СГБОУ ПО
«Севастопольский медицинский колледж им. Жени Дерюгиной»
«СОГЛАСОВАНО» на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин Протокол №7 от «21» марта 2016г. Председатель ЦМК Власова Н.В._______________ | «УТВЕРЖДАЮ» Зам. директора по учебной работе ________________Полстянко Н.Н. «28» марта 2016 г. |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА-ЭКСКУРСИИ БИОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА «БИОГЕН»
Урок – экскурсия. Тема «Врожденные пороки развития плода. Роль здорового образа жизни в первичной профилактике заболеваний»
Методическая цель занятия: формирование профессиональных и личностных компетенций. Урок-экскурсия как форма актуализации знаний и умений, ориентированных на приоритеты здорового образа жизни в учебно-воспитательном процессе.
Курс – I, II
Специальности: 31.02.01 Лечебное дело
34.02.01 Сестринское дело
Количество часов – 2
Место проведения занятия: патологоанатомический музей 1 городской больницы им. Н. Пирогова
Разработала: Смирнова З. М. преподаватель биологии и генетики человека с основами медицинской генетики
Севастополь-2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Требования ФГОС среднего профессионального образования и Письма Департамента государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования определяют необходимость учета профиля среднего специального учебного заведения при планировании и проведении различных типов, форм учебных и внеклассных мероприятий, включая уроки-экскурсии.
Медицинский колледж предоставляет широкие возможности совершенствования методики подготовки и проведения уроков-экскурсий и позволяет решить такие учебно-воспитательные цели, как:
- формирование профессиональных и личностных компетенций;
- формировать и развивать у студентов стимулы, интерес и способности к использованию в профессиональной деятельности базовых знаний;
- формирование знаний и умений, ориентированных на приоритеты здорового образа жизни.
«Экскурсия» – формы распространения знаний и воспитания, построенной на экскурсионном методе как форма организации учебно-воспитательного процесса позволяет объединить учебный процесс с реальной жизнью и позволяет обучающимся проводить наблюдения, изучать предметы и явления в естественных условиях.
Экскурсия как форма обучения выполняет ряд важнейших функций:
- реализация принципа наглядности обучения;
- повышение научности обучения и укрепление его связи с жизнью и практикой;
- расширение кругозора обучающихся;
- реализация воспитательного процесса.
Актуальность проблемы
По данным Всемирной организации здравоохранения, около 5 – 8% новорожденных появляются на свет с различными пороками развития. При этом 2 – 2,5% из них обусловлены преимущественно неблагоприятными экзогенными факторами (тератогенами), а остальные имеют преимущественно наследственную природу.
Если в странах Европы частота врожденных пороков развития составляет 3-4 случая на 1000 родов, то в России она достигает 5-6 случаев на 1000.
В связи с чем, особое значение имеет оценка риска развития данных заболеваний, а также способы по предупреждению их развития. Важность внедрения методов профилактики врожденных пороков развития (ВПР) и наследственных заболеваний (НЗ) обусловлена и тем, что суммарно повышается роль наследственной патологии в структуре детской инвалидности и заболеваемости, а также в госпитализации детей в больницы общего профиля.
В настоящее время основной способ предупреждения наследственных болезней и внутриутробной патологии заключается в формировании здорового образа у молодежи. Следовательно, возникает потребность в поиске новых методов формирования у молодежи медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни.
Существующее противоречие между возникновением побуждений (мотивацией) к здоровому образу жизни и недостаточностью информации о факторах, влияющих на здоровье, определили проблему учебно-воспитательного процесса, которая состоит в необходимости воздействия на мотивацию к здоровому образу жизни у студентов при изучении биологии и генетики человека.
Проблема определила выбор темы урока-экскурсии – «Врожденные пороки развития плода. Роль здорового образа жизни в первичной профилактике заболеваний».
Урок экскурсия проводится после изучения теоретического материала и выполнения индивидуальных творческих заданий по темам:
- Индивидуальное развитие организмов;
- Эмбриогенез;
- Тератогенные факторы, критические периоды онтогенеза;
- Влияние вредных привычек на формирование плода;
- Мутационная изменчивость;
- Наследственная патология.
Главная цель экскурсии:
- углубление и обобщение знаний по теме «Наследственная и врожденная патология»;
- формирование и развитие у обучающихся ориентиров на здоровый образ жизни.
На основании цели занятия были поставлены следующие задачи:
- углубить и систематизировать знания о классификации наследственных заболеваний и внутриутробной патологии, механизмах их возникновения;
- на конкретных примерах воспитывать убежденность в необходимости приобретения знаний о ценностях здорового образа жизни;
- сформулировать мероприятия, направленные на предупреждение наследственной и внутриутробной патологии;
- формирование устойчивых убеждений в том, что профилактика заболеваний всегда эффективнее, чем их лечение;
- формирование активной мотивации к укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих;
- выработка навыков общения со школьниками разного возраста при осуществлении санпросвет работы студентами кружка «БИОГЕН»;
- выработка умений проведения санитарно-просветительной работы путем бесед и чтения лекций школьникам.
2. Учебные цели занятия:
а) Образовательные (обучающие) цели
2.1. Знать:
- классификацию наследственных заболеваний и внутриутробной патологии, механизмы их возникновения;
- мероприятия, направленные на предупреждение наследственной и внутриутробной патологии.
2.2. Уметь:
- разрабатывать рекомендации с целью профилактики рождения детей с наследственной патологией и отклонениями в развитии.
б) Развивающие цели:
- развитие умений у обучающихся обобщать полученные знания,
проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы;
- развитие умений грамотно, четко и точно выражать мысли.
в) Воспитательные цели
- воспитывать стремление к совершенствованию знаний;
- воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношение к
своему здоровью;
- воспитание интереса к своей будущей профессии.
2.3 Формирование общих компетенций: ОК 1- ОК 9;
2.4. Формирование профессиональных компетенций:
Код компетенции | Содержание |
5.2.1. Проведение профилактических мероприятий |
ПК 1.1. | Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения. |
5.2.2. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах |
ПК 2.1. | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. |
ПК 2.3. | Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами. |
4. Межпредметные связи
№ | Дисциплины | Знать | Уметь |
1. 2. 3.
4. 5. 6. | Биология, Генетика человека с основами медицинской генетики, Патологическая анатомия и патологическая физиология Здоровый человек и его окружение Клинические – акушерство и гинекология; педиатрия. Социальная медицина | Классификацию наследственных болезней. Причины возникновения внутриутробной патологии. Комплекс гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на создание оптимальных условий для развития плода. | Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья женщин |
3. | ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ Закономерности наследования признаков Методы медицинской генетики Наследственные болезни Мутационная изменчивость | Менделирующие признаки человека. Классификацию наследственных болезней и кариотипы больных. Причины возникновения внутриутробной патологии | Уметь: - прогнозировать риск рождения больного ребенка; - идентифицировать наследственную патологию и кариотипы больных; - представлять информацию в понятном для собеседника виде. |
5. Содержание темы урока-экскурсии
Структурно-логическая схема занятия

![]()
БОЛЕЗНИ

Наследственные Мультифакториальные Средовые
Моногенные

Хромосомные:
патология аутосом патология половых хромосом



КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ ЭМБРИОГЕНЕЗА
1.Имплантация 2.Плацентация 3.Роды
Тератология – наука, изучающая уродства
Факторы, вызывающие патологию внутриутробного развития плода
- Физические;
- Химические;
- Инфекции матери;
- Вредные привычки.
Классификация врожденных пороков развития
В зависимости от причины врожденные пороки развития делят на:
- Наследственные;
- Экзогенные (средовые);
- Мультифакториальные.
В зависимости от стадии, на которой проявляются генетические или экзогенные воздействия, нарушения делят на:



Гаметопатии Бластопатии Эмбриопатии Фетопатии


Профилактика
Первичная Вторичная Третичная
Мероприятия, направленные на предупреждение наследственной и внутриутробной патологии
охрана здоровья родителей
осознание ценности окружающего мира, здоровья, здорового образа жизни.
рациональное питание;
соблюдение режима дня;
исключение вредных привычек.
ведение активного образа жизни.
6. Организационно-деятельностная структура занятия
№ п/п | Основные этапы занятия, их функции и содержание | Деятельность обучающихся | Деятельность преподавателя | Материалы метод. обеспечения: контроля, наглядности, ТСО, инструкции | Время в/ мин. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I | Подготовительный этап. 1. Организация занятия: - проверка внешнего вида перед посещением патологоанатомического музея. 2. Вводная беседа. Постановка целей и мотивация экскурсионного занятия 3. Постановка проблемы 4. Проверочная беседа – контроль исходного уровня знаний, навыков, умений: - вопросы исходного уровня знаний. | Настраиваются на успешную работу
Принятие и осмысление целей и задач занятия, сосредоточение внимания.
Отвечают на вопросы исходного уровня знаний | Проверка готовности к занятию в отделении больницы. Проводит инструктаж о правилах поведения студентов в отделении больницы.
Организует работу по определению целей занятия, обращает внимание на актуальность проблемы. Организует повторение и проверку знаний и умений по теме занятия. Контроль правильности и полноты ответов. | Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова Патологоанатомический музей | 1-3/ 15- 20/ |
II | Актуализация опорных знаний по вопросам исходного контроля в течение занятия. Задание 1 Определить вероятную наследственную патологию по фенотипу. Демонстрация и анализ объектов с хромосомной патологией с целью выявления характерных признаков: - Синдром Патау; - Синдром Эдварса; - Синдром Шерешевского-Тернера. Задание 2 Определить кариотип демонстрируемых объектов с наследственной патологией. Задание 3 Изучение объектов с врожденными уродствами: - сиамские близнецы, - анэнцефалия плода, - гидроцефалия плода (от женщины больной сифилисом), - множественные пороки развития плода, возникающие вследствие употребления алкоголя и наркотиков во время беременности, и т.д.
Задание 3 Закрепление знаний, умений, навыков. Поиск решения проблемы через ориентацию на первичную профилактику заболеваний: - беседа о причинах внутриутробной патологии; - о роли наследственности и среды в развитии болезней; - о роли мед. работника среднего звена в профилактике развития ВП и НП. - разработать рекомендации по профилактике ВПР. | Систематизируют знания, отвечая на вопросы по теме занятия Идентифицируют и характеризуют конкретную наследственную аномалию по фенотипу, называя характерные признаки.
Формулируют краткие ответы. Озвучивают кариотип, характеризуют изменения наследственного аппарата Формулируют и объясняют возможные причины врожденных уродств. Применяют знания в новой ситуации. Устанавливают причинно-следственные связи. Устанавливают взаимосвязи между понятиями, классифицируют, систематизируют, обобщают учебный материал, применяют знания на практике. Разрабатывают рекомендации семейным парам, с целью профилактики рождения детей с наследственной патологией. | Формирует умения: способность анализировать ситуацию, систематизировать знания, классифицировать наследственную патологию. Организует деятельность обучающихся по включению знаний в целостную систему. Предлагает вопросы актуализации знаний, по демонстрируемым объектам, побуждает студентов к целенаправленному наблюдению, организует обсуждения, формулирует проблемные вопросы. Конкретизирует ранее изученный материал.
Демонстрирует объекты с врожденной патологией. Знакомит с новой информацией, Содействует развитию наблюдательности у студентов, активизирует их умственную деятельность Контролирует правильность ответов. Фиксирует выводы. Организует обсуждения. обеспечивает межпредметную интеграцию. Акцентирует важность здорового образа жизни родителей для их потомков. Фиксирует выводы. Обеспечение закрепления полученных знаний. Выявления полноты выполнения и понимания поставленных целей и задач, оценка результатов. | Объекты с хромосомными болезнями. Вопросы актуализации опорных знаний: - приведите классификацию мутаций по характеру изменений генетического материала; - какие признаки обычно наблюдаются при хромосомных болезнях? - примерами какой мутации являются демонстрируемые объекты? - какие объекты относятся к синдромам трисомии и моносомии? - охарактеризуйте наследственную патологию; - что является причиной возникновения наследственной патологии? - возможно ли предупреждение развития данной патологии? Объекты с врожденной патологией. Вопросы актуализации: - кратко охарактеризуйте взаимоотношения материнского организма и плода; - дайте определение критическим периодам эмбриогенеза; - дайте определение и классификацию тератогенных факторов. Вопросы актуализации: - Какое значение имеют знания о врожденной патологии в акушерской и педиатрической практике? Почему медработники интересуются условиями жизни матери и семьи? - Какое значение имеет выяснение причин возникновения патологии? - Дайте рекомендации по профилактике ВПР | 60/ |
III | Заключительный этап Обсуждение увиденного 1. Рефлексия. 2. Подведение итогов занятия. 2. Домашнее задание. Подготовить исследовательские работы: «Наследственная и врожденная патология. Роль здорового образа жизни в первичной профилактике заболеваний» Подготовить доклады санитарно-просветительных лекций и бесед для школьников Приготовить плакат для проведения бесед и чтения лекций в школах. | Соотнесение результатов деятельности с поставленной целью и задачами, осуществление самооценки. Дают ответ на вопрос: Помогут ли знания, полученные на занятии, в профессиональной деятельности? Осмысление и уточнение полученного домашнего задания (подготовка докладов санпросвет работы, исследовательских работ) Задают вопросы. | Обеспечение обсуждения Оценка результатов экскурсии. Проводит инструктаж по домашнему заданию. Объявляет задания. Озвучивает требования к санпросвет работе в школах. Ориентирует на выполнение полученных заданий. | Приложение 2. Тематика санитарно- просветительных лекций и бесед для школьников Приготовить плакат «За грехи родителей отвечают дети», используя фото объектов патологоанатомического музея | 15/ |
7. Материалы активизации студентов
7.1. Актуализация опорных знаний по вопросам исходного уровня знаний:
- что означает определение «наследственные болезни»?
- всегда ли они передаются по наследству?
- причины их возникновения.
- чем отличаются наследственные болезни от обычных болезней?
- чем характеризуются изменения при хромосомных болезнях и какие признаки обычно наблюдаются?
- что такое мутации?
- что такое мутагены (какие мутагены вам известны)?
- приведите классификацию мутаций по характеру изменений генетического материала;
- какие признаки обычно наблюдаются при хромосомных болезнях?
- примерами какой мутации являются демонстрируемые объекты?
- какие объекты относятся к синдромам трисомии и моносомии?
- охарактеризуйте наследственную патологию;
- что является причиной возникновения врожденной патологии плода?
- возможно ли предупреждение развития данной патологии?
- кратко охарактеризуйте взаимоотношения материнского организма и плода;
- дайте определение критическим периодам эмбриогенеза;
- дайте определение и классификацию тератогенных факторов.
- какое значение имеют знания о врожденной патологии в акушерской и педиатрической практике?
- почему медработники интересуются условиями жизни матери и семьи?
- какое значение имеет выяснение причин возникновения патологии?
- дайте рекомендации семейным парам;
- что является показателем эффективности профилактической работы?
8. Иллюстративный материал, используемый в течение экскурсии:
8.1. Макропрепараты объектов с внутриутробной патологией и наследственной патологией:
- синдром Патау;
- синдром Эдварса;
- синдром Шерешевского-Тернера.
- сиамские близнецы,
- анэнцефалия плода,
- гидроцефалия плода,
- множественные пороки развития плода, и др.
8.2. Таблицы кариотипов людей с хромосомными болезнями: болезнь Дауна, синдром трисомии х – Шершевского – Тёрнера, Клайнфельтера.
9. Тематика санитарно-просветительных лекций и бесед в школах
- «Ключи здоровья»;
- «Вредные привычки у подростков и их последствия»;
- «Влияние наркотиков и алкоголя на психическое здоровье»;
- «Алкоголь и правонарушения».
Для девушек:
«Влияние наркотиков, алкоголя и никотина на женский организм;
«Влияние вредных привычек на беременность;
«Влияние наркотиков, алкоголя и никотина на здоровье потомства».
Для юношей:
«Влияние алкоголя на организм и репродуктивную функцию»;
«Наркотики, алкоголь и венерические заболевания»;
«Алкоголь и наследственность»;
Основные требования к санитарно-просветительной работе в школе:
1) Санитарно-просветительная работа должно проводиться с учетом пола, возраста, национальных традиций и других факторов;
2) информировать школьников об известных факторах риска возникновения заболеваний и методах их предупреждения в доступной для школьников форме;
3) убедить школьников в необходимости отказа от вредных привычек и ведения здорового образа жизни, используя данные индивидуальных творческих заданий;
4) иллюстрировать лекцию (беседу) презентацией, видеофильмами, плакатами и др. наглядным материалом.
8. Материалы самоподготовки студентов по теме.
Методические указания к самостоятельной работе по мед. генетике для студентов мед. училища. СМК, 2015 г., стр. 47-54.
10. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
Теоретический материал к проведению урока-экскурсии
Структурно-логическая схема занятия

![]()
БОЛЕЗНИ
![]()
Наследственные Мультифакториальные Средовые
Моногенные
![]()
Хромосомные
патология аутосом патология половых хромосом
Критические периоды эмбриогенеза – периоды наибольшей чувствительности зародыша к воздействию факторов внешней среды т. к. изменяются условия его существования и включаются новые блоки генов.
У человека выделяют 3 критических периода:
1.Имплантация – внедрение эмбриона в слизистую оболочку матки (6-7 дни после оплодотворения);
2.Плацентация – образование плаценты (14-15 день);
3.Роды – (39-40 недели).
Критические периоды совпадают с активной дифференцировкой клеток и с переходом от одного периода развития к другому, с изменением условий существования зародыша.
У человека имплантация бластулы характеризуется переходом к новым условиям питания и газообмена.
Развитие плаценты и переход к плацентарному питанию и газообмену требует новых приспособлений.
После родов новорожденный должен приспособиться к резким изменениям условий существования и перестроить деятельность всех систем организма.
Изменение способов питания и газообмена, повышает чувствительность зародыша к неблагоприятным факторам среды.
Тератология – наука, изучающая уродства.
Факторы, вызывающие патологию внутриутробного развития плода
Физические факторы внешней среды:
- все виды ионизирующего излучения,
- тяжелые металлы;
- недостаток кислорода.
Химические факторы внешней среды:
- лекарственные препараты;
- недостаток или избыток витаминов.
Поздний возраст и заболевания матери:
- заболевания внутренних и половых органов;
- нарушение обмена веществ.
Инфекции матери:
- токсоплазмоз,
- вирусы коревой краснухи, герпеса, цитомегалии, иммунодефицита человека и др.
Вредные привычки:
- алкоголь,
- наркотики,
- курение.
Классификация врожденных пороков развития
Врожденными пороками развития – являются структурные нарушения, которые возникают до рождения (в пренатальном онтогенезе) и вызывают нарушение функции органа. Причины, вызывающие формирование врожденных пороков развития различны. Эта патология может быть наследственной, если у родителей есть измененния в хромосомном наборе. В других случаях источником проблемы являются различные вредные факторы: инфекции, частое употребление алкоголя, наркотики.
В зависимости от причины врожденные пороки развития делят на:
- Наследственные – пороки, вызванные изменением генов или хромосом в гаметах родителей гаметах родителей;
- Экзогенные (средовые) – пороки, возникшие под влиянием тератогенных факторов (лекарства, пищевые добавки, вирусы, алкоголь и др.). Средовые факторы оказывают влияние на биохимические и клеточные процессы, механизмы возникновения врожденных пороков развития такие же, как при генетических причинах. В результате фенотипическое проявление экзогенных и генетических пороков бывает сходным, и обозначается термином фенокопия.
- Мультифакториальные – развиваются под влиянием как экзогенных, так и генетических факторов. Вероятно, экзогенные факторы нарушают наследственный аппарат в клетках развивающегося организма, а это приводит по цепочке ген - фермент – признак к фенокопиям. Кроме того, к этой группе относят все пороки развития, в отношении которых причины не выявлены.
В зависимости от стадии, на которой проявляются генетические или экзогенные воздействия, нарушения делят на:
- гаметопатии – нарушения развития на стадии зиготы;
- бластопатии – нарушения развития на стадии бластулы. Если нарушения на первых двух стадиях очень грубые, то дальнейшее развитие не идет и зародыш погибает;
- эмбриопатии – нарушения, возникшие в период от 15 суток до 8 недель эмбрионального развития, составляют основу врожденных пороков;
- фетопатии возникают после 10 недель эмбрионального развития, представляют собой патологические состояния, для которых, как правило, характерны не грубые морфологические нарушения, а отклонения общего типа: в виде снижения массы, задержки интеллектуального развития и др.
Профилактика – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и развития наследственных и врождённых болезней. Различают:
1. Первичную профилактику наследственных болезней – это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение зачатия больного ребёнка. Реализуется это планированием деторождения, улучшением среды обитания человека (предупреждение вновь возникающих мутаций путем жесткого контроля содержания мутагенов и тератогенов в окружающей среде) и формированием ЗОЖ.
2. Вторичную профилактику – прерывание беременности в случае высокого заболевания у плода или установления диагноза пренатально. Прерывание может происходить только с согласия женщины в установленные сроки. Основанием в элиминации эмбриона или плода является наследственная болезнь. Прерывание беременности – решение, принимаемое семьей при тяжёлых и смертельных генетических дефектов.
3. Третичную профилактику – направлена на предотвращение развития заболевания у родившегося ребёнка или его тяжёлых проявлений.
На первый план выступает первичная профилактика врожденной патологии плода как один из возможных способов сохранения генофонда населения.
Первичная профилактика направлена на оздоровление окружающей среды и на принятие ряда мер по улучшению здоровья родителей перед и во время предстоящей беременности с целью предупреждения формирования и развития плода с врожденной патологией.
Известный бразильский генетик Эдуардо Кастильо составил список из 10 заповедей для профилактики врожденных дефектов:
1. Любая фертильная женщина может быть беременной.
2. Пытайся завершить комплектование своей семьи, пока ты молод (желательно до 35 лет).
3. Осуществляй пренатальный контроль в установленном порядке.
4. Сделай вакцинацию против краснухи до беременности (не позднее чем за 3 месяца).
5. Избегай лекарственных средств (за исключением строго необходимых).
6. Избегай алкогольных напитков.
7. Избегай курения и мест курения.
8. Ешь хорошо и разнообразно, предпочитая фрукты и овощи.
9. Спроси совета относительно профессиональных вредностей для беременности на своей работе.
10. Если сомневаешься, проконсультируйся у своего врача или у врача специализированной службы.
Как следует из вышеперечисленного списка - большая часть мероприятий профилактики заключается в соблюдении здорового образа жизни.
Мероприятия, направленные на предупреждение наследственной и внутриутробной патологии
1) осознание ценность окружающего мира, здоровья, здорового образа жизни.
2) рациональное питание;
3) соблюдение режима дня;
4) исключение вредных привычек;
5) ведение активного образа жизни.
11. Рекомендованная литература
Основные источники:
1. Гайнутдинов И.К. Рубан Э.Д. Медицинская генетика. Ростов-на-Дону, "Феникс", 2009 г. 314, [1]c. – (СПО).
3. Щипков В.П., Кривошеина Г.Н. Практикум по медицинской генетике. Москва, АКАДЕМИЯ, 2005 г. - 112с.
4. Орехова В.А., Медицинская генетика: Учеб. Пособие / В.А. Орехова, Т.А. Лашковская, М.П. Шейбак. – Выш.шк., 2005. – 123 с.
5. Медицинская генетика: Учебник/ Н.П. Бочков, А.Ю. Асанов, Н.А. Жученко и др.; под ред. Н.П. Бочкова. – М.: Мастерство; Высшая школа, 2006. 192с.
6. Бочков, Н.П. Медицинская генетика: Учебник для медицинских училищ и
колледжей Под.ред Н.П. Бочкова – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2010 г.224с.
7. Хандогина, Е. К. «Основы медицинской генетики : учебное пособие»для студентов среднего профессионального образования; М.изд. ФОРУМ-ИНФРА-М, 2009 г.176с.
Дополнительные источники:
Савченко А.Ю., Рождественский А.С., Литвинович Е.Ф., Захарова Н.С., Шестирикова А.А. Основы медицинской и клинической генетики. Ростов-на-Дону, "Феникс" Омск, ГОУ ВПО ОмГМА Росздрава, 2008 г.
Под редакцией академии РАМН Бочкова Н.П. Медицинская генетика. Москва, Издательская группа "ГЭОТАР – Медиа", 2008 г
Гнатик Е.Н. Генетика человека. Былое и будущее. Москва, URSS, Издательство ЛКИ, 2007 г.
Макконки Э. Геном человека. Перевод с английского Хромова – Борисова Н.Н., Техносфера, Москва, 2008 г.
Боринская С.А., Янковский Н.К. Люди и их гены: нити судьбы. Фрязино: Век – 2, 2006 г.
Тимолянова Е.К., Медицинская генетика для медсестер и фельдшеров. Медицина. Ростов-на-Дону «Феникс», 2007 г.
Интернет-ресурс:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – URL: http://scool-collection.edu.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс]. – URL: http://window.edu.ru
Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/
Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru
Руконт [Электронный ресурс]: межотраслевая электронная библиотека. – URL: http://rucont.ru
eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]: научная электронная библиотека. – URL: http://www.elibrary.ru
ibooks.ru[Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://ibooks.ru
Znanium.com[Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://znanium.com
9. Покидышева, М.С. Методические рекомендации по подготовке и проведению
учебных экскурсий. - Управление образования и науки Тамбовской области ТО
ГОУ СПО «Многопрофильный колледж». - п. Строитель, 2009 [Электронный
ресурс], http://TambMK.narod.ru – статья в интернете.
10. Методика проведения урока-экскурсии на примере работы с учащимися
среднеобразовательной школы. Белорусский государственный педагогический
университет им. М. Танка. Исторический факультет. Кафедра вспомогательных
дисциплин и методики преподавания истории. Минск, 2011 [Электронный ресурс],
www.bspu.unibel.by – статья в интернете.
Учебно-методические комплексы или учебно-методические пособия по разделам и темам дисциплины
1. Cмирнова З. М. «Генетика человека с основами медицинской генетики» - электронное учебно-методическое пособие. СМК им.Ж. Дерюгиной, 2014 г.