ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ) ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ГЕОГРАФИИ ПО ТЕМЕ
«ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
подготовила
преподаватель географии
Трусова Ольга Геннадьевна
г. Абакан
2015г.
Тема " Глобальные проблемы человечества "
Цель: Дать представление о глобальных проблемах человечества, установить взаимосвязь между ними. Воспитать ответственное отношение к сегодняшнему образу жизни каждого человека для понимания будущего всего человечества.
Задачи:
1. Сформулировать основные проблемы современности, познакомить с классификациями.
2. Продолжить работу по формированию умений вырабатывать свою точку зрения на основе документального материала, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения в группах.
3. Воспитывать у учащихся ответственности к своему образу жизни для понимания своего будущего.
Тип занятия: изучения нового материала.
Вид занятия: технология проблемного обучения.
Форма учебной деятельности: групповая работа.
Оборудование: глобус, учебники, атласы, дополнительная литература, мультимедийный проектор.
Ход занятия
Ӏ. Оргмомент (подготовка к занятию)
ӀӀ. Мотивация.
Вступительное слово преподавателя: В настоящее время разносторонняя деятельность человека достигла небывалого размаха, охватив буквально весь земной шар. Космические аппараты дают возможность практически мгновенно связаться по телефону с любой точкой мира, а загрязняющие вещества промышленных выбросов обнаружены даже в Антарктиде. Последствия бурной деятельности человека посмотрите в данной презентации. После просмотра презентации ответьте на вопрос:
Какова тема сегодняшнего занятия?
На экране слайды-сюжеты на тему “Последствия глобальных катаклизмов” (Слайды 1-11)
Итак, тема сегодняшнего занятия “Глобальные проблемы человечества”. (Слайд 12)
Задачи нашего занятия сформулировать те проблемы, которые стоят перед человечеством, познакомиться с их классификациями, а также предложить пути их решения.
ӀӀӀ. Актуализация знаний.
1. Что мы понимаем под понятием проблема?
Проблема – сложный вопрос, требующий решения, исследования.
2. Что такое глобальные проблемы человечества? (Слайд 13)
Глобальными называют проблемы, возникающие в результате объективного развития общества, создающие угрозы всему человечеству и требующие для своего решения объединенных усилий всего мирового сообщества
3. Что такое глобализация?
Глобализация – процесс усиления интеграционных связей между людьми, организациями и государствами, способствующий взаимосвязи между ними.
Глобализация охватывает сферы политики, экономики, культуры.
4. Используя ваши знания по различным предметам, назовите глобальные проблемы. (Слайд 14)
проблема экологии
проблема народонаселения (демографическая проблема)
проблема мира и разоружения, терроризм
продовольственная проблема
энергетическая и сырьевая проблема
проблема здоровья людей
проблема использования Мирового океана
проблема освоения Космоса
проблема преодоления отсталости развивающихся стран
ӀV. Изучение нового материала.
Давайте отметим признаки, присущие глобальным проблемам человечества и отличающие их от прочих проблем даже планетарного характера:
1. глобальные масштабы проявления, выходящие за рамки одного государства;
2. острота проявления;
3. комплексный характер: все проблемы тесно переплетены друг с другом;
4. общечеловеческая сущность, делающая их понятными и актуальными для всех стран и народов;
5. особенность предопределять в тех или иных аспектах для дальнейшей истории человечества;
6. возможность их решения лишь усилиями всего мирового сообщества всех стран и этносов.
Ни одно из поколений не сталкивалось с таким комплексом проблем. Кто же решает эти проблемы сегодня? Назовите эти международные организации.
ООН и её специализированные учреждения:
1. Генеральная Ассамблея ООН (по вопросам беженцев, вопросы продовольствия, вопросы распространения наркотических веществ, вопросы по окружающей среде);
2. Совет Безопасности ООН (операции по поддержанию мира, по вопросу о детях и вооруженных конфликтах);
3. ЭКОСОС (экономический и социальный совет – вопросы по народонаселению, вопросы по устойчивому развитию, вопросы по лесам);
Существуют различные классификации глобальных проблем, но любая из них условна, так как все проблемы находятся в тесной взаимосвязи, не имеют четких границ и переплетаются. Например, в рамках общепринятой классификации, разработанной в начале 1980-х годов, выделяют три основные группы.
1. Проблемы, связанные с социальными общностями человечества.
2. Проблемы, касающиеся отношений человека и окружающей среды.
3. Проблемы, фиксирующие внимание на отношениях между человеком и обществом.
– Давайте определим названные проблемы по этим группам. (Работа с группой, оформление кластера).
Кластер – выделение смысловой единицы текста в графическое оформление в определенном порядке.
1. Предотвращение мировой ядерной катастрофы, преодоление разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами.
2. Экологическая, энерго-сырьевая и продовольственная, освоение космического пространства.
3. Использование достижений научно-технического прогресса, ликвидация опасных болезней, улучшение системы здравоохранения, ликвидация неграмотности.
Итак, глобальные проблемы мы с вами сформулировали, с их классификацией познакомились. Теперь нам нужно рассмотреть эти проблемы более подробно. Для этого делимся на группы по 3-4 человека и выбираем одну из глобальных проблем. По количеству основных проблем учащиеся делятся на группы и работают с текстом, посвященным конкретной проблеме. Чтение текста сопровождается составлением кластера.
Представьте, что ваши группы – это отдельные государства, в которых есть некая проблема. Ваша задача (слайд 15):
1. Проследить динамику развития выбранной проблемы.
2. Выявить причины возникновения проблемы.
3. Представить пути решения этой проблемы.
4. Далее вы выступаете на конференции ООН с докладом по своей проблеме.
Интерактивный режим (идёт работа в группах).
V. Первичная проверка понимания изученного.
После групповой работы идет обсуждение основных проблем и на доске составляется общий кластер «Взаимосвязь глобальных проблем».
VӀ. Заключение.
– Итак, кто несет ответственность за решение проблем, которые стоят перед человечеством?
– Какими качествами должен обладать каждый житель нашей планеты?
1. Быть профессионалом в какой-то области.
2. Иметь широкий кругозор, уметь применять знания из других областей.
3. Обладать гибкостью мышления, уметь ориентироваться в нестандартных ситуациях.
4. Быть нравственным человеком.
– У Антуана де Сент-Экзюпери есть замечательные слова: “Есть такое твердое правило – встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”. (Слайд 16)
VӀӀ. Рефлексия.
Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: (Слайд 17)
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
VӀӀӀ. Итог урока, выставление оценок.