Тема: Обобщающий урок по кинематике
Класс: 10
Учитель: Сандакова Н.А.
Дата проведения: 04.10.2017 г.
Тип урока: повторительно-обобщающее учебное занятие.
Цель: Обобщить знания по кинематике; продолжить формирование умения применять теоретические знания для решения практических задач.
Задачи:
Образовательная: повторить и обобщить знания по теме «Кинематика» и применить их при решении задач: расчетных, качественных, экспериментальных и графических.
Развивающая: научить учащихся применять знания в новой ситуации, грамотно объяснять физические явления и процессы.
Воспитательная: формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью обучающихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, дидактический материал (карточки), оборудование для экспериментальных задач.
Информационно- и учебно-методическое обеспечение:
Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни — М.: Просвещение, 2009
Рымкевич А.П. Сборник задач по физике: для 10-11 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 2009.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Формы организации учебной деятельности: фронтальная; индивидуальная; в группах; в парах
Планируемые результаты:
Личностные:
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- побуждение к освоению новых знаний;
- умение соблюдать дисциплину на уроке;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов;
- формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем, уважительное отношение.
Предметные:
- Формирование понимания учащимися понятий “полная механическая энергия тела”, “полная механическая энергия замкнутой системы тел”, “изменение и превращение энергии”;
- Совершенствование умения решать задачи по теме; анализировать экспериментальные задачи и делать выводы из них
Метапредметные:
Познавательные универсальные учебные действия (УУД):
- умение самостоятельно искать и выделять главную информацию;
- умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
Регулятивные УУД:
- умение определять цель выполнения заданий на уроке и ставить задачи, необходимые для достижения цели;
- умение следовать организации выполнений учебной деятельности согласно предложенным вариантам учителя;
- умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
- умение логически построить высказывание;
- умение самостоятельно определить критерии оценивания, давать самооценку.
Коммуникативные УУД:
- умение применять приобретенные навыки на уроке и в жизненных ситуациях;
- умение слышать и понимать одноклассника;
- умение выделять главную и второстпенную информацию;
- умение работать в парах, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Ход урока:
Актуализация знаний.
Что мы с вами изучили на уроках физики?
Посмотрите на экран. О чем сегодня может идти речь? Какова тема сегодняшнего нашего урока?
Откроем тетради и запишем число и тему урока: Повторение и обобщение темы «Кинематика»
Посмотрите на перечень понятий. Продумайте ответы. Оцените сами себя, какие понятия у вас не вызывают вопросов, что вы знаете хорошо, в чем не совсем уверены. На столе перед вами лежат оценочные листы, поставьте себе оценку. (отмечать можно по-разному, но давайте договоримся: плюс – хорошо знаю, минус – не знаю).
Переходим к следующему этапу нашего урока. Работаем по группам. Каждая группа отвечает по очереди, ответ внутри группы можете обсудить ( на обсуждение – 30 секунд). Хотелось бы, чтобы каждый из вас ответил хотя бы на один вопрос. Если есть необходимость – сделайте краткие записи в тетради.
Определите вид движения: (задания на слайде)
Скорость направлена по касательной к траектории.
Направление скорости изменяется со временем.
V и a направлены в одну сторону.
Направление ускорения произвольно изменяется со временем.
При постоянном модуле скорости тело перемещается с ускорением.
Тело движется с постоянным модулем ускорения, но с переменным модулем скорости.
Вектор скорости не лежит на одной прямой с вектором ускорения.
Вектор перемещения совпадает с траекторией.
Вектор скорости совпадает по направлению с вектором перемещения.
Вектор v имеет иное направление, чем вектор перемещения s.
Координата движущегося тела в любой момент времени определяется по формуле:
x = x0+ v0хt + aхt2/2
Следующий этап нашего урока называется «Отвечаем… Объясняем…»
Вам нужно продумать и обсудить решение задачи (качественной или расчетной) и дать объяснение. Остальные группы внимательно слушают и исправляют.
На рисунке представлен кадр из диафильма к сказке Г.Х.Андерсена «Дюймовочка». Под кадром запись: Лист кувшинки поплыл по течению. Течение было сильное и жаба никак не могла догнать Дюймовочку».
Все ли верно с точки зрения физики?
По графику зависимости пройденного пути от времени определите скорость велосипедиста в момент времени t= 2с.
Тело движется по окружности радиусом 5м со скоростью 20π м/с. Чему равна частота обращения?
Тело брошено вертикально вверх с некоторой начальной скоростью с горизонтальной поверхности. Зависимость высоты тела над этой поверхностью от времени дается графиком:
Скорость тела, движущегося прямолинейно и равноускоренно, изменилась при перемещении из точки 1 в точку 2 так, как показано на рисунке. Какое направление имеет вектор ускорения на этом участке?
Два автомобиля движутся по прямому шоссе со скоростями 50км/ч и 70км/ч.
Расстояние между ними...
а) увеличивается б) уменьшается в) не изменяется
г) может увеличиваться или уменьшаться
От самолета, летящего горизонтально со скоростью V, в точке А оторвался небольшой предмет. Какая линия является траекторией движения этого предмета в системе отсчета, связанной с самолетом, если пренебречь сопротивлением воздуха?
Тело брошено вертикально вверх со скоростью V0. Какой из представленных ниже графиков зависимости проекции скорости от времени соответствует этому движению?
(ОY направлена вертикально вверх)
Молодцы. Теперь вам предлагаются две задачи на обсуждение и решение. Каждая группа выбирает одну задачу.
Размышляем… Решаем…
Для всех групп одна задача. Время для обсуждения – 3 минуты
С балкона на высоте 25 м над землей вертикально вверх брошено тело со скоростью 20 м/с.
По графику описать движение тела, определить время, ускорение и пройденный путь на отдельных участках.
- Начинаем защиту решений задачи, обосновывать и доказывать свое решение.
Заслушиваются ответы.
- Спасибо всем за активное посильное участие в работе групп.
Запишите домашнее задание.
Домашнее задание:
Повторить примеры решения задач (стр. )
Уровень1: № 57, 77, 108
Уровень 2: № 59, 86, 95
Рефлексия.
Посмотрите на слайд. Давайте подумаем и ответим себе:
Как прошел урок?
Как я работал на уроке?
Все ли у меня сегодня получилось?
Над чем мне еще нужно поработать?
Возьмите, пожалуйста, оценочные листы и оцените свою работу и работу своих товарищей на разных этапах урока.
Памятка
для работы с графиками зависимости кинематических величин
Определите, зависимость между какими величинами приведена на графике;
Определите, какие единицы измерения выбраны для построения графика;
Найти цену деления на каждой координатной оси;
Определите вид зависимости кинематических величин,
какому виду движения соответствует данный график,
если график функции состоит из нескольких участков,
то рассматривать каждый из них отдельно;
Установите, значения каких величин можно определить по графику
Внимательно прочитайте вопрос задачи,
найдите соответствующие формулы для нахождения искомых величин;
Решите и проверьте решение;
Запишите ответ.
Памятка
для работы с графиками зависимости кинематических величин
Определите, зависимость между какими величинами приведена на графике;
Определите, какие единицы измерения выбраны для построения графика;
Найти цену деления на каждой координатной оси;
Определите вид зависимости кинематических величин,
какому виду движения соответствует данный график,
если график функции состоит из нескольких участков,
то рассматривать каждый из них отдельно;
Установите, значения каких величин можно определить по графику
Внимательно прочитайте вопрос задачи,
найдите соответствующие формулы для нахождения искомых величин;
Решите и проверьте решение;
Запишите ответ.
Определите вид движения: (задания на слайде)
Скорость направлена по касательной к траектории.
Направление скорости изменяется со временем.
V и a направлены в одну сторону.
Направление ускорения произвольно изменяется со временем.
При постоянном модуле скорости тело перемещается с ускорением.
Тело движется с постоянным модулем ускорения, но с переменным модулем скорости.
Модуль |a| зависит от формы траектории.
Вектор скорости не лежит на одной прямой с вектором ускорения.
Вектор перемещения совпадает с траекторией.
Вектор скорости совпадает по направлению с вектором перемещения.
Вектор v имеет иное направление, чем вектор перемещения s.
Координата движущегося тела в любой момент времени определяется по формуле:
x = x0+ v0хt + aхt2/2
Отвечаем… Объясняем…
Два тела начинают падать одновременно с разных высот с нулевой начальной скоростью. Сопротивление воздуха пренебрежимо мало. Относительно друг друга тела
а ) движутся равномерно б) движутся равноускоренно
в) движутся с изменяющимся ускорением г) покоятся
По графику зависимости пройденного пути от времени определите скорость велосипедиста в момент времени t= 2с.
Тело движется по окружности радиусом 5м со скоростью 20π м/с. Чему равна частота обращения?
Тело брошено вертикально вверх с некоторой начальной скоростью с горизонтальной поверхности. Зависимость высоты тела над этой поверхностью от времени дается графиком:
Скорость тела, движущегося прямолинейно и равноускоренно, изменилась при перемещении из точки 1 в точку 2 так, как показано на рисунке. Какое направление имеет вектор ускорения на этом участке?
Два автомобиля движутся по прямому шоссе со скоростями 50км/ч и 70км/ч.
Расстояние между ними...
а) увеличивается б) уменьшается в) не изменяется
г) может увеличиваться или уменьшаться
От самолета, летящего горизонтально со скоростью V, в точке А оторвался небольшой предмет. Какая линия является траекторией движения этого предмета в системе отсчета, связанной с самолетом, если пренебречь сопротивлением воздуха?
Тело брошено вертикально вверх со скоростью V0. Какой из представленных ниже графиков зависимости проекции скорости от времени соответствует этому движению?
(ОY направлена вертикально вверх)
Обсуждаем… Решаем…
Первая группа
С балкона на высоте 25 м над землей вертикально вверх брошено тело со скоростью 20 м/с.
Вторая группа
По графику описать движение тела, определить время, ускорение и пройденный путь на отдельных участках.