ГБОУ КК школа-интернат ст-цы Староминской
Сценарий логопедического утренника
«Путешествие в страну красивой речи»
Подготовила
учитель-логопед
Голуб Е.Ю.
Староминская 2015г.
Логопед – Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я хочу предложить вам отправиться в волшебную страну Красивой речи и показать, чему мы научились за год на логопедических занятиях.
Для начала отправимся в волшебный лес. Там растут необычные деревья, на которых вместо листочков слова.
Ребёнок – Слова бывают разные, бывают неотвязные.
Вот, например, к Володе пристало слово «вроде»
Он «Да» не скажет никогда.
- Обедать будешь?
- вроде, да ..
Спросите у Володи:
- Ты ученик?
- Да вроде…
- Работал в огороде? А он опять:
- Да вроде…
Слова бывают разные: хорошие, простые.
Слова бывают праздные, ненужные, пустые.
Логопед – а вы, ребята, знаете, какие ещё слова засоряют вашу речь? (ну, это, вот, значит и т.д.).
Нужно избавляться от навязчиво повторяющихся слов. Высказывать мысль точно и чётко.
Слова бывают разные и по назначению: это слова приветствия, благодарности, просьбы, прощания, сочувствия, одобрения. А какое слово я вам сказала в самом начале нашего путешествия?
- Правильно, здравствуйте.
Сейчас дети расскажут стихи о вежливых словах, а вы внимательно слушайте и потом ответите, когда нужно говорить эти слова.
Что за слово ?
Ученик - Здравствуйте, ты скажешь человеку.
- Здравствуй, улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет
Маша знала слов не мало. Это слово ходит следом
Но одно из них пропало. За подарком и обедом,
И оно-то как на грех Это слово говорят,
Говорится чаще всех. Если вас благодарят.
Добрые слова.
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу
«С добрым утром !» я кричу.
«Добрый день!» кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
Папа разбил драгоценную вазу. Есть лучше в продаже…
Бабушка с мамой нахмурились сразу. «Простите!»
Но папа нашёлся: Казалось бы,
Взглянул им в глаза Что в нём такого?
И робко и тихо А вот ведь какое
«Простите!» сказал. Чудесное слово.
И мама молчит, улыбается даже
- Мы купим другую,
Дети читают на «листочках» дерева вежливые слова: благодарю, спасибо, пожалуйста, счастливо, простите, извините, разрешите, будьте добры, очень рад, будьте здоровы.
Игра «Подбери фразу к вежливому слову». В игре используются все листочки с дерева.
Логопед - Пока мы ходили по лесу, повторяли вежливые слова, на дереве выросли новые листочки (перевернуть). Что за слово получилось? ПОБЕДА (состоит из отдельных букв).
Сейчас мы покажем, как важна в слове каждая буква. Без одной буквы слово получает новый смысл.
Логопед - Смотрите, кто идёт на лужайку!
Ученик - Я ёжик, ёжик, ёжик, колюч я, ну и что ж, а тот, кто не колючий, тот вовсе и не ёж. Ой, какая хорошая буква, поставлю её перед своим домом. Хорошие будут ворота ( взвалил букву на спину и унёс) – ф-ф-ф.
Ученик - Я хожу хозяйским шагом и люблю есть сладкий мёд. Я малину с веток рву, очень громко я реву: у-у-у.
Логопед – пришёл медведь хмурый, прочитал слово на дереве: ОБЕДА, да, нет у меня сегодня обеда. Эх, мёду бы поесть! Да на зиму запасти. Вот, кстати и обруч для кадки. Возьму-ка я эту букву О к себе домой. (уносит)
Логопед – А на лужайку зайчик выпрыгнул, дрожит, озирается.
Ученик – Узнаете меня, друзья, по двум простым приметам: я в шубке беленькой зимой, а в шубке серой – летом.
Логопед – вдруг увидел зайчик страшное слово БЕДА.
Ученик – Ой, где беда, это плохое слово, надо его исправить (убирает букву Б и выкидывает)
Логопед – А вот белочка на полянку к дереву прыгнула.
Ученица – хожу в пушистой шубке.
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
Логопед – Увидела белочка вкусное слово ЕДА, а в траве и верно, еда, грибочков сколько хочешь!
Ученица – Приделаю я к букве Е палочку и получится вилочка, удобно будет грибочки накалывать (белочка забрала букву Е).
Логопед – Тут баран пришёл.
Ученик – Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завиты рога. Говорит барашек: «Бе-е-е», но овечке, не тебе.
- Бе-е-е, неправду говорят, что я глупый. Разве я глупый? Ну – ка, что здесь написано? ДА! Не бывать этому (подцепил Д на рога и унёс)
Ученица – буква А. и осталась я одна – одинёшенька, что я буду делать без друзей? Только плакать горько: «а-а-а». Утешьте меня, ребята, напишите рядом другие буквы, чтобы получились слова, чтобы не скучать без работы, без друзей.
Игра «Составь слова» (мак, рак, бак, лак, так, пар, сад, жар, бал, танк, зал, чай). На наборном полотне.
Ученица – Я теперь довольна и не скучаю, благодарю вас за помощь, счастливого путешествия, до свидания!
Логопед – А мы отправимся с вами дальше
(Дети садятся, остаются Принцесса и Профессор)
Профессор: — Ваше королевское высочество, извольте сесть. Начнем заниматься. Будем учиться правильно и красиво говорить.
Принцесса: — Красиво? Мне это нравится!
Профессор: — Пожалуйста, повторите за мной: от топота копыт пыль по полю летит.
Принцесса: — От топота… пата… тапа… Нет, не могу, это трудно! Профессор: — Простите, Ваше высочество. Извольте взять ручку, будем учиться писать.
Принцесса: — Терпеть не могу писать! Все пальцы в чернилах!
Профессор: — Вы совершенно правы, Ваше высочество. Однако, осмелюсь попросить Вас написать всего две строчки.
Принцесса: — Ладно уж, диктуйте.
Профессор: — Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит.
Принцесса: — Это очень длинно. Я напишу только «травка зеленеет». (Пишет) Травка зенелеет. . . земелеет. . . Не буду писать, я плохо буквы знаю! Ведущий: — Ох, Ваше высочество, трудно дается Вам учение. Когда наши дети пришли к нам в школу, им тоже было трудно. Но они старались, учились говорить правильно, и у них многое стало получаться.
Логопед Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.
Принцесса: — Я тоже хочу говорить правильно и красиво, помогите мне, пожалуйста!
Ведущий: — Ребята, поможем Принцессе?
Логопед: - Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья. Нам предстоит интересная и важная работа – показать свои успехи, достижения по итогам логопедических занятий . С утра и до вечера вы находитесь в школе. Школа – ваш второй дом, а учителей и воспитателей вы недаром называете своими вторыми мамами. Давайте выясним, что же вы знаете о школе, об учёбе. А для этого мы загадаем вам загадки.
*Он звонит, звонит, звонит,
Очень многим он велит:
То сядь да учись,
То встань – разойдись. (Школьный звонок)
*Стоит дом – кто в него войдёт,
Тот знания приобретёт. (Школа)
*Стоит чудесная скамья,
На ней уселись ты да я.
Скамья ведёт обоих нас
Из года в год, из класса в класс. (Парта)
*Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (Портфель)
*В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься – скажу. (Дневник)
Пишут им ученики,
Отвечая у доски.
(Мел)
Я весь мир слепить готов — Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин — У меня есть…
(Пластилин)
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?..
(Карандаш)
(Под музыку входит Путаница)
Путаница: Привет, детишки, а вот и я, Узнали, верно, вы меня? Я – веселая Путаница. К вам пришла на праздник я, Чтоб позабавить вас, друзья! Ведущий: — Вообще–то, Путаница, некогда нам забавляться, мы тут серьезным делом заняты.
Путаница: Ну, пошел у нас народ: Занятий, дел невпроворот! Все в работе, да в заботе, Так, гляди, и жизнь пройдет!
Ведущий: — Ты права, Путаница, давай развлекаться!
Путаница:
Конкурс 1. "Правда или нет"
Волк живёт в своей норе,
А жучки живут в коре.
Правда или нет?
Весною из берлоги
Выходят носороги.
Для того, кто нездоров,
Вызывают докторов.
У волчонка страшный папа –
Это мишка косолапый.
Для математики, дружочек,
Нужна тетрадочка в кружочек.
Пчёлка мчится пулей
В дом родимый – улей.
Заячья шубка вся белого цвета –
Значит, в лесу уж хозяйствует лето.
Вот пять ягодок в траве.
Съел одну, осталось две.
Полосатый толстопуз
На бахче лежит арбуз.
Сколько букв у алфавита?
Это знает каждый:
Тридцать шесть родных сестрицы,
Смелых и отважных.
Под клювом огромный для рыбы карман
Имеет умелый рыбак – пеликан.
У сосны иголки
Короче, чем у ёлки.
Чтобы шить нам научиться,
Нужно пряжу взять и спицы.
Сено хоботом берёт
Толстокожий бегемот.
(Путаница хвалит детей)
Путаница: — А теперь отгадайте загадки (загадывает принцессе, дети помогают):
Что находится в начале «книги»? (звук «к»)
За чем язык прячется во рту? (за зубами)
Если бросить в Черное море красный камень, то каким он станет? (мокрым) Если петух снесет яйцо, то кто из него вылупится? (петух не несет яиц)
Как каплю превратить в цаплю? (звук «к» заменить на «ц»)
Путаница: — Молодцы, ребята. А мне пора уходить.
Ребята, честно вам скажу:
К логопеду я хожу.
Звуки «р» и «л», друзья,
Пригодятся мне всегда.
Вверх язык я подниму –
«Лодка», «ландыши» скажу.
Если хорошенько дунуть,
Можно сразу зарычать.
Буду очень я стараться,
Звуки, буквы изучать.
Вам хочу я пожелать:
Всем трудиться, не лениться,
Чтобы в школе вы могли
На пятерочки учиться! (прощается, уходит)
Логопед - Звуки любят, чтобы их произносили чётко и правильно. И многие ребята научились это хорошо делать. А вот у мальчика Саши ещё не всё в порядке с произношением звуков.
Живёт на свете Саша.
Во рту у Саши - каша.
Не рисовая каша, не гречневая каша,
Не манка, не овсянка на сладком молоке.
С утра во рту у Саши
Слова простые наши,
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво, чисто, ясно,
Как люди говорят,
Наш Саша так корёжит,
Что сам понять не может.
Произнесет словечко –
И сам тому не рад!
Когда он вслух читает,
Поймёшь едва-едва:
И буквы он глотает,
И целые слова.
Он скажет: «До свидания!»,
А слышится: «До здания.»
Он спросит: «Где калоши?»,
А слышно: «Это лошадь?»
Он может, но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить.
Ведущий: — Ваше высочество, мы помогли Вам?
Принцесса: Ах, большое вам спасибо, Говорю теперь красиво. Обещаю не лениться, На пятерочки учиться! (уходит)
Логопед – Вот видите, как хорошо уметь красиво разговаривать, можно стать настоящими артистами. И ещё очень многому научиться в школе.
Логопед - Молодцы, ребята, учитесь и дальше познавать наш русский язык, учитесь правильно читать и писать. Это очень пригодится в жизни.
Ученик
Учись читать, учись писать,
Важнее нет науки.
Тот, кто умеет сам читать
Совсем не знает скуки.
Всю жизнь учись читать, писать
Внимательно, серьёзно.
Учись читать, умей писать
Пока ещё не поздно.
Ведущий: — Вот и подходит к концу наш праздник. Но какой же праздник без красивой музыки, песни? Вместе с музыкой хорошей к нам приходит волшебство, Осторожней, осторожней, Не спугнуть бы нам его!
Исполняется песня “Маленькая страна”
В эту страну попасть непросто
Грамота там живёт
И по тропе красивой речи
Нас она поведёт.
Надо всем детям научиться
Правильно говорить.
В эту страну тот час умчимся
Будем всегда там жить.
Припев.
Маленькая страна
Правильная страна
Там говорят и пишут верно ,
Всех нас зовёт она!
Логопед – Наше путешествие подошло к концу. На прощание волшебная страна красивой речи дарит всем вам правила красивой речи. Дети по очереди читают правила по карточкам:
Говори громко, чётко, выразительно. Все слова проговаривай ясно, правильно.
В каждом слове выделяй ударный гласный звук. Произноси его громче, чем остальные звуки.
Строго выдерживай паузы между предложениями.
Прежде, чем начать говорить, подумай о том, что хочешь сказать. Не спеши с ответом.
Всегда и везде нужно говорить плавно, неторопливо, спокойно.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Вежливые слова
БЛАГОДАРЮ |
СПАСИБО |
ПОЖАЛУЙСТА |
СЧАСТЛИВО |
ПРОСТИТЕ |
ИЗВИНИТЕ |
РАЗРЕШИТЕ |
БУДЬТЕ ДОБРЫ |
ОЧЕНЬ РАД |
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ |
Листочки на дерево














Маски животных для сценки





Головной убор профессора

Измерьте окружность своей головы (ОГ) и из картона вырежте полоску шириной 10 см. и длиной, равной ОГ + 3 см.
На одной стороне полоски вырежьте зубчики, высота и ширина которых равна 1 см.
Склейте полоску в кольцо и загните зубчики внутрь. У вас получится основание шляпы.

Из картона вырежьте два одинаковых квадрата 25 х 25 см.
Намажьте зубчики клеем.
Один из квадратов и кольцо-основание склейте друг с другом. Удобней всего это сделать, если положить квадрат на стол (черной стороной вверх) и, поставив на него кольцо, пальцем придавить каждый зубец для хорошей склейки.

Изготовление кисточки
Возьмите моток ниток для вышивания и расправьте его так, чтобы получилось кольцо.
Возьмите несколько нитей, длиной около 20 см. и проденьте их через кольцо.

Завяжите нити на узел.
Сплетите нити в косичку и расчешите кисточку небольшой расческой.
Возьмите несколько нитей и перевяжите ими кисточку, отступив около 1 см. от основания. Аккуратно подровняйте кисточку ножницам
Переверните заготовку, намажьте шляпу клеем и на один из уголков положите кисточку.
Возьмите второй квадрат и аккуратно приложите его к заготовке. Для лучшей склейки прижмите края шляпы пальцами.
Корона принцессы
Подарок гостям
ПРАВИЛА КРАСИВОЙ РЕЧИ:
Говори громко, чётко, выразительно. Все слова проговаривай ясно, правильно.
В каждом слове выделяй ударный гласный звук. Произноси его громче, чем остальные звуки.
Строго выдерживай паузы между предложениями.
Прежде, чем начать говорить, подумай о том, что хочешь сказать. Не спеши с ответом.
Всегда и везде нужно говорить плавно, неторопливо, спокойно.
ПРАВИЛА КРАСИВОЙ РЕЧИ:
Говори громко, чётко, выразительно. Все слова проговаривай ясно, правильно.
В каждом слове выделяй ударный гласный звук. Произноси его громче, чем остальные звуки.
Строго выдерживай паузы между предложениями.
Прежде, чем начать говорить, подумай о том, что хочешь сказать. Не спеши с ответом.
Всегда и везде нужно говорить плавно, неторопливо, спокойно.