ГАПОУ ТО «Тобольский медицинский колледж имени В. Солдатова»
УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ
«Комплексная работа с объектами
в СУБД MS-Access»
для студентов средних медицинских учебных заведений
Преподаватель:
канд. пед. наук
Комарова Ж.В.
Тобольск – 2015
Аннотация
Методическая разработка учебного занятия по информатике «Комплексная работа с объектами в СУБД MS-Access» подготовлена для студентов средних медицинских учебных заведений. Разработанное занятие направлено на повторение и систематизация изученного материала по разделу «Введение в СУБД MS Access», а также оценку уровня усвоения учебного материала. Для контроля и самоконтроля знаний студентам предложены практико-ориентированные учебные задания, которые способствуют формированию общих и профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа. Данная методическая разработка учебного занятия может быть использована в процессе обучения информатике другими преподавателями средних профессиональных учебных заведений.
Рецензент: канд. пед. наук, доцент кафедры физики, математики, информатики и методик преподавания Тобольского педагогического института имени Д.И. Менделеева (филиал ТюмГУ) Шебанова Л.П.
Тип занятия: итоговое практическое занятие по информатике
Цель занятия: повторение и систематизация изученного материала по разделу «Введение в СУБД MS Access».
Учебное занятие направлено на формирование следующих общих компетенций (согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по медицинским специальностям):
– понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессиональной деятельности;
– организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
– принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
– осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития;
– использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
– работать в коллективе и команде;
– брать ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий;
– самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.
и профессиональных компетенций (согласно Федеральному государственному образовательному стандарта среднего профессионального образования по специальностям 34.02.01 «Сестринское дело», «Лечебное дело», 33.02.01 «Фармация»):
– представлять информацию в понятном для пациента виде;
– вести утвержденную медицинскую документацию
Структура занятия:
Организационный момент (2-3 мин.)
Повторение пройденного теоретического материала
Решение кроссворда (5 мин.)
Типы моделей баз данных (5-7 мин.)
Решение учебной задачи: «Установите соответствие» (5 мин.)
Этапы разработки базы данных: заполнение схемы (3-5 мин.)
Тестирование за компьютером (7-10 мин.)
Гимнастика для глаз (3 мин.)
Практическая работа за компьютером (30-35 мин.)
Отгадывание ребусов (5-7 мин.)
Итоги занятия (5 мин.)
Оборудование к занятию: проектор, интерактивная доска, презентация к занятию, рабочие тетради, упаковки лекарственных препаратов с инструкцией их применения.
Технологическая карта практического занятия по информатике
Тема занятия: Комплексная работа с объектами в СУБД MS Access
№ | Этап занятия | время (мин.) | Задачи занятия | Содержание | Используемые формы и методы | Методическое обеспечение |
1 | Орг. момент | 3-5 | - подготовка обучающихся к продуктивной работе на занятии; - закрепление полученных знаний, умений и навыков по данному разделу в ходе выполнения различного вида заданий; - оценка знаний и умений студентов по пройденному материалу; - формирование положительной мотивации к изучению предмета через разнообразные виды представленных заданий, а также заданий с профессиональной направленностью | Приветствие студентов. Проверка присутствующих. Постановка цели занятия. | | |
2 | Повторение пройденного теоретического материала | 20-25 | 1. Решение кроссворда; 2. Заполнение схемы; 3. Решение учебной задачи; 4. Заполнение схемы | индивидуальный и совместный способ организации деятельности, активные методы обучения | рабочая тетрадь, учебная презентация |
3 | Компьютерное тестирование | 7 | Проведение тестирования, выставление оценок. Гимнастика для глаз | индивидуальный способ организации деятельности | рабочая тетрадь, компьютерная программа MyTestX |
4 | Практическая работа за компьютером | 30-35 | Выполнение заданий на компьютере с профессиональной направленностью. Оценивание преподавателем студенческих работ | индивидуальный способ организации деятельности | рабочая тетрадь |
5 | Мотивация учебной деятельности | 3-5 | Задания на отгадывание ребусов | активные методы обучения | рабочая тетрадь, учебная презентация |
6 | Подведение итогов занятия | 5-7 | Выставление общих оценок за занятие Рефлексия | | оценочный лист с результатами занятия |
Ход учебного занятия
Приветствие студентов. Отметить присутствующих (слайд 1).
Повторение пройденного теоретического материала.
На прошлых занятиях мы с вами рассмотрели раздел «Технология хранения, поиска и сортировки информации». Цель сегодняшнего занятия: повторение и систематизация изученного материала по разделу «Введение в СУБД MS Access». Занятие будет построено следующим образом (слайд 2).
Перед вами на столе лежат рабочие тетради (Приложение 1), в которых вы будете выполнять некоторые задания. Давайте сейчас заполним титульный лист тетради и далее приступим к повторению материала.
Теперь приступим к выполнению первого задания (слайд 3). Необходимо разгадать ключевое слово в Кроссворде, а для этого заполнить пронумерованные столбцы. Вопросы к кроссворду в рабочей тетради. Итак, решаем кроссворд. Время на выполнение – 3 мин.
Вопросы к кроссворду:
Графический интерфейс БД
Тип данных
Поле, с помощью которого можно однозначно идентифицировать запись
Содержит информацию об отдельном объекте, описываемом в БД
Столбец таблицы
Совокупность определенным образом организованной информации
Ключевое слово в кроссворде: Тип модели базы данных
Ответ: реляционная.
Назовите, какие еще вы знаете типы модели баз данных? (сетевая, иерархическая)
Задание 2. Сейчас на слайде будут появляться типы моделей, вы должны будете их определить.
БД «Областная клиническая больница»
ФИО пациента | Дата поступления | Диагноз | Отделение | ФИО врача | Дата выписки |
| | | | | |
| | | | | |
БД «Поликлиника»
В рабочих тетрадях изобразите сетевую модель БД «Поликлиника».
Что общего и в чем различия?
На интерактивной доске один из студентов устанавливает связи на рисунке БД.
Простейшим объектом базы данных является поле, который имеет свое уникальное имя, а также определяемы вами тип данных, т.е. вид информации, которая будет содержать в данном поле. Так вот, давайте сейчас вспомним, какие типы данных можно задать полям и их характеристику. Для этого откройте в рабочей тетради задание 3.
Задание 3. Установите соответствие между типом данных и их характеристикой (с помощью стрелок)
Характеристика типов данных (ответы)
Текстовый – одна строка текста (до 255 символов)
Поле МЕМО – текст, состоящий из нескольких строк (до 65 535 символов)
Числовой – число любого типа
Дата/время – поле, содержащее дату или время
Денежный – поле, выраженное в денежных единицах
Логический – содержит одно из значений: истина или ложь и применяется в логических операциях
Поле объекта OLE – содержит рисунки, звуковые файлы, таблицы Excel и т.д.
Задание 4. Для реализации БД на компьютере необходимо знать этапы разработки БД. Их выделяют 3. А вот что это за этапы, вы заполните схему в вашей рабочей тетради.
1 этап: Проектирование базы данных
Этот этап работы без компьютера, на котором определяется: какие таблицы будут входить в состав БД, структура таблицы (название, тип и размер полей), какие поля будут выбраны в качестве ключевых и т.д.
2 этап: Создание БД с помощью СУБД
На этом этапе с помощью конкретной СУБД создается структура таблиц, входящих в состав БД
этап: Ввод записей в БД
Заполнение таблиц БД конкретной информацией
3. Выполнение теста за компьютером в программе MyTestX (результаты заносятся в оценочную таблицу Excel).
После выполнения теста преподаватель организует проведение гимнастики для глаз (памятки находятся на компьютерных столах студентов).
4. Практическая работа за компьютером.
На прошлых занятиях мы научились с помощью программы Access создавать таблицы БД, заполнять таблицы, создавать для них форму, устанавливать связь между таблицами по определенным полям.
Сейчас вы на компьютере будете применять свои умения и навыки при выполнении следующей работы.
Перед вами на столе 3 упаковки лекарственных препаратов с инструкцией их применения. Преподаватель читает задания (у каждого студента на столе разные лекарственные препараты, на экране проецируются задания):
1. В СУБД Access создайте файл базы данных «Аптека_фамилия», состоящий из 2‑х таблиц:
Таблица 1: Инструкция по применению препарата, в которой создать поля с именами: Название препарата, Изображение препарата (папка Сетевая на рабочем столе), Состав препарата, Фармакологические свойства (кратко), Показания к применению, Способы применения, Побочные действия
Таблица 2: Поступление в продажу, в которой создать поля с именами: Название препарата, Производитель, Название аптеки, Дата поступления, Количество препарата при поступлении, Стоимость препарата.
2. Заполните таблицы на 3 препарата.
3. Организуйте связь между таблицами по полю «Название препарата»
После выполнения заданий скопируйте файл «Аптека_фамилия» в папку вашей группы, находящуюся в папке «Сетевая».
Время выполнения: ___ мин.
Критерии оценки:
Верно выполнены все задания – «5»
Выполнены верно первые 2 задания или выполнены все задания, но имеются замечания – «4»
Итак, если вопросов нет, приступаем к выполнению заданий.
Выполнение заданий сопровождается классической музыкой
После выполнения заданий преподаватель оценивает работы студентов, заполняет оценочный лист в Excel. В это время студенты в рабочих тетрадях решают ребусы.
В конце занятия преподаватель отображает на экране результаты студентов (оценочный лист).
Этап рефлексии: студенты оставляют свое мнение в виде фигурок с улыбкой или огорчением.
Приложение 1
Рабочая тетрадь по информатике
Ф.И. студента __________________________
Группа ______________
Бригада _____________
Дата заполнения «_____» __________20___
1 задание: Заполните кроссворд и отгадайте ключевое слово
Задания к кроссворду:
Графический интерфейс БД
Тип данных
Поле, с помощью которого можно однозначно идентифицировать запись
Содержит информацию об отдельном объекте, описываемом в БД
Столбец таблицы
Совокупность определенным образом организованной информации.
Ключевое слово: ______________________________
2 задание: Установите на рис. 1. связи таким образом, чтобы представленная модель базы данных называлась сетевой.
Рис. 1. Сетевая модель базы данных
3 задание: Установите соответствия между типом данных и их характеристикой (с помощью стрелок)
1. Несколько строк
2. Поле, выраженное в денежных единицах
3. Содержит рисунки, звуковые файлы и др. объекты
4. Поле, содержащее дату или время
5. Одна строка текста
6. Вводится автоматически с вводом каждой записи
7. Число любого типа
8. Содержит одно из значений: истина или ложь
1. Текстовый
2. Поле МЕМО
3. Числовой
4. Дата/Время
5. Денежный
6. Логический
7. Поле объекта OLE
8. Счетчик
4 задание: Заполните схему на рисунке 2.
Рис. 2. Этапы разработки базы данных
5 задание: Компьютерное тестирование
1. Запустить ярлык на рабочем столе
2.
3. Нажать на клавиатуре F5
4. Ввести свою фамилию и имя, в поле Класс ввести «11 м»
После прохождения теста запишите свои результаты!
Результаты тестирования:
Количество правильных ответов ______
Результативность (%) __________
Набрано баллов ______________
Ваш результат (оценка) __________
6
Время выполнения: 35 мин.
задание: Практическая работа на компьютере
1 задание: В СУБД Access создайте файл базы данных «Аптека_фамилия», состоящий из 2‑х таблиц:
1 таблица: Инструкция, в которой создать поля с именами: Название препарата, Изображение препарата (папка Сетевая на рабочем столе), Фармакотерапевтическая группа, Состав препарата, Показания к применению, Способы применения.
2 таблица: Поступление в продажу, в которой создать поля с именами: Название препарата, Название аптеки, Дата поступления, Количество препарата, Стоимость препарата.
2 задание: Заполните таблицы на 3 препарата. На 1-ую таблицу создайте форму.
3 задание: Организуйте связь между таблицами по полю «Название препарата»
! После выполнения заданий поместите файл «Аптека_фамилия» в папку «Сетевая»
Критерии оценки:
7 задание: Разгадайте ребус. Что означает это слово?
Ответ: _________________________________________
Понравилось ли тебе сегодняшнее занятие?
(проведи стрелку к фигуре, выражающей твой ответ)
Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________