Урок № 23. Тема: «Природа и люди Древней Индии»
Цель: ознакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии
Задачи:
обучающая- продолжить формирование умений составлять рассказ, формулировать несложные выводы, работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать исторические документы как источник знаний
-развивающая - развивать мышление, пространственные представления, творческие способности
-воспитательная-
Тип урока: изучения и первичного закрепления
Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные.
Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай. 3 тыс. до н. э. - III в. н. э.».
На доске: тема и план урока, новые слова, д/з
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Персидская держава "Царя царей"»
1. Подготовка устного ответа по карточке № 20.
КАРТОЧКА № 20
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как правил Персидской державой Дарий I?»
Для этого вспомни:
Какие государства, нами изученные, вошли в состав Персидской державы при Дарии I и его предшественниках?
Для чего Дарий I разделил свою державу на 20 округов, а во главе их поставил наместников?
Чем платили налоги покоренные народы Дарию I?
Для чего Дарий начал чеканить золотые монеты?
Почему Дарий заботился о своей армии?
Как выглядела «царская дорога»?
Как была налажена связь во времена правления Дария I?
Сделай вывод.
Примерный ответ учащегося
Персидская держава поглотила почти все государства, историю которых мы изучали на наших уроках. Это - Междуречье, Лидия, Мидия, Палестина, Египет. Для того чтобы ему было легче управлять такой большой державой, он разделил ее на 20 округов, поставил во главе их своих наместников. Он заставил покоренные народы платить налоги золотом и серебром. Их не платили только персы. Для того чтобы облегчить торговлю на своей территории, он начал чеканить золотые монеты. Армию свою всегда проверял лично, держал в боевой готовности, так как боялся восстания покоренных народов. Для быстрого передвижения создает «царскую дорогу» из Суз в Сарды. Дороги содержали в порядке для облегчения связи между округами.
2. Индивидуальная работа с учащимися письменно на листочках (5-7 человек).
Решение задачи. В результате завоевания образовалось огромное Персидское царство. Наибольшего могущества оно достигло при царе Дарии I. Многие народы Дарий держал в повиновении и выколачивал из них богатую дань. Во все концы государства он посылал шпионов, которых называли «глаза и уши царя».
- Какими средствами Дарий I держал в повиновении покоренные народы? Охарактеризуйте положение завоеванных стран. (Действительно, Дарий I содержал огромную армию шпионов, но кроме них в каждом округе (а их было 20) находилась часть его армии. Каждый год он лично устраивал смотр своих вооруженных сил, держал армию в боевой готовности. Жители покоренных стран должны были платить ему налоги золотом или серебром.)
Работа с классом (задания на выбор учителя).
а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 79 (с. 66).
б) Решение задачи.
Вот как описывается строительство дворца Дария I в его надписи: «Я - Дарий. Царь великий, царь царей, царь стран, царь этой земли. Этот дворец... я построил в Сузах. Все работы по рытью земли, по засыпке гравия, по ломке кирпича выполнял народ вавилонский. Кедр был доставлен с горы, называемой Ливанской. Золото, здесь употребленное, доставлялось из Сард и из Бактрии. Самоцветы, лазурит и сердолик доставлены из Согдианы. Темно-синий самоцвет доставлен из Хорезма. Серебро и бронза - из Египта... слоновая кость доставлена из Эфиопии и Индии. Рабочие, которые тесали камень, были панийцы и мидяне. Золотых дел мастера, которые работали над золотом, были мидяне и египтяне...»
Какие выводы можно сделать на основе этого документа? (Географические объекты, названные в документе, перечисление народов разных стран, позволяют судить о громадных масштабах державы Дария 1. Перечисление драгоценных камней, металлов, других отделочных и строительных материалов позволяет судить о масштабах строительства дворцов для Дария I.)
Устный ответ ученика по карточке № 20
III. Переход к новой теме
Мы познакомились с историей стран Западной Азии. Узнали, что здесь было много красивых городов, жители которых умели создавать прекрасные вещи, многие из которых сохранились и до нашего времени. Неоценимый вклад в развитие культуры народов мира внесли древние евреи, которые собрали мифы и предания своего народа и создали Библию... А как жили древние люди на юге Азии?
IV. Изучение новой темы
План:
Географическое положение и природные условия Индии.
Занятия жителей Индии.
Религиозные верования индийцев.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать пп. 1, 2 § 20 на с. 95-97
Беседа по прочитанному и работа по карте (с. 96).
Где находится Индия?
Какие моря омывают Индию с запада, востока и юга?
Какие горы защищают Индию с севера?
Какие крупные реки текут по территории Индии?
Где берут начало эти реки?
Как ведут себя реки в июле и в августе каждого года?
В каких странах Африки и Западной Азии мы встречали это явление?
Что такое джунгли?
Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях?
Чем опасны были джунгли?
Где находится Индия? (Индия расположена на юге Азии.)
Какие моря омывают Индию с запада, востока и юга? (Индийский океан.)
Какие горы защищают Индию с севера? (Гималаи, самые высокие горы в мире.)
Какие крупные реки текут по территории Индии? (Инд и Ганг.)
Где берут начало эти реки? (Они берут начало в Гималаях.)
Как ведут себя реки в июле и в августе каждого года? (От сильных дождей они выходят из берегов.)
В каких странах Африки и Западной Азии мы встречали это явление?(В Египте и Междуречье.)
Что такое джунгли? (Густые труднопроходимые места.)
Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? (Бананами, плодами манго, кокосовыми орехами.)
Чем опасны были джунгли? (Ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями).
Решение задач.
Задача 1. Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тыс. до н. э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.
Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?
(Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже канализация. Города строились по специальному плану, значит люди обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь позволяет судить о развитии торговли.)
Задача 2. В начале I тыс. до н. э. наиболее быстро стало развиваться хозяйство в долине Ганга. Преодолевая огромные трудности, люди отвоевали у джунглей землю для посева: копали каналы, насыпали плотины, рыхлили землю.
Подумайте, какими успехами в развитии хозяйства это было вызвано? В каких странах были сходные природные условия?
(Все вышеперечисленные работы можно было производить только железными орудиями труда, поэтому с освоением железа связаны, очевидно. Успехи в развитии хозяйства индийцев, живущих в долине реки Ганг. Сходные природные условия были в Египте, Междуречье.)
4. Комментированное чтение п. 4-5 § 20 на с. 98-100
Беседа по вопросам.
Какие религиозные верования существовали у древних индийцев?
Что сходно в представлениях индийцев и египтян о посмертном существовании, что различно?
(Египтяне верили, что после смерти человек переселяется в царство мертвых, но не всех туда пускают. Это решает суд Осириса. Индийцы считали, что и после смерти человек не перестает жить, а меняет свой внешний облик, превращается в другое существо.)
V. Закрепление изученного материала
1. Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 84 (с. 71).
2. Объясните значение слов:
Брахман - ...
Шудра - ...
Каста - ...
Бамбук - ...
Будда
Отшельник -
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 20; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 83
Реши задачу
- Какими средствами Дарий I держал в повиновении покоренные народы? Охарактеризуйте положение завоеванных стран.
Реши задачу
- Какими средствами Дарий I держал в повиновении покоренные народы? Охарактеризуйте положение завоеванных стран.
Реши задачу
- Какими средствами Дарий I держал в повиновении покоренные народы? Охарактеризуйте положение завоеванных стран.
Реши задачу
- Какими средствами Дарий I держал в повиновении покоренные народы? Охарактеризуйте положение завоеванных стран.
Реши задачу
- Какими средствами Дарий I держал в повиновении покоренные народы? Охарактеризуйте положение завоеванных стран.
Задача 1. Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тыс. до н. э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.
Задача 1. Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тыс. до н. э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.
Задача 1. Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тыс. до н. э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.
Задача 1. Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тыс. до н. э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.
Задача 1. Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тыс. до н. э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.
Задача 1. Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тыс. до н. э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.
Задача 1. Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тыс. до н. э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.
Задача 2. В начале I тыс. до н. э. наиболее быстро стало развиваться хозяйство в долине Ганга. Преодолевая огромные трудности, люди отвоевали у джунглей землю для посева: копали каналы, насыпали плотины, рыхлили землю.
-Подумайте, какими успехами в развитии хозяйства это было вызвано? В каких странах были сходные природные условия?
Задача 2. В начале I тыс. до н. э. наиболее быстро стало развиваться хозяйство в долине Ганга. Преодолевая огромные трудности, люди отвоевали у джунглей землю для посева: копали каналы, насыпали плотины, рыхлили землю. Подумайте, какими успехами в развитии хозяйства это было вызвано? В каких странах были сходные природные условия?
Задача 2. В начале I тыс. до н. э. наиболее быстро стало развиваться хозяйство в долине Ганга. Преодолевая огромные трудности, люди отвоевали у джунглей землю для посева: копали каналы, насыпали плотины, рыхлили землю.
Задача 2. В начале I тыс. до н. э. наиболее быстро стало развиваться хозяйство в долине Ганга. Преодолевая огромные трудности, люди отвоевали у джунглей землю для посева: копали каналы, насыпали плотины, рыхлили землю.
-Подумайте, какими успехами в развитии хозяйства это было вызвано? В каких странах были сходные природные условия?
Задача 2. В начале I тыс. до н. э. наиболее быстро стало развиваться хозяйство в долине Ганга. Преодолевая огромные трудности, люди отвоевали у джунглей землю для посева: копали каналы, насыпали плотины, рыхлили землю.
-Подумайте, какими успехами в развитии хозяйства это было вызвано? В каких странах были сходные природные условия?
Задача 2. В начале I тыс. до н. э. наиболее быстро стало развиваться хозяйство в долине Ганга. Преодолевая огромные трудности, люди отвоевали у джунглей землю для посева: копали каналы, насыпали плотины, рыхлили землю.
-Подумайте, какими успехами в развитии хозяйства это было вызвано? В каких странах были сходные природные условия?
Задача 2. В начале I тыс. до н. э. наиболее быстро стало развиваться хозяйство в долине Ганга. Преодолевая огромные трудности, люди отвоевали у джунглей землю для посева: копали каналы, насыпали плотины, рыхлили землю.