СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка учебного занятия по теме: "Проектирование севооборотов" МДК 02.01 Технология обработки и воспроизводства плодородия почв

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метоическая разработка практического урока преназначена для обучающихся специальности 35.02.05 Агрономия

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного занятия по теме: "Проектирование севооборотов" МДК 02.01 Технология обработки и воспроизводства плодородия почв»

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Корочанский сельскохозяйственный техникум»









Методическая разработка учебного занятия по теме:

Проектирование севооборотов

по МДК 02.01 Технология обработки и воспроизводства плодородия почв







Автор Анисенко Н. П.,

преподаватель ОГАПОУ

«Корочанский СХТ»












Короча

2015

    1. Одобрена на заседании ПЦК

спецдисциплин

Протокол №4 от 17 марта 2015 г.

Председатель комиссии -----------/Кулешов А. Н.

Методическая разработка учебного занятия по теме Проектирование севооборотов по МДК 02.01 Технология обработки и воспроизводства плодородия почв выполнена в соответствии с рабочей программой профессионального модуля ПМ. 02 Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия. Методическая разработка предназначена для обучающихся специальности 35.02.05 Агрономия.


























Содержание


Введение

4

1. План занятия

5

2. Ход занятия

7

Приложения

9






































Введение

Севооборот является основной составной частью системы земледелия. Это научно обоснованное чередование сельскохозяйственных культур и паров во времени и на территории или только во времени на одном поле. Значение его очень велико и рассматривается с разных точек зрения — планово-экономической, организационно-хозяйственной и агротехнической.

Планово-экономическое значение состоит в безусловном выполнении плана производства и продажи государству сельскохозяйственной продукции при полном удовлетворении внутрихозяйственных потребностей. В этих целях с учетом концентрации и специализации разрабатывается научно обоснованная структура посевных площадей. Она составляет экономическую основу севооборота.

Организационно-хозяйственное значение севооборота выражается в наиболее рациональном и высокопроизводительном использовании техники и рабочей силы в интересах увеличения производства сельскохозяйственной продукции при наименьших затратах труда и средств на единицу продукции.

Агротехническое значение севооборота состоит в рациональном использовании пахотных земель и способах расши­ренного воспроизводства почвенного плодородия.

Главным признаком севооборота является непременное периодическое или ежегодное чередование культур на каждом поле севооборота.

Чередование культур вызывается рядом причин. Изучение этих причин и разработка мероприятий по их устранению или уменьшению отрицательного влияния на урожайность составляют агротехнические, или естественнонаучные, основы севооборота.

Исходя из выше перечисленного, следует отметить значимость темы для агрономов в их практической работе. Для проектирования севооборотов был выбран практический тип урока. Это наиболее распространенный тип урока в практике работы учебного заведения.

План проведения занятия №5

Учебная группа: 21-А

Тема занятия: Проектирование севооборотов

Вид занятия: урок

Тип занятия: практический урок

Цели:

Образовательные – формирование знаний по изучению вопросов проектирования севооборотов почв, формирование умений проектировать севообороты различных типов и видов.

Развивающие – развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания при выполнении задания.

Воспитательные – формирование творческого подхода, навыков самоорганизации и инициативы.

Формируемые компетенции:

ОК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ПК:

ПК 2.1. Повышать плодородие почвы

ПК 2.2. Проводить агротехнические мероприятия по защите почв от эрозии и дефляции

Литература:

  1. Баздырев Г.И, Сафонов А.Ф. Земледелие с основами почвоведения и агрохимии.- М.: Колос, 2012

  2. Воробьев В.Б., Петровский Е.И. Почвоведение.- Издательство Ифра-М.,2012

  3. Баздырев Г.И., Захаренко А.В., Лошаков В.Г. Земледелие.- М.: Колос, 2010

Наглядные пособия и технические средства обучения:

Наглядные пособия:

-индивидуальные задания;

-комплект учебно-методической документации.

Технические средства обучения:

-мультимедийное оборудование (компьютер, интерактивная доска, принтер)

-программное обеспечение общего и профессионального значения.


















Ход занятия:

1. Организация начала урока (отметка отсутствующих, проверка готовности обучающихся к уроку, ответы на вопросы обучающихся по домашнему заданию) – 2-3 мин.

Методы обучения - информационные: разъяснение, объяснение.

2. Сообщение темы, плана целей и задач урока -3-5 мин. мин.

Преподаватель сообщает тему, план, цели и задачи занятия.

Методы обучения – информационные: рассказ, изложение, разъяснение, объяснение.

3. Начальная мотивация обучения – 3-5 минут

Преподаватель сообщает о значении данной темы в работе агронома.

Методы обучения - информационные: рассказ, изложение, разъяснение, объяснение.

4. Актуализация опорных знаний обучающихся– 3-5 мин.

Фронтальная беседа с обучающимися по вопросам:

4.1 Что называется севооборотом?

4.2 Что называется ротацией севооборота?

4.3 Какие типы севооборотов Вы знаете?

4.4 Что называется предшественником?

4.5 Почему необходимо чередовать культуры?

5. Вводный инструктаж по самостоятельной работе обучающихся во время урока 3-5 мин.

Ход работы:

Проектирование севооборотов включает:

- расчет структуры посевных площадей,

- разделение ее на отдельные севообороты,

- определение числа полей в каждом севообороте под отдельными группами культур и разработку схем севооборотов.

Преподавательобъясняет порядок выполнения задания, объясняет как нужно пользоваться инструкционно-технологической картой.

Методы обучения - информационные: рассказ, изложение, разъяснение, объяснение.

6 Самостоятельная работа обучающихся

7. Применение и первичное закрепление полученных знаний, выработка у обучающихся умений и навыков 10-12 мин.

Обучающиеся сдают отчет по выполненному заданию.

Методы обучения – репродуктивные: беседа, обсуждение, дискуссия.

8. Подведение итогов урока, выявление пробелов, оценка деятельности обучающихся на занятии -3-5 мин.

Методы обучения - информационные: рассказ, изложение, разъяснение, объяснение.

9. Рефлексия 2-3 мин.

Занятие мне понравилось (не понравилось), потому что…

10. Задание на дом и инструктаж по его выполнению – 2-3 мин.

Преподаватель сообщает задание на дом, поясняет, как нужно его выполнять.

Методы обучения - информационные: рассказ, изложение, разъяснение, объяснение.














Приложение 1.

ИНСТРУКЦИОННО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

на выполнение практической работы

по дисциплине: МДК 02. 01. Технологии обработки и воспроизводства плодородия почв.


Тема: Проектирование севооборотов

Цели работы: Научиться проектировать севообороты

Приобретаемые компетенции:

ПК 1. Повышать плодородие почвы,

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес,

ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Техника безопасности: Соблюдать правила работы в учебном кабинете, поддерживать дисциплину и чистоту на рабочем месте.

Место проведения: учебный кабинет

Норма времени: 2 часа.

Оснащение рабочего места: Учебники, справочники, таблицы, индивидуальные задания.

Интернет-ресурсы

Теоретическая часть

Проектирование севооборотов включает:

- расчет структуры посевных площадей,

- разделение ее на отдельные севообороты,

- определение числа полей в каждом севообороте под отдельными группами культур и разработку схем севооборотов.

Одновременно определяют число и площадь севооборотов исходя из типа, категории и плодородия почв, рельефа местности таким образом, чтобы свойства почв в каждом севообороте были сходными.

На эрозионно-опасных склонах, пойменных землях и труднодоступных участках необходимо выделить самостоятельные севообороты. В этих севооборотах большой удельный вес должны занимать многолетние травы. На пойменных землях размещают овощи и другие влаголюбивые культуры. Вблизи крупной животноводческой фермы целесообразно выделить кормовой севооборот, в котором запланировать получение большей части малотранспортабельных сочных кормов. Нужно, однако, помнить, что увеличение числа севооборотов приводит, как правило, к уменьшению среднего размера поля.

Таблица 1. Структура посевных площадей

Потребность, т

Проектируется


Культуры

Планируется получить, т

Планируемая урожайность, т/га

Планируемая площадь


га

% от пашни




Зерно 5450 т


366,7

1,73

212

Пшеница

4200

2,53

1660


Ячмень

390

1,95

200


Овес

378

1,26

300


Зернобобовые

116

1,84

100


Сено 633 т

Многолетние

441

3,68

120

Однолетние

193.2

3,22

60


Силос 717,6 т

Кукуруза

397,5

13,25

30

Подсолнечник

382

19,1

20


Зеленая трава 4321,2 т

Многолетние

2160,6

25,65

85

Однолетние

2160,6

20,6

105


Сенаж 701,5

Однолетние

532

13,3

40

Многолетние

210,5

21,85

10


Корнеплоды 1121,3 т

Свекла кормовая

1167

23,34

50

Картофель 30

1265

12,65

100


Овощи 20

морковь

3000

30

100

Может использоваться под пар

500




Пашни всего

3692

100



Поскольку в хозяйстве имеется достаточное количество посевных площадей, то планируется повысить план продажи зерна картофеля и овощей. Оставшиеся 990 га можно вывести из пашни в залежи, а можно сдавать в аренду.

Ход работы.

1. Расчет структуры посевных площадей

Таблица 2– Распределение посевных площадей по севооборотам

Схема чередования культур, площадь полей

Полевой, зернопаротравяной

1 год кулисный пар 200

2 год озимая пшеница 200

3 год яровая пшеница 200

4 год зернобобовые 100+ однолетние на зеленый корм 105

5 год яровая пшеница 200

6 год ячмень 200

Итого площадь пашни в севообороте 1205 га

Средний размер поля 200 га

Полевой, зернопаропропашной

1 год кулисный пар 200

2 год яровая пшеница 200

3 год яровая пшеница 200

4 год морковь 100 + картофель 100

5 год яровая пшеница 200

6 год овес 200

Итого площадь пашни в севообороте 1200 га

Средний размер поля 200 га

Травопольный

1 год яровая пшеница 145 с подсевом многолетних трав 145

2 год многолетние травы 145

3 год многолетние травы 70 + однолетние травы 75

4 год яровая пшеница 115 + однолетние травы 25 +озимая пшеница 12

Итого площадь пашни в севообороте 587 га

Средний размер поля 145 га

Полевой, зернопаропропашной

1 год кулисный пар 100

2 год яровая пшеница 100

3 год яровая пшеница 100

4 год кукуруза 30 + подсолнечник 20 + кормовая свекла 50

5 год яровая пшеница 100

6 год яровая пшеница 100

7 год овес 100

Итого площадь пашни в севообороте 700 га

Средний размер поля 100 га


  1. На почвенной карте хозяйства выделить участки по крутизне склона

  2. Выделить участки с уклоном 5-7 град., на которых следует вводить почвозащитные севообороты.

  3. Разработать схемы почвозащитных севооборотов.

Задание.

Разработать схемы полевых, кормовых и почвозащитных севооборотов для конкретного хозяйства.

Контрольные вопросы.

  1. Какие севообороты называют полевыми, кормовыми, специализированными, почвозащитными?

  2. При какой крутизне склонов нужно вводить почвозащитные севообороты?

  3. Каковы правила проектирования почвозащитных севооборотов?


13