2. Мотивационный | Вхожу в тему урока через монолог: - Здравствуйте, будущие учителя. Сегодня мы вспомним и систематизируем свои знания и умения по предмету. Задаю вопросы по ранее изученному материалу по стилистике (фронтальная работа): - Какие функциональные стили речи вам известны? - Назовите опознавательные признаки текстов художественного стиля. Приведите примеры. - Какие типы речи вы знаете? - С какой целью они используются в нашей речи? | Регулятивные УД: целеполагание; Коммуникативные УД: ответы на вопросы; Познавательные УД: воспроизведение знаний по стилистике. Фронтальная работа: Ответы на вопросы. Иллюстрируют ответы примерами. | Личностные: Осознание ценности изученного материала и его практической важности. |
3. Актуализация знаний. | 1. Знакомлю обучся с отрывком из рассказа К.Симонова «Свеча». Предтекстовые задания. Прослушать текст, определить его стилевую принадлежность и тип речи. - (1) Четвёртый день Мария Джокич сидела в подвале развалин своего дома в Белграде. (2) Утром старуха видела, как в сквер проползли пятеро русских солдат. (3)И она видела, как по ним стреляли немцы, как кругом разорвалось много мин. (4) А одна разорвалась около развалины, и старуха, оглушённая, потеряла сознание. (5) Когда она очнулась, то увидела, что из всех русских остался только один. (6) И она поняла, что он убит. (7) Немцы стреляли, и в скверике продолжали взрываться мины. (8) Убитый русский одиноко лежал в голом скверике. (9) Старуха Джокич долго думала. (10) Потом что-то спрятала под чёрный вдовий платок и вылезла из подвала. (11) Она прошла через сквер и дошла до того места, где лежал убитый… (12) Она пригладила его волосы и села рядом с ним на землю. (13) Немцы продолжали стрелять. (14) Наконец старуха поднялась и нашла большую воронку от снаряда. (15) Опустившись на колени, стала горстями выплёскивать воду. (16) Когда в воронке не осталось больше воды, старуха вернулась к русскому. (17) Она взяла его под мышки, стянула вниз. (18) Отдохнув, поцеловала его и стала потихоньку заваливать землёй. (19) Через несколько часов она развернула свой вдовий платок и достала большую восковую свечу, хранившуюся у неё со дня свадьбы… (20) Близилось утро. (21) Старуха поднялась и вернулась в подвал. (22) А на могильном холме среди чёрной от пороха земли осталось гореть последнее вдовье достояние – венчальная свеча, поставленная югославской матерью на могиле русского сына. (По К.М. Симонову) 2. Задаю индивидуально-личностные вопросы обуч-ся: - О чём текст? Понравился ли? Какие мысли и чувства вызвал? - Что вы почувствовали, когда узнали о последнем поступке старухи Джокич? - Как бы вы поступили на месте героини? - Попробуйте озаглавить данный отрывок. - Обратите внимание, что сам автор назвал весь рассказ «Свеча». Сопоставьте своё название с авторским. 3. Вопросы: - К какому стилю речи принадлежит текст К.Симонова? Почему? - Что вы знаете о судьбе К.Симонова? Послетекстовые задания. - Предположите, какова тема урока? - О чём пойдёт наш диалог? Показываю презентацию «Журавли» с музыкальным сопровождением. Перед презентацией даю задание: - Определить своё отношение к героям войны. - С какой целью скульпторы увековечивают образы героев? | Фронтальная работа: 1. Слушают отрывок, осознают свою сопричастность с поднятой автором проблемой. 2. Обуч-ся отвечают на вопросы, выражают свою точку зрения, сопоставляют. 3. Работа в парах: Обучающиеся определяют стиль и тип речи, аргументируя ответы. (Презентация «Художественный стиль речи») Индивидуальное сообщение «Из биографии К.Симонова» Обуч-ся отвечают на поставленные вопросы, определяют тему урока. Обуч-ся просматривают слайды под музыку песни «Мне кажется порою, что солдаты…» Участвуют в диалоге. | Регулятивные УД: Первоначальное восприятие текста, погружение в текст, сопереживание герою текста. Личностные УД: Формирование нравственных качеств личности: сострадания, ответственности за чужое горе. Коммуникативные УД: владение видами речевой деятельности ( говорение, слушание); осуществлять речевой контроль Регулятивные УД: самоконтроль знаний по стилистике. Познавательные УД: расширение кругозора о творческой судьбе К.Симонова. Метапредметные УД: Самостоятельное формулирование темы урока. Коммуникативные УД: Развивают культуру общения и сотрудничество. Личностные УД: Формируют нравственные качества личности – бережное отношение к памяти погибших на полях сражений в годы ВОв. |
4. Закрепление материала. | 1. Разноаспектный анализ текста (фронтальный опрос) 1) Определите лексическое значение слова «сквер» ( предложение 2) 2) Определите способ образования слова «развалины» (предложение 4) 3) Определите часть речи слова «вдовий»(предложение 10) 4) Укажите вид подчинительной связи в словосочетании «вылезла из подвала» (предложение 10) 5) Определите структуру предложения №7 6) Определите вид придаточного в предложении № 11 7) Определите вид подчинения в СПП № 5 2. Устанавливаю дальнейший план работы с текстом в соответствии с критериями написания сочинения по плану: План-проект сочинения . Проблемы текста:______________________ . Комментарий проблемы:________________ . Авторская позиция: ____________________ . Аргументы:____________________________ . | Обучающиеся вовлечены в разноаспектный анализ текста Самостоятельная работа в группах. 1. Аналитики – о проблеме текста. 2. Комментаторы – пересказывают текст 3. Публицисты – о позиции писателя-фронтовика К. Симонова. 4. Исследователи – об аргументах к своей точке зрения. Фронтальная работа: Коллективный просмотр слайдов | Регулятивные УД: Самоконтроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено. Познавательные УД: узнают о трагической судьбе матери всех матерей Е.Ф. Степановой. Коммуникативные УД: создание ситуации сотрудничества. |
5. Итог занятия. Рефлексия. | Предлагаю ответить на вопросы: - Какой из этапов урока вызвал затруднение? - Что помогло в решении проблемы? - Над чем надо ещё поработать? - Какую цель ставили перед собой, достигли ли? - Уходя, приклейте один из трёх стикеров в таблицу на доске в соответствии с вашим настроением: Занятие очень понравилось, Многое повторил | Занятие не понравилось, Ничего не вспомнил | Затрудняюсь ответить | зелёный | красный | жёлтый | | Обуч-ся отвечают на вопросы, подводя итоги урока. | Личностные УД: Осознание обучающимися своей учебной деятельности. Самооценка результатов своей деятельности и всего класса. |