СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока географии "Почва", 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка урока географии на тему "Почва" для 6 класса по программе Е.М. Домогацких. в комплект входит презентация для интерактивной доски в программе Панаборд, описание урока, дидактический и раздаточный материал.

Просмотр содержимого документа
«Интересные факты о почве»

Интересные факты о почве:


  • Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, двадцать сантиметров – за 5-6 тысяч лет.

  • В чайной ложке почвы больше живых микроорганизмов, чем людей на Земле, а в тонне почвы – в миллиард раз больше, чем звезд в Млечном Пути.

  • Не менее миллиона различных насекомых (то есть 95 % от общего числа видов, известных ученым) так или иначе связано с почвой. Одни проводят в земле всю жизнь, вторые откладывают яйца, у третьих - в ней отлёживаются куколки, у четвертых - живут личинки. И каждое из этих живых существ оставляет в земле свой след.

  • На одном гектаре непаханой земли насчитывается около 200 килограммов микроорганизмов. Общая же масса всех живых существ, населяющих этот участок земли, достигает тонны.

  • Почва - является наиболее благоприятным субстратом или средой обитания для подавляющего большинства живых существ - микроорганизмов, животных и растений. По их общей биомассе почва (суша Земли) почти в 700 раз превосходит океан, хотя на долю суши приходится менее 1/3 земной поверхности.

  • В результате исследований учёных выяснилось, что в Китае почва изнашивается в 57 раз быстрее, чем это происходило бы в естественных условиях; в Европе - в 17 раз; в США - в 10 раз; в Австралии - в 5 раз.





Интересные факты о почве:


  • Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, двадцать сантиметров – за 5-6 тысяч лет.

  • В чайной ложке почвы больше живых микроорганизмов, чем людей на Земле, а в тонне почвы – в миллиард раз больше, чем звезд в Млечном Пути.

  • Не менее миллиона различных насекомых (то есть 95 % от общего числа видов, известных ученым) так или иначе связано с почвой. Одни проводят в земле всю жизнь, вторые откладывают яйца, у третьих - в ней отлёживаются куколки, у четвертых - живут личинки. И каждое из этих живых существ оставляет в земле свой след.

  • На одном гектаре непаханой земли насчитывается около 200 килограммов микроорганизмов. Общая же масса всех живых существ, населяющих этот участок земли, достигает тонны.

  • Почва - является наиболее благоприятным субстратом или средой обитания для подавляющего большинства живых существ - микроорганизмов, животных и растений. По их общей биомассе почва (суша Земли) почти в 700 раз превосходит океан, хотя на долю суши приходится менее 1/3 земной поверхности.

  • В результате исследований учёных выяснилось, что в Китае почва изнашивается в 57 раз быстрее, чем это происходило бы в естественных условиях; в Европе - в 17 раз; в США - в 10 раз; в Австралии - в 5 раз.



Просмотр содержимого документа
«ПОЧВА»

Класс: 6

Тема урока: ПОЧВА


Тип урока: комбинированный

Цель: сформировать представление о почве, её составе, отличительных особенностях, роли в жизни человека

Задачи:

1. Дать определение понятиям: почва, почвоведение; выяснить состав почвы, условия образования почвы и разнообразие видов почв в связи с этим;

2.Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности.

3. Воспитывать умение работать в группе, бережное отношение к богатству страны - почве.


Характер деятельности учащихся:

репродуктивный

продуктивный несамостоятельный

продуктивный самостоятельный – творческий

Методы обучения:

Словесные: рассказ учителя с опорой на знания, фронтальная беседа.

Наглядные: работа с мультимедийными ресурсами, учебником (текст, иллюстрации, рисунки)

Практические: определение состава почвы


Формы работы учащихся:

Групповая при проведении лабораторной работы,

индивидуальная при работе: с текстом, мультимедийными ресурсами, при анализе схем и рисунков.

парная при проверке теста


Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, дидактический материал

Термины и понятия урока: почва, гумус, плодородие,

Персоналии: В.В. Докучаев


Логика урока. Мотивация – актуализация опорных знаний и умений – восприятие, осмысление и первичное запоминание – первичная проверка понимания нового материала – первичное закрепление – анализ.



Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Организация урока

Создаёт доброжелательную атмосферу, формирует умение себя мобилизовать, сосредоточиться, внутренне подготовиться к занятию

Включаются в деловой ритм. Настраиваются на доброжелательное отношение к учителю и друг другу

Этап 2. Актуализация знаний




Проводит проверочный диктант


Диктует вопросы


Диктует ответы для взаимопроверки






Организует беседу по изученному материалу:


Какие компоненты природы вам известны?

Приведите примеры взаимосвязи между компонентами природы






Какие компоненты и почему относятся к живой природе, а какие – к неживой?

(за звёздочки вытягиваются названия компонентов, размещаются на нужном поле) Все слова размещаются легко, а с размещением почвы возникает проблема.


Отвечают на вопросы, заполняют карточки

Обмениваются карточками, проводят взаимопроверку








Отвечают на вопросы









На интерактивной доске выполняют практическое задание: распределяют компоненты природы на 2 группы, отвечают на вопросы

Формулируют проблему: к какой группе отнести почву?

Этап 3. Изучение нового материала




Сообщение темы


Записывают в тетрадь

формулирует цель, ставит задачи

(за звёздочки вытягиваются пункты, размещаются на нужном поле)


Практикум



Поясняет задания для групп, изучающих свойства почвы. (за стрелочку вытягивается слово «выводы»)

По окончании опыта 1 человек из группы записывает на доске результат опыта

К какой группе мы отнесём почву?

Группы выполняют лабораторную работу,

Остальные читают интересные факты о почвах

После выполнения заданий члены групп записывают на доске получившиеся выводы



Решают проблему : почва – особое природное тело, относится и к живой и неживой природе.


Как же образуется такой сложный компонент?

Демонстрирует флеш-анимацию об образовании почвы. Даёт задание озвучить ролик. При демонстрации интерактивной карты есть ролик «Образование почвы на песке»

Просматривают ролик, поясняют процесс образования почв.




Даёт понятие о гумусе

Записывают определение в тетрадь

Гумус- вещество, образующееся при разложении биологических остатков

Даёт понятие о плодородии



Записывают определение в тетрадь

Плодородие – способность почвы обеспечивать жизнь и развитие растений.

Демонстрирует слайд

Сравнивают представленные образцы по количеству гумуса

Выявляют самый плодородный тип почвы - чернозём

Предлагает задание, предлагает подтвердить сои догадки текстом учебника

(картинки закрыты шторкой, нужно щёлкнуть на замочке, открыть картинку)

Высказывают и обосновывают своё мнение,

Подкрепляют выводы выдержками из текста.

Делают вывод, что тем больше влаги и тепла, тем почва более плодородна и наоборот.

Демонстрирует слайд

Учащийся делает сообщение о Докучаеве (опережающее задание на прошлом уроке)

Демонстрирует почвенную карту (анимационная)

Делают выводы о закономерностях смены почв на территории России с севера на юг
, объясняют основную причину – изменение климата.

Динамическая пауза



Этап 4. Обобщение и закрепление полученных знаний

Предлагает закрепить знания

(нужно щёлкнуть на зелёном значке, растянуть за нижнюю стрелочку до появления нужного термина)

На интерактивной доске закрепляют основные термины

Даёт возможность сформулировать значение почвы для человека

Высказываются о значении почвы.

Творческое задание

Предлагает текст сказки о мечте старого камня

Читают, составляют продолжение сказки.

Этап 5 Рефлексия

Предлагает закончить предложения (раздаёт полоски бумаги с напечатанным началом предложения)

  • Сегодня на уроке у меня получилось…

  • На следующем уроке я хотел(а) бы попробовать…

  • Сегодня на уроке мне не хватило…

  • К сегодняшнему уроку я бы добавил(а)…

  • На уроке у меня вызвало затруднение …

  • Сегодня на уроке мне понравилось, как я…

  • Сегодня на уроке у меня не очень получилось…

  • В следующий раз на уроке я…

  • Сегодня на уроке мне понравилась работа…


Высказываются

Этап 6. Домашнее задание

Выучить § 31, закончить сказку.



Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по прошлой теме»

Проверочная работа по теме «Биосфера»

Отвечайте на вопросы «да» или «нет»


  1. Среди прочих царств живых организмов выделяют царство бактерий

  2. Кислород в атмосфере – результат деятельности животных

  3. Совокупность всех живых организмов называют гидросферой

  4. Только растения способны, используя солнечную энергию, создавать органические вещества из неорганических .

  5. Живые организмы обитают не только на суше, и в воде, но и в толще горных пород

  6. Учение о биосфере создал М.В. Ломоносов

  7. В национальных парках запрещена любая хозяйственная деятельность

  8. В красную книгу занесены сведения об исчезнувших животных планеты

  9. Биосфера – сплошная оболочка Земли




Ответы:

1 да

2 нет

3 нет

4 да

5 да

6 нет

7 да

8 нет

9 да


Просмотр содержимого документа
«Раздатка Сказка о мечте старого камня»

«Сказка о мечте старого камня»

В некотором царстве, в тридесятом государстве жил-был камень. Старый такой, невзрачный, серенький, угловатый какой-то. Никто на него внимания не обращал. Разве что зверюга древняя споткнётся, или мальчишка какой первобытный пнет ногой от нечего делать.

А уж как хотелось этому камню знаменитым стать. Но шло время, и он становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится камешек под жаркими лучами солнышка, то замерзнет под холодными струями дождика. Не вынес он своей старости, да и развалился. Видели Вы где – нибудь такое чудо, чтобы камень, да вдруг развалился?

Он крошился на все более мелкие и мелкие кусочки, и скоро совсем в песок, гравий, да глину превратился. Какая уж тут знаменитость? Но вот однажды… (продолжи сказку)


«Сказка о мечте старого камня»

В некотором царстве, в тридесятом государстве жил-был камень. Старый такой, невзрачный, серенький, угловатый какой-то. Никто на него внимания не обращал. Разве что зверюга древняя споткнётся, или мальчишка какой первобытный пнет ногой от нечего делать.

А уж как хотелось этому камню знаменитым стать. Но шло время, и он становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится камешек под жаркими лучами солнышка, то замерзнет под холодными струями дождика. Не вынес он своей старости, да и развалился. Видели Вы где – нибудь такое чудо, чтобы камень, да вдруг развалился?

Он крошился на все более мелкие и мелкие кусочки, и скоро совсем в песок, гравий, да глину превратился. Какая уж тут знаменитость? Но вот однажды… (продолжи сказку)


«Сказка о мечте старого камня»

В некотором царстве, в тридесятом государстве жил-был камень. Старый такой, невзрачный, серенький, угловатый какой-то. Никто на него внимания не обращал. Разве что зверюга древняя споткнётся, или мальчишка какой первобытный пнет ногой от нечего делать.

А уж как хотелось этому камню знаменитым стать. Но шло время, и он становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится камешек под жаркими лучами солнышка, то замерзнет под холодными струями дождика. Не вынес он своей старости, да и развалился. Видели Вы где – нибудь такое чудо, чтобы камень, да вдруг развалился?

Он крошился на все более мелкие и мелкие кусочки, и скоро совсем в песок, гравий, да глину превратился. Какая уж тут знаменитость? Но вот однажды… (продолжи сказку)


«Сказка о мечте старого камня»

В некотором царстве, в тридесятом государстве жил-был камень. Старый такой, невзрачный, серенький, угловатый какой-то. Никто на него внимания не обращал. Разве что зверюга древняя споткнётся, или мальчишка какой первобытный пнет ногой от нечего делать.

А уж как хотелось этому камню знаменитым стать. Но шло время, и он становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится камешек под жаркими лучами солнышка, то замерзнет под холодными струями дождика. Не вынес он своей старости, да и развалился. Видели Вы где – нибудь такое чудо, чтобы камень, да вдруг развалился?

Он крошился на все более мелкие и мелкие кусочки, и скоро совсем в песок, гравий, да глину превратился. Какая уж тут знаменитость? Но вот однажды… (продолжи сказку)


«Сказка о мечте старого камня»

В некотором царстве, в тридесятом государстве жил-был камень. Старый такой, невзрачный, серенький, угловатый какой-то. Никто на него внимания не обращал. Разве что зверюга древняя споткнётся, или мальчишка какой первобытный пнет ногой от нечего делать.

А уж как хотелось этому камню знаменитым стать. Но шло время, и он становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится камешек под жаркими лучами солнышка, то замерзнет под холодными струями дождика. Не вынес он своей старости, да и развалился. Видели Вы где – нибудь такое чудо, чтобы камень, да вдруг развалился?

Он крошился на все более мелкие и мелкие кусочки, и скоро совсем в песок, гравий, да глину превратился. Какая уж тут знаменитость? Но вот однажды… (продолжи сказку)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!