Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
"Центр внешкольной работы"
Методическая разработка
Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации подростка в условиях детского творческого объединения авторской песни
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
высшей категории
Игумнова Елена Валентиновна
Саров
2017
Содержание
1. Аннотация 3
2. Пояснительная записка 4
2.1. Актуальность проблемы 4
2.2. Особенности подросткового возраста 5
2.2.1.Младший подростковый образ (9-12 лет) 5
2.2.2. Старший подростковый возраст (12-15 лет) 6
2.3. Виды учебных интересов 8
2.4. Элементы музыкальной наблюдательности 9
3. Этапы приобщения учащихся – подростков к исполнительским средствам выразительности 10
4. Методы активизации познавательного интереса подростков к исполнительским средствам выразительности 11
5. Методы диагностики 12
5.1.Организация контроля степени сформированности общих и специфических способностей учащихся на занятиях 13
6. Заключение 14
7. Список литературы 15
Приложение 1 16
Приложение 2 18
Приложение 3 19
1. Аннотация
В ряду жгучих проблем современной “музыкальной педагогики” проблема стимулирования познавательной деятельности и развития интереса у подростков в процессе музыкального обучения становится одной из наиболее важных и сложных, ибо, если у учащегося нет интереса к тому, что происходит на занятии, если это проводится без эмоциональной приподнятости, сильных эмоциональных впечатлений и переживаний, и если оживление наступает лишь “со звонком с урока”, ни о каком полноценном музыкальном развитии говорить не приходится.
Данная работа предназначена для педагогов-музыкантов, работающих в системе общего и среднего образования, а также в учреждениях дополнительного образования детей и содержит теоретическое обоснование и описание практического опыта педагогов – музыкантов по воспитанию интереса и стимулированию познавательной деятельности у подростков в музыкально-образовательном процессе.
2. Пояснительная записка
2.1. Актуальность проблемы
Любовь к большой музыке, как известно, не врожденное чувство. Слушать слышать музыку учатся. Когда учащийся подготовлен к восприятию музыки, к пению, к игре на музыкальном инструменте, когда деятельность в музыкальной сфере становится радостно привычной, она перерастает в потребность, нередко очень сильную. Известно, что конечная цель музыкального воспитания мыслится в сфере общего развития учащегося, и, прежде всего, в области морали, нравственного совершенствования. Музыкальное искусство выступает перед учащимся – подростком, прежде всего, в роли проводника определенных идей и идеалов. Вот почему недооценка музыкального образования оборачивается недооценкой нравственного, гуманистического начала в воспитании.
В связи с вышеизложенным становится актуальным изучение теоретического обоснования и практического опыта педагогов – музыкантов по воспитанию интереса и стимулированию познавательной деятельности у подростков в условиях творческого объединения авторской песни учреждения дополнительного образования детей.
2.2. Особенности подросткового возраста
Рассматривая проблемы, связанные с приобщением подростков к активному музицированию и, прежде всего, к пению, нельзя не остановиться на ряде существенных факторов, характеризующих вступление воспитанников в подростковый возраст.
2.2.1.Младший подростковый образ (9-12 лет)
Характеризуется рядом общих черт:
Если младшему подростку не создан щадящий режим труда и отдыха, чрезмерные затраты энергии неизбежны, возможны симптомы переутомления, и кроме того, немотивированные поступки.
Алиев Ю.Б. предлагает вести занятия по “мозаичному” принципу, чередуя формы работы: пение, слушание музыки, импровизация, движение под музыку, повторение и т.д.
При всем разнообразии применяемых форм и методов работы, основа урока, его структура, как правило, остается неизменной.
И самое главное. Все содержание урока обращено к эмоциональной сфере подростка, вызывая его интерес, затрагивая струны его души.
Эта особенность заставляет внимательно относиться к выбору репертуара, к подбору текстов вокально-хоровых упражнений.
Младшие подростки ждут от педагога – музыканта своеобразного “всезнайства”, демократичности, искреннего, увлеченного разговора о музыке.
2.2.2. Старший подростковый возраст (12-15 лет)
Наблюдения физиологов показывают, что в организме подростка выравнивается отношение между развитием сердца, сосудов и организма в целом. Старший подросток испытывает избыток энергии.
Сложные задания для них источник азарта, но, опираясь на возросшую активность учащихся, педагог – вокалист должен быть достаточно осторожным в певческой работе со старшими школьниками: большинство из них пребывают в состоянии острой мутации.
Мутация – это физиологическое явление, связанное с половым созреванием организма, представляющее собой процесс изменения в певческих органах (голосовых связок).
Изменение в голосовом аппарате мальчиков более значительны.
Существенные поправки в протекание (начало и конец) мутации вносят планомерные занятия пением в младшем школьном и подростковом возрасте. Этот факт служит гарантией более спокойного процесса мутации. В связи с этим становится ясным большое значение правильного и систематического вокально-хорового развития детей.
Старший подросток не переносит состояния ожидания, это заставляет планировать каждую минуту занятий.
Качественно новые особенности обнаруживаются в поведении старшего подростка. Зарождается интерес к интимному миру взрослых и обнаруживаются первые попытки приобщения к этому миру.
В репертуарный план старшей группы обязательно включаются произведения, связанные с внутренними переживаниями человека. Такие произведения знакомят учащихся с целомудренным миром любви и любовных отношений между мужчиной и женщиной.
Участие подростка в совместном музицировании с постепенным расширением репертуарной амплитуды от простой “попсы” до эстрадной обработки популярных классических произведений – прямой путь к становлению вкуса.
Если имя подростка гремит за пределами класса, такой “герой” меньше всего будет прибегать к разного рода проделкам, чтобы достигнуть известности.
Старшие подростки безгранично отзывчивы на доброту и внимание к ним. Ни эрудиция, ни блестящее владение инструментом, ни внешняя корректность не спасут педагога – музыканта, заподозренного в черствости и равнодушии.
Именно в 12-13 годам у подростков обнаруживается ярко выраженная потребность в саморазвитии и самореализации. Процесс саморазвития для старших подростков становится эмоционально привлекательным. Эта особенность успешно используется для приобщения их к высокой музыке.
Если в этом возрасте ребята поймут, что назначение музыки не только развлекать, а в том чтобы облагораживать жизнь человека, создается богатая возможность сделать музыку источником саморазвития и самовоспитания человека.
2.3. Виды учебных интересов
Психологической наукой сформулированы различные уровни развития учебных интересов учащихся – подростков:
любопытство;
любознательность;
познавательный интерес;
теоретический интерес.
Любопытство к занятиям пением проявляет большинство учащихся. Однако на стадии любопытства у подростков обычно не возникает стремления глубже узнать что-то о музыке вообще.
Стадия любознательности. Эта стадия характеризуется стремлением самостоятельно узнавать нечто о заинтересовавшем его произведении.
Познавательный интерес к музыке всегда сочетается с эмоциональным интересом к ней, и характеризуется вниманием к основным закономерностям вокального музыкального искусства: исполнительским средствам выразительности, качествам звучания певческого голоса. Высшая степень развития познавательного интереса связана с развитием музыкальных чувств, потребностей и интересов, заключается в стремлении использовать полученные знания и умения.
Именно познавательные интересы играют важную роль в формировании направленности личности учащегося на саморазвитие и самореализацию в процессе обучения.
2.4. Элементы музыкальной наблюдательности
Понятие “музыкальная наблюдательность” введено в музыкальную педагогическую практику академиком Б.В. Асафьевым. Он отмечает, что наблюдение музыки ведет к обострению слуховых впечатлений, а, следовательно, к обогащению жизненного опыта учащегося, его знаний о мире через музыкальный слух.
Согласно этой педагогической концепции, в основе умения наблюдать музыку лежит полноценное ее восприятие.
Элементы музыкальной наблюдательности:
Необходимый компонент, делающий музыкальное наблюдение детализированным и объемным – это владение умением исполнять музыку.
Музыкальная наблюдательность – поиск музыкально-эстетического смысла произведения.
3. Этапы приобщения учащихся – подростков к исполнительским средствам выразительности
Овладение восприятием исполнительских средств ставится как специальная учебно-творческая задача.
Формирование восприятия исполнительских средств способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса на вокальных занятиях, воплощая на практике идею проблемно-творческого метода.
Этапность в проведении этой работы обеспечивает систематичность и последовательность в овладевании необходимыми музыкальными знаниями и их использованием.
Первый этап – сравнение исполнителей, дискуссии об интерпретации – отличное средство активизации творческих познавательных усилий учащихся.
Когда слуховое внимание учащихся достаточно подготовлено, наступает второй этап – знакомство с необходимым кругом теоретических понятий.
Изучение терминологии в опоре на уже освоенное слухом, развивает музыкальное мышление учащихся, обогащает их речь, делает более тонким сам процесс разбора творческой, исполнительской практики вокальных произведений.
Следующий, третий этап – этап знакомства с исполнительскими средствами выразительности и критериями оценки качеств певческого голоса опирается на переход от общего к частному, а затем снова к общему, но на новом, более обобщенном уровне.
Это позволяет перейти к четвертому этапу, связанному с углублением представлений об исполнительской терминологии, что приводит к более полному толкованию уже известных понятий (Агогика, динамика, фразировка).
4. Методы активизации познавательного интереса подростков к исполнительским средствам выразительности
Приемы для активизации познавательного интереса к средствам выразительности:
используется запись в виде плакатов основных теоретических понятий и правил;
самооценка и самоконтроль в процессе вокального исполнения;
вопросы, создающие для учащегося поисковую ситуацию, что стимулирует их мыслительную деятельность;
соревнование в процессе певческой деятельности между отдельными детьми, группами, как игровой момент, вызывающий интерес к более углубленному, осмысленному исполнению одного и того же произведения;
различные индивидуальные и групповые задания:
а) “Обрисуйте исполнительское средство” – после прослушивания произведения, попросить ребят выделить какое-либо одно, на их взгляд более яркое средство выразительности (динамика, ритм и т.д.), и проанализировать его, проанализировать качества певческого звука, выделить достоинства исполнителя, указать на ошибки.
б) “Сравни разные исполнения” – методом сравнительного анализа дети учатся не только слушать, но и слышать себя, что формирует навыки самоконтроля в процессе обучения.
Сравнение звучания своего голоса в записи с заданным эталоном помогает наиболее ярко услышать недостатки своего голоса.
в) “Опиши или нарисуй картинку”, возникшую у тебя во время слушания произведения.
Это задание усиливает эмоциональную отзывчивость на исполняемое произведение.
5. Методы диагностики
Итоговая диагностика дает информацию, позволяющую соотнести ожидаемые результаты от реализации программы с конкретными умениями и навыками, приобретаемыми детьми в ходе ее реализации в течение учебного года.
Четыре линии оценки общего и специфического развития:
а) Умение воспринимать, т.е. анализировать и описывать характер звучания певческого голоса и качество исполнения, которое оценивается:
по общему анализу эмоционального содержания и выразительности исполнения;
путем анализа формы и средств художественной выразительности;
нахождение сходства и различий в качестве звучания и содержания произведения.
б) Образное мышление, которое проявляется:
в) Качество воспроизведения, характеризующее уровень развития певческого голоса ребенка по следующим параметрам:
умение правильно интонировать мелодию и первые ее звуки в момент атаки;
звуковысотный диапазон;
динамический диапазон на разной высоте;
тембр, который складывается из следующих факторов:
регистры (грудной, фальцетный, микстовый);
обертоновая насыщенность тембра (богатый, бедный, разнообразный);
вибрато (нормальное, анормальное, отсутствие совсем);
вокальная позиция (близкая или далекая, высокая или низкая);
звонкость или полетность;
ровность звука по тембру;
степень напряженности;
дикция, которая оценивается по степени:
разборчивости;
осмысленности.
эмоциональная выразительность исполнения.
г) Отношение к певческой деятельности, которое оценивается по наличию:
Итак, оценка результатов по данным параметрам составляет развернутую картину разностороннего общего и специфического развития детей в процессе обучения пению.
5.1.Организация контроля степени сформированности общих и специфических способностей учащихся на занятиях
наблюдение;
письменная творческая работа (Приложение 1);
письменные задания на выявление способности слухового восприятия учащихся ЮКАП "След" (Приложение 2);
практическая творческая работа, выявление сформированности специальных навыков (техника аккомпанемента, вокальная техника, владение элементами общей сценической культуры);
диагностика и самодиагностика качества исполнения (диагностические карты см. в Приложении 3).
6. Заключение
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что импульсом, ведущим к саморазвитию и самореализации подростка, выступает субъективно значимая ориентация на музыкально познавательную деятельность.
Знание, как показывает опыт практикующих педагогов – музыкантов, вовсе не убивает эстетическое чувство.
Если оно находит действенное воплощение в собственных музыкальных проявлениях подростка, оно в значительной мере увеличивает эстетическую художественную отдачу.
С другой стороны, очевидно, что музыкальное самообразование подростка, проходящее без участия педагога – музыканта и основанное лишь на влиянии подростковой микросреды, не может обеспечить общественно значимой и полноценно художественной направленности музыкального воспитания.
7. Список литературы
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. – Казань, 1998
Методические рекомендации: Диагностика результативности образовательной деятельности в детских объединениях по интересам / Сост. Н.А. Денисова. – Саров, 2006
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М., 2002г.
Вахромеев В. Элементарная теория музыки. – М.: Музыка, 1977г.
Дмитриева.Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1989г.
Галкина Т.В. Особенности оценки и самооценки в ситуациях прогнозирования достигаемых результатов // Вопросы психологии. – М., 1985.
Дондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. – М., 1995
Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио: ч. I, II. - М.: Музыка, 1977,1978гг.
Кленов А. «Почему?» в концертном зале. – М.: Музыка, 1981.
Максимова И.Ю. Оценочная деятельность учителя и формирование самооценки школьника // Вопросы психологии. – М., 1983
Мальковская Т.Н. Нравственное формирование личности школьника и условия ее всестороннего развития // Советская педагогика. – М., 1980
Манилов В. Учись аккомпанировать на гитаре. – К., 1983г.
Манилов В., Молотков В. Техника джазового аккомпанемента на шестиструнной гитаре. – К., 1984г.
Методическое пособие по музыкальному диктанту. /Под общей редакцией Фокиной Л./ - М.: Музыка, 1975.
Музыкальная энциклопедия. Т.1-6. – М., 1973-1982г.
Понкин И.В. Правовые основы светскости государства и образования. – М., 2003
Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогический учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2002
Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Гл. ред. Давыдов В. В. – М., 1993
Священник Алексий Мороз, Т.А. Берсенева. Уроки добротолюбия. – СПб., 2004
Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М., 2002
Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов, преподавателей школ. – М., 2006
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М., 1992г.
Стулова Г.П. Хоровой класс. – М.: Просвещение, 1988г.
Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М.: Музыка, 1982г.
Наполним музыкой сердца: Антология авторской песни. / Сост. Р. Шипов. – М., 1989.
Матвеева В. Обращение к душе. – М., 1990.
Песни Булата Окуджавы: Сб. стихов и песен. / Сост. Л. Шилов. – М., 1989.
Приложение 1
Творческая работа
учащегося ЮКАП «След»
__________________________________
«Через песню я познаю себя».
1. Почему мне интересна поэзия авторской песни? Чем эти песни отличаются от других песенных жанров?
2. Ключевая мысль этой программы – отражена в песне
«__________________», _________________
(название) (автор песни)
а) Почему мне особенно близка позиция автора этой песни?
б) Насколько мои мысли созвучны мыслям автора, и насколько – не совпадают?
Разбор 2-3 песен программы (наиболее понравившихся)
3. Можно ли через вдумчивое «умное» пение (через созерцание песенного образа) понять себя и окружающий мир?
4. Хотел бы ты, чтобы то, о чем ты поешь, стало тем, к чему ты стремишься? И почему?
5. Живешь ли ты так, как поешь? Если нет, то почему?
Приложение 2
Письменные задания
на выявление способности
слухового восприятия учащихся ЮКАП "След"
I. Основной характер музыки:______________________________________
(веселый, грустный, бодрый, спокойный, нежный, ласковый,
торжественный, героический, шутливый и т.п.)
II. Соответствует ли выразительность исполнения эмоциональному содержанию произведения (да, нет).
III. Форма произведения:
IV. Основные средства художественной выразительности:
мелодия_________________________________________________________
лад_____________________________________________________________
ритм____________________________________________________________
темп____________________________________________________________
способ звуковедения______________________________________________
V. Вокальные качества исполнения:
1) интонация_____________________________________________________
(чистая, фальшивая местами или везде)
2) динамика______________________________________________________
(однообразие динамики или гибкость нюансировки)
3) тембр:
- регистр ________________________________________________________
(грудной, фальцетный, микстовый)
- вибрато________________________________________________________
(нормальное, анормальное, отсутствует совсем)
- вокальная позиция ______________________________________________
(близкая, далекая, высокая, низкая)
- полетность и звонкость __________________________________________
(да, нет)
- ровность тембрового звучания ____________________________________
(да, нет)
- степень напряженности звука _____________________________________
(чрезмерно напряженный, вялый, нормальный)
4) дикция:
- разборчивость __________________________________________________
- осмысленность__________________________________________________
Приложение 3
| КАРТОЧКА УЧАСТНИКА УЧЕБНОГО КОНЦЕРТА | № | |
| Участник (ФИО): | | |
| Группа: | | |
| | | | | | | | | | | |
| № п/п | Название песни (стихотворения): | Автор стихов: | Автор музыки: | |
| 1 | | | | |
| 2 | | | | |
| | | | | | | Средняя оценка | |
| Оценки за 1 песню: | | | | | | | |
| | | | | | | Средняя оценка | |
| Оценки за 2 песню: | | | | | | | |
| Общий балл: | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | |
| Индивидуальная диагностическая карта | | | Рабочая п/группа № | | |
| Эксперт (Ф.И.О.) | | | | | | | | | | | | | | |
№ | № группы | | Год обучения | | Средний балл | Техника аккомпанемента | Вокальные качества исполнения | Пение с аккомпанементом | Общая сцен-я культура | Самостоятельные занятия | Заинтересованность | Сумма баллов |
Интонация | Динамика | Выразительность | | Дикция |
Ф.И. учащегося | Постановка рук | Аккордовая техника | Вокальная позиция | Полетность | Звонкость | Ровн. тембр. Звучания | Степень напряж.звука | Разборчивость |
Техничность | Артистичность |
| | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
1 | | 0 | | | | | | | | | | | | | | | | | 0 |
2 | | 0 | | | | | | | | | | | | | | | | | 0 |
3 | | 0 | | | | | | | | | | | | | | | | | 0 |
4 | | 0 | | | | | | | | | | | | | | | | | 0 |
5 | | 0 | | | | | | | | | | | | | | | | | 0 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Критерии оценки исполнительских навыков
Исполнительские навыки | Качественная оценка | Оценки в баллах |
Техника аккомпанемента | Постановка рук | | max 3 |
Аккорд. техника | | max 3 |
Вокальные качества пения | Интонация | Чистая | 3 |
Местами фальшивая | 2 |
Везде фальшивая | 1 |
Динамика | Гибкая нюансировка | 3 |
Средняя нюансировка | 2 |
Однообразие динамики | 1 |
Выразительность | Соответствует содер-жанию произведения | 3 |
Не соответствует со- держанию произведения | 1-2 |
Тембр | Вокальная позиция | Высокая | 3 |
Низкая | 1-2 |
Полетность | Да | 3 |
Нет | 1-2 |
Звонкость | Да | 3 |
Нет | 1-2 |
Ровность темб-рового звучания | Да | 3 |
Нет | 1-2 |
Степень напряженности звука | Нормальный | 3 |
Вялый, чрезмерно напряженный | 1-2 |
Дикция | Разборчивость | | max 3 |
Пение с акком- панементом | Техничность | max 3 |
Артистичность | max 3 |
Общая сценическая культура | max 3 |
Самостоятельные занятия | ежедневно, более 1 час | 3 |
ежедневно, менее 1 час | 2 |
не регулярно | 1 |
Заинтересованность | наличие собственной фонотеки авторской песни | max 3 |
использование материалов фонотеки студии |
посещение концертов авторской песни |
Оценка «3» - отлично
Оценка «2» - хорошо
Оценка «1» - удовлетворительно
Итоговая таблица результатов занятия
№ п/п | ФИО участника | Средняя оценка жюри | Средняя оценка экспертов | Средняя самооценка | Общий балл |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | | | | | |
6 | | | | | |
7 | | | | | |
8 | | | | | |
9 | | | | | |
10 | | | | | |
11 | | | | | |
12 | | | | | |
13 | | | | | |
14 | | | | | |
15 | | | | | |
16 | | | | | |
17 | | | | | |
18 | | | | | |
19 | | | | | |
20 | | | | | |