Методическая разработка урока русского языка по теме «От анализа текста – к сочинению-рассуждению» для учащихся 11 класса представлена на городской этап Всероссийского конкурса «Мой лучший урок» в направлении «Гуманитарное».
Преподавание русского языка в 11 классе ведется в рамках программы по русскому языку для 10-11-х классов общеобразовательных учреждений А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой. На уроках используется учебник тех же авторов «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11-х классов общеобразовательных учреждений». По учебному плану на русский язык в 11 классе отводится 1 час в неделю (35 часов в год), на изучение темы «От анализа текста – к сочинению-рассуждению» - 1 учебный час.
Данный урок включен в раздел «Текст и его строение. Основные виды переработки текста» дополнительно с целью стимулировать мыслительную деятельность учащихся, их творческие способности, развивать умение аргументировано выражать своё отношение к явлениям жизни, строить монологическое высказывание. Также этот урок призван сформировать навыки написания сочинения- рассуждения по предложенному на актуальную для современного общества тему.
Уровень развития класса соответствует психическим и физиологическим нормам данного возраста. Учащиеся обладают повышенной мотивацией к изучению русского языка. Высокий уровень развития творческой самостоятельности обучающихся обусловлена системным применением на уроках русского языка технологии проблемно-диалогическое обучения Е.Л. Мельниковой, лауреата Премии правительства РФ в области образования, кандидата психологических наук, доцента Академии ПКиППРО (г. Москва).
Проблемно-диалогическое обучение обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности учащихся, обеспечивает качественное усвоение знаний, приучает мыслить, развивает исследовательские способности и коммуникативную активность учащихся.
В технологии проблемно-диалогического обучения выделяется четыре звена творческой деятельности: постановка проблемы, поиск решения, выражение нового знания, реализация продукта. Все звенья творческой деятельности реализуются в процессе урока через подбор приемов и методов, стимулирующих учебно-поисковую и исследовательскую деятельность учащихся.
Урок по содержанию с позиции диалогового обучения модно отнести к уроку с одной общей и несколькими частными проблемами
Структура урока включает следующие этапы:
1.Постановка проблемы.
2. Поиск решения.
3. Выражение нового знания
4.Реализация продукта.
5.Рефлексия.
Постановка проблемы - на первом этапе учитель предлагает текст из произведения Ч. Айтматова «Плаха» и при помощи проблемного диалога подводит учащихся к определению темы урока («Написание сочинения рассуждения по проблеме наркомании») и основной вопрос урока «Как написать сочинение рассуждение по проблеме наркомании». Текст из романа Ч. Айтматова выбран не случайно. Проблема наркомании особенно актуальна среди молодежи, т.к. именно в этом возрасте молодые люди делают сознательный выбор между существованием в наркотических иллюзиях и активной жизненной позицией. В своем романе Ч.Айтматов взывает к совести каждого, всех, кто столкнулся с этим злом, призывает к активной борьбе и противостоянию этой общей беде.
Учащиеся 11 класса вполне осознают важность и глобальность этой проблемы, способны к общению на эту тему, однако создание творческой работы на подобную тематику, как правило, вызывает затруднение. Цель этого урока не только отработать навыки написания сочинения-рассуждения, но и создать условия для актуализации учащимися личностных духовно-нравственных установок в форме творческой работы.
Поиск решения – на этом этапе учитель через подводящий диалог совместно с учащимися выделяют пути решения основного вопроса урока через определение пунктов плана сочинения-рассуждения. Таким образом, одиннадцатиклассники сами намечают схему дальнейшей работы на уроке. Учитель выстраивает ход урока в соответствии с выдвинутыми предложениями.
Затем решение каждой частной проблемы происходит последовательно в процессе следующего этапа - выражение нового знания. Каждая частная проблема обсуждается в группе и на доске в письменном виде или в ходе устного выступления происходит представление готового продукта, таким образом , этап реализации продукта повторяется несколько раз. К продуктивному выходу из основной проблемы урока необходимо отнести также домашнее задание (написание сочинения-рассуждения по проблеме наркомании)по результатам которого учитель может оценить не только результативность урока, но и творческие возможности учащихся.
Особого внимания заслуживает решение частной проблемы написания основной части сочинения-рассуждения, в которой учащиеся должны уметь аргументированно доказать свою точку зрения, приводя примеры из художественной, публицистической литературы и информации с интернет-сайтов. Для проработки этой проблемы трем ученикам было предложено заранее подготовить небольшие доклады с приведением списка литературы и подготовкой компьютерной презентации. Для подготовки домашнего задания каждому ученику выдавался лист с источниками информации, к которым он мог бы обратиться при выполнении творческой работы.
На этапе рефлексии сопоставлялись планировавшиеся и достигнутые результаты, производилась их оценка, анализировалась собственная деятельность на уроке.
Урок сопровождается мультимедийной презентацией, в которой был представлен демонстрационный и художественный материал, а также выводы и обобщения по итогам групповой работы учащихся, что облегчало восприятие содержания, организацию практической деятельности на уроке, а также оказало влияние на эмоциональную сферу учащихся .
Критерии эффективности урока:
- владение основными приемами публичного выступления, коммуникативные умения, способность понять точку зрения другого;
- способность учащихся проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;
- активная мыслительная, творческая и исследовательская деятельность учащихся на уроке;
- самоопределение учащихся к выполнению той или иной образовательной деятельности;
- использование разнообразных методов и приемов на уроке;
- формирование и развитие общеучебных умений учащихся, базовых компетенций;
- сотрудничество педагога и учащихся.
Результаты выполнения домашнего задания показали, что учащиеся умеют писать вступление и заключение в сочинении-рассуждении в разных формах, а также, умело используя материалы урока и дополнительную литературу, аргументировать собственное мнение по проблеме.
Урок был показан на заседании Городского методического объединения учителей русского языка и литературы «Банк открытого урока» и по результатам анкетирования и высказываниям учителей получил высокую оценку педагогического сообщества.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка сценария урока для 11 класса «Написание сочинения-рассуждения по проблеме наркомании»»
Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 56»
Методическая разработка урока
для 11 класса
«Написание сочинения-рассуждения
по проблеме наркомании»
Составитель:
Базарова Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
II квалификационная категория
Новоуральский городской округ
Методическая разработка сценария урока
для 11 класса
«Написание сочинения-рассуждения по проблеме наркомании»
Учебный предмет, класс: русский язык, 11 класс.
Тема урока: Написание сочинения-рассуждения по проблеме наркомании..
Программа: рабочая программа по русскому языку для 10-11-х классов общеобразовательных учреждений А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой.
Тип урока: урок с общей и несколькими частными проблемами, урок классификация.
Цель урока: создание условий для актуализации духовно – нравственных установок учащихся через проведение комплексного анализа текста и написание творческой работы по проблеме наркомании .
Задачи:
Образовательные:
- развитие умений учащихся формулировать проблемы исходного текста;
- развитие умений учащихся формулировать позицию автора по прокомментированной проблеме;
- развитие умений учащихся аргументировать собственное мнение по проблеме;
- развитие умений написания вступления и заключения в разных формах.
Воспитательные:
- формирование у учащихся целостного мировоззрения, устойчивой системы духовных ценностей;
- воспитание личности в условиях партнерства, интереса к обсуждаемым вопросам;
- формирование положительного отношения к культурному наследию других народов;
- формирование негативного отношения к наркотикам, к распространению наркотических веществ.
Развивающие:
- развитие информационной компетентности учащихся;
- развитие коммуникативных и креативных способностей учащихся;
- развитие способностей учащихся к саморазвитию и самоопределению.
Методы обучения: наглядный, проблемный, исследовательский, постановка гипотез, наблюдение, словесно-практический.
Формы организации обучения:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная.
Оборудование:
- ноутбук, мультимедиапроектор, экран;
- электронная презентация (электронное приложение);
- распечатанные для каждого учащегося текст Ч.Айтматова «Плаха» (приложение № 1),
- карточка-информатор «Виды вступлений» (приложение №2);
- карточка-информатор «Несколько слов об Айтматове» (приложение № 3);
- карточка-информатор «Формулировка позиции автора» (приложение №4);
- карточка-информатор « Разные формы заключения» (приложение №5).
Методическая разработка оформлена в соответствие с требованиями Е.Л. Мельниковой
ХОД УРОКА.
Анализ | Учитель | Ученик |
Постановка общей проблемы урока | Я хотела бы начать урок с прослушивания текста. Во время моего чтения подумайте, какие проблемы поднимает автор. Учитель читает текст. (карточка-информатор №1) Это отрывок из романа Ч.Айтматова «Плаха» О чем говорят Авдий и Гришан? | Они говорят о милосердии, о наживе, о наркоманах, о наркомании. |
Какая из перечисленных проблем нами не обсуждалась? | Проблема наркомании. |
Определение темы урока Опорный сигнал Поиск решения Подводящий диалог | Где может понадобиться обсуждение этой проблемы. | При написании сочинения-рассуждения на экзамене. |
Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? | Написание сочинения –рассуждения по проблеме наркомания Слайд 1(название темы урока) |
Как вы думаете, какие вопросы нам надо разобрать на уроке, чтобы научиться писать сочинение рассуждение по этой сложной и актуальной для современного общества проблеме | Высказывают гипотезы |
Подсказка | Давайте вспомним, какие разделы в сочинении-рассуждении необходимо выделять, подчиняясь требованиям части С экзаменационной работы? | Ребята называют композиционные части сочинения Вступление, авторская позиция, аргументация, заключение. |
| Как вы думаете, какие пункты плана будут на нашем уроке? | Вступление, авторская позиция, аргументация, заключение. Слайд 2 (пункты плана урока) |
Поиск решения по предложенному плану На данном уроке ученики ответили так, но порядок проработки частных проблем может быть любой. | Я предлагаю вам сегодня поработать над написанием сочинения в творческих исследовательских группах. Но для того, чтобы начать работу ответьте на вопрос: «Какая часть экзаменационной работы у вас в данный момент вызывает затруднение при написании сочинения по проблеме наркомании? | Аргументация. |
Поиск решения по частной проблеме 1 | Я согласна с вами часть сочинения «аргументация» требует широкого кругозора. Какие бы вы задали вопросы по проблеме наркомании, чтобы подобрать нужные аргументы. | Как люди превращаются в рабов наркотика? Как под влиянием дурмана происходит деградация? Какие последствия несут человеку даже легкие наркотики? |
Выражение решение частной проблемы 1 Реализация продукта | Вопросов у вас много. К этой проблеме обращались многие писатели и публицисты. Обсуждение темы наркомании идет на форумах в Интернете. Я попросила трех учениц вашего класса заранее подготовиться и подобрать интересные материалы для вас, а также список источников для самостоятельного поиска информации. | Выступление учащихся с презентацией и раздачей материала. Темы выступлений: Кто из писателей обращался к проблеме наркомании? Кто из журналистов обращался к проблеме наркомании? Миф: наркотик необходим для творчества. Слайды 3-13 (названия произведений, иллюстрации к произведениям, портреты писателей, публицистов) Карточка-информатор №6,7,8 |
| Теперь вы сможете, используя этот материал, привести аргументы по данной проблеме? | Да |
Поиск решения по частной проблеме 2 | Как вы думайте, в какой форме может быть написано вступление. | Называют варианты написания вступления. |
Выражение решение частной проблемы 2 Реализация продукта | Давайте обратимся к карточке информатору №2. Я предлагаю вам выбрать одно из видов вступления, и оформить вступление к сочинению, работая в группе. Не забудьте, что оно должно быть небольшим 3-4 предложения. | Ребята работают в группах – 5 минут, результат вывешивают на доске, один ученик озвучивает. 1 группа написала вступление в форме размышления. 2 группа написала в форме ряда риторических вопросов. 3 группа написала в форме формулировке основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор данного текста. |
Выражение решение частной проблемы 2 | Спасибо группам за работу, но почему вы не написали вступление по пункту 4 | Мы не знаем ничего об авторе текста |
| Сегодня на уроке я вас познакомлю с автором данного текста Ч.Айтматовым. Ч.Айтматов - сын киргизского народа, родился в кишлаке Шекер Кировского р-на Кирг. ССР 12 декабря 1928 год и умер 10 июня 2008 года, на пороге своего восьмидесятилетия. Широкую известность молодому писателю принесла повесть "Джамиля", затем последовали повести "Первый учитель" (1962), "Материнское поле" (1965), "Белый пароход" (1970) и др. Первый роман, написанный Айтматовым, - "И дольше века длится день" 1980). В 1988 был опубликован известный роман "Плаха". Роман “Плаха” является глубоким философским произведением. Автор заостряет внимание на вопросах, наиболее актуальных именно для нашего времени. Одна из таких острых социальных тем — проблема наркомании. Автор глубоко проникает в сущность этой проблемы, пытается понять этих зависимых людей. Он хочет найти способ, как им помочь. Писатель вводит такого героя, как Авдий Каллистратов — сын священника, которого мучает мысль о спасении хотя бы одного человека, но на собственном опыте убедился, что это невозможно. А если и возможно, то только в редких случаях и если у человека есть сила воли. В борьбе со злом Авдий погибает. Увидев под текстом знакомую фамилию автора, вы сможете использовать новую для вас форму вступления? | Слайды 14-20 (названия произведений, портреты писателя, иллюстрации к произведениям) Сможем |
Поиск решения по частной проблеме 3 Выражение решение частной проблемы 3, реализация продукта | Вернемся к плану сочинения. Следующий пункт авторская позиция. Давайте сформулируем авторскую позицию по группам Воспользуйтесь при необходимости словесными конструкциями в карточке-информаторе №3. | Учащиеся работают в группах 4 минуты, результат вывешивают на доске, один ученик озвучивает. |
Поиск решения по частной проблеме 4 | И у нас остался последний пункт плана сочинения-рассуждения – заключение. Ребята, какое должно быть заключение? | Высказывают свои версии. |
Выражение решение частной проблемы 4, реализация продукта | Спасибо за ответы, они совпадают видами концовок, с которыми вы можете ознакомиться в карточке- информаторе №4. Обдумайте концовку в группах | 1 группа пишет концовку-цитату. (Несколько человек из группы заранее приготовили высказывания известных людей по проблеме наркомании). 2 группа пишет концовку-ответ. 3 группа пишет концовку-призыв. |
Рефлексия | Давайте посмотрим на доску. Каждая группа практически написала сочинение по проблеме наркомании. Давайте вспомним, какие цели ставили мы перед собой в начале урока? | Написать сочинение-рассуждение по проблеме наркомании. |
| Скажите, сможете ли вы написать сочинение-рассуждение по проблеме наркомании, используя подготовленный материал на уроке? | Сможем. |
| Итак, мы провели подготовку, и теперь, я думаю, вы легко справитесь с работой, пользуясь подготовленными материалами. Ваше домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по исходному тексту. А под конец урока давайте ответим на вопросы небольшой анкеты. ( карточка-информатор № 5) | |