СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации подростка в условиях детского творческого объединения авторской песни"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ряду жгучих проблем современной “музыкальной педагогики” проблема стимулирования познавательной деятельности и развития интереса у подростков в процессе музыкального обучения становится одной из наиболее важных и сложных, ибо, если у учащегося нет интереса к тому, что происходит на занятии, если это проводится без эмоциональной приподнятости, сильных эмоциональных впечатлений и переживаний, и если оживление наступает лишь “со звонком с урока”, ни о каком полноценном музыкальном развитии говорить не приходится.

Данная работа предназначена для педагогов-музыкантов, работающих в системе общего и среднего образования, а также в учреждениях дополнительного образования детей и содержит теоретическое обоснование и описание практического опыта педагогов – музыкантов по воспитанию интереса и стимулированию познавательной деятельности у подростков в музыкально-образовательном процессе.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации подростка в условиях детского творческого объединения авторской песни"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

"Центр внешкольной работы"









Методическая разработка

Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации подростка в условиях детского творческого объединения авторской песни



Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

высшей категории

Игумнова Елена Валентиновна









Саров

2017


Содержание

1. Аннотация 3

2. Пояснительная записка 4

2.1. Актуальность проблемы 4

2.2. Особенности подросткового возраста 5

2.2.1.Младший подростковый образ (9-12 лет) 5

2.2.2. Старший подростковый возраст (12-15 лет) 6

2.3. Виды учебных интересов 8

2.4. Элементы музыкальной наблюдательности 9

3. Этапы приобщения учащихся – подростков к исполнительским средствам выразительности 10

4. Методы активизации познавательного интереса подростков к исполнительским средствам выразительности 11

5. Методы диагностики 12

5.1.Организация контроля степени сформированности общих и специфических способностей учащихся на занятиях 13

6. Заключение 14

7. Список литературы 15

Приложение 1 16

Приложение 2 18

Приложение 3 19


1. Аннотация

В ряду жгучих проблем современной “музыкальной педагогики” проблема стимулирования познавательной деятельности и развития интереса у подростков в процессе музыкального обучения становится одной из наиболее важных и сложных, ибо, если у учащегося нет интереса к тому, что происходит на занятии, если это проводится без эмоциональной приподнятости, сильных эмоциональных впечатлений и переживаний, и если оживление наступает лишь “со звонком с урока”, ни о каком полноценном музыкальном развитии говорить не приходится.

Данная работа предназначена для педагогов-музыкантов, работающих в системе общего и среднего образования, а также в учреждениях дополнительного образования детей и содержит теоретическое обоснование и описание практического опыта педагогов – музыкантов по воспитанию интереса и стимулированию познавательной деятельности у подростков в музыкально-образовательном процессе.



2. Пояснительная записка

2.1. Актуальность проблемы

Любовь к большой музыке, как известно, не врожденное чувство. Слушать слышать музыку учатся. Когда учащийся подготовлен к восприятию музыки, к пению, к игре на музыкальном инструменте, когда деятельность в музыкальной сфере становится радостно привычной, она перерастает в потребность, нередко очень сильную. Известно, что конечная цель музыкального воспитания мыслится в сфере общего развития учащегося, и, прежде всего, в области морали, нравственного совершенствования. Музыкальное искусство выступает перед учащимся – подростком, прежде всего, в роли проводника определенных идей и идеалов. Вот почему недооценка музыкального образования оборачивается недооценкой нравственного, гуманистического начала в воспитании.

В связи с вышеизложенным становится актуальным изучение теоретического обоснования и практического опыта педагогов – музыкантов по воспитанию интереса и стимулированию познавательной деятельности у подростков в условиях творческого объединения авторской песни учреждения дополнительного образования детей.


2.2. Особенности подросткового возраста

Рассматривая проблемы, связанные с приобщением подростков к активному музицированию и, прежде всего, к пению, нельзя не остановиться на ряде существенных факторов, характеризующих вступление воспитанников в подростковый возраст.

2.2.1.Младший подростковый образ (9-12 лет)

Характеризуется рядом общих черт:

  • Быстрая утомляемость.

Если младшему подростку не создан щадящий режим труда и отдыха, чрезмерные затраты энергии неизбежны, возможны симптомы переутомления, и кроме того, немотивированные поступки.

Алиев Ю.Б. предлагает вести занятия по “мозаичному” принципу, чередуя формы работы: пение, слушание музыки, импровизация, движение под музыку, повторение и т.д.

  • Младшие подростки тяготеют к стереотипным действиям и стандартам поведения.

При всем разнообразии применяемых форм и методов работы, основа урока, его структура, как правило, остается неизменной.

И самое главное. Все содержание урока обращено к эмоциональной сфере подростка, вызывая его интерес, затрагивая струны его души.

  • Велико у младших подростков желание оторваться от всего детского.

Эта особенность заставляет внимательно относиться к выбору репертуара, к подбору текстов вокально-хоровых упражнений.

  • Важным представляется вопрос отношения младших подростков к личности педагога.

Младшие подростки ждут от педагога – музыканта своеобразного “всезнайства”, демократичности, искреннего, увлеченного разговора о музыке.





2.2.2. Старший подростковый возраст (12-15 лет)

Наблюдения физиологов показывают, что в организме подростка выравнивается отношение между развитием сердца, сосудов и организма в целом. Старший подросток испытывает избыток энергии.

  • Отсутствие экономии в поступках – характерная черта старших подростков, также, как атмосфера преодоления трудностей едва ли не самая для них приятная.

Сложные задания для них источник азарта, но, опираясь на возросшую активность учащихся, педагог – вокалист должен быть достаточно осторожным в певческой работе со старшими школьниками: большинство из них пребывают в состоянии острой мутации.

Мутация – это физиологическое явление, связанное с половым созреванием организма, представляющее собой процесс изменения в певческих органах (голосовых связок).

Изменение в голосовом аппарате мальчиков более значительны.

Существенные поправки в протекание (начало и конец) мутации вносят планомерные занятия пением в младшем школьном и подростковом возрасте. Этот факт служит гарантией более спокойного процесса мутации. В связи с этим становится ясным большое значение правильного и систематического вокально-хорового развития детей.

  • Старший подросток не переносит состояния ожидания, это заставляет планировать каждую минуту занятий.

  • Качественно новые особенности обнаруживаются в поведении старшего подростка. Зарождается интерес к интимному миру взрослых и обнаруживаются первые попытки приобщения к этому миру.

В репертуарный план старшей группы обязательно включаются произведения, связанные с внутренними переживаниями человека. Такие произведения знакомят учащихся с целомудренным миром любви и любовных отношений между мужчиной и женщиной.

  • Характерной особенностью старшего подростка является гипертрофированность чувства собственного достоинства. Поэтому очень велика жажда популярности.

Участие подростка в совместном музицировании с постепенным расширением репертуарной амплитуды от простой “попсы” до эстрадной обработки популярных классических произведений – прямой путь к становлению вкуса.

Если имя подростка гремит за пределами класса, такой “герой” меньше всего будет прибегать к разного рода проделкам, чтобы достигнуть известности.

  • Старшие подростки безгранично отзывчивы на доброту и внимание к ним. Ни эрудиция, ни блестящее владение инструментом, ни внешняя корректность не спасут педагога – музыканта, заподозренного в черствости и равнодушии.

  • Именно в 12-13 годам у подростков обнаруживается ярко выраженная потребность в саморазвитии и самореализации. Процесс саморазвития для старших подростков становится эмоционально привлекательным. Эта особенность успешно используется для приобщения их к высокой музыке.

Если в этом возрасте ребята поймут, что назначение музыки не только развлекать, а в том чтобы облагораживать жизнь человека, создается богатая возможность сделать музыку источником саморазвития и самовоспитания человека.

2.3. Виды учебных интересов

Психологической наукой сформулированы различные уровни развития учебных интересов учащихся – подростков:

  • любопытство;

  • любознательность;

  • познавательный интерес;

  • теоретический интерес.

Любопытство к занятиям пением проявляет большинство учащихся. Однако на стадии любопытства у подростков обычно не возникает стремления глубже узнать что-то о музыке вообще.

Стадия любознательности. Эта стадия характеризуется стремлением самостоятельно узнавать нечто о заинтересовавшем его произведении.

Познавательный интерес к музыке всегда сочетается с эмоциональным интересом к ней, и характеризуется вниманием к основным закономерностям вокального музыкального искусства: исполнительским средствам выразительности, качествам звучания певческого голоса. Высшая степень развития познавательного интереса связана с развитием музыкальных чувств, потребностей и интересов, заключается в стремлении использовать полученные знания и умения.

Именно познавательные интересы играют важную роль в формировании направленности личности учащегося на саморазвитие и самореализацию в процессе обучения.

2.4. Элементы музыкальной наблюдательности

Понятие “музыкальная наблюдательность” введено в музыкальную педагогическую практику академиком Б.В. Асафьевым. Он отмечает, что наблюдение музыки ведет к обострению слуховых впечатлений, а, следовательно, к обогащению жизненного опыта учащегося, его знаний о мире через музыкальный слух.

Согласно этой педагогической концепции, в основе умения наблюдать музыку лежит полноценное ее восприятие.

Элементы музыкальной наблюдательности:

  • развитое внимание;

  • потребность в эстетическом анализировании произведения;

  • достаточный уровень музыкального восприятия.

Необходимый компонент, делающий музыкальное наблюдение детализированным и объемным – это владение умением исполнять музыку.

Музыкальная наблюдательность – поиск музыкально-эстетического смысла произведения.

3. Этапы приобщения учащихся – подростков к исполнительским средствам выразительности

Овладение восприятием исполнительских средств ставится как специальная учебно-творческая задача.

Формирование восприятия исполнительских средств способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса на вокальных занятиях, воплощая на практике идею проблемно-творческого метода.

Этапность в проведении этой работы обеспечивает систематичность и последовательность в овладевании необходимыми музыкальными знаниями и их использованием.

Первый этап – сравнение исполнителей, дискуссии об интерпретации – отличное средство активизации творческих познавательных усилий учащихся.

Когда слуховое внимание учащихся достаточно подготовлено, наступает второй этап – знакомство с необходимым кругом теоретических понятий.

Изучение терминологии в опоре на уже освоенное слухом, развивает музыкальное мышление учащихся, обогащает их речь, делает более тонким сам процесс разбора творческой, исполнительской практики вокальных произведений.

Следующий, третий этап – этап знакомства с исполнительскими средствами выразительности и критериями оценки качеств певческого голоса опирается на переход от общего к частному, а затем снова к общему, но на новом, более обобщенном уровне.

Это позволяет перейти к четвертому этапу, связанному с углублением представлений об исполнительской терминологии, что приводит к более полному толкованию уже известных понятий (Агогика, динамика, фразировка).

4. Методы активизации познавательного интереса подростков к исполнительским средствам выразительности

Приемы для активизации познавательного интереса к средствам выразительности:

  • используется запись в виде плакатов основных теоретических понятий и правил;

  • самооценка и самоконтроль в процессе вокального исполнения;

  • вопросы, создающие для учащегося поисковую ситуацию, что стимулирует их мыслительную деятельность;

  • соревнование в процессе певческой деятельности между отдельными детьми, группами, как игровой момент, вызывающий интерес к более углубленному, осмысленному исполнению одного и того же произведения;

  • различные индивидуальные и групповые задания:

а) “Обрисуйте исполнительское средство” – после прослушивания произведения, попросить ребят выделить какое-либо одно, на их взгляд более яркое средство выразительности (динамика, ритм и т.д.), и проанализировать его, проанализировать качества певческого звука, выделить достоинства исполнителя, указать на ошибки.

б) “Сравни разные исполнения” – методом сравнительного анализа дети учатся не только слушать, но и слышать себя, что формирует навыки самоконтроля в процессе обучения.

Сравнение звучания своего голоса в записи с заданным эталоном помогает наиболее ярко услышать недостатки своего голоса.

в) “Опиши или нарисуй картинку”, возникшую у тебя во время слушания произведения.

Это задание усиливает эмоциональную отзывчивость на исполняемое произведение.



5. Методы диагностики

Итоговая диагностика дает информацию, позволяющую соотнести ожидаемые результаты от реализации программы с конкретными умениями и навыками, приобретаемыми детьми в ходе ее реализации в течение учебного года.

Четыре линии оценки общего и специфического развития:

а) Умение воспринимать, т.е. анализировать и описывать характер звучания певческого голоса и качество исполнения, которое оценивается:

    • по общему анализу эмоционального содержания и выразительности исполнения;

    • путем анализа формы и средств художественной выразительности;

    • нахождение сходства и различий в качестве звучания и содержания произведения.

б) Образное мышление, которое проявляется:

    • в обосновании учащимся своих суждений;

    • в умении оценивать по качеству и количеству образных сравнений при характеристике художественного образа.

в) Качество воспроизведения, характеризующее уровень развития певческого голоса ребенка по следующим параметрам:

    • умение правильно интонировать мелодию и первые ее звуки в момент атаки;

    • звуковысотный диапазон;

    • динамический диапазон на разной высоте;

    • тембр, который складывается из следующих факторов:

      • регистры (грудной, фальцетный, микстовый);

      • обертоновая насыщенность тембра (богатый, бедный, разнообразный);

      • вибрато (нормальное, анормальное, отсутствие совсем);

      • вокальная позиция (близкая или далекая, высокая или низкая);

      • звонкость или полетность;

      • ровность звука по тембру;

      • степень напряженности;

    • дикция, которая оценивается по степени:

      • разборчивости;

      • осмысленности.

    • эмоциональная выразительность исполнения.

г) Отношение к певческой деятельности, которое оценивается по наличию:

    • интереса и внимания на занятии;

    • готовность выполнить любое задание учителя;

    • инициативы;

    • музыкального вкуса;

    • творчества.

Итак, оценка результатов по данным параметрам составляет развернутую картину разностороннего общего и специфического развития детей в процессе обучения пению.

5.1.Организация контроля степени сформированности общих и специфических способностей учащихся на занятиях

  • наблюдение;

  • письменная творческая работа (Приложение 1);

  • письменные задания на выявление способности слухового восприятия учащихся ЮКАП "След" (Приложение 2);

  • практическая творческая работа, выявление сформированности специальных навыков (техника аккомпанемента, вокальная техника, владение элементами общей сценической культуры);

  • диагностика и самодиагностика качества исполнения (диагностические карты см. в Приложении 3).

6. Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что импульсом, ведущим к саморазвитию и самореализации подростка, выступает субъективно значимая ориентация на музыкально познавательную деятельность.

Знание, как показывает опыт практикующих педагогов – музыкантов, вовсе не убивает эстетическое чувство.

Если оно находит действенное воплощение в собственных музыкальных проявлениях подростка, оно в значительной мере увеличивает эстетическую художественную отдачу.

С другой стороны, очевидно, что музыкальное самообразование подростка, проходящее без участия педагога – музыканта и основанное лишь на влиянии подростковой микросреды, не может обеспечить общественно значимой и полноценно художественной направленности музыкального воспитания.



7. Список литературы

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. – Казань, 1998

  2. Методические рекомендации: Диагностика результативности образовательной деятельности в детских объединениях по интересам / Сост. Н.А. Денисова. – Саров, 2006

  3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М., 2002г.

  4. Вахромеев В. Элементарная теория музыки. – М.: Музыка, 1977г.

  5. Дмитриева.Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1989г.

  6. Галкина Т.В. Особенности оценки и самооценки в ситуациях прогнозирования достигаемых результатов // Вопросы психологии. – М., 1985.

  7. Дондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориен­тированного воспитания // Педагогика. – М., 1995

  8. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио: ч. I, II. - М.: Музыка, 1977,1978гг.

  9. Кленов А. «Почему?» в концертном зале. – М.: Музыка, 1981.

  10. Максимова И.Ю. Оценочная деятельность учителя и форми­рование самооценки школьника // Вопросы психологии. – М., 1983

  11. Мальковская Т.Н. Нравственное формирование личности школьника и условия ее всестороннего развития // Советская педагогика. – М., 1980

  12. Манилов В. Учись аккомпанировать на гитаре. – К., 1983г.

  13. Манилов В., Молотков В. Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре. – К., 1984г.

  14. Методическое пособие по музыкальному диктанту. /Под общей редакцией Фокиной Л./ - М.: Музыка, 1975.

  15. Музыкальная энциклопедия. Т.1-6. – М., 1973-1982г.

  16. Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. – М., 2003

  17. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогический учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2002

  18. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Гл. ред. Давыдов В. В. – М., 1993

  19. Священник Алексий Мороз, Т.А. Берсенева. Уроки добротолюбия. – СПб., 2004

  20. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М., 2002

  21. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов, преподавателей школ. – М., 2006

  22. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., 1992г.

  23. Стулова Г.П. Хоровой класс. – М.: Просвещение, 1988г.

  24. Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М.: Музыка, 1982г.

  25. Наполним музыкой сердца: Антология авторской песни. / Сост. Р. Шипов. – М., 1989.

  26. Матвеева В. Обращение к душе. – М., 1990.

  27. Песни Булата Окуджавы: Сб. стихов и песен. / Сост. Л. Шилов. – М., 1989.







Приложение 1

Творческая работа

учащегося ЮКАП «След»

__________________________________

«Через песню я познаю себя».


1. Почему мне интересна поэзия авторской песни? Чем эти песни отличаются от других песенных жанров?

2. Ключевая мысль этой программы – отражена в песне

«__________________», _________________

(название) (автор песни)

а) Почему мне особенно близка позиция автора этой песни?

б) Насколько мои мысли созвучны мыслям автора, и насколько – не совпадают?

Разбор 2-3 песен программы (наиболее понравившихся)

3. Можно ли через вдумчивое «умное» пение (через созерцание песенного образа) понять себя и окружающий мир?

4. Хотел бы ты, чтобы то, о чем ты поешь, стало тем, к чему ты стремишься? И почему?

5. Живешь ли ты так, как поешь? Если нет, то почему?

Приложение 2

Письменные задания

на выявление способности

слухового восприятия учащихся ЮКАП "След"


I. Основной характер музыки:______________________________________

(веселый, грустный, бодрый, спокойный, нежный, ласковый,

торжественный, героический, шутливый и т.п.)

II. Соответствует ли выразительность исполнения эмоциональному содержанию произведения (да, нет).

III. Форма произведения:

IV. Основные средства художественной выразительности:

мелодия_________________________________________________________

лад_____________________________________________________________

ритм____________________________________________________________

темп____________________________________________________________

способ звуковедения______________________________________________


V. Вокальные качества исполнения:

1) интонация_____________________________________________________

(чистая, фальшивая местами или везде)

2) динамика______________________________________________________

(однообразие динамики или гибкость нюансировки)

3) тембр:

- регистр ________________________________________________________

(грудной, фальцетный, микстовый)

- вибрато________________________________________________________

(нормальное, анормальное, отсутствует совсем)

- вокальная позиция ______________________________________________

(близкая, далекая, высокая, низкая)


- полетность и звонкость __________________________________________

(да, нет)

- ровность тембрового звучания ____________________________________

(да, нет)


- степень напряженности звука _____________________________________

(чрезмерно напряженный, вялый, нормальный)


4) дикция:

- разборчивость __________________________________________________


- осмысленность__________________________________________________







Приложение 3


 

КАРТОЧКА УЧАСТНИКА УЧЕБНОГО КОНЦЕРТА

 

 

Участник (ФИО):

 

 

 

Группа:

 

 

 











 

 

№ п/п

Название песни (стихотворения):

Автор стихов:

Автор музыки:

 

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 






Средняя
оценка

 

 

Оценки за 1 песню:

 

 

 

 

 

 

 

 







Средняя
оценка

 

 

Оценки за 2 песню:

 

 

 

 

 

 

 

 

Общий балл:






 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Индивидуальная диагностическая карта



Рабочая п/группа №




Эксперт (Ф.И.О.)















№ группы

 

Год обучения

 

Средний балл

Техника аккомпанемента

Вокальные качества исполнения

Пение с аккомпанементом

Общая сцен-я культура

Самостоятельные занятия

Заинтересованность

Сумма баллов

Интонация

Динамика

Выразительность

 

Дикция

Ф.И. учащегося

Постановка рук

Аккордовая техника

Вокальная позиция

Полетность

Звонкость

Ровн. тембр. Звучания

Степень напряж.звука

Разборчивость

Техничность

Артистичность

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

 

1

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

2

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

3

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

4

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

5

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0






























Критерии оценки исполнительских навыков


Исполнительские навыки

Качественная оценка

Оценки в баллах

Техника

аккомпанемента

Постановка рук


max 3

Аккорд. техника


max 3

Вокальные

качества

пения

Интонация

Чистая

3

Местами фальшивая

2

Везде фальшивая

1

Динамика

Гибкая нюансировка

3

Средняя нюансировка

2

Однообразие динамики

1


Выразительность

Соответствует содер-жанию произведения

3

Не соответствует со-

держанию произведения

1-2


Тембр

Вокальная позиция

Высокая

3

Низкая

1-2


Полетность

Да

3

Нет

1-2


Звонкость

Да

3

Нет

1-2


Ровность темб-рового звучания

Да

3

Нет

1-2


Степень напряженности звука

Нормальный

3

Вялый, чрезмерно

напряженный

1-2


Дикция

Разборчивость


max 3

Пение с акком-

панементом


Техничность

max 3

Артистичность

max 3

Общая сценическая культура

max 3

Самостоятельные занятия

ежедневно, более 1 час

3

ежедневно, менее 1 час

2

не регулярно

1

Заинтересованность

наличие собственной фонотеки авторской песни

max 3

использование материалов фонотеки студии

посещение концертов авторской песни


Оценка «3» - отлично

Оценка «2» - хорошо

Оценка «1» - удовлетворительно


Итоговая таблица результатов занятия

№ п/п

ФИО участника

Средняя оценка жюри

Средняя оценка экспертов

Средняя самооценка

Общий балл

1






2






3






4






5






6






7






8






9






10






11






12






13






14






15






16






17






18






19






20