СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка учебного занятия по информатике "Комплексная работа с объектами в СУБД MS Access"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка учебного занятия по информатике «Комплексная работа с объектами в СУБД MS-Access» подготовлена для студентов средних медицинских учебных заведений. Разработанное занятие направлено на повторение и систематизация изученного материала по разделу «Введение в СУБД MS Access», а также оценку уровня усвоения учебного материала. Для контроля и самоконтроля знаний студентам предложены практико-ориентированные учебные задания, которые способствуют формированию общих и профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа. Данная методическая разработка учебного занятия может быть использована в процессе обучения информатике другими преподавателями средних профессиональных учебных заведений.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного занятия по информатике "Комплексная работа с объектами в СУБД MS Access"»


ГАПОУ ТО «Тобольский медицинский колледж имени В. Солдатова»






УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ


«Комплексная работа с объектами

в СУБД MS-Access»

для студентов средних медицинских учебных заведений







Преподаватель:

канд. пед. наук

Комарова Ж.В.







Тобольск – 2015

Аннотация


Методическая разработка учебного занятия по информатике «Комплексная работа с объектами в СУБД MS-Access» подготовлена для студентов средних медицинских учебных заведений. Разработанное занятие направлено на повторение и систематизация изученного материала по разделу «Введение в СУБД MS Access», а также оценку уровня усвоения учебного материала. Для контроля и самоконтроля знаний студентам предложены практико-ориентированные учебные задания, которые способствуют формированию общих и профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа. Данная методическая разработка учебного занятия может быть использована в процессе обучения информатике другими преподавателями средних профессиональных учебных заведений.


Рецензент: канд. пед. наук, доцент кафедры физики, математики, информатики и методик преподавания Тобольского педагогического института имени Д.И. Менделеева (филиал ТюмГУ) Шебанова Л.П.















































Тип занятия: итоговое практическое занятие по информатике

Цель занятия: повторение и систематизация изученного материала по разделу «Введение в СУБД MS Access».

Учебное занятие направлено на формирование следующих общих компетенций (согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по медицинским специальностям):

– понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессиональной деятельности;

– организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

– принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

– осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития;

– использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

– работать в коллективе и команде;

– брать ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий;

– самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.

и профессиональных компетенций (согласно Федеральному государственному образовательному стандарта среднего профессионального образования по специальностям 34.02.01 «Сестринское дело», «Лечебное дело», 33.02.01 «Фармация»):

– представлять информацию в понятном для пациента виде;

– вести утвержденную медицинскую документацию



Структура занятия:

  1. Организационный момент (2-3 мин.)

  2. Повторение пройденного теоретического материала

    1. Решение кроссворда (5 мин.)

    2. Типы моделей баз данных (5-7 мин.)

    3. Решение учебной задачи: «Установите соответствие» (5 мин.)

    4. Этапы разработки базы данных: заполнение схемы (3-5 мин.)

    5. Тестирование за компьютером (7-10 мин.)

  3. Гимнастика для глаз (3 мин.)

  4. Практическая работа за компьютером (30-35 мин.)

  5. Отгадывание ребусов (5-7 мин.)

  6. Итоги занятия (5 мин.)

Оборудование к занятию: проектор, интерактивная доска, презентация к занятию, рабочие тетради, упаковки лекарственных препаратов с инструкцией их применения.














Технологическая карта практического занятия по информатике

Тема занятия: Комплексная работа с объектами в СУБД MS Access

Этап занятия

время (мин.)

Задачи занятия

Содержание

Используемые формы и методы

Методическое обеспечение

1

Орг. момент

3-5

- подготовка обучающихся к продуктивной работе на занятии;

- закрепление полученных знаний, умений и навыков по данному разделу в ходе выполнения различного вида заданий;

- оценка знаний и умений студентов по пройденному материалу;

- формирование положительной мотивации к изучению предмета через разнообразные виды представленных заданий, а также заданий с профессиональной направленностью

Приветствие студентов. Проверка присутствующих. Постановка цели занятия.



2

Повторение пройденного теоретического материала

20-25

1. Решение кроссворда; 2. Заполнение схемы;

3. Решение учебной задачи;

4. Заполнение схемы

индивидуальный и совместный способ организации деятельности, активные методы обучения

рабочая тетрадь, учебная презентация


3

Компьютерное тестирование

7

Проведение тестирования, выставление оценок.

Гимнастика для глаз

индивидуальный способ организации деятельности

рабочая тетрадь, компьютерная программа MyTestX

4

Практическая работа за компьютером

30-35

Выполнение заданий на компьютере с профессиональной направленностью.

Оценивание преподавателем студенческих работ

индивидуальный способ организации деятельности

рабочая тетрадь

5

Мотивация учебной деятельности

3-5

Задания на отгадывание ребусов

активные методы обучения

рабочая тетрадь, учебная презентация

6

Подведение итогов занятия

5-7

Выставление общих оценок за занятие

Рефлексия


оценочный лист с результатами занятия

Ход учебного занятия

  1. Приветствие студентов. Отметить присутствующих (слайд 1).

  2. Повторение пройденного теоретического материала.

На прошлых занятиях мы с вами рассмотрели раздел «Технология хранения, поиска и сортировки информации». Цель сегодняшнего занятия: повторение и систематизация изученного материала по разделу «Введение в СУБД MS Access». Занятие будет построено следующим образом (слайд 2).

Перед вами на столе лежат рабочие тетради (Приложение 1), в которых вы будете выполнять некоторые задания. Давайте сейчас заполним титульный лист тетради и далее приступим к повторению материала.

    1. Теперь приступим к выполнению первого задания (слайд 3). Необходимо разгадать ключевое слово в Кроссворде, а для этого заполнить пронумерованные столбцы. Вопросы к кроссворду в рабочей тетради. Итак, решаем кроссворд. Время на выполнение – 3 мин.




























4






1












2

3




5



6




































Вопросы к кроссворду:

  1. Графический интерфейс БД

  2. Тип данных

  3. Поле, с помощью которого можно однозначно идентифицировать запись

  4. Содержит информацию об отдельном объекте, описываемом в БД

  5. Столбец таблицы

  6. Совокупность определенным образом организованной информации

Ключевое слово в кроссворде: Тип модели базы данных

Ответ: реляционная.

Назовите, какие еще вы знаете типы модели баз данных? (сетевая, иерархическая)

Задание 2. Сейчас на слайде будут появляться типы моделей, вы должны будете их определить.

  1. БД «Областная клиническая больница»

ФИО пациента

Дата поступления

Диагноз

Отделение

ФИО врача

Дата выписки














  1. БД «Поликлиника»











В рабочих тетрадях изобразите сетевую модель БД «Поликлиника».

Что общего и в чем различия?

На интерактивной доске один из студентов устанавливает связи на рисунке БД.

Простейшим объектом базы данных является поле, который имеет свое уникальное имя, а также определяемы вами тип данных, т.е. вид информации, которая будет содержать в данном поле. Так вот, давайте сейчас вспомним, какие типы данных можно задать полям и их характеристику. Для этого откройте в рабочей тетради задание 3.

Задание 3. Установите соответствие между типом данных и их характеристикой (с помощью стрелок)

Характеристика типов данных (ответы)

Текстовый – одна строка текста (до 255 символов)

Поле МЕМО – текст, состоящий из нескольких строк (до 65 535 символов)

Числовой – число любого типа

Дата/время – поле, содержащее дату или время

Денежный – поле, выраженное в денежных единицах

Логический – содержит одно из значений: истина или ложь и применяется в логических операциях

Поле объекта OLE – содержит рисунки, звуковые файлы, таблицы Excel и т.д.

Задание 4. Для реализации БД на компьютере необходимо знать этапы разработки БД. Их выделяют 3. А вот что это за этапы, вы заполните схему в вашей рабочей тетради.

1 этап: Проектирование базы данных

Этот этап работы без компьютера, на котором определяется: какие таблицы будут входить в состав БД, структура таблицы (название, тип и размер полей), какие поля будут выбраны в качестве ключевых и т.д.

2 этап: Создание БД с помощью СУБД

На этом этапе с помощью конкретной СУБД создается структура таблиц, входящих в состав БД

  1. этап: Ввод записей в БД

Заполнение таблиц БД конкретной информацией

3. Выполнение теста за компьютером в программе MyTestX (результаты заносятся в оценочную таблицу Excel).

После выполнения теста преподаватель организует проведение гимнастики для глаз (памятки находятся на компьютерных столах студентов).

4. Практическая работа за компьютером.

На прошлых занятиях мы научились с помощью программы Access создавать таблицы БД, заполнять таблицы, создавать для них форму, устанавливать связь между таблицами по определенным полям.

Сейчас вы на компьютере будете применять свои умения и навыки при выполнении следующей работы.

Перед вами на столе 3 упаковки лекарственных препаратов с инструкцией их применения. Преподаватель читает задания (у каждого студента на столе разные лекарственные препараты, на экране проецируются задания):

1. В СУБД Access создайте файл базы данных «Аптека_фамилия», состоящий из 2‑х таблиц:

Таблица 1: Инструкция по применению препарата, в которой создать поля с именами: Название препарата, Изображение препарата (папка Сетевая на рабочем столе), Состав препарата, Фармакологические свойства (кратко), Показания к применению, Способы применения, Побочные действия

Таблица 2: Поступление в продажу, в которой создать поля с именами: Название препарата, Производитель, Название аптеки, Дата поступления, Количество препарата при поступлении, Стоимость препарата.

2. Заполните таблицы на 3 препарата.

3. Организуйте связь между таблицами по полю «Название препарата»

После выполнения заданий скопируйте файл «Аптека_фамилия» в папку вашей группы, находящуюся в папке «Сетевая».

Время выполнения: ___ мин.

Критерии оценки:

  • Верно выполнены все задания – «5»

  • Выполнены верно первые 2 задания или выполнены все задания, но имеются замечания – «4»

  • Выполнено верно 1-ое задание или выполнены 2 задания, но имеются замечания – «3»

Итак, если вопросов нет, приступаем к выполнению заданий.

Выполнение заданий сопровождается классической музыкой

После выполнения заданий преподаватель оценивает работы студентов, заполняет оценочный лист в Excel. В это время студенты в рабочих тетрадях решают ребусы.

В конце занятия преподаватель отображает на экране результаты студентов (оценочный лист).

Этап рефлексии: студенты оставляют свое мнение в виде фигурок с улыбкой или огорчением.

















Приложение 1













Рабочая тетрадь по информатике




Ф.И. студента __________________________

Группа ______________

Бригада _____________

Дата заполнения «_____» __________20___

























1 задание: Заполните кроссворд и отгадайте ключевое слово





























4






1












2

3




5



6




































Задания к кроссворду:

  1. Графический интерфейс БД

  2. Тип данных

  3. Поле, с помощью которого можно однозначно идентифицировать запись

  4. Содержит информацию об отдельном объекте, описываемом в БД

  5. Столбец таблицы

  6. Совокупность определенным образом организованной информации.


Ключевое слово: ______________________________









2 задание: Установите на рис. 1. связи таким образом, чтобы представленная модель базы данных называлась сетевой.




Рис. 1. Сетевая модель базы данных
























3 задание: Установите соответствия между типом данных и их характеристикой (с помощью стрелок)



1. Несколько строк


2. Поле, выраженное в денежных единицах


3. Содержит рисунки, звуковые файлы и др. объекты


4. Поле, содержащее дату или время


5. Одна строка текста


6. Вводится автоматически с вводом каждой записи


7. Число любого типа


8. Содержит одно из значений: истина или ложь



1. Текстовый


2. Поле МЕМО


3. Числовой


4. Дата/Время


5. Денежный


6. Логический


7. Поле объекта OLE


8. Счетчик


















4 задание: Заполните схему на рисунке 2.



Рис. 2. Этапы разработки базы данных





















5 задание: Компьютерное тестирование




1. Запустить ярлык на рабочем столе


2.

3. Нажать на клавиатуре F5

4. Ввести свою фамилию и имя, в поле Класс ввести «11 м»


После прохождения теста запишите свои результаты!

Результаты тестирования:

Количество правильных ответов ______

Результативность (%) __________

Набрано баллов ______________

Ваш результат (оценка) __________



















6

Время выполнения: 35 мин.

задание: Практическая работа на компьютере


1 задание: В СУБД Access создайте файл базы данных «Аптека_фамилия», состоящий из 2‑х таблиц:

1 таблица: Инструкция, в которой создать поля с именами: Название препарата, Изображение препарата (папка Сетевая на рабочем столе), Фармакотерапевтическая группа, Состав препарата, Показания к применению, Способы применения.

2 таблица: Поступление в продажу, в которой создать поля с именами: Название препарата, Название аптеки, Дата поступления, Количество препарата, Стоимость препарата.

2 задание: Заполните таблицы на 3 препарата. На 1-ую таблицу создайте форму.

3 задание: Организуйте связь между таблицами по полю «Название препарата»


! После выполнения заданий поместите файл «Аптека_фамилия» в папку «Сетевая»


Критерии оценки:


  • Верно выполнены все задания – «5»;

  • Выполнены верно первые 2 задания или выполнены все задания, но имеются замечания – «4»;

  • Выполнено верно 1-ое задание или выполнены 2 задания, но имеются замечания – «3».




7 задание: Разгадайте ребус. Что означает это слово?




Ответ: _________________________________________


Понравилось ли тебе сегодняшнее занятие?

(проведи стрелку к фигуре, выражающей твой ответ)



Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!