СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Использование ИКТ на уроках ансамбля русских народных инструментов"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка была представлена на областном семинаре. На пратическое занятии представлены некоторые способы применения интерактивных средств на уроках ансамбля.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Использование ИКТ на уроках ансамбля русских народных инструментов"»

Практическое занятие на областном семинаре преподавателей дополнительного образования «». Подготовила преподаватель Светлана Юрьевна Худякова. 2 марта 2016г.

Тема: Использование ИКТ на уроке ансамбля русских народных инструментов.

Цель: показать возможность применения различных интерактивных средств на уроке ансамбля.

Задачи: Закрепить навыки ансамблевой игры;

Способствовать формированию чувства коллективизма;

Форма: практическое занятие

Тип урока: закрепление навыков игры в ансамбле.

Использование технологий: информационно-коммуникативная.

Программа: Варламов «Белеет парус одинокий». Золотарев «Диковинка из Дюссельдорфа». Казахская народная песня «Маусымжан». Русская народная песня «Как под яблонькой». Бекман «В лесу родилась елочка».

Технические средства: ноутбук, видеопроектор, сотовый телефон, видеокамера, стулья, инструменты, пюпитры

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель: Добрый день, уважаемые коллеги! Меня Юлия Борисовна уже представила. Я хочу представить вам участников нашего ансамбля. Влад – баян, 5 класс. Дильназ и Дильназ – домбра, 3 класс. Амина, Кирилл – аккордеон, 3 класс. Денис – фортепиано, 3 класс. Сабина – домра, 2 класс. Ваня – аккордеон, 1 класс. Как вы успели заметить, русские народные инструменты не очень популярны у детей. Поэтому использование ИКТ на уроке – это один из способов повысить мотивацию, интерес к русским народным инструментам.

Всем известно, что технический прогресс шагает семимильными шагами, практически каждый день изобретается какая-нибудь техническая новинка. Ребята, поднимите руки, у кого есть сотовый телефон, компьютер, интернет? Представьте себе, что еще 15 лет назад не у каждого взрослого был телефон, а 5 лет назад – интернет.

Конечно, много разных новых технических средств пришло в школу. Школа, когда я начала работать, и школа сегодняшняя существенно отличается. И технические средства, применяемые на уроке, тоже изменились. Сегодня мы покажем, какими средствами мы пользуемся на уроке ансамбля. Это будет темой нашего урока.

Основная часть. Как мы используем ИКТ на начальном этапе разучивания произведения. Слово Масалимовой Дильназ.

Ученица читает краткую информацию: «Романс «Белеет парус одинокий» написал композитор Александр Егорович Варламов на стихи Михаила Юрьевича Лермонтова. Александром Варламовым написано около 200 романсов на стихи 40 поэтов. Михаил Лермонтов, несмотря на свой резкий и неуживчивый характер, в душе был романтиком. Именно поэтому в его творческом наследии достаточно много произведений лирического характера.

Одним из них является знаменитое стихотворение «Парус», написанное, когда Лермонтову едва исполнилось 17 лет. Это произведение в полной мере отражает душевные метания юного поэта, который оказался на жизненном перепутье. Романс стал романтическим символом душевного разлада, одиночества и несбыточной мечты. Но, в то же время ярко выражает бунтарские, свободолюбивые настроения».

Учитель: Дильназ, где ты взяла информацию для презентации? (В Интернет). Сейчас мы активно пользуемся глобальной сетью. Это не только поиск информации об авторах пьес, но и прослушивание произведений перед разучиванием в исполнении различных коллективов и солистов.

Сегодня мы к Интеренет еще вернемся. А сейчас поговорим о записи своего исполнения. Телефон есть у каждого ребенка, и, конечно, мы используем его на уроке. Мы записываемся на диктофон в телефоне с последующим прослушиванием и анализом ошибок. Давайте послушаем романс «Белеет парус одинокий» в записи. (Прослушать). Скажите, какие ошибки вы услышали? (Ученики отвечают).

У нас дети учатся в две смены. Встречаются на сводных репетициях только перед концертами или конкурсами. В ансамбле нас мало – каждый участник ансамбля исполняет свою партию. И пока мы не собираемся на сводные репетиции – я применяю прием записи исполнения партий разных смен. Затем включаю запись одной группы, и исполняем пьесу с другой группой. Сейчас мы продемонстрируем этот способ. Произведение Золотарева «Диковинка из Дюссельдорфа». Вторая смена молчит, играет только 1 смена. (Проиграть «Диковинку из Дюссельдорфа». Звучит запись, играет только Влад). Влад, сложно играть?

Ученик: Играть не очень сложно. Такое проигрывание помогает услышать что играют другие.

Учитель: Следующее средство, которое мы используем – это видеокамера. До этого мы себя слышали, а сейчас увидим. (Видео на экране без звука). Давайте спросим у зрителей. Как вы думаете, какой характер у этой пьесы? (Зрители отвечают).

Учитель: Пьеса называется «Маусымжан». Ребята, скажите, о чем эта песня? Какой характер музыки? Как должен выглядеть исполнитель веселой музыки? (Дети отвечают). Давайте сейчас улыбнемся и передадим свое веселое и хорошее настроение зрителям. (Проигрывание пьесы).

Учитель: Часто прослушивание пьес в разном исполнении наталкивает на какую-нибудь мысль, дает толчок для творчества. Мы играли пьесу «Как под яблонькой» так, как написано в нотах. Но, после многочисленных просмотров разных коллективов, пьеса стала немного другой, вернее, совсем другой. Вот такой. Не забываем об улыбке, Ваня – у тебя важная партия. (Проигрывание пьесы).

Учитель: Еще один способ – игра под фонограмму. «В лесу родилась елочка». (На экране ноты). В Интернет скачана фонограмма. В нотном редакторе «Финал» напечатала партии (показать). Партии не сложные. Поэтому дети могут импровизировать. На уроке мы договариваемся, кто какую партию будет исполнять. Возможны разные варианты. Давайте договоримся, кто сегодня играет тему, бас, гармонию? (Исполняем пьесу).

Рефлексия. Ребята, скажите, вам нравятся уроки с применением технических средств?

Итак, я подытожу: какие технические средства мы используем на уроке? Видеопроектор для показа презентации, телефон для записи звука, видеокамера для записи видео, интернет для поиска информации, нот, записей, фонограмм; нотный редактор «Финал» для написания нот.

Детям большое спасибо. А пока ученики убирают рабочие места, я хочу предложить вам посмотреть выступление одного необычного оркестра (Исполнение на iPad, iPhone, Apple Products Band, iBand). В заключение я хочу сказать, что какие бы технические средства мы не использовали, они никогда не заменят общение с «живой» музыкой и настоящими музыкальными инструментами.

Спасибо за внимание.