СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока биологии "Бесполое размножение"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 6 классе по теме "Бесполое размножение". Особенностью урока является использование  учебных заданий для самостоятельного поиска знаний. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока биологии "Бесполое размножение"»



ТЕМА УРОКА: РАЗМНОЖЕНИЕ. БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ.

ЦЕЛЬ УРОКА: создание условий для формирования у обучающихся представлений о типах размножения и формах бесполого размножения.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с понятием и особенностями бесполого размножения организмов; учатся определять способы бесполого размножения организмов; составлять инструкцию к лабораторной работе, овладевают умением объяснять роль размножения в жизнедеятельности организмов.

Метапредметные:

Регулятивные:

-выявление и формулирование учебной проблемы;

-определять цель учебной деятельности;

-осуществление поиска вариантов решения учебной проблемы;

-контролировать и оценивать учебную деятельность и свой результат;

Познавательные:

-анализировать, сравнивать и обобщать информацию о типах и формах размножения организмов;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные:

-формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

--умение осознанно использовать речевые средства;

-формирование коммуникативной компетенции в общении с одноклассниками

Личностные:

- формирование личностных познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение темы;



ХОД УРОКА:

  1. Организационно-мотивационный блок

А) Целеполагание (постановка проблемы, определение темы и целей урока)

Учащимся предлагается проанализировать эпиграф к уроку, и определить о каком процессе пойдет речь на уроке.

«Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время» (К.Г.Паустовский)



При затруднении даются еще две подсказки:

- Это свойство обеспечивает непрерывность существования и увеличивает общую численность живых организмов.

- рисунок с изображением размножения организмов


О каком свойстве живых организмов идёт речь? (размножение) Итак, кто сможет сформулировать проблему (тему) урока? (запись темы в тетрадь)

Учитель: Размножение – единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма. - Вспомните определение процесса размножения. РАЗМНОЖЕНИЕ – воспроизведение себе подобных. ( в тетрадь)




-- В природе у живых организмов существует много способов размножения. Внимание на слайд. ( изображения : дрожжи, мох, инфузория, бактерии, львиный прайд, рыжик

Подумайте, знаете ли вы, как размножаются данные организмы? Можете ли вы разделить данных организмов на две группы. Какие затруднения вызвало у вас это задание?

В природе существует много способов размножения, но всех их можно объединить в два основных типа: БЕСПОЛОЕ и ПОЛОВОЕ. Сегодня на уроке мы начнем изучать формы бесполого размножения организмов.

-Какую главную цель мы поставим сегодня на уроке? ( изучить понятие размножение, особенности бесполого и полового размножения, формы бесполого размножения)

-Какие результаты вы должны получить в конце урока?



2.Информационно-аналитический блок



Вы определили себе учебную задачу узнать об отличиях типов размножения. Для этого вы выполните первое учебное задание

Когнитивное учебное задание №1

ОНИ ТАКИЕ РАЗНЫЕ?! Распределите предложенные признаки размножения в таблицу, дополнительно продумав свои линии сравнения. Используйте информацию учебника стр 114.

Размножение

Линии сравнения

Бесполое размножение

Половое размножение

1……………?……….




2.Какие признаки приобретает потомство?




3.Нужны ли половые клетки?






Признаки размножения:

  • участвует 1 организм;

  • потомство полностью похоже на родителей,

  • участвует 2 организма,

  • с помощью половых клеток,

  • потомство с новыми признаками,

  • половые клетки не участвуют

- Обсудите результаты с соседом по парте, сделайте вывод о сходствах типов размножения организмов.

(варианты линий сравнения учащихся: «», «Нужны ли половые клетки?»)



Проверка задания: появление схемы на доске. Выслушивание аргументов учащихся.



Учитель: Итак, нам необходимо познакомиться с бесполым типом размножения организмов.

Сегодня утром я достала из холодильника живые организмы. С помощью того, что легко нашла на кухне, создала для них благоприятные условия, в которых они начали активно питаться и размножаться. Догадались, о ком идет речь?

О каких организмах идет речь, вы узнаете, выполнив следующее учебное задание.





















Когнитивное (коммуникативное) задание №2

ГРИБЫ-ПОМОЩНИКИ ХЛЕБОПЁКОВ. На Руси издавна пекли хлеб из теста, заквашенного дрожжами.  Каждая дрожжевая клетка это химический завод. Активно размножаясь, дрожжи выделяют бродильные вещества. Они разлагают сахара и превращают  их в спирт и углекислый газ. Попав в тесто, дрожжи продолжают выделять спирт и углекислый газ. Спирт придает тесту аромат, а пузырьки газа поднимают его. Вот почему хлеб получается таким вкусным и воздушным.

Работая с соседом по парте, составьте инструкцию для выполнения лабораторной работы по изучению размножения дрожжей, выбрав необходимые для этого ключевые слова .

Ключевые слова: холодная вода, предметное стекло, пекарские дрожжи, крахмал, соль, сахар, теплая вода, микроскоп, 10 минут

Инструкция:

1.__________________________________________________________________________



2.__________________________________________________________________________



3.__________________________________________________________________________

Проведите данный эксперимент.

Сделайте вывод: какие условия благоприятны для размножения дрожжей?



Учитель: Пока наш эксперимент проходит, мы продолжим знакомство с формами бесполого размножения отдельных организмов, используя материал учебника.

Разделимся с вами на 4 группы. И выполняем следующее учебное задание. (Пропущенные слова, учащиеся вносят самостоятельно, каждая группа получает свою таблицу с одним из представителей, после каждая презентует свой продукт, все заполняют свои таблицы, таким образом у всех детей полная версия заполненной таблицы )



Когнитивное (коммуникативное (письменная коммуникация)) учебное задание №3



КТО И КАК РАЗМНОЖАЕТСЯ. Многообразие форм бесполого размножения характерно для представителей всех царств живой природы. Используя учебник, стр.114-117, изучите суть и формы бесполого размножения отдельных организмов, дополнив таблицу недостающими словами.

Организмы

Формы размножения

Суть процесса

Пример организмов

Бактерии




……………………..

Удвоение кольцевой ……………….……

Деление………………..на ……… одинаковые части.


Одноклеточные водоросли и грибы


Споры



…..…………….

1.Неоднократное …………….. ядра. Обособление участка………………….. и формирование ………………………….

2.Ядро………………………… клетки делится. Между клетками образуется ……………………………, дочерняя клетка отделяется от ………………………………….


Одноклеточные животные

Деление надвое

Ядро ………………………….пополам. Образуется ………………………, которая делит клетку на ……….. равные части.


Многоклеточные растения, грибы


………………………

В специальных образованиях развиваются ………………………………………………

У грибов – в плодовых ………………., у мхов- ……………………………




Сделайте вывод: что общего у всех способов размножения? ______________________________________________________________________________________________







Учитель: каждая пара представляет свои результат работы, анализируем, заполняют все остальные.(показ формы на слайде)

Учитель: а теперь вернемся к нашему эксперименту. Какую форму размножения вы сейчас наблюдали?

Выполняем лабораторную работу, знакомимся с полученным результатом.

Вывод: какие условия нужно было соблюсти, чтобы эксперимент получился удачным?



3.Оценочно-рефлексивный этап

Учитель: Итак, вернемся к нашему началу урока. Все ли запланированные результаты нами получены?

В качестве проверки вы выполните еще одно учебное задание.

Рефлексивное учебное задание №4

«Я –ЭТО ТЫ? ТЫ-ЭТО Я?» Как известно, при бесполом размножении все потомки полностью похожи на своих родителей. Соотнесите живой организм с его формой бесполого размножения.

Организм

Форма размножения

  1. Инфузория -туфелька

А) делением надвое

  1. Кишечная палочка

Б) спорообразование

  1. Дрожжи

В) почкование

  1. Хлорелла


  1. Подосиновик

  1. Мох кукушкин лен

Ответы впишите в таблицу:

1

2

3

4

5

6







-Проверьте себя по ключу.

- Оцените свою работу:

6 совпадений - ТЫ-МОЛОДЕЦ! ТЕМУ УСВОИЛ ОТЛИЧНО!

4-5 совпадений- ТЕМУ НУЖНО НЕМНОГО ПОВТОРИТЬ!

0-3 совпадений - НУЖНО ВЫУЧИТЬ ТЕМУ!

Что помешало (помогло) вам выполнить задание как можно лучше? Что нужно сделать, чтобы улучшить результат или закрепить свой успех?

______________________________________________________________________________________________



Ключ:

1

2

3

4

5

6

А

А

В

Б

Б

Б

Учитель: все ли запланированные результаты нам удалось реализовать? Что необходимо изучать в дальнейшем?

















Домашнее задание стр. 114-117, выучить конспекты в тетради

Когнитивное учебное задание



ОЧЕВИДНОЕ-НЕВЕРОЯТНОЕ. В природе много загадок, разгадать которые стремятся ученые. Дайте свое личное объяснение следующей загадке природы. При благоприятных условиях, клетка бактерии может делиться каждые 20-30 минут. При такой скорости одна бактерия способна за пять суток образовать массу, которая может заполнить все моря и океаны. Почему этого не происходит? Запишите свой ответ в виде гипотезы. Свою гипотезу сравните с мнением ученых на стр. 114 учебника. Насколько верным оказалось твое предположение, почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!