популяризации элементов русского и кабардинского языков.
4.Развивать интеллект и обогащать духовную культуру детей.
Оборудование: компьютер, проектор, выставка книг «Язык наш - друг наш»; портреты писателей, чьи высказывания о русском языке используются на классном часе.
Ход урока
1.Звучит песня «Я люблю тебя Россия» в исполнении Алсу(1 мин).
Учитель. Дорогие ребята! Наше сегодняшнее мероприятие посвящено великому, могучему русскому языку. Эпиграфом к нему я взяла слова любимого балкарского поэта Кайсына Кулиева:
«Мне в сердце запали уроки,
когда я впервые постиг
зовущий, как мир, и широкий,
чарующий русский язык…»
Как вы думаете, ребята, какую роль в жизни нашего государства играет русский язык?
Ученик 1.В соответствии с Конституцией Российской Федерации русский язык является государственным языком на всей территории Российской Федерации.
Ученик 2.Статус русского языка как государственного в Российской Федерации предусматривает обязательность использования русского языка в сферах, определенных законом о государственном языке РФ.
Ученик 3. Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации способствуют приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов Российской Федерации.
Учитель. Да, на русском языке говорят все народы, проживающие на территории нашей необъятной Родины, а их более 180.
Давайте вспомним, как русский язык стал языком межнационального общения.
Ученик4. Огромную роль в становлении русского языка как средства межнационального общения сыграли события 20 века, когда во времена существования СССР русские были самой многочисленной нацией, и на всей территории союза население говорило в основном на русском языке. В 1989 году в СССР проживало 145 миллионов русских, а языком владело около 232 млн. человек.
Ученик 5.На сегодняшний день русский язык успешно сохраняет статус международного и межнационального. Немало этому способствуют представители различных этнических групп, проживающих на территории России и приезжающих в страну на заработки, а также лиц, проживающих за ее пределами.
Ученик 6. Русский язык как средство делового общения находится на высоком уровне. Он является одним из наиболее развитых языков в мире. Его успех обусловлен богатейшим словарным фондом, краткостью и ясностью лексики и грамматики, а также способностью отразить в речи все характеристики окружающего мира.
Учитель. Судьба нашей небольшой республики -Кабардино-Балкария тесно связана с русским языком, но не всегда кабардинцы и балкарцы знали русский язык. Давайте совершим небольшую экскурсию в историю и попробуем отследить процесс проникновения русского языка на Северный Кавказ, а так же раскрыть роль русского языка и русской культуры в исторической судьбе кавказских народов.
Ученик 7. Некоторые народы Северного Кавказа не имели своей письменности, в том числе кабардинцы и балкарцы. С XVII века в дипломатических отношениях использовали русский язык и русскую письменность при помощи русских толмачей и писцов. Это тормозило развитие народного образования. Но второй половине XIX и в начале XX века русские ученые с помощью передовых людей Кабарды продолжили работу по созданию письменности, начатую ещё в 40-х годах XIX века Ш. Ногмовым.
В 1862 году при содействии У.Берсеева член-корреспондент Академии наук Н.К.Услар создал кабардинский алфавит на русской графической основе с внесением некоторых букв латинского и грузинского алфавитов.
Письменность у балкарцев была создана в 1924 году сначала на основе латинского, а затем русского алфавита.
Ученик 8.Вот, что сказал о величии русского языка основоположник кабардинской советской литературы Али Шогенцуков: «Когда я учился читать по-русски и впервые открыл томик стихов Пушкина, у меня было такое ощущение, словно я поднялся на вершину высокой горы и увидел оттуда весь мир прекрасного..»
Ученик 9. Трудно переоценить значение русского языка для народов Северного Кавказа. Благодаря могучему средству межнационального общения, каким является русский язык, становилась достоянием горцев передовая, прогрессивная культура русского народа. Передовые люди Северного Кавказа стремились учить русский язык, читать русские книги, знакомится с русской литературой.
Ученик 10.Распространение русского языка на Северном Кавказе сыграло большую роль не только в налаживание отношений отдельных народов с русскими, но и в сплочении народов Северного Кавказа между собой, т.к. важным условием сближения является возможность общаться на одном языке.
Ученик 11. Таким образом, можно с полным основанием утверждать, что русский язык сыграл историческую роль в развитии культуры северо-кавказских народов, в их приобщении к богатствам европейской и мировой цивилизации, способствовал развитию взаимопонимания и толерантности всех народов, проживающих в нашей многонациональной стране.
Учитель. Давайте послушаем итоги небольшой исследовательской работы на тему «Влияние русского языка на систему адыгских топонимов».
Ученик 12.Проникновение русского языка отразилось и на географических названиях, а они составляют часть словарного состава языка.
Итак, влияния русского языка на кабардинские названия объектов сказывались:
а) в утверждении русских названий при фонетическом освоении их русским языком (Урожайнэ, Плановскэ, Сыбыр, Старэ Крепэст, Арэшаемэ идр.);
б) в заимствовании из русского языка определений «старый»(старэ), «верхний» (верхнэ), «нижний» (нижнэ), «красный» (краснэ) и др.;
в)осложнение кабардинских форм русскими морфемами: Баксаненкэ, Дейскэ;
г)многие населенные пункты в качестве официального названия удерживают адаптированные русские формы(Малка, Шалушка), а в устной речевой практике местного населения сохраняются оригинальные формы (Балъкъ, Щхьэлыкъуэ).
Географические названия, сохраняющиеся веками, появившись в определенный исторический период, приподнимают завесу истории и делают её более ощутимой. Я, изучая этот вопрос, смог получить представление о том, как русский язык постепенно проникал в жизнь моих соотечественников на примере топонимов.
Учитель. Спасибо за интересный рассказ.
О величии и красоте русского языка написано много. Ребята, вы получили задание выбрать одно высказывание русских или советских писателей и поэтов о русском языке и попробуйте объяснить, почему вам понравилось именно это высказывание.
Ученик 12. Мне понравились слова А.Н. Толстого: «Русский народ создал русский язык яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью... ». Писатель очень тонко подметил яркость, красоту, своеобразие и неповторимость русского языка. Я считаю, что русский язык позволяет очень точно описать мысли, чувства, события, природу.
Ученик 1.Я прочитаю отрывок из стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык».
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».
Писатель писал эти строки в последние годы жизни, находясь во Франции. Тяжело больной писатель тосковал о Родине. Это стихотворение - крик души, признание в любви родному языку и надежда на светлое будущее для своего многострадального народа.
Ученик 2.Я выбрал слова Константина Паустовского:
«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Я тоже очень люблю русский язык и считаю его очень красивым. Это язык Пушкина, Лермонтова, Толстого, Некрасова, Гоголя. Именно благодаря русскому языку они смогли дать миру такие прекрасные литературные творения. Многие люди в мире учат русский язык, чтобы прочитать их произведения в оригинале, а русский язык в мировой литературе стоит на особом, возвышенном месте.
Учитель. Русскому языку признавались в любви многие поэты разных национальностей. Они выразили признательность и благодарность «великому и могучему» за то, что он научил другие народы познавать мир и себя. Давайте послушаем некоторые из них.
Ученик 3. Стихотворение балкарской поэтессы Танзили Зумакуловой
«Два языка».
Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной...
Но, как родной,
Люблю язык я русский.
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг,
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне:
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой...
Забыв родной язык -
Я онемею.
Утратив русский -
Стану я глухой.
Ученик 4. Стихотворение «Родная речь» адыгского поэта Мурата Паранука .
Лесным покоем,
Звоном речек
В моей душе запела Русь.
Горжусь ее певучей речью,
Ее поэзией горжусь.
Она к аульному подпаску
Пришла в холодное жилье,
Согрела лаской, шуткой, сказкой
Сиротство раннее мое.
Она передо мной открыла
Страницами бессмертных книг,
Щедра, легка, ширококрыла,
Неиссякаемый родник.
Открыла горцу и поэту,
Как жизнь любить,
Как мир беречь,
Благословенная вот эта,
Мне ставшая родною речь.
Ученик 10.Отрывок из стихотворения российского поэта Вадима Шефнера «Слова».
Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;
Повторять их не смею на каждом шагу, -
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Учитель. Спасибо, ребята, за выразительное чтение этих прекрасных стихов.
Русский язык, как и любой другой язык имеет свою длительную историю. Хочу предложить всем присутствующим викторину «Знаешь ли ты историю русского языка?»
Викторина «Знаешь ли ты историю русского языка?»
1.Назовите древний язык, существовавший на территории Европы в 5-6 в. до н.э., от которого произошел русский язык?
(индоевропейский)
2. Какой язык существовал в Киевской Руси? (древнерусский)
3. На какие языки распался общеславянский язык?
(южно-славянский(старославянский),
западно-славянский,
восточно-славянский(древнерусский).
4. Сколько лет насчитывает история русского языка?
(История русского языка насчитывает около
25 веков – две с половиной тысячи лет.
5. Назовите дату создания славянского письма.(863 год).
6. Какой год считается официальной датой рождения русской письменности?
( Письменность пришла на русскую
землю вместе с принятием христианства
великим князем Владимиром в 988 году.
Именно этот год и считается официальной
датой рождения русской письменности).
7. Кто были создатели славянской письменности?
(Славянские просветители, братья Кирилл и Мефодий).
8. Как называлась первая славянская азбука?
( Кириллица, в честь братьев Кирилла и Мефодия).
9. Почему азбука называется азбукой?
(Слово "азбука" происходит от названия первых двух букв кириллицы: "аз" и "буки")
10. Назовите имя русского князя, с которым связано появление письменности на Руси.
(Великий князь Владимир)
11. Когда отмечается праздник славянской письменности и культуры?
(В День памяти святых и равноапостольных просветителей Кирилла и
Мефодия, который отмечается 24 мая)
12. Какое произведение считается «жемчужиной древнерусской литературы»?
(Слово о полку Игореве»)
13. Кто считается основателем русского литературного языка?
(Формирование русского литературного языка было завершено
А. С. Пушкиным в первой половине 19 века).
Учитель. Молодцы. Вы неплохо справились с заданиями. Мне очень приятно, что вы любите и хотите знать русский язык, но мы должны так же знать и любить и свой родной кабардинский. Некоторые настолько увлеклись русским языком, что не знают, как звучат многие названия по-кабардински. Это тоже недопустимо. Поэтому предлагаю игру для зрителей. Семь ребят-добровольцев встаньте в круг. Начиная с понедельника, каждый называет очередной день недели на кабардинском языке. Тот, кто не знает, выбывает из круга.
-понедельник -вторник -среда -четверг -пятница -суббота -воскресенье
| -блыщхьэ -гъубж -бэрэжьей -махуэку -мэрем -щэбэт -тхьэмахуэ
| |
На следующую игру приглашаю 12 ребят. Встаньте все в круг . Каждый должен назвать очередной месяц года на кабардинском языке. Те, кто не справятся, выбывают из игры.
-январь -февраль -март -апрель -май -июнь -июль -август -сентябрь -октябрь -ноябрь -декабрь | -щIышылэ -мазае -гъатхэпэ -мэлыжьыхь -накъыгъэ -мэкъуауэгъуэ -бадзэуэгъуэ -шыщхьэIу -фокIадэ -жэпуэгъуэ -щэкIуэгъуэ -дыгъэгъазэ | |
Учитель. Молодцы, ребята. Хочу вручить победителям игры небольшие подарки. Давайте подведем итоги нашего мероприятия. Какие выводы можно сделать из всего услышанного сегодня?
Ученик 1. Русский язык является не только языком межнационального и международного общения, но и зеркалом культуры нашего народа. В нем отражается общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира.
Ученик 2. Знание языков, грамотная речь – самый тонкий показатель культуры человека. Культура речи- это умение пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения, уметь выражать свои мысли четко и ясно, с соблюдением всех правил произношения.
Учитель. Я надеюсь, что после нашего мероприятия у многих ребят повысится интерес к русскому языку и литературе.
На этом наше мероприятие завершается. Спасибо за внимание.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О государственном языке Российской Федерации".
2.Нарочницкий А.П. История народов Северного Кавказа. М, 1988 г. под редакцией
3.Зарайченко В.Е. Статья «Русская культура в исторической судьбе кавказских народов».
4. Коков Дж.Н. Кабардинские географические названия. Нальчик, 1966 г.
5.Никонов В.А. Введение в топонимику. М., 1965
Интернет-ресурсы
1. myshared.ru›slide/548363/
2. nsportal.ru›Школа›Русский язык›
3. amaltus.com›дни-недели-месяцы/
4. nsportal.ru›shkola.rechevaya.cheloveka.ego.kultury